Сделай Сам Свою Работу на 5

ПРОГУЛКА К ГОРЕЛЫМ ОЗЁРАМ





И вот уж призывно к походу сигнал прозвучал.

Забились сердца и счастливо, и где-то печально,

Когда удалялся и таял в тумане причал.

В.Цывкин.

Частная независимая газета Бесплатное распространение Издаётся с октября 2007 года № 96 Январь 2016г.

ОТ РЕДАКТОРА

Дорогие читатели газеты, друзья! Вместе с Дедом Морозом и Снегурочкой поздравляю вас с Новым годом и Рождеством и желаю всем отличного здоровья и настроения!

Пусть 2016 год принесёт вам удачу и много интересных путешествий, открытий и находок!

Попутного вам ветра странствий!

- 2 -

Путешествия по родному краю

Старшее поколение путешественников города Пенза в лице Анатолия Фёдоровича Мордвинцева - члена РГО попросило меня положить следующий материал:

Конфлюенция 53N - 45E

Два - три года тому назад Дмитрий Серафимович Воробьёв, годовщина трагической гибели которого была совсем недавно (5 ноября 2015 г.), и его товарищ по путешествиям и исследованиям нашего края Николай Александрович Козинский установили памятный знак на месте конфлюенции (пересечения) 45 меридиана и 53 параллели.



Эта уникальная точка находится недалеко от деревни Новая Каменка Кондольского района Пензенской области. Фотографии Н. Козинского этого места можно посмотреть на сайте Планета Земля (Google Earht). Этот знак остался памятником Д. Воробьёву, как и православный 5-метровый крест с колоколом на месте исчезнувшей с лица России деревни Адамовка Лунинского района.

Очень интересно, это совпадение или замысел, что всего в 1 км от этой точки заканчивается самая крупная трёхленточная лесозащитная полоса, протянувшаяся от города Белая Калитва Ростовской области почти до Пензы, вернее до точки конфлюенции 53N - 45E? Длина этой полосы 740 км!

- 3 -

В сентябре 2015 г. группа велосипедистов из четырёх человек посетила этот знак. Появилась идея: на столбе повесить герметический контейнер с книгой для посетителей. Эта точка может стать местом для паломничества "краелюбов". Н.Козинс-кий собирается установить там небольшую скамеечку, посадить маньчжурский орех и полянку воронцов.

Для справки: эта точка находится недалеко от грунтовой дороги, идущей от села Большая Валяевка (примерно 20 км) до деревни Новая Каменка. В 150 метрах от



столба № 29 высоковольтной линии.

Андрей Нугаев.

Материал взят с сайта ПЕНЗОВЕД.РФ.

*****************************************************************

ПРОГУЛКА К ГОРЕЛЫМ ОЗЁРАМ

Я уже много лет посещаю и изучаю один достаточно обширный и интересный для меня (и не только для меня) район под Пензой, который я условно называю «Междуречье» – обширный участок леса, расположенный между Сурой и Старой Сурой. С юга этот лесной массив ограничен плотиной Сурского водохранилища, с севера – районом бумажной фабрики «Маяк», где старое русло Суры соединяется с новым. Об исследованиях данного района я в 2002 – 2005 годах написал заметку под названием «Таинственное Междуречье», опубликованную на страницах газеты «Ведомости БВМ Со.» в №№ 179-181. В послесловии к статье я отметил, что исследования не закончены, и что как будет накоплено достаточное количество материала, последует продолжение. За прошедшие 10 лет кое-что, конечно, добавилось, в том числе и совсем недавно, в декабре 2015 года. Я планирую в обозримом будущем выпустить пере-работанный и дополненный вариант «Таинственного Междуречья», а пока познакомлю читателей «Ветра странствий» о пешей прогулке в одно любопытное местечко, расположенное как раз в этом районе.

Предыстория прогулки такова. 20 декабря я позвонил своему другу Александру Голякову, коренному жителю Ахун, который как свои пять пальцев знает окрестные леса. От него я узнал, что совсем недавно он вместе со своей женой Нелей, а также с Виктором Дубининым и Валерием Артюшиным основал новую туристическую стоянку на так называемом Горелом озере, расположенном в пойменного лесу левобережья Старой Суры. Точнее, стоянка была основана на берегу Большого Горелого озера, тогда как поблизости находится и Малое Горелое озеро. Ещё до нашего разговора я уже слышал про эти озёра и видел их обозначения на старых картах пойменной части Суры, когда она протекала не через центр Пензы, а через Ахуны, чтобы соединиться с



- 4 -

впадающей в неё рекой Пенза чуть ниже Маяковской плотины. Но почему-то мне казалось, что эти озёра с течением времени в связи с гидрографическими изменениями русла Суры исчезли, как пропали озёра Ерня, Ёва, протока Свинуха и некоторые другие водоёмы. Но оказалось, что в отношении Горелых озёр я неправ. Голяков пригласил меня в следующее воскресенье, 27 декабря, сходить к этим озёрам и объяснил, как туда добраться.

Из разговора с Сашей я понял, что проходил в своё время совсем недалеко от этого места, но так получилось, что этих озёр никогда не видел. Поэтому, естественно, я решил стереть своё очередное «белое пятно» с геогра-фической карты моего любимого Междуречья.

Напротив «катушек» Заячьи следы

В путь я из дома отправился уже довольно поздно, в 13 часов, но, учитывая не слишком большое расстояние, рассчитывал добраться туда и обратно засветло. Доехав до остановки «Управление лесного хозяйства», я по улице Лодочной пошёл вверх по течению реки Старая Сура, а когда улица закончилась, перешёл на тропку, петляющую вдоль берега. Очередное потепление растопило почти весь снег в городе и значительную его часть в лесу. Он прикрывал землю тонким слоем, и идти пешком было совсем нетрудно. Температура воздуха колебалась в районе нуля, река была покрыта непрочным льдом, кое-где виднелись промоины. Несмотря на принимавшийся идти в этот день снег, на тропе были довольно отчётливо видны следы трёх человек, причём только в одном направлении, из чего я сделал вывод, что мои друзья уже находятся на стоянке и обратно пока не возвращались. Я последовательно прошёл видневшиеся на противоположной стороне реки Козий пляж, Интернатовский пляж (или так называемые «Катушки») и, немного не доходя до забора «Русской охоты», свернул направо, ориентируясь на следы и остатки бетонных столбов старой линии электропередач. Через несколько минут я вышел к костру, возле которого находились супруги Голяковы и Виктор Дубинин. Я как раз поспел к чаю.

Большое Горелое озеро

 

- 5 -

На стоянке находилось кострище с рогульками и перекладиной для котелков, а также брёвна для сидения. Дров вокруг имелось в избытке, в том числе и дубовых, от которых много жара. В десяти метрах от стоянки находилось заснеженное Большое Горелое озеро, в котором Голяков когда-то ловил карасей. Он рассказал, что летом озеро покрывается ряской, макси-мальная глубина его составляет порядка двух метров, постепенно оно заболачивается. Длина озера составляет примерно 200 метров, ширина – метров 15. Впрочем, размеры можно было оценить весьма приблизительно. На лёд из-за его хрупкости выйти было невозможно, а берег озера сильно зарос кустами, так что как следует разглядеть его не удалось. Но, по крайней мере, я узнал, где оно находится. Саша предложил нам с Виктором пройтись к Малому Горелому озеру, располагавшемуся неподалёку, метрах в двухстах-трёхстах. Сам он не было там довольно давно, а мы с Дубининым – вообще ни разу. Неля осталась у костра, а мы отправились в путь по лесному бездорожью.

На стоянке «Горелое озеро»

Поскольку напрямую через Большое Горелое озеро пройти было нельзя, пришлось обходить его с правой стороны. На снегу виднелось множество звериных следов: заячьих, лисьих и лосиных. Петляя между деревьев и кустов, мы взяли правее, чем требовалось, но Голяков вовремя спохватился и минут через 10 вывел-таки нас к искомому водоёму, точнее, к одному из его краёв. Определить размеры Малого Горелого озера было ещё более затруднительно, чем Большого, поскольку на его берегах кусты росли ещё гуще. Александр, впрочем, сказал, что Малое Горелое озеро ничуть не меньше Большого, а может, даже и больше. Надо будет попробовать сюда наведаться в тёплое время года, чтобы поподробнее рассмотреть эти водоёмы, хотя не факт, что летом их будет лучше видно.

Малое Горелое озеро

 

- 6 -

Назад к стоянке мы возвратились быстрее, поскольку срезали сделанный нами небольшой крюк. Выглянувшее из облаков скупое декабрьское солнце клонилось к горизонту, стало немного подмораживать, пора было собираться в обратную дорогу. Да, короток зимний день!

Шли все вместе. По пути решили заглянуть на ещё одну турстоянку под названием «Дубовая», которая располагается совсем близко от Ахун на уровне поворота реки в районе Ближнего пляжа. Её основали и обустроили несколько лет назад Голяковы, Дубинин и Артюшин, а вот я оказался на ней в первый раз. Находится она в лесу в том месте, где берёт своё начало ещё одна старица Старой Суры, выходящая к управлению лесного хозяйства. Этот водоём, точнее, его противоположный от того места, где мы находились, конец, хорошо виден с автомобильной дороги. Голяков рассказал, что некогда эта старица соединялась со Старой Сурой и даже показал лесную лощинку, являвшуюся в своё время протокой.

Стоянка «Дубовая» в силу более раннего основания и частого посещения оборудована более капитально, чем стоянка «Горелое озеро»; здесь имеется, в частности, навес для дров, под которым можно вполне укрыться от дождя. Забегая вперёд, скажу, что на этой стоянке, несмотря на весьма прохладную погоду, встретили Новый 2016 год супруги Голяковы. До утра, впрочем, они на ней не остались, вернувшись через некоторое время домой.

На стоянке «Дубовая»

Вот так под Новогодний праздник автор статьи побывал в новых для себя местах, находившихся совсем рядом с тропой, по которой хаживал не один раз, и не подозревал при этом об их существовании.

Александр Белов (Митрофанов).

Фото автора и В.Дубинина.

 

- 7 -

Л и т е р а т у р н ы е с т р а н с т в и я

А будет это так

А будет это так: заплачет ночь дискантом,

И ржавый ломкий лист зацепит за луну,

И белый-белый снег падёт с небес десантом,

Чтоб чёрным городам придать голубизну.

И тучи набегут, созвездьями гонимы,

Поднимем воротник, как парус декабря,

И старый-старый пёс с глазами пилигрима

Закинет морду вверх при жёлтых фонарях.

Друзья мои, начать бы всё сначала!

На влажных берегах разбить свои шатры,

Валяться бы на досках нагретого причала

И видеть, как дымят далёкие костры…

Ещё придёт зима в созвездии удачи,

И лёгкая лыжня помчится от дверей.

И может быть, тогда удастся нам иначе,

Иначе, чем теперь, прожить остаток дней.

Юрий Визбор, 21.11.1975г.

Т у р и с т с к и е т р о п ы

Двухсотки на Майорке

Веломарафонский сезон 2015 года начался для меня в Испании на острове Майорка. Здесь в преддверии начала туристического сезона, удалось активно покататься на шоссейнике и маунтинбайке и включиться в веломарафонский сезон. Но обо всём по порядку.

Первая двухсотка запланирована на 25 апреля. Прошло уже пять дней, как я на острове. Успел немного привыкнуть к незнакомой обстановке, взял в прокате шоссейный велосипед "Arbea" приличной комплектации на карбоновой раме. Здесь все так делают, потому что везти с собой велик, прямо скажем, не совсем удобно. Да и незачем, как показала практика. Незачем было везти с собой шлем и контактные педали. Всё это и ещё многое выдаётся в прокате в придачу к велику. В принципе, прийти туда можно голым, но при деньгах. Оденут, обуют, подрегулируют вел под размеры фигуры, дадут насос и запасную камеру, тросик с замком, велокомпьютер. Стоит это прилично, но того стоит. За первые сутки - 15 евро, далее с хорошей скидкой за каждый последующий день, но не более семи суток. Оплата при сдаче велосипеда, но берут задаток 50 евро, который

- 8 -

возвращается. Байк стоит намного дешевле. За первый день - 5 евро, далее по той же схеме.

Пунктов проката велосипедов на острове множество, с немного разными, но похожими условиями. В другом пункте могут быть других брэндов, но тоже достойные велосипеды.

В прокате бал правит молодая женщина, лучше меня знающая английский, на котором мы довольно успешно общались. На немецком тоже вовсю «шпрехает», а вот на французском - несколько слов. Исключительно вежлива, улыбчива и доброжелательна. А как же иначе? Раньше занималась конным спортом, о чём свидетельствует фотография, висящая на стене.

Управляющий заведением пожилой мужчина: бывший велогонщик с чемпионскими титулами, о чём тоже свидетельствует фото на стене. Рука в гипсе. Наверное, до сих пор гоняет на шоссейнике. Появлялся он не часто, и общался я с ним только один раз.

И молодой парень. Вначале его нет, но мгновенно появляется, когда надо что-то подкрутить, подогнать или подкачать. Не столь пунктуален, как его старшие коллеги, но безоговорочно исполнителен. Первый раз отдавая мне велосипед, он подавил пальцами покрышку и произнёс: "О'кеу". Я тоже пощупал и сказал: "No, this only for atmosfer" и показал ему число "семь" на покрышке. Парень тут же достал манометр и замерил давление. Оказалось, действительно, четыре! Подкачал, показал результат на манометре, а при следующих встречах он сразу же делал это.

Итак, велосипед есть. Завтра выезжаю на «марафон-200». Но сегодня надо хоть немного прокатиться после долгого зимнего перерыва. За состояние своё не беспокоюсь. Всю зиму с лыж не слезал. Но велосипед - это немного другое.

В спокойном режиме проехал 50 километров. Хотел 20-25. Но затянуло. Ещё бы! Сплошные велодорожки, широкие и ровные. Есть рельеф, и бывает не слабый. Вне зоны отелей Пальма Нова - лес и поля, чередующиеся с небольшими жилыми зонами, где может быть немало интересного.

Километров десять, и выехал на другую часть острова. Это зона городка Санта Понса. Здесь тоже песчаный пляж и сплошные отели. Народ гуляет, но не купается. Температура воды в это время не более 18 градусов. Есть и те, для кого это годится, но мало таких.

Еду назад и сворачиваю вправо. Велодорожка повела куда-то на юг. Проезжаю большое предприятие, где выращивают пальмы и другие экзотические для нас растения. Пальмы растут в бочках, их много. Много и других деревьев, лиственных и хвойных, растущих в ожидании перемещения в постоянное место. Это часть туристической индустрии создающей на острове красоту, привлекательность и уют.

Въезжаю в городок Port Adriano. Здесь обрывистые берега и прекрасные виды. Но, кажется, я увлёкся. Здесь в любой точке можно найти интересное, зависнуть, и надолго. По незнакомым велодорожкам возвращаюсь назад. Впечатлений от первой поездки уже достаточно.

Утром следующего дня в 9.30 спускаюсь с девятого этажа и выезжаю. Маршрут составил по карте, купленной сразу же по приезду на остров. Территория сложная. Много дорог разного класса: от сельских до автобанов. Велодорожки везде! Но разобраться в этом многообразии непросто. Тем более, что на дорожных указателях не часто увидишь более-менее знакомый английский язык. Всё на родном, испанском. Итак, еду на северо-

- 9 –

восток, пересекая остров по диагонали.

Сначала надо доехать до столицы Майорки, города Пальма, с населением более 400000 человек. Это только местных жителей, а гостей со всего мира здесь ещё больше. Часто город называют Пальма де Майорка. Наверное потому, что в мире несколько городов с названием Пальма. От отеля Las Palomas (в переводе с испанского - голубь), где я живу, до центра Пальмы порядка 15 километров. Дорога средней ширины, рядом велодорожка, несколько раз до Пальмы пересекающая основную дорогу. Едут по ней в основном байки. Шоссейники в большинстве своём её игнорируют и едут вместе с автомобилями. Водители относятся к этому спокойно. Попробовал по велодорожке и, действительно, оказалось не очень. То остановка автобуса на пути, то манёвры на пересечении дорог, то бегуны, активно использующие велодорожку, то пешеходы. Приходится со всеми её делить, поступаясь скоростью. Здесь это в порядке вещей, и, похоже, все это понимают.

Дорога идёт вдоль берега, но не приближается к нему. Справа с редкими перерывами тянется череда отелей, за которыми иногда виднеются пустующие пока пляжи. Но не совсем пустующие. Здесь немало любителей прогуляться или пробежаться по песку, поиграть в пляжный волейбол и футбол.

До начала Пальмы ориентация шла предсказуемо. Но перед въездом в город куда-то свернул (или не свернул), попал в какой-то исторический район, спустился вниз по узкой улочке между старинными домами, зашел в подъём и выехал на городскую улицу, похоже, центральную. Вот памятник человеку на коне... Да это же Площадь Испании с подземным автовокзалом, знакомая по пути из аэропорта! Кажется, я даже упростил и сократил путь до Пальмы. Торможу у памятника арагонскому королю Хайме I, завоевателю острова. На памятнике число - 1229. Это год первых исторических упоминаний об острове Майорка.

На велокомпьютере только 16 километров, а сколько уже всего промелькнуло перед глазами! Достаю карту, чтобы освежить в памяти следующий участок маршрута до города Inca. Карта, между прочим, на русском языке! Выбираю направление и перехожу на противоположную часть улицы по пешеходному переходу. Улиц в городе много, а моя дорога одна. Кривая выведет!

Так и случилось. По разным улицам с многочисленными поворотами, не спеша, разглядывая городские пространства, останавливаясь и фотографируя, выезжаю на развилку, где чётко вижу знак, указывающий направление на Инку. Здесь автобан с параллельно идущей велодорожкой. Долго выбирался из города, который вовсе не маленький. Его население более четырёхсот тысяч человек. Выезжаю на велодорожку и - вперёд!

На карте острова Майорка дороги, по которым можно ездить на велосипедах, делятся на три вида. Это чётко обозначено на карте дорог и велодорожек острова, которую я видел, но не успел купить.

Первый - выделенные велодорожки. Это асфальтовая полоса для велосипедистов с запретом заезда на неё автомобилей. По ней также могут кататься любители роликовых коньков, лыжероллеров, могут использовать бегуны и пешеходы. В городе велосипедисту на такой дорожке надо быть крайне внимательным, но за чертой города ему очень вольготно, когда остальных или нет, или мало. Такая велодорожка может идти вдоль шоссе или совершенно самостоятельно. На некоторых велодорожках нарисованы знаки,

- 10 -

ограничивающие скорость движения. Видел ограничения 20, 15 и 10 километров в час. Это бывает очень даже оправданно. Многие велосипедисты в черте города игнорируют "перенаселённую" велодорожку и предпочитают ехать по шоссе за белой ограничительной полосой. Здешние водители на них особо не обижаются.

Второй вид - совмещённые с автомобильной дорогой. Велодорожка отделена от основной дороги ограничительной полосой. Ширина дорожки может быть от полуметра до нескольких метров. Слева автомобили, которые практически не напрягают, а справа - здесь надо быть внимательным. Полотно дороги может ограничиваться по-разному: от бордюра до канавы. Канава обычно сухая, и в ней может быть всё: от обычной травы до острых камней и даже колючих кактусов. Поэтому расслабляться на такой велодорожке не следует.

Третий вид - дороги с неразделённым движением. Они узкие, с ограничительной полосой, идущей рядом с концом асфальтового полотна. Такие дороги есть в старых районах городов, между маленькими сёлами и на серпантинах горных дорог. Ехать по такой дороге на велосипеде (на Майорке), на мой взгляд, весьма безопасно. Здешние водители крайне осмотрительны и осторожны. После того, как водитель догонит велосипедиста, он едет с его скоростью до тех пор, пока не дождётся удобной ситуации для обгона. Он не станет возмущённо гудеть, пытаться поджать к краю дороги или подрезать. Это осторожность усиливается ещё тем обстоятельством, что, как правило, водитель и велосипедист - граждане разных стран и конфликт между ними с неприятными последствиями может выйти за рамки одной страны. Этого никто не хочет.

На автобанах, как и везде в Европе, велосипедное движение запрещено. Хотя ни одного знака, запрещающего выезд велосипеду на автобан, я не видел. Наверное потому, что всё написанное в Правилах дорожного движения очевидно и не требует дополнений. Иногда вдали от городов, некоторые велосипедисты злоупотребляют этим, на что часто слышат возмущённые сигналы водителей. Широкая пустующая правая полоса на автобане заманчива, но запрет есть запрет.

Еду по совмещённой велодорожке. Машин на дороге немного, дорога ровная, без подъёмов. Ничто не мешает держать хорошую скорость. Наконец-то я почувствовал себя на марафоне!

Вокруг поля и небольшие хозяйства. Вдали слева по ходу - горы, высокие и обрывистые. Еду километров пятнадцать и вижу вдоль дороги цветущие деревья. Цветы сиреневого цвета, очень большие. Такие деревья и цветы вижу впервые. Как называется эта красота, не знаю. Останавливаюсь, рассматриваю, фотографирую. Чувствую приятный запах цветов, ни о чём не напоминающий. Еду дальше.

Проезжаю указатель начала городка Binisalem. На въезде слева огромная бутылка, представляющая винодельческое предприятие. Справа череда кафе простеньких кафе, где можно перекусить. Велосипедисты часто пользуются такими кафешками, и сейчас рядом стоит десяток велосипедов в ожидании своих владельцев.

Проезжаю большой велосипедный магазин называющийся "Gotzilla". Но сегодня выходной, и он не работает. Рассматриваю через стекло, что там есть. Есть, разумеется, и немало. Но понравился очень маленький шоссейник, детский, почти полная уменьшенная копия того карбонового "Arbea", что стоит рядом. Да, пацанёнок, которому этот вел купят, будет очень круто смотреться в среде своих сверстников.

- 11 -

Заканчивается Binisalem. Дорога вышла на перекрёсток с двумя указателями на Инку. Один показывает на автобан, другой - на обычную дорогу. Еду по обычной, за белой разделительной полосой. Через 13 километров въезжаю в город Инка.

Вижу, что в городе много старинных зданий и улиц, которые не успела затронуть безжалостная современность. Здесь есть на что посмотреть, но, узрев указатель на Алькудиа, занимаюсь этим по ходу дела. Один перекрёсток, другой, и въезжаю в центр города. Вижу, что движение автомобилей перекрыто по причине проведения какого-то массового мероприятия. На велосипеде, конечно, проеду, а машины стоят. Вижу длиной в несколько сотен метров колонну людей в военной форме. Не в повседневной, а в парадной, с аксельбантами! Многие с барабанами, трубами, литаврами и какими-то экзотическими музыкальными инструментами. Народа вокруг - битком. Что за праздник такой навороченный? Не знаю. Колонна, сопровождаемая полицейскими машинами, под звуки собственной музыки двинулась вверх по улице, по которой я сюда спустился. Молодая женщина-полицейский лихо разруливает автотранспорт, скопившийся на дорогах, выходящих на площадь. Ну, и для меня дорога освободилась.

Но не совсем. Из-за большого скопления машин выезжаю из центра по маленьким улочкам и быстро оказываюсь на окраине города в начале дороги, ведущей в горы. Съезжаю на газон, достаю карту и разбираюсь, как выйти на нужное направление. Немного по пересекающей дороге, затем направо, и я на очень широкой, с двухсторонним движением велодорожке, идущей справа от трассы на Алькудиа.

Асфальт ровный, идёт чуть вниз, ветер сильный и попутный. Скорость ниже сорока опускается редко. В таком темпе доезжаю до перекрёстка, где велодорожка перекрыта бетонными блоками. За ними немного асфальта и в продолжении - строящийся участок велодорожки. Не поверилось, что такая мощная велодорожка закончилась. Проезжаю до блоков, смотрю. Всё, что вижу, говорит о том, что строительство скоро продолжится. А пока возвращаюсь на перекрёсток.

На мосту стоит велосипедист, достал карту и соображает, как ему ехать дальше. Спрашиваю: "What problems at you?" Отвечает, что выбирает дорогу, по которой можно доехать до Инки. И показывает на велодорожку, по которой я приехал сюда. Говорю ему что это правильно,и что это очень хорошая велодорожка. "Thank you", и мы разъезжаемся.

Здесь автобан, вдоль которого я ехал, заканчивается, и в продолжение идут две дороги: на Алькудиа и на Порт де Поленса. Вторая направлена в сторону гор, а первая сразу выводит к морю. Еду по первой.

Километров через пять останавливаюсь на красный свет светофора и смотрю, как очень большая группа велосипедистов пересекает автотрассу по велодорожке. Еду прямо, и ещё через пять километров останавливаюсь на перекрёстке у въезда в городок Алькудиа. В ожидании на красном рассматриваю и фотографирую скульптуру, изображающую кого-то, похожего на коня, стоящего на задних ногах.

Поворачиваю на кольце влево и еду по улице городка. Здесь нет таких высоких многоэтажных отелей, как в Пальма Нова, много старых зданий, но всё чисто и красиво. Не останавливаясь, еду до окраины, и как только дорога пошла вдоль кромки берега, торможу.

Снимаю с себя лишнюю одежду, перекусываю из своих скромных запасов, изучаю карту. На велокомпьютере 84 километра, время 14.18.

Здесь тепло, даже жарко и нет ветра. Море спокойное. Берег песчаный, но

- 12 -

неухоженный. На песке много сухих водорослей, выброшенных морем. Птички всякие в них копошатся, жуки ползают, бабочки летают. На острове по возможности в каждой бухте выделяется небольшой участок с естественной природой, чтобы хоть как-то поддерживать существование биологических видов, до которых обычному человеку нет дела, а в природе каждый из них является элементом биологической цепи, которую легко разрушить, но трудно воссоздать. Иначе нельзя. Иначе, кроме человека, здесь никого не останется.

Еду по дороге, идущей вдоль берега бухты на север, в сторону Порт де Поленса. Довольно много велосипедистов едут туда и обратно, в одиночку и группами, мужчины, женщины и подростки. На велодорожке нужно быть внимательным. Велосипедная жизнь здесь кипит! Некоторые велосипедисты начинают со мной соревноваться, но я не реагирую на их действия. Они же не ведают, что я на марафоне, а не на прогулке. Большинство же едет спокойно, совершенно себя не напрягая. На отдыхе люди, однако.

Вот началась пляжная зона. Всё, как положено - с зонтиками и лежаками. Но пока ещё без купающихся. В рекламных буклетах пишут, что вода здесь прогревается быстрее, чем в остальных бухтах острова. Возможно, она теплее, чем у Пальма Нова, но не более чем на полградуса. Иначе бы все купались.

Дорога вдоль бухты и всё, что её окружает, становится оживлённее и плотнее. Настолько, что приходится сбросить скорость и ехать тихо и осторожно в окружении множества велосипедистов, бегунов и просто гуляющих. Справа порт с множеством катеров и яхт, слева полоса отелей, сразу за которыми возвышается крутой скальный обрыв. Дорога фактически превращается в тротуар, и я останавливаюсь. Смотрю вокруг, делаю несколько фото. Вдоль тротуара сплошной линией тянутся кафе и небольшие магазины. Много людей сидит за столиками, да и мне бы пора приземлиться. Но нет, в таком многолюдье мне как-то неуютно. Надеюсь, что встретится место спокойней.

Вижу вдали, в конце бухты (или в начале?), высокий и крутой горный массив, соединённый с островом тонким перешейком. Вижу нить серпантина автомобильной дороги, уходящей вверх... Рвануть туда? Нет, рановато для второго выезда в сезоне. Разворачиваюсь и еду назад.

По той же велодорожке, вдоль той же бухты, доезжаю до места предпоследней стоянки, торможу, чтобы ещё раз проработать по карте следующий участок маршрута. Бухта после полуострова будет очень широкая. Проеду примерно до середины вдоль берега и сверну на запад, чтобы по второстепенным дорогам добраться до Пальма де Майорка.

Въезжаю в Алькудиа и не спеша проезжаю его насквозь. Дорога становится широкой с довольно интенсивным движением автотранспорта. Но и велосипедистов не меньше. Еду, разглядывая город, и останавливаюсь в приглянувшемся уличном кафе, чтобы пообедать.

Кроме меня, здесь расположилась пара велосипедистов и больше никого. Сразу подошла девушка и стала что-то очень быстро говорить по-испански. После моего "До ю спик инглиш?" она перешла на английский и продолжила речь с такой же скоростью, непостижимой для моего владения языком. После моей просьбы "Сэй литл спид, плиз", понял, что медленнее она говорить не умеет или не хочет. Встал, подошёл к прилавку и стал показывать ей то, чтобы мне хотелось бы взять на обед. Выбор оказался небольшой. Его можно было бы дополнить, но пришлось бы ждать приготовления. Девушка принесла

- 13 -

порцию чего-то более-менее вкусного и фруктовый сок с огромным куском льда. Лёд я сразу же переложил в велофляжку. Хлеба не принесла, хотя я показывал ей на длинную булку, лежащую на подносе вместе с двумя другими. Ещё раз показываю девушке на булку и говорю, что хочу её купить. Она наотрез отказывается, что-то непонятное объясняя мне. Не увидев ничего, способного заменить хлеб, взял воды, чтобы залить во фляжки и две порции мороженого. Считается, что мороженое - это "пустые" калории. "Пустые", для тех, кто ничего не делает. Для меня же они быстро найдут применение. Отобедав, благодарю девушку и извиняюсь за плохое понимание английского языка. Это её очень тронуло, и она, пока я собирался отъехать, долго говорила мне на испанском что-то ободряющее.

Сажусь на велосипед. Ехать мне вдоль берега километров двенадцать, до поворота перед городком Can Picafort. Машин на дороге становится меньше и дорога чуть сузилась. Ехать комфортно. Но не оправдалась надежда на то, что морские пейзажи слева по ходу украсят прохождение этого участка. Слева от дороги лесные посадки плотно закрыли вид на залив так, что ни разу не довелось его увидеть. Так и еду, вроде вдоль берега моря и как бы, вдали от него. Вскоре впереди замаячили городские постройки, а справа обозначился поворот. Не мой ли? Запоминаю его и еду прямо въезжая в городок.

Проехал туда-сюда, ничего особенно интересного сходу не увидел. За исключением двух веломагазинов, стоящих на противоположных сторонах улицы почти напротив друг друга.

В первом магазине преимущественно горные велосипеды среднего класса. Смотрю принадлежности в надежде увидеть хороший и компактный замок для велосипеда. Подходит продавец и обращается ко мне на испанском. О чём он может спрашивать? Скорее всего о том, что меня интересует в этом магазине? Пытаюсь объяснить жестами, что ищу замок. Но как я не изощрялся в попытке изобразить замок и пристёгивание им велосипеда, продавец ничего не понял. Достаю смартфон, в программе-переводчике набираю "замок" и, получив перевод на испанский язык, показываю экран продавцу. Парень пришёл в изумление! Удивлённо посмотрев на меня, тоже начал жестами объяснять значение слова уведенного им на экране. Его руки изображают высокие вертикальные линии, взор устремлён в потолок. Кажется, я догадался! Программа перевела слово "замок" правильно, но только его вариант с ударением на первом слоге. А варианта с ударением на втором слоге нет. Как это объяснить продавцу?

Подошёл другой продавец и спросил, знаю ли я английский? Получив утвер-дительный ответ, сказал, что готов помочь. Переключаю переводчик на английский и... да я же знаю это слово, только из головы вылетело! "Look", его бы и испанец понял! Оказалось, что велосипедных замков в продаже нет.

Тем временем первый продавец на своём стационарном компьютере запустил программу-переводчик, другую, разумеется, и получил два значения слова "замок". Показывает мне и удивлённо качает головой. Одно слово и два таких разных значения! Объясняю, что вариант значения слова зависит от ударения, медленно произнося слово в двух вариантах. Испанец ещё больше удивился, но остался доволен тем, что разрулил эту проблему.

Позже я узнал, что в испанском языке есть два строгих правила установки ударения в зависимости от структуры слова. Если же слово под эти правила не попадает, то ставится знак ударения. Не простановка знака ударения приравнивается к орфографической ошибке. Во как!

Перехожу дорогу и захожу в другой магазин. Здесь шоссейные велосипеды, но выбор скромный. Из аксессуаров тоже ничего интересного не увидел. Зато огромный выбор различных энергетиков. Их-то в основном, и покупают заезжие велосипедисты.

Подходит девушка-продавец и спрашивает по-английски, чем я интересуюсь? Достаю карту, разворачиваю и прошу её показать моё местонахождение. Она показывает.

- 14 -

Да, значит поворот, который я запомнил, это он. Благодарю девушку и, вспомнив, что уже много воды успел выпить из фляжки, беру маленькую бутылку какой-то минералки и выхожу из магазина.

Дополняю фляжку, выпив остальное. Стало жарко. Снимаю лишнюю одежду, укладываю в задний багажник и еду до поворота.

Ещё раз останавливаюсь и смотрю карту, чтобы запомнить номера дорог и названия городков на предстоящем участке маршрута.

Дорога ровная, но идёт постоянный набор высоты против приличного ветра. Подъём незаметен глазами, но чувствуется ногами. Скорость держится на уровне 20-22 км/час и выше не поднимается. Вокруг засеянные поля, небольшие постройки сельскохозяйственного назначения. Гор уже не видно. Но впереди одна замаячила, даже с белым куполом локатора на вершине.

Через 12 километров проезжаю небольшой городок Santa Margalida. Он показался мне серым и скучным. Никаких отелей с туристами, никакого намёка на принадлежность к одному из самых популярных туристических мест мира. На первый взгляд, разумеется. А о чём скажет карта? Останавливаюсь, смотрю. Обозначен пункт обзора достопримечательностей (значит они есть) и крытый плавательный бассейн. Еду дальше.

Рельеф немного усложнился. Пошли подъёмы и спуски, но непродолжительные. Еду по центральной части острова. Здесь сельская зона. Вокруг огороженные поля, сады, в том числе апельсиновые. Несмотря на конец весны, применительно к данной местности апельсины выглядят вполне созревшими. Проезжаю какое-то специализированное предприятие. На территории сложены в штабеля пальмовые стволы. Чуть дальше - костёр, где эти стволы сжигают. Судя по масштабам, отслужившие своё или упавшие пальмы свозят сюда для утилизации со всего острова.

Еду дальше, иногда останавливаюсь и сверяю путь по карте. Так продолжается долго, километров шестьдесят. Ничего примечательного на этом участке не увидел. Зато машин очень мало, а велосипедистов нет вообще.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.