Занятие по рассматриванию картины И. Грабаря «Март»
Образовательные цели.Обобщение представлений о ранней весне и типичных весенних явлениях в природе. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Ранняя весна». Совершенствование навыка рассматривания картины, формирование целостного представления об изображенном на ней. Совершенствование навыка звукового анализа слов, навыка чтения. Совершенствование умения воспринимать цветовое богатство окружающего мира и стремления передавать его в рисовании.
Развивающие цели.Развитие связной речи, фонематических процессов, речевого слуха, мышления, всех видов восприятия, творческого воображения, тонкой моторики, выразительности движений, навыка создания коллективной работы.
Воспитательные цели.Воспитание эмоционального отклика на изображенное на картине, инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества на занятии.
Оборудование.CD-проигрыватель, CD с записями пьесы П. Чайковского «Март. Подснежник» из цикла «Времена года» и пением птиц в весеннем лесу, мольберт, предметные картинки с изображениями подснежников, поднос с тающим снегом, землей и растением мать-и-мачехи; репродукция картины И. Грабаря «Март», рассказ Г. Скребицкого «Март», мнемотаблица к рассказу «Март», наклейки, основа для составления схемы слова, фишки для составления схемы слова, лист ватмана, краски и кисти для рисования, конверты со словами для составления и чтения предложений.
Предварительная работа.Наблюдение за изменениями в природе на прогулке, за тем, как на солнцепеке с крыш начинается капель, а вечером с крыш свисают сосульки; за тем, как снег вокруг стволов деревьев начал подтаивать;
первыми проталинками. Рисование элементов картины «Март» на занятии по изодеятельности. Разучивание стихов Ф. Тютчева, И. Бунина, Е. Баратынского, А. Толстого. Разучивание пальчиковой гимнастики «Дрозд-дроздок». Слушание и обсуждение пьесы П. Чайковского «Март. Подснежник» на музыкальном занятии.
Ход занятия
1. Организационный момент.Слушание от рывка из пьесы П. Чайковского «Март. Под снежник». Создание эмоционального фона за нятия.
Логопед приглашает детей в музыкальный зал, где уже звучит пьеса П. Чайковского «Март. Подснежник». Дети проходят к мольберту и садятся на стульчики, стоящие перед ним полукругом. На мольберте закреплены картинки с изображениями подснежников. Музыка звучит несколько минут, затем педагог выключает проигрыватель.
Логопед. Как называется пьеса, которая сейчас звучала?
Дети. Это пьеса Чайковского «Подснежник».
Логопед. Что вы представляли себе, когда слушали музыку?
Дети. Мы представляли себе подснежник.
Логопед. Какой подснежник вам представлялся?
Дети. Нежный, хрупкий, изящный, с узкими зелеными листиками и прекрасным белоснежным цветком.
Логопед. Приметой какого времени года является появление подснежников?
Дети. Это примета ранней весны.
Логопед. О ранней весне мы и будем с вами говорить сегодня.
2. Рассматривание картины И. Грабаря «Март».Развитие эмоционального мира, твор ческого воображения, расширение и уточнение словаря по теме.
Логопед убирает картинки с изображениями подснежников и помещает на мольберт репродукцию картины И. Грабаря «Март».
Логопед. Это картина известного русского художника Игоря Эммануиловича Грабаря «Март». Рассмотрите ее и расскажите, какое время года изобразил художник, почему вы так думаете. Для этого опишите все, что вы видите на картине: небо, снег, землю, деревья.
Дети. Художник нарисовал раннюю весну. Мы видим высокое голубое небо. Все вокруг залито солнцем. На снегу голубые тени от деревьев. Снег тает. Он рыхлый, влажный. Уже появились большие проталины. Земля на проталинах оттаивает, расцвела мать-и-мачеха. У берез ветки кажутся розовыми, потому что деревья уже проснулись после зимнего сна и по ним движется сок.
Логопед. Какое настроение вызывает картина?
Дети. Когда смотришь на эту картину, настроение радостное, веселое.
Логопед. Если бы картина могла пахнуть, какие запахи мы бы почувствовали?
Дети. Мы бы почувствовали запах тающего снега, мокрой земли, свежести.
Логопед предлагает детям закрыть глаза, достает и подносит к лицу каждого ребенка поднос с тающим снегом, влажной землей, цветущим растением мать-и-мачехи. Дети нюхают снег, землю, цветы. Педагог ставит поднос на стол, предлагает детям открыть глаза и рассказать о своих ощущениях.
Логопед. Вы почувствовали, чем пахнет ранняя весна. А теперь скажите, что бы вы ощутили на своем лице, оказавшись на лесной поляне, которую изобразил художник?
Дети. Мы ощутили бы на лице теплые солнечные лучи и легкий свежий ветерок.
Логопед. А что бы мы услышали на поляне в весеннем лесу?
Логопед включает CD с записью пения птиц.
Дети. Пение птиц.
Логопед. Конечно же. Понравилась ли вам картина «Март»? Почему?
Дети по очереди дают ответы на вопрос.
3. Рассказывание стихотворений о весне.Развитие общих речевых навыков.
Логопед предлагает детям рассказать отрывки из стихотворений о весне, которые они выучили.
Логопед. Вы выучили много стихов о весне. Расскажите небольшие отрывки из стихотворений, которые иллюстрирует эта картина. Следите за произношением звуков. Рассказывайте четко и выразительно.
1-й ребенок.
Вот уж снег последний в поле тает, Теплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает, И зовут друг друга журавли.
А. Толстой
2-й ребенок.
Зима недаром злится, Прошла ее пора — Весна в окно стучится И гонит со двора.
И все засуетилось, Все нудит Зиму вон — И жаворонки в небе Уж подняли трезвон. Ф. Тютчев
3-й ребенок.
Весна, весна! Как высоко На крыльях ветерка, Ласкаясь к солнечным лучам, Летают облака!
Е. Баратынский
4-й ребенок.
Весна, весна! И все ей радо. Как в забытьи каком стоишь И слышишь свежий запах сада И теплый запах талых крыш.
Кругом вода журчит, сверкает, Крик петухов звучит порой, А ветер, мягкий и сырой, Глаза тихонько закрывает.
И. Бунин
4. Пересказ рассказа «Март» по Г. Скребиц-кому с использованием мнемотаблицы.Развитие связной речи, речевого слуха, памяти.
Логопед читает детям рассказ Г. Скребицкого «Март».
Логопед. Вы замечательно рассказали стихи, а я прочитаю вам рассказ Г. Скребицкого «Март». Он тоже как будто специально написан к этой картине.
Март — первый месяц весны. На земле еще лежит снег, да и мороз иной раз ударит. Но посмотрите, как ослепительно светит солнце. Его свет густой, золотистый. Лучи солнца греют лицо, руки. И небо синее-синее, и по нему раскинулись пушистые облака. Начинается таяние снега. На буграх появляются первые проталины. В полях журчат еще очень маленькие ручейки. Ручьи, проталины, первые кучерявые облака — это и есть самое начало весны.
Логопед организует беседу по картине.
Логопед. О чем этот рассказ?
Дети. Этот рассказ о весне.
Логопед. С чего он начинается? Вспомните первое предложение рассказа.
Дети. Март — первый месяц весны.
Логопед. Чем март похож на зиму?
Дети. На земле еще лежит снег.
Логопед. А как вы понимаете выражение мороз иной раз ударит!
Дети. В марте иногда бывают морозы.
Логопед. Что сказано о солнце в рассказе?
Дети. Солнце светит ослепительно. Его свет золотистый. Лучи солнца греют лицо и руки.
Логопед. Что значит светит ослепительно!
Дети. Светит ярко, слепит.
Логопед. Что сказано о небе и облаках?
Дети. Небо синее-синее, а облака пушистые.
Логопед. Пушистые? А как сказать по-другому?
Дети. Пышные, кудрявые, кучерявые.
Логопед. Что начинается в марте? Что появляется на буграх?
Дети. В марте начинается таяние снега. На буграх появляются первые проталины.
Логопед. От какого слова образовано слово проталины!
Дети. От слова таять.
Логопед. Что сказано в рассказе о ручейках?
Дети. Маленькие ручейки журчат в полях.
Логопед. Как сказать по-другому? Замените слово журчат на другое.
Дети. Звенят, поют.
Логопед. Какие приметы говорят о начале весны?
Дети. Ручьи, проталины и кучерявые облака говорят о начале весны.
Логопед. Вы очень хорошо ответили на мои вопросы, а теперь послушайте рассказ еще раз, потому что вы будете его пересказывать.
Педагог читает рассказ повторно, затем помещает на мольберт мнемотаблицу, а картину убирает.
Логопед. Эта таблица поможет вам пересказывать. Давайте ее рассмотрим. Какое предложение поможет вам вспомнить слово март в первом квадрате и картинка «Весна» с цифрой «1» во втором квадрате?
Дети. Март — первый месяц весны.
Логопед. Посмотрите на третью картинку и вспомните следующее предложение, которое начинается со слова снег.
Дети. Снег еще лежит на земле.
Логопед. Четвертая картинка поможет вам закончить это предложение.
Дети. Да и мороз может еще ударить.
Логопед. Посмотрите на следующую картинку и начинайте предложение со слов но посмотрите.
Дети. Но посмотрите, как ослепительно светит солнце.
Логопед. Какой свет у солнца? Посмотрите на следующий квадрат.
Дети. Его свет густой, золотистый.
Логопед. Рассмотрите следующую картинку и продолжайте.
Дети. Лучи солнца греют лицо, руки.
Логопед. Какое небо и что по нему раскинулось?
Дети. Небо синее-синее, и по нему раскинулись пушистые облака.
Логопед. Рассматриваем картинки в нижнем ряду. Что начинается весной?
Дети. Начинается таяние снега.
Логопед. Что появляется на буграх?
Дети. На буграх появляются первые проталины.
Логопед. Что журчит в полях?
Дети. В полях журчат еще маленькие ручейки.
Логопед. Что мы считаем самым началом весны?
Дети. Ручейки, проталины, первые кучерявые облака — это и есть самое начало весны.
Логопед. Отлично. Посмотрите еще раз на таблицу с картинками. Подумайте и начинайте пересказ.
После небольшой паузы двое детей по очереди пересказывают текст. Педагог предлагает определить того, кто был лучшим рассказчиком.
5. Пальчиковая гимнастика«Дрозд-дроздок».Развитие тонкой моторики, координации движений.
Логопед предлагает детям пройти на ковер, встать в круг и сделать знакомое упражнение.
Дети машут сложенными
накрест ладонями, как
крыльями.
Загибают по одному
пальцу на обеих руках на
каждую строку.
| Дружок ты мой, дрозд,
Вновь машут сложенными накрест ладонями, как крыльями.
| В крапинку хвост, Носик — остренький, Бочок — пестренький, Перья — тонкие, Песни — звонкие. Весной распеваются, Зимой забываются. Молдавская песенка
6. Упражнение «Снеговики»1. Релаксация. Развитие выразительности движений, воображения, снятие напряжения.
Логопед предлагает детям свободно встать на ковре.
Логопед. Представьте, что вы — снеговики. Вы стоите на открытой солнечной полянке. Пришла весна. Солнце начинает пригревать. Вы начинаете слегка подтаивать. Солнце припекает все сильнее. Вы таете и оседаете все ниже. Под горячими лучами вы падаете на проталину.
Дети выполняют движения по команде логопеда.
Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры.— М.: Аркти, 1999.
Логопед. Ложитесь на спину, расслабьтесь, закиньте руки за голову, потянитесь всем телом. Медленно садитесь. Потянитесь. Вставайте. Потянитесь. Пройдите к магнитной доске.
7. Разгадывание шифровки «Март». Составление и разбор схемы слова март. Совершенствование навыка звукового анализа слов.
Дети встают возле магнитной доски. Логопед достает основу для схемы слова и наклейки.
Логопед. У меня есть вот такие наклейки. Они помогут вам разгадать слово, которое я зашифровала. Вы должны выбрать по одной картинке и наклеить их на полоску-схему. Найди картинку, название которой начинается со звука [м] (морковь), Ваня, и наклей ее на цифру «1» на полоске-схеме. Запомните, что первым в зашифрованном слове будет звук [м]. Найди картинку, в названии которой вторым будет звук [а] (капуста), Ариша, и наклей ее на цифру «2» на полоске. Запомните, что вторым будет звук [а]. Найди картинку, в названии которой третьим будет звук [р] (барабан), Настя, и наклей ее на схему. Запомните, что третьим в слове будет звук [р]. И наконец, нужно найти картинку, четвертым в названии которой будет звук [т] (шорты). Выполни это задание, Даша. Запомните, четвертый звук в зашифрованном слове — [т]. Какое слово зашифровано?
Дети. Март.
Логопед. Возьмите магниты и составьте на доске схему слова март.
Дети выполняют задание.
Логопед. Сколько звуков в этом слове?
Дети. В этом слове четыре звука.
Логопед. Сколько согласных звуков в слове?
Дети. В слове три согласных звука.
Логопед. Перечислите их и скажите, какие они.
Дети. [М], [р], [т]. Это твердые согласные звуки.
Логопед. Сколько гласных звуков?
Дети. Один гласный звук [а].
Логопед. И наконец, сколько слогов в этом слове? Почему?
Дети. В этом слове всего один слог, потому что в нем один гласный звук.
Логопед убирает схему слова и магниты.
8. Коллективное рисование картины «Март».Совершенствование умения воспринимать цветовое богатство окружающего мира и стремления передавать его в рисовании. Развитие навыка создания коллективной работы.
Далее с детьми проводит свою часть занятия воспитатель. Он приглашает детей на ковер, на котором расстелен лист ватмана, приготовлены кисти и краски.
Педагог. Давайте все вместе нарисуем картину «Ранняя весна». Мы уже приготовили фон для картины и нарисовали голубое небо и тающий голубой снег. Теперь нужно договориться, кто что будет рисовать дальше.
1-й ребенок. Я буду рисовать дерево с набухшими почками.
2-й ребенок. Я нарисую проталинки на снегу.
3-й ребенок. Ая буду рисовать мать-и-мачеху на проталинках.
4-й ребенок. Я нарисую яркое солнце в голубом небе и пушистые облака.
Дети рисуют картину. Педагог оказывает им необходимую помощь.
9. Чтение предложений о весне.Совершен ствование навыка составления и чтения предло жений.
Логопед вновь приглашает детей за стол и раздает им конверты с карточками, на которых написаны слова.
Логопед. Достаньте из конвертов слова и составьте из них предложения, а затем прочитайте их.
1-й ребенок. Наступила ранняя весна.
2-й ребенок. Ярко светит солнце.
3-й ребенок. Начал таять снег.
4-й ребенок. Побежали веселые ручейки.
Логопед. Молодцы! Отлично! Сложите карточки в конверты.
Дети укладывают карточки в конверты. Логопед убирает конверты.
Окончание занятия.
Логопед предлагает детям вспомнить, чем они занимались на занятии, что им понравилось, а потом оценивает их работу.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|