Занятие по рассматриванию картин И. Грабаря «Зимний вечер» и И.Шишкина «Зима»
Образовательные цели.Обобщение представлений о зиме и типичных зимних явлениях в природе. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Зима». Совершенствование навыка рассматривания картины, формирование целостного представления об изображенном на ней. Совершенствование синтаксической стороны речи (составление предложений с противопоставлением). Совершенствование навыка слогового анализа слов.
Развивающие цели.Развитие связной речи, всех видов восприятия, творческого воображения.
Воспитательные цели.Воспитание эмоционального отклика на изображенное на картине, инициативности, самостоятельности, творческого воображения.
Оборудование.CD-проигрыватель, CD с записью звуков природы, мольберт, репродукции картин И. Грабаря «Зимний вечер» и И. Шишкина «Зима», контейнер со снегом и льдом, салфетки для рук, мяч, коврограф, плоскостные изображения кормушки и зимующих птиц.
Предварительная работа.Наблюдение за зимними изменениями в природе на прогулке в парке. Рассматривание и сравнение снега и льда; рассматривание зимних деревьев, их ветвей и коры. Образование существительных — названий леса из деревьев разных пород. Наблюдение за зимующими птицами. Вывешивание в парке кормушек для птиц. Подбор слов-определений к предметам и объектам. Слушание звуков зимней природы.
Ход занятия
1. Организационный момент.Создание эмоционального фона занятия. Развитие слухового внимания.
Логопед приглашает детей в кабинет, где на мольберте стоят репродукции картин И. Грабаря «Зимний вечер», И. Шишкина «Зима». Логопед включает CD с записью воя вьюги и шума ветра. Дети проходят к столу и садятся на стульчики. Логопед выключает проигрыватель.
Логопед.
На дворах и домах Снег лежит полотном И от солнца блестит Разноцветным огнем.
На безлюдный простор Побелевших полей Смотрит весело лес Из-под черных кудрей...
Здравствуй, гостья-зима! Просим милости к нам Песни севера петь По лесам и степям.
И. Никитин
Сегодня мы с вами начнем разговор о зиме, которая уже вступила в свои права. Вы вспомните все, что знаете об этом времени года и его приметах. А сейчас скажите, какие звуки вы услышали, когда вошли в кабинет?
Дети. Шум ветра, вой вьюги.
Логопед. Какая вьюга?
Дети. Холодная, злая, колючая.
Логопед. Какой ветер?
Дети. Зимний, студеный, злой.
2. Упражнение «Узнай по запаху».Развитие обоняния.
Логопед предлагает детям закрыть глаза, подносит к их лицам контейнер со снегом и льдом, просит сделать глубокий вдох.
Логопед. Сделайте глубокий вдох через нос, не поднимая плеч. Какой запах вы почувствовали?
Дети рассказывают о своих ощущениях. Логопед предлагает им открыть глаза и ставит контейнер со снегом и льдом на стол перед ними.
3. Упражнение «Сравни и расскажи».Разви тие связной речи, мышления, тактильных ощу щений. Совершенствование синтаксической стороны речи (составление предложений с про тивопоставлением) .
Логопед предлагает детям взять из контейнера по кусочку льда и комочку снега.
Логопед. Снег и лед — их появление связано с наступлением зимы. Сравните их и расскажите об этом.
1-й ребенок. Снег мягкий, а лед твердый.
2-й ребенок. Снег пушистый, а лед гладкий.
3-й ребенок. Снег белый, а лед прозрачный.
4-й ребенок. Снег тает быстрее, а лед медленнее.
Логопед. Очень хорошо. Молодцы!
Логопед раздает детям салфетки для рук, а потом убирает контейнер и салфетки.
И
4. Беседа о зиме и ее приметах.Развитие диалогической речи, памяти, зрительного вни мания.
Логопед берет в руки указку и привлекает внимание детей к репродукциям картин.
Логопед. Вчера мы с вами были на прогулке в парке и видели, что происходит в природе с наступлением зимы. Вспомните, о чем мы говорили. Перед вами стоят две картины — «Зимний вечер» И. Грабаря и «Зима» И. Шишкина. На первой картине изображена банька на околице деревни, а на второй — уголок ельника. Рассмотрите картины. Это поможет вам ответить на мои вопросы. Старайтесь использовать в своих ответах слова, отвечающие на вопрос «Какой?» Какое время года наступило?
1-й ребенок. Наступила холодная зима.
Логопед. Что лежит на земле и деревьях?
2-й ребенок. На земле и деревьях лежит пушистый снег.
Логопед. Какие деревья зимой?
3-й ребенок. Деревья стоят голые, темные и кажутся замерзшими.
Логопед. Какое небо?
4-й ребенок. Небо высокое и ясное.
Логопед. Какой воздух?
1-й ребенок. Воздух морозный и чистый.
Логопед. Слышится ли что-то в лесу?
2-й ребенок. В лесу тишина. Только иногда слышится, как упала с еловой лапы снежная шапка, да вдалеке стучит дятел.
Логопед. Молодцы. Вы очень хорошо ответили на вопросы, а сейчас давайте пойдем на ковер и поиграем в мяч.
5. Игра с мячом «Какой лес?».Совершенст вование грамматического строя речи.
Логопед приглашает детей на ковер, предлагает встать в круг и берет у руки мяч.
Логопед. Я сказала вам, что на картине И. Шишкина изображен ельник — лес из елей. Давайте вспомним, как называют лес из других пород деревьев.
В игре образуются следующие пары словосочетаний: лес из осин, осиновый лес — осинник; лес из ольхи, ольховый лес — ольшаник; лес из берез, березовая роща — березняк; лес из дубов, дубовая роща — дубрава; лес их сосен, сосновый бор — сосняк.
6. Сообщение плана рассказа логопедом.Раз витие речевого слуха.
Логопед убирает мяч и вновь приглашает детей на стульчики.
Логопед. А сейчас вы составите рассказы по картинам «Зимний вечер» и «Зима». Используйте такой план:
• Что изображено на картине?
• Какое время года наступило?
• Что лежит на земле и деревьях?
• Какие деревья зимой?
• Какое небо?
• Какой воздух?
• Слышится ли что-то в лесу?
Я надеюсь, что вы внимательно рассмотрите картины и добавите в рассказы что-то от себя.
7. Составление рассказов по картинам И. Гра баря «Зимний вечер» и И. Шишкина «Зима».Раз витие связной речи.
Логопед вызывает двоих детей. Каждый из них выбирает картину и составляет рассказ по предложенному плану.
1-й ребенок. На картине «Зима» нарисован уголок зимнего леса. Мы видим густой ельник, покрытый снегом. Снег лежит на земле, на поваленных деревьях, на старых елях и на молодых елочках. Снег белый, чистый и пушистый. В глубине леса светлая поляна. Над ней высокое морозное небо. Воздух в лесу чистый и холодный. На ветке старой ели сидит одинокий клест. Стоит тишина.
2-й ребенок. На второй картине изображена околица деревни зимним вечером. Возле забора под березами стоит старая банька. И земля, и крыша баньки, и стог сена вдали покрыты снегом. Снег кажется голубым и очень холодным. Садится солнце, и небо вдалеке розоватое. Видно, что это морозный вечер. За банькой и вдалеке на холмах чернеет лес.
Логопед сам оценивает рассказы детей или предлагает детям определить лучшего рассказчика. Можно предложить и второй паре детей составить свои рассказы.
8. Упражнение «Раздели на слоги».Совер шенствование навыка слогового анализа слов.
Логопед предлагает детям пройти к коврогра-фу, на котором закреплены изображения кормушки1 и ветки ели.
Логопед. Вы разглядели на картине «Зима» одинокого клеста. А каких еще зимующих птиц можно встретить в лесу зимой?
Дети называют птиц (сова, ворона, воробей, синица, щегол, снегирь). Логопед помещает плоскостные изображения птиц на коврогаф: сову на ветку ели, ворону под ветку, синицу на край кормушки, воробья в кормушку и т. п.
Логопед. Вы вспомнили много названий зимующих птиц. Молодцы. А теперь разделите их на слоги.
Дети по очереди делят названия птиц на слоги.
1-й ребенок. Сне-гирь. В этом слове два слога.
2-й ребенок. Си-ни-ца. В этом слове три слога.
3-й ребенок. Ще-гол. В этом слове два слога.
4-й ребенок. Во-ро-бей. В этом слове три слога.
9. Упражнение «Что изменилось?».Развитие зрительного внимания и восприятия.
Альбом «В мире живой природы».— СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.
Логопед вновь привлекает внимание детей к коврографу.
Логопед. Еще раз посмотрите на птиц возле кормушки. Запомните, кто где находится.
Дети смотрят на коврограф 1—2 минуты. Логопед предлагает им закрыть глаза и меняет птиц местами. Затем по просьбе логопеда дети открывают глаза и объясняют, что изменилось.
10. Окончание занятия.Оценка работы детей.
Логопед предлагает детям рассказать о том, чем они занимались, что им понравилось на занятии, что было интересно делать, какая из картин им понравилась больше и почему. Затем логопед оценивает деятельность каждого ребенка.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|