Сделай Сам Свою Работу на 5

Занятие по рассматриванию картин





Н. В. Нищева

ЧЕТЫРЕ ВРЕМЕНИ ГОДА

Развитие эмоционального мира и речи старших дошкольников при рассматривании произведений пейзажной живописи

Санкт- Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС


ББК 74.100.5 Н71

Нищева Н. В.

Н71 Четыре времени года. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. — 31 с. + 15 цв. ил.

ISBN 978-5-89814-410-4

В альбоме представлены конспекты занятий по развитию эмоционального мира и речи детей 7-го года жизни при рассматривании произведений пейзажной живописи. Пособие включает подборку цветных репродукций известных художников, диск с записью музыкальных произведений и звуков природы, используемых на занятиях.

Адресовано педагогам дошкольных образовательных учреждений.

ББК 74.100.5

© Нищева Н. В., 2007

© Оформление. Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007
ISBN 978-5-89814-410-4 © Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007


Содержание

Предисловие.............................................................................................................. 4

I период работы..........................................................................................................5

Сентябрь.................................................................................................................... 5

Занятие по рассматриванию картин И.Левитана «Сумерки. Луна»



и Ф.Васильева «Болото в лесу»................................................................ 5

Ноябрь........................................................................................................................ 8

Занятие по рассматриванию картины М. Башкирцевой «Осень»....................... 8

II период работы......................................................................................................11

Декабрь..................................................................................................................... 11

Занятие по рассматриванию картин И. Грабаря «Зимний вечер»

и И. Шишкина «Зима»............................................................................. 11

Занятие по рассматриванию картины И. Грабаря «Сказка инея

и восходящего солнца»............................................................................ 11

III период работы....................................................................................................17

Март......................................................................................................................... 17

Занятие по рассматриванию картины И.Грабаря «Март».................................. 17

Занятие по рассматриванию картин И. Грабаря «Вешний поток»

и В. Бялыницкого-Бирули «Изумруд весны»....................................... 21

Занятие по рассматриванию картин С. Жуковского «Весенняя вода»



и Н. Дубовского «Весенний вечер»....................................................... 24

Май........................................................................................................................... 26

Занятие по рассматриванию летних пейзажей.................................................... 26

Литература............................................................................................................... 30



 


Предисловие


Дошкольный возраст характеризуется значи­тельными изменениями в функционировании сенсорных систем и восприятии информации через все органы чувств. У ребенка совершенст­вуются механизмы восприятия, развиваются сенсомоторные и эмоциональные реакции, и на этой основе осуществляется становление моти-вационно-потребностной сферы и высших пси­хических функций: внимания, памяти, мышле­ния, речи. И именно речевое развитие можно рассматривать как итог нервно-психического и социального развития ребенка-дошкольника.

Какие методические приемы можно исполь­зовать для того, чтобы с успехом продвинуть вперед речевое развитие дошкольника? Как включить в работу все органы чувств ребенка, развить его эмоциональный мир, мир его чувств? Ведь именно эмоции и чувства участву­ют в формировании волевого управления дейст­виями, лежат в основе произвольного поведе­ния, начало которого приходится на старший дошкольный возраст.

Рассматривание живописных полотен, чте­ние стихов и рассказов русских поэтов и писа­телей, слушание отрывков музыкальных произ­ведений композиторов-классиков обеспечивают ребенка эстетическими удовольствиями, способ­ствуют положительным эмоциональным пережи­ваниям, формируют устойчивый чувственный фон жизнедеятельности, снимают раздражи­тельность и тревожность. Использование разных видов деятельности на одном занятии обеспечи­вает постепенную и плавную подготовку ребен­ка к переходу от игровой к учебной деятельно­сти, позволяет с успехом преодолеть очередной кризис развития.



В пособии «Четыре времени года» представ­лены конспекты комплексных интегрированных


занятий в подготовительной к школе логопеди­ческой группе для детей с ОНР по рассматри­ванию живописных полотен русских художни­ков. Целью занятий является развитие речи и эмоционального мира дошкольников, поэтому они с успехом могут проводиться и в подгото­вительных группах дошкольных образователь­ных учреждений общего вида.

Занятия по рассматриванию картин русских художников проводятся в логопедической под­готовительной к школе группе на протяжении учебного года и соответствуют Программе кор­рекционно-развивающей работы в логопедиче­ской группе для детей с ОНР (с 4 до 7 лет)1. В течение учебного года усложняются и стано­вятся разнообразнее задания для дошкольников. К концу учебного года дети вполне справляются с составлением рассказов по картинам, могут высказать свое мнение об изображенном на них.

Разнообразные задания позволяют включить в работу все анализаторы детей, и именно это делает занятия живыми и увлекательными. На таких занятиях дошкольники готовы к неожи­данностям, ждут сюрпризов и с удовольствием включаются в игру, предложенную педагогом. Особенно интересны детям задания «Картины оживают», когда они слышат, как «звучат кар­тины», могут «попробовать» на вкус воду из вешнего потока, «отведать» земляники из дуб­равы с пейзажа И. Шишкина.

В методический комплект входят репродук­ции пятнадцати картин, двенадцать конспектов занятий, CD с записью музыкальных произве­дений, используемых на занятиях, и звуками природы. В издательстве «ДЕТСТВО-ПРЕСС» также выпущены два DVD с записью интегри­рованных занятий из цикла «Четыре времени года».


1 Нищева Н. В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР (с 4 до 7 лет).— СПб.: ДЕТ­СТВО-ПРЕСС, 2006.


I ПЕРИОД РАБОТЫ

Сентябрь


Занятие по рассматриванию картин

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.