Сделай Сам Свою Работу на 5

Душу девы лучезарной, взятой богом в божий хор, -





Жизнь на грани Смерти

В его глазах фиалкоого цвевта


Дремал в земном небесно-зоркий дух.

И так его был чуток острый слух,


Что слышал он передвиженья света.


К. Бальмонт «Эдгар По»

 

Медленно уходила ещё одна промокшая летняя ночь. Умирающие капли дождя, словно человеческие слёзы, срывались с озябших листьев мне на ладони… А мне казалось, что я где-то в другом мире: я слышала голоса, хотя мой дворик уже уснул, и чувствовала рядом с собой присутствие чужой души - её холодное молчаливое дыхание… Что же случилось со мной? Может мне наконец удалось стереть грань между реальностью и своим воображением? В эти минуты мне как никогда захотелось встретиться с великим Эдгаром По, из первых уст услышать истиную историю его жизней в многогранном творчестве.

Эдгар Алан По (19 января 1809 года - 7 октября 1849 года) - американский писатель, поэт, литературный критик и редактор. Он был одним из первых, кто создавал свои произведения в виде коротких рассказов, и,именно он является родоначальником детективной литературы. Мистикой окутаны его жизнь и творчество. И об этом можно говорить бесконечно.Но давайте остановимся на его публицистике.



Известны три его научные работы: “Философия обстановки”, “Поэтический принцип” и “Философия творчества”. Рассмотрим последнюю.

Своей “Философии творчества” писатель вывернул мою душу наизнанку. Действительно,если бы только поэт мог проследить за каждым творческим порывом во время написания своего стихотворения, описать этот процесс. Вот,что По думает об этом: “Почему подобная статья никогда не была выдана в свет, решительно не могу сказать, но, быть может, пробел этот в большей степени обусловило авторское тщеславие, нежели какая-либо иная причина. Большинство литераторов, в особенности поэты, предпочитают, чтобы о них думали, будто они сочиняют в некоем порыве высокого безумия, под воздействием экстатической интуиции, и прямо-таки содрогнутся при одной мысли позволить публике заглянуть за кулисы и увидеть, как сложно и грубо работает мысль, бредущая на ощупь; увидеть, как сам автор постигает свою цель только в последний момент; как вполне созревшие плоды фантазии с отчаянием отвергаются ввиду невозможности их воплотить; как кропотливо отбирают и отбрасывают; как мучительно делают вымарки и вставки - одним словом, увидеть колеса и шестерни, механизмы для перемены декораций, стремянки и люки, петушьи перья, румяна и мушки, которые в девяноста девяти случаях из ста составляют реквизит литературного лицедея». Да, далеко не каждый писатель смело может об этом говорить. Но Эдгар сочувствует подобной скрытности.



Ярким примером приводится его «Ворон» - поэма, которая до сих пор остаётся источником вдохновения в музыке, литературе и киноискусстве. Здесь Эдгар По говорит о принципах, которых он придерживался при построении своего произведения. Большое значение имеет объём, ибо стихотворение, прочитанное за один присест оставит впечатление ярче, ежели читать его по частям. И он прав. Но не всегда автор может изложить свою идею кратко. И тогда здесь По выбирает нужную интонацию: в данном случае печальную, трогающую чувствительную душу до слёз, и приём рефрена, который заканчивается одним и тем же словом «nevermore»(«никогда»). В этот момент представляется та самая птица, которую Э. По выбрал, по-видимому, опираясь на средневековую христианскую традицию, в которой Ворон был олицетворением сил ада и дьявола, в отличие от Голубя, который символизировал рай, Святой Дух, христианскую веру. Корни такого восприятия уходят еще в дохристианские мифологические представления о Вороне как птице, приносящей несчастья.

Затем выбирается место действия, как мне кажется, для эффекта присутствия читателя. Бурная ночь, птица, влетающая в окно и садящаяся на мраморном бюсте Паллады. И на все вопросы, страдающего в комнате по своей умершей возлюбленной, Ворон отвечает жестоким “никогда”:



«Адский дух иль тварь земная, - повторил я, замирая, -

Ты – пророк. Во имя неба говори: превыше гор,

Там, где рай наш легендарный, - там найду ль я благодарный,

Душу девы лучезарной, взятой богом в божий хор, -

Душу той, кого Ленорой именует божий хор?”

Каркнул ворон: "Nevermore».

Чтение и перечитывание “Ворона”, действительно волнует душу, возвышает её. Влияние оказывает и совпадение с трагическими событиями из жизни фантаста. Как известно, все возлюбленные Эдгара По умирали буквально у него на руках. В очередной экранизации “Ворон” режиссёра Джейсона МакДига(2012) описывается загадочная смерть писателя: он выпивает яд, спасая жизнь своей возлюбленной. Герой фильма считает себя виновным перед возлюбленными, ведь с каждой из них его разлучала смерть.

Вот ,что пишет Герви Аллен о последних секундах жизни Эдгара По: “Он затих и какое-то время, казалось, отдыхал. Потом, слегка повернув голову, сказал: "Господи, спаси мою бедную душу!”(Как и в фильме “Ворон” Джейсона МакДига, сидя на скамейке, он поднял свой взор в небеса и произнёс те же слова).

Поэма “Ворон” мною ещё не разгадана до конца, как и тайны сознания писателя…

Итак, мы вкраце рассмотрели “Философию творчества”, в которой великий Эдгар По описывает алгоритм создания своей поэмы “Ворон” научным языком. Нам несложно представить его в этой роли, в роли публициста, несущего знания. Это говорит о его гениальности.

Здесь немаловажно отметить и его “Поэтический принцип”,выпущенный посмертно в 1850 году – лекция, в которой на примерах коротких стихотворений Эдгар По пошагово описыает и оценивает процес создания стихотворения. Но это, как вы понимаете, ещё одна обширная тема для рассуждения и осознания.

В “Философии обстановки” он как опытный психолог расскрывает в человеке все его привычки и особенности характера, дурной вкус и др. Если Вы хотите узнать больше о ком-то, то достаточно обратить внимание на обстановку в его доме…

Я ещё не раз буду перечитывать не только прозу и поэзию Эдгара По, но и публицистику, которая, как и его произведения всегда будут вдохновлять не только писателей, поэтов, но и журналистов.

 

О. Самсонова

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.