Сделай Сам Свою Работу на 5

Предмет журналистики как науки. Журналистика как социальный институт.





предмет журналистики-это нечто всеобщее и что-то конкретное, находящееся в поле массового внимания и понимания, а так же связи между объектами этого интереса.

 

Журналистика как социальный институт включает в себя собственно журналистские учреждения: газетные и журнальные редакции, теле- и радиокомпании, информационные агентства, пресс-центры, а так же обслуживающие их предприятия: службы связи, полиграфические комбинаты, распространители, образовательные центры.

 

8. Структура журналистского текста, требования, предъявляемые к каждому структурному пласту. Информационная насыщенность и информативность текста, информированность аудитории.

Применительно к концепции массовой информации вырисовывается две проблемы:

Проблема информационной насыщенности текста, то есть наличие в нем большого объема потенциальной информации. Иногда журналистам кажется, что чем больше объем их текста, тем больше и объем потенциальной информации в нем. Но это далеко не столь упрощенная зависимость. Порой в маленькой заметочке фактически содержится информации больше, чем в огромном тексте. И эффективность этой заметочки соответственно будет значительно выше эффективности большого, но информационно ненасыщенного текста. (Эксперимент с запоминанием и повторением как можно близко к тексту текста объявлений, заметки и др. жанров).



Проблема высокой информативности текста, то есть максимальной реализации его потенций при взаимодействии с аудиторией. Текст вызывает изменения в аудитории, развивает ее.

От успешного решения этих двух проблем зависит эффективность журналистского труда. Поэтому принято различать три стороны деятельности журналиста при написании текстов:

Семантическую – характеризует смысловую сторону текста, что и как отображено.

Синтаксическую – характеризует внутреннюю структуру текста.

Прагматическую – характеризует его отношения с аудиторией (как текст воспринимается).

«Информированность– такое состояние сознание, при котором каждый его носитель (классовый, этнический, региональный, профессиональный, возрастной и т.д.) располагает всей необходимой и достаточной информацией, позволяющей ему верно ориентироваться в действительности и принимать правильные, соответствующие его истинным потребностям решения во всех областях жизни, в которые он включен, и в которых имеет право выбора» - Прохоров.



 

В этом процессе забота о прагматическомаспекте текста, забота об аудитории является центральной. Чтобы добиться информированности текста, необходимо соблюдение трех условий:

1. Небанальность

2. Текст должен легко быть декодируемым

3. Релевантность текстов – ценность для аудитории сообщаемых сведений.

9. Что такое информационная политика? Цели и задачи информационной политики. Онтоло­гическое определение журналистики.

Производство целенаправленных изменений называется информационной политикой.

Первая, самая общая цель информационной политики – обеспечить онтологически точную ориентацию человека в мире, чтобы он мог успешно существовать и функционировать в нем, развиваться духовно и физически.

Другая цель прогрессивной информационной политики – это помочь человеку сориентироваться в конкретно-исторической обстановке, то есть как можно более адекватно отразить в своем сознании характерные черты бытия конкретной эпохи и территории.

Задача: сформировать политическое сознание

 

10. Концентрированные фигуры конкретно-исторической практики (менталитет и объ­единительная национальная идея) как база для формирования журналистами современного обще­ственного сознания.

 

Индивидуальное и массовое политическое сознание при своем взаимодействии рождают довольно устойчивое состояние человеческого сознания, которое называют менталитетом. оно означает наличие у людей того или иного общества, принадлежащих к одной культуре, определенного общего умственного инструментария, который дает им возможность по-своему воспринимать и осознавать свое природное и социальное окружение и самих себя. Менталитет, таким образом, это и определенное содержание политического сознания (сами установки), и одновременно стиль мышления.



 

Журналисту совершенно необходимо иметь представление об особенностях российского менталитета (упомянуть Николай Бердяев «Душа России»). Главной чертой российского сознания он считает его противоречивость, его поразительную спо-собность соединять в себе противоположности. Возможно, именно из этой его отличительной черты и проистекают представления о бесконечной широте русской души, которая вме-щает в себя абсолютно все: от одной крайности до другой. Профессионалу, который решают задачу по формированию современного политического сознания, необходимо представлять себе особенности уже сформированного национального типа, потому что они проявляют себя и в настоящем, и в будущем. Кроме того, России необходимо вписаться в мировое пространство и при этом не утратить своих национальных особенностей.

 

Другое историческое обобщение общественной практики мы имеем в виде такой концентрированной фигуры, которая называется национальная объединительная идея. Именно они определяют государственное политическое сознание в течение длительного времени. На Руси известны три национальные объединительные идеи. Первая была провозглашена во времена борьбы с татаро-монгольским игом как идея объединения в борьбе за святую веру. Она формулировалась как «Русь святая». И, действительно, объединила и подняла разрозненные русские княжества против иноземных захватчиков. Под флагом идеи «Москва - третий Рим. Четвертого не дано» произошло образование единой Российской империи во времена Ивана Грозного. А под лозунгом «Коммунизм – светлое будущее человечества» наши деды создавали «единый могучий Советский Союз». И всякий раз идеи объединяли вокруг себя людей и выводили их на новые рубежи из тяжелых кризисных состояний.

Сегодня, провозглашенные перестройкой демократические реформы вместе с их рыночной экономикой в российском номенклатурном варианте полностью дискредитировали себя. Да собственно эти политико-экономические преобразования и не проходили под каким-либо духовным лозунгом, они обходились организационными структурными преобразованиями, предоставив духовной стороне жизни приспосабливаться под экономический эксперимент. Все это закончилось, в первую очередь, полным цинизмом и бездуховностью самих политиков, пренебрегающих не только национальными идеалами, но и какими-либо идеями вообще. Правящая элита сегодня демонстрирует полную неспособность ответить на основной вопрос государственной политики: в чем состоят национальные интересы России и какой стратегии требует их защита внутри страны и на международной арене.

 

Сегодня все, наконец, ощутили необходимость в наличии «Большой государственной идеи». Президент страны в 1998 году объявил всероссийский конкурс на лучшую национальную идею. Но вот парадокс: политические лидеры не спешат предлагать свои варианты. Даже в период острых предвыборных баталий никто не вышел и не блеснул проницательным умом, чтобы разом покорить своих избирателей и повести за собой из серого духовного хаоса к просветлению.

 

«Следует с самого начала развеять одно недоразумение, связанное с привычкой вла-сти «заказывать идеологию», - пишет А.С.Панарин. - Идеологии не рождаются в кабинетах, они – продукт «плазменных» энергий человеческого духа, пробуждающегося в ответ на грозные вызовы истории. «Большая идея» – это всегда ответ осажденного роковыми силами, но несломленного субъекта, сохранившего ориентацию на идеал. Она появляется тогда, когда различные материальные ресурсы иссякли и люди ищут опору в ресурсах духовных – там, где, действительно, заключен источник всех чудес и парадоксов человеческой истории.

 

Власть предержащие – заказчики на «Большую идею» не подозревают, с какими энергиями им, в самом деле, предстоит столкнуться. «Большая идея» – это ответ человеческого духа на условия и обстоятельства, оскорбляющие наши чувства высшей правды и высшей справедливости. Отсюда нам и открываются будущие стороны «Большой идеи» .

 

Вспомним кадр из фильма Станислава Говорухина «Россия, которую мы потеряли». Бабушка идет по рынку, где цены на продукты таковы, что она не может купить ничего. За кадром звучит вывод автора: не может быть будущего у страны, которая во имя этого будущего отдала на заклание своих стариков-родителей. Наше общество сегодня так и поступило, чем закрыло себе будущее. Поэтому новая большая идея, во-первых, обязательно должна быть связана с традиционным принципом социальной защищенности слабых и обездоленных. Она также, по мнению Панарина, будет связана с подлинно демократическими принципами «честной игры», то есть настоящей соревновательности в различных областях деятельности, и в первую очередь в хозяйственной, беззастенчиво монополизированной сегодняшней номенклатурой. Справедливость – вот принцип, реализация которого должна быть заложена в основу русской национальной идеи.

Вторым слагаемым большой идеи будет реакция на крайнюю распущенность, на всячески поощряемый эстетический нигилизм. Судя по опыту запада, прошедшего подобный этап, это будет социокультурный консерватизм, своего рода фундаменталистская реакция «морального большинства», опирающегося на традицию и религию.

 

Третьей составляющей большой идеи будет патриотизм, без которого Россию просто не отстоять, потому что никогда еще со времен 15-16 веков так не торговали национальными интересами как сейчас.

 

Когда мы ведем речь о большой идее, не следует забывать, что сформулирована она должна быть в период, когда человечество завершает свой очередной этап развития и переходит в следующий – постиндустриальный. Есть два сценария этого перехода. Первый отстаивают западные страны – продолжение развития потребительской цивилизации. Он предполагает, что постиндустриальная эпоха станет продолжением индустриальной, только на более рафинированной технологической основе. Другой вариант предполагает поворот гуманитарного типа, касающийся не столько средств производства, сколько самих человеческих ценностей, смыслов жизни, приоритетов, идеалов.

 

Западный вариант явно предполагает добровольный геополитический передел мира, то есть некоторые наиболее слабые страны должны будут добровольно поделиться своими ресурсами с более развитыми в технологическом отношении странами, отдав тем самым в более сильные руки самое свое существование, проголосовав за продолжение развития по-требительской цивилизации. И сильные державы будут тянуть всю планету до тех пор, пока не изобретут новый, более справедливый проект для человечества.

 

Другой вариант предусматривает тотальное преобразование ценностного типа, вклю-чая новые принципы жизнестроения, новые цели, открывающие перспективу для всех, а не только сильных западных держав. Должна произойти смена «морали успеха». Новая культу-ра станет предполагать во взаимоотношениях между природой, космосом и земной цивили-зацией принцип эквивалентного обмена, принцип ответственного потребления.

 

Думается, что новая большая идея России должна выставить альтернативный западному образец постиндустриального развития. Условия для рождения такой идеи именно в России как раз созрели.

 

Но, как мы уже отмечали, такие идеи сегодня формулируют, увы, не политики. Это делают, например, ученые. Они публикуют свои идеи, пропагандируют их в лекционных аудиториях и ждут, пока их услышат наверху. Такие идеи формулируют общественные лидеры, которые пытаются распространить их как можно шире в разных структурах гражданского общества. И тоже ждут, когда же сверху услышат то, что повсюду говорят снизу.

 

Однако идеи приходят во власть только тогда, когда они становятся элементом именно политического сознания, то есть вооружены стремлением осуществить такие действия, которые вызовут изменения в существующей политической системе. Идею мало сформулировать. Нужно быть готовым ее осуществлять, нужно продемонстрировать свою способность это сделать. Такими свойствами обладают конкретные политические структуры – политические партии. И как бы сегодня ни было дискредитировано это понятие, но объективные законы формирования политического сознания, без которого, как мы выяснили, невозможно прогрессивное устойчивое развитие нации и человечества в целом, диктуют нам именно такой закон изменения законов, такой путь смены больших идей и направлений информационной политики, такой путь преобразования бытия.

11. Концептуальные представления о функциях журналистики и их взаимосвязи (Е.П.Прохоров, С.Г. Корконосенко, Л.Г.Свитич, Г.В.Чевозерова).

Концептуальные представления о функциях журналистики и их взаимо-связи (Е.П.Прохоров, С.Г. Корконосенко, Л.Г.Свитич, Г.В.Чевозерова). В определении совокупности социальных функций журналистики Е.П.Прохоров предлагает идти от потребностей аудитории, поэтому вычленяет следующий функциональный комплекс: коммуникативная, идеологическая, непосредственно-организаторская, культуроформирующая, рекламно-справочная и рекреативная функции. Он рассматривает их во взаимодействии, подчеркивая, что наиболее эффективными будут полифункциональные материалы, в которых представлены в равной мере все перечисленные функции. Иное основание для определения ряда функций журналистики выдвигает С.Г.Корконосенко. Он предлагает рассматривать функции, которые журналистика реализует в основных социетальных сферах деятельности человека: экономике, политике, социальной сфере и духовно-идеологической. Причем, содержание социальной сферы не конкретизируется, и, по-видимому, поскольку перечень сфер деятельности дан как исчерпывающий, может быть вычленено по остаточному принципу: это то, что не экономика, не управление, не духовно-идеологическая сфера. Журналистика описывает эти сферы, отсюда формулируются и названия ее функций: производственно-экономическая, регулирующая, коммуникативная и духовно-идеологическая. Кроме того, Корконосенко подчеркивает, что журналистика реализует свои функции по запросу той или иной группы людей (властных структур, корпораций, частных лиц, самих журналистов), и в зависимости от запрашивающего субъекта (а не какого-либо перечня его потребностей, как у Прохорова) реализует различные социальные роли. Именно на ролевой деятельности журналистики и делает акцент исследователь. А реализация этих ролей и порождает конкретный тип журналистики. Л.Г.Свитич предлагает вести разговор о функциях журналистики, имея в виду цикличный характер ее функционирования, наличие в ее круговороте обратных связей и с учетом ориентира на два противоположных, но взаимосвязанных направления: потребности и интересы аудитории. Первое направление журналистики, связанное с удовлетворением потребностей аудитории (политических, экономических, социальных, духовных и биологических) названо общественным, поскольку обеспечивает объективную необходимость в оптимальном развитии. Второе, связанное с удовлетворением субъективных интересов аудитории – аудиторным.Автор особо подчеркивает, что «уровень прогрессивности общества измеряется тем, насколько сбалансированы оба этих направления» Другие исследователи функций журналистики идут от общеизвестной схемы коммуникативного процесса Лассуэла и описывают ее, внося каждый свои компоненты, указывая на обратные связи. Отсюда формулируются функции журналистики. Во всех методиках определения функций, на наш взгляд, присутствует преимущественно социологический, а иногда психологический подход. Однако нам представляется необходимым рассмотреть реализацию функций журналистики с онтологических позиций, то есть с позиций, обеспечивающих ей как системе выживание и развитие в любые времена и на любых территориях, что называется при любых внешних условиях. Для этого следует разобраться в ее собственных природных законах функционирования и в природных же взаимосвязях ее как системы с более широкой системой – обществом. О внутреннем функционировании мы уже вели речь, что же касается внешнего взаимодействия, то очевидно, что в него вступают два феномена: массовая информация как результат адекватного отражения картины мира - и сознание (сначала индивидуальное, а потом и массовое) с его структурными особенностями и вытекающими из них способностями к познанию, то есть восприятию информации. Таким образом, в результате взаимодействия массовой информации и сознания общая объективная картина мира должна отразиться в индивидуальном и массовом сознании в виде мировоззренческой и миросозерцательной картины.Картина мира в наиболее общем онтологическом варианте представлена в виде органической связи идеальной и реальной материи.А картина сознания может быть представлена в соответствии со структурой головного мозга как логическое (рациональное) и чувственное. Отсюда известны и два способа восприятия мира на сознательном уровне: логический (рациональный, теоретический) и чувственный (эмпирический). Из рисунка видно, что мы получаем 4 сферы, в которых происходит взаимодействие: идеально-логическая и материально-логическая, идеально-чувственная и материально-чувственная. Первая пара в совокупности дает нам логическую картину мира, отраженную в сознании, то есть мировоззрение. Вторая пара дает нам чувственную картину мира, то есть миросозерцание. Отсюда вытекают и два типа функций журналистики – мировоззренческие, цель которых предоставить аудитории достаточное количество массовой информации, чтобы сформировать у ней целостное рациональное представление об идеально-материальном окружающем мире; миросозерцательные, цель которых предоставить аудитории достаточное количество массовой информации, чтобы сформировать у ней целостное чувственное мировосприятие.Мировоззренческие функции, как видно на схеме, могут быть представлены также двумя видами. Картину мира на уровне идей представляет с одной стороны, внутреннее духовное состояние человека и общества в целом, и, с другой стороны, внешнее выражение этого внутреннего состояния, которое проявляется в определенных символах в виде идеологии как некой совокупности идей. Таким образом, отражение этих процессов в массовой информации сообщает ей способность осуществлять духовно-идеологическую функцию в обществе. (Сущность этой, как и других функций, более основательно мы рассмотрим ниже, а пока только определим их совокупность).Картину мира на уровне реальных, материальных процессов представляет сама зримая реальность во всей ее целостности, которую мы определим как существующая культура в самом широком значении этого понятия. Отражение реального уровня культуры в массовой информации и будет тем знанием о действительности, которое может быть фактически обосновано и верифицируемо. Будучи распространенным (внешне проявленным), это знание прольет свет для аудитории на окружающую действительность и позволит ориентироваться в ней. Так журналистика реализует свою культурно-просветительскую функцию. Миросозерцательные функции также образованы из совокупности двух функций. Чувственную картину мира на идеальном уровне представляют внутренние психические процессы человека или общества, которые проявляются вовне в виде эмоций. Эмоционально-психологическая картина мира, отраженная в массовой информации позволяет реализовать журналистике ее эмоционально-психологическую функцию.Реальная картина мира, данная нам не логически, а через ощущения, через опыт представляет собой картину нашего обыденного существования, то есть бытовую картину. Отражение в массовой информации реального опыта жизни и его проявления в общесоциальной палитре позволяет журналистике реализовать социально-бытовую функцию.Название всех функций не случайно состоит из двух понятий: одно из них отражает внутренние процессы, происходящие в человеке и в обществе, другое обозначает их внешнее проявление. Таким образом, каждая из 4 частей общей картины мира получает целостную характеристику в совокупности ее внутренних и внешних свойств.Однако массовая информация сможет реализовать все эти функции при условии, что она поступает к аудитории. Это означает, что предваряет вышеназванные функции коммуникативная функция журналистики, в задачи которой входит установка постоянной связи, в том числе и обратной, с аудиторией для регулярной передачи ей сообщений и откликов от нее. Эта функция реализуется на материальном уровне - как организация двустороннего канала передачи информации и на идеальном – как передача самих сообщений.Итак, реализованная коммуникация во всех ее содержательных аспектах производит изменения в среде, с которой взаимодействовала массовая информация. Таким образом, осуществляется организаторская функция журналистики как итог выполнения всей совокупности ее функций. Организаторская функция, так же как и коммуникативная, реализуется на идеально-материальном уровнях. На идеальном уровне она осуществляет влияние на сознание людей, массовое и индивидуальное. А на материальном - добивается изменений в поведении индивидов, групп, социальных институтов. Измененная в результате журналистского воздействия действительность дает новый повод для коммуникации, поэтому процесс реализации функций журналистики носит циклический характер, а учитывая динамику процессов – спиралевидный. Такова совокупность социальных функций журналистики, если рассматривать их на онтологическом уровне. В идеале любой журналистский материал должен стремиться к реализации всей совокупности социальных функций, хотя не исключено, что в каждом отдельном случае возможно превалирование тех или иных целей.Социальные (внешние) функции журналистики, разумеется, могут быть реализованы только при условии одновременной реализации методологических (внутренних) функций, поскольку нефункционирующий организм, не производящий основного продукта своей деятельности – массовой информации, не в состоянии выполнять какие-либо действия во внешней среде. Это две стороны одной медали.Онтологический уровень анализа позволяет определить функциональные действия журналистики в самом общем плане, вытекающие из ее сущностной природы как массово-информационной деятельности. Очевидно, что они в полном объеме могут быть реализованы в любой социетальной сфере деятельности, ведь, например, в экономике присутствует и своя идеология, и своя культура, и текущие процессы, есть и свой эмоциональный климат. Та же структура характерна и для политики и т.д. Таким образом, через описание онтологических функций мы характеризуем потенциальные возможности профессии.Естественно, что степень и форма их реализации зависит от конкретно-исторических условий, от запросов производителей и потребителей массовой информации. Конкретная

форма реализации функций журналистики рождается от пересечения онтологической сути этих функций с реальными запросами среды. Эта конкретная форма может быть названа социальной ролью журналистики.Как видно из схемы, реальная роль журналистики при всем желании ее заказчиков и участников никак не может полностью абстрагироваться от онтологических возможностей профессии, если только речь не идет о полной трансформации профессии в какой-либо другой вид деятельности. Именно поэтому мы считаем принципиально важным не ограничиваться исследованием только различных социальных ролей журналистики, нужно знать и сохранять природную сущность профессии при любых ее конкретно-исторических изменениях. Для того чтобы уметь это делать, необходимо подробно раскрыть сущность каждой из вышеперечисленных онтологических функций.

12. Методологические функции журналистики.

Методологические функции журналистики. Рекламно-справочная, рекреативная, организационная функции. Конструирующая роль журналистики заключается в неком сочетании разных уровней информационного обобщения. Сначала журналист собирает разрозненные эмпирические факты. Затем он обобщает их на уровне житейских, эмпирических понятий и закономерностей. Потом сопоставляет полученные выводы с известными теоретическими обобщениями. И смотрит на полученный результат с точки зрения максимального теоретического, философского обобщения. Журналистское исследование выполняет и интегрирующую роль, то есть объединяет в целое какие-либо части. Мы не можем оставить без внимания самые незначительные изменения. Конструирующая, координирующая, интегрирующая и логико-гносеологические – это методологические функции аналитической журналистики. Которая базируется на массе информационного, рекламно-справочного материала. Справочная информация по любому тематическому запросу сегодня присутствует в прессе. К справочным материалам в журналистике примыкает реклама. Сегодня ей отдаются значительные, если не все, площади информационного пространства, потому что реклама является для многих изданий главным, если не единственным источником финансирования. Связывая стандарты потребления с тем или иным образом жизни, реклама выполняет и идеологическую функцию. Кроме выше перечисленных, журналистика несет на себе и рекреативную функцию – гедоническую, развлекательную, функцию релаксации. Принято считать, что эту функцию выполняют произведения развлекательного характера. Для того, чтобы материалы рекреативного характера выполнили свою роль, они должны быть выполнены на высоком качественном уровне и нести положительный заряд эмоций.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.