Сделай Сам Свою Работу на 5

Вопрос № 31 географический детерминизм





географический детерминизм

мировоззренческая концепция, объясняющая социально-экономическое развитие народов и стран мира географическим фактором – географическим положением, рельефом, климатом, водными, почвенно-растительными и минеральными ресурсами. Элементы географического детерминизма встречались уже в работах античных авторов (Страбон

, Гиппократ и др.), но как целостная система взглядов детерминизм сформировался в 18–19 вв. в трудах Ш. Монтескьё, Г. Бокля, Ф. Ратцеля, Г. В. Плеханова и др., где с позиций географического детерминизма объяснялись форма правления в различных государствах, особенности экономического развития, успехи в модернизации хозяйства, геополитическое положение, причины военных столкновений и т. п. Напр., Монтескьё считал, что подлинная демократия возможна только в небольших государствах, для средних пригодна монархия, а крупные (для сохранения своей целостности) обречены на деспотизм. На этой основе были созданы концепции федерализма и разделения властей. В дальнейшем особая роль в социально-экономическом развитии государств отводилась климатическим условиям. В своих работах Х. Маккиндер, А. Пенк, Э. Хантингтон и др. связывали экономические и военные успехи стран Зап. Европы и Сев. Америки с благотворным влиянием на их климат Атлантики и Гольфстрима; экономическую отсталость и колониальную зависимость большинства стран Азии, Африки и Латинской Америки – с отрицательным воздействием тропического и экваториального климата. Ныне географический детерминизм утратил свои позиции и используется как рабочая концепция для регулирования экономического развития стран и районов.

 



Геополитика (от греч. geo – земля и politike – политика) – понятие теории международных отношений, которое характеризует роль и конкретно-исторические формы влияния территориально – пространственных особенностей положения государств на международные политические процессы. Она акцентирует внимание на пространственном осмыслении происходящих в современном мире событий, тенденций, исходя из обусловленности политической деятельности конкретным государственным особенностям. Если политология – это наука о политической власти, то геополитика – это географическое мировоззрение власти, географический разум государства.



Впервые понятие «геополитика» появилось в научной литературе в начале ХХ века. В 1916 г. в книге «Государство как форма жизни» его ввел в научный оборот шведский ученый Р. Челлен. Он обозначил термином «геополитика» положение, согласно которому государства «как геополитические организмы» должны развиваться в соответствии с правилами борьбы за существование и благодаря естественному отбору. Позднее сущность и значение этого понятия все более конкретизировалось.

Геополитика как наука сложилась в ХХ веке. Она появилась тогда, когда сравнительно высокого уровня достигли физическая, политическая и военная география, статистика, гуманитарные, естественные и технические науки. Их достижения стали основой геополитики. И в этом смысле можно сказать, что геополитика является синтезом многих наук, представляет собой систему знаний, отражающих связь между географическим пространством и политикой государств. Ее важнейшая роль – на основе интегральных знаний обосновывать стратегию развития, будущего страны.

 

Вопрос № 26 Единство и борьба противоположностей

Первый закон диалектики вскрывает в развитии его внутренний источник. Основой всякого развития, с точки зрения Энгельса, является борьба противоположных сторон. При раскрытии действия этого закона он подчеркивал существование связи и взаимодействия между противоположностями, доказывая, что они движущиеся, взаимосвязанные и взаимодействующие тенденции, и эта взаимосвязь выражается в том, что каждая из них имеет собственную противоположность. Другой стороной диалектических противоположностей является взаимное отрицание сторон и тенденций, именно поэтому стороны единого целого суть противоположности, они находятся не только в состоянии взаимосвязи, но и во взаимоотрицании. Именно такого рода взаимоотношения противоположностей Гегель назвал противоречиями. «Противоречие есть корень всякого движения и жизненности, лишь поскольку оно имеет в самом себе противоречие, он движется, обладает импульсом и деятельностью». Разрешение любых противоречий представляет собой скачок, качественное изменение данного объекта, превращает его в качественно иной объект, отрицающий старый.



Единство и борьбу противоположностей в физических процессах можно проиллюстрировать на примере принципа корпускулярно-волнового дуализма, согласно которому любой объект может проявлять как волновые, так и корпускулярные свойства. В биологической эволюции именно путём борьбы наследственности и изменчивости происходит становление новых форм жизни.[3]

Вопрос № 14

Объективный идеализм зародился в мифах и религии, но рефлективную форму получил в философии. Материя на первых этапах понималась не как продукт духа, а как со-вечная ему бесформенная и бездуховная субстанция, из которой дух (нус, логос) создает реальные предметы. Дух рассматривался, таким образом, не как создатель мира, а лишь как его формообразователь, демиург. Именно таков идеализм Платона. Его характер связан с той задачей, которую он пытался решить: понять природу человеческого познания и практики на основе признаваемых и сегодня монистических принципов. Согласно первому из них «ни одна вещь не возникает из небытия, но все – из бытия» (Аристотель. Метафизика. М.–Л., 1934,1062b). Из него неизбежно вытекал другой: из какого «бытия» возникают такие «вещи», как, с одной стороны, образы реальных предметов, а, с другой, формы предметов, создаваемых человеческой практикой? Ответ на него гласил: каждая вещь возникает не из любого бытия, а лишь из такого, которое является «тем же самым», что и сама вещь (там же). Руководствуясь этими принципами, Эмпедокл, напр., утверждал, что образ земли сам является землей, образ воды – водой и т.д. Эту концепцию позже назвали вульгарным материализмом. Аристотель возражал Эмпедоклу: «Душа должна быть или этими предметами, или формами их; но сами предметы отпадают – ведь камень в душе не находится». (Аристотель. О душе. М., 1937, с. 102). Следовательно, из действительности в душу переходит не предмет, а лишь «форма предмета» (там же, с. 7). Но образ предмета идеален. Следовательно, идеальна и «подобная» ему форма предмета. К выводу об идеальности формы вещей приводили и размышления о человеческой практике: форма, которую человек придает вещи – это его идея, перенесенная в вещь и преобразованная в ней. Первоначальный объективный идеализм – это проецирование характеристик человеческой практики на весь космос. Эту форму идеализма необходимо отличать от развитых форм объективного идеализма, возникших после того, как задача вывести материю из сознания была эксплицитно сформулирована.

Объяснив из единого монистического принципа два противоположных процесса – познание и практику, объективный идеализм создал основу для ответа на вопрос о том, способно ли человеческое сознание адекватно познать мир? Для объективного идеализма утвердительный ответ почти тавтологичен: конечно же, сознание способно постичь само себя. И в этой тавтологичности – его роковая слабость.

Внутренняя логика саморазвития привела объективный идеализм к новому вопросу: если никакая вещь не возникает из небытия, то из какого бытия возникают такие «вещи», как материя и сознание? Имеют они независимое происхождение или одна из них порождает другую? В последнем случае какая из них первична, а какая – вторична? В явной форме он был сформулирован и решен неоплатонизмом в 3 в. н.э. Реальный мир понимался им как результат эманации духовного, божественного первоединства, а материя – как продукт полного угасания этой эманации. Только после этого возник последовательный объективный идеализм, и дух-демиург превратился в духа-Бога, который не формирует мир, а творит его целиком.

Объективный идеализм использовал теорию эманации вплоть до 17 в. Еще Лейбниц трактовал мир как продукт излучений (fulgurations) Божества, понимаемого как первичное Единство (Лейбниц Г.В. Соч. в 4 т., т. 1, с. 421). Крупный шаг в развитии объективного идеализма осуществил Гегель. Он истолковал реальный мир как результат не эманации, а саморазвития абсолютного духа. Источником этого саморазвития он считал противоречие, внутренне присущее ему. Но если мир – продукт саморазвития идеи, то из чего возникает сама идея? С угрозой дурной бесконечности столкнулись Шеллинг и Гегель, которые попытались избежать ее путем выведения идеи из чистого бытия – тождественного ничто. Для последнего вопрос «из чего?» уже лишен смысла. Альтернативой обеим концепциям является теория, трактующая мир как изначально имеющий духовную природу и тем снимающая вопрос о выведении его из чего-то иного.

Первоначально объективный идеализм (как и материализм) исходил из существования мира вне и независимо от человеческого сознания как чего-то само собой разумеющегося. Лишь к 17 в. культура философского мышления выросла настолько, что этот постулат был подвергнут сомнению. Именно тогда возник субъективный идеализм – философское направление, зародыш которого можно найти уже в античности (тезис Протагора о человеке как мере всех вещей), но которое получило классическую формулировку лишь в Новое время – в философии Д.Беркли. Последовательный субъективный идеалист-солипсист признает существующим только свое сознание. Несмотря на то, что такая точка зрения теоретически неопровержима, в истории философии она не встречается. Даже Д.Беркли не проводит ее последовательно, допуская кроме своего собственного сознания сознание других субъектов, а также Бога, что фактически делает его объективным идеалистом. Вот аргумент, на котором базируется его концепция: «Для меня достаточное основание не верить в существование чего-нибудь, если я не вижу основания верить в это» (Беркли Д. Соч. М., 1978, с. 309). Здесь, конечно, ошибка: отсутствие оснований признавать реальность материи не является основанием отрицать ее реальность. Более последовательна позиция Д.Юма, оставлявшего теоретически открытым вопрос: существуют ли материальные объекты, вызывающие в нас впечатления. Именно в спорах философов Нового времени начала широко использоваться характеристика взгляда, согласно которому нам даны только представления в качестве объекта, как идеализма. Т.Рид именно так описывал взгляды Д.Локка и Д.Беркли. X.Вольф называл идеалистами тех, кто приписывал телам лишь идеальное существование (Psychol, rat., § 36). И.Кант отмечал: «Идеализм состоит в утверждении, что существуют только мыслящие существа, а остальные вещи, которые мы думаем воспринимать в созерцании, суть только представления в мыслящих существах, представления, которым на самом деле не соответствует никакой вне их находящийся предмет» (Кант И. Пролегомены. – Соч., т. 4, ч. I. М., 1964, с. 105). Кант проводит различие между догматическим и критическим идеализмом, который он называет трансцендентальным идеализмом. Фихте положил начало возрождению объективного идеализма в Германии, соединив гносеологический, этический и метафизический идеализм. Представители абсолютного идеализма Шеллинг и Гегель пытались представить природу как потенцию и выражение мирового духа. А.Шопенгауэр усматривал абсолютную реальность в воле, Э.Гартман – в бессознательном, Р.-Эйкен – в духе, Б.Кроче – в вечном, бесконечном разуме, реализующемся и в личности. Новые варианты идеализма развивались в связи с учением о ценностях, которые противопоставлялись эмпирическому миру как идеальное бытие, воплощающее абсолютный дух (А.Мюнстерберг, Г.Риккерт). Для позитивизма ценности и идеалы – фикции, имеющие теоретико-практическое значение (Д.С.Милль, Д.Бейн, Т.Тэн, Э.Мах, Ф.Адлер). В феноменологии идеализм трактуется как форма теории познания, которая усматривает в идеале условие для возможности объективного познания, а вся реальность трактуется как смыслополагание (Husserl Ε.Logische Untersuchungen, Bd. 2. Halle, 1901, S. 107 и далее). Сама феноменология, возникнув как вариант трансцендентального идеализма, постепенно трансформировалась вместе с принципами конституирования, эгологии в объективный идеализм.

 

 

Вопрос №15

Гранью, отличающую объективный идеализм от субъективного, является определение понимания разума. Для объективного идеализма характерно понимание разума как нечеловеческой и надындивидуальной основой мира. Поскольку эта основа мира есть нечто, существующее вне человеческого сознания, то идеализм называется объективным.

Субъективный идеализм, его изначальная идея, формируется в древнегреческой философии софистов. Древнегреческий материалист Гераклит выдвинул принцип в объяснении мира – «все течет, все изменяется, в одну и ту же реку нельзя войти дважды» – выражая тем самым факт изменчивости, текучести всего реально существующего. Из гераклитовского «все течет», софист Протагор делает вывод: если все течет, все меняется каждый момент времени, то ни о чем нельзя сказать ничего определенного. Для каждого человека реально существует лишь то, что он воспринимает своими органами чувств в каждый данный момент времени. Отсюда следовало: знаменитый тезис Протагора – «Человек – мера всех вещей». Это означает, что субъективное мышление рассматривается в качестве критерия бытия. Здесь и выражается основная формула субъективного идеализма: о реальном существовании вещей мы можем судить лишь постольку, поскольку мы воспринимаем их органами чувств(слух, зрение, осязание). Отсюда следовали принципы субъективного идеализма:

- существовать – значит быть воспринимаемым

- вещь – это комплекс ощущений

- без субъекта нет объекта

Субъективный идеализм относится к числу логически непоследовательных учений. В свое время Беркли (основоположник субъективного идеализма) упрекали в том, что он растворяет мир в иллюзиях субъекта, что вещи возникают и исчезают у него в зависимости от того, воспринимает их человек или нет. Беркли ответил на это так: «Даже если бы все люди исчезли, вещи не превратились бы в ничто, они продолжали бы существовать в разуме Бога, а Бог – это субъект, который существует вечно. Следовательно, Бог – это гарант существования мира». Беркли переходит с позиций идеализма субъективного на позиции идеализма объективного.

 

 

29. Проблема ценности в философии. Аксиологический антинатурали…
Философское учение о природе ценностей, их структуру и место в жизнедеятельности человека называется аксиологией (от гр АКСИС - ценность и логос - учение)
Начиная с освоения орудий труда, а затем совершенствуя их, человек научился удовлетворять собственные элементарные потребности, начала выделять главное и второстепенное, необходимо, постоянное и временное в своей оему жизни Постепенно осмислювалася значимость предметов и явлений окружающего мира для отдельного индивида, группы, общества, т.е. определялась их ценностьь.
Ценность - это понятие, указывающее на человеческую, социальную и культурную значимость определенных явлений и предметов деятельности
Ценность является особым типом мировоззренческой ориентации человека, представлениями, которые сложились в той или иной культуре об идеале, нравственность, добро, красоту Любые события и явления в природе, обществе, жизни и индивида воспринимаются им не только с помощью научно обоснованных теорий, но и пропускаются через призму собственного отношения к них.
Формирование понятия \"ценность\" прошло сложный исторический путь Целесообразно коснуться только истории тех взглядов на ценность, которые являются важнейшими для современного понимания этого понятия
Интересным утверждению древнегреческой философии является то, что высшим мерилом ценности и высшей ценностью является человек Известный тезис Протагора: \"Человек есть мера всех вещей\"
В античной и средневековой философии ценностные характеристики включались в саму жизнь, рассматривались как присущие ему, неразрывны с реальностью Исследование ценностей как таковых стало возможным тогда, когда и понятие реальности расщепилось в реальность в собственном смысле и ценность как объект человеческих привязанностей, страстей и стремлениемь.
Категория ценности наиболее полно была разработана классической немецкой философией, особенно I Кантом И Кант понятие ценности связывает с понятием доброй воли Сама по себе добрая воля имеет цениться н несравненно выше, чем осуществленное им в пользу какой-то склонности Важным в кантовском анализе понятие ценности является то, что это понятие он соотносит с человеком как целью, ее развитием, а таки и аспект ценности, как полезность, - с миром природы желаний

Этот аспект И Кант называет относительной, обусловленной ценностью Основное внимание он обращает на субъективный аспект ценности, который и стремятся осветить и время подчеркивает наличие и объективного аспекта, но детально его не разрабатывает кантовской концепции ценности восприняли в основном, с некоторыми изменениями, все представители классической немецкой фило софе філософії. Современная социально-философская литература характеризуется разнообразием взглядов на природу ценностей и их понимание Они наконец более или конкретизацией проблемы, намеченной в немецкой классической фило ософии, или разрабатываются через противопоставление последнией. Наиболее аргументированным, распространенным и приемлемым является утверждение, согласно которому ценности являются предметом потребностей и интересов человека Этими предметами выступают вещи, явления или идеи, мысли зависимости от того виде иляють две группы ценностейй: - материальные - это орудия и средства труда, предметы и вещи непосредственного потребления; - духовные - это идеи, теории, мнения: политические, правовые, моральные, эстетические, философские, религиозные, экологические и т.д. зависимости от ценностного отношения человека к миру ценности определяются как \"предметные\" и \"субъектные\" \"предметный\" ценностями выступает все многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включенных в их круг природных явлений как объектов ценностного отношения Они оцениваются в плане добр ра и зла, истины или ложности, красоты или уродства, допустимого или запрещенного, справедливо или несправедливо тощливого тощо. \"Субъектные\" ценности - способы и критерии, на основе которых проводятся 10:38:16  
    самые процедуры оценки соответствующих явлений, закрепляются в общественном сознании и культуре, выступая ориентирами деятельности человек ни Это - установки и оценки, требования и запреты, цели и проекты, которые отображаются в форме нормативных наступитих настанов.

 

Разнообразие ценностей предполагает классификацию по их уровню Так, выделяются ценности личности, социальных и профессиональных групп, национальные, общечеловеческие
В настоящее время особое значение приобретают общечеловеческие ценности Они являются регуляторами поведения человечества, выступая важнейшими критериями, стимулами и орудиями поиска путей взаимопонимания, зл чинят и сохранения жизни людей планеты Следует иметь в виду, что общечеловеческие ценности имеют конкретно-исторический характер Их понимание в античности или в эпоху Средневековья существенно отличается от их понимания в современном информационном обществтві.
В современной философии пока нет единого видения того, что являются общечеловеческими ценностями Есть основания которая позволяла определить единые, общезначимых ценностей для всех народов, систем и культа ур Наблюдается чрезвычайное разнообразие мнений относительно понятия \"общечеловеческоеюдське".
Можно выделить некоторые ценности, которые, несомненно, являются общечеловеческими:
- ценность человеческой жизни;
- смысл жизни, добро, справедливость, красота, истина, свобода и т.д.;
- ценность природы как основы жизнедеятельности человека, предотвращения экологическому кризису, сохранения окружающей среды;
- предотвращения угрозы термоядерной войны;
- обеспечение свободы, демократизации всех сфер человеческой жизнедеятельности - экономики, политики, культуры и т.д.
Дальнейшее конкретно-исторический анализ сущности и развития ценностей является важной стороной научного исследования и понимания истории общества и культуры
К проблеме ценностей прослеживается два подхода: натуралистический и антинатуралистический. Позитивная тенденция натурализма заключается в том, что ценность способствует эффективному функционированию «человеческой природы», т.е. способностей индивида, удовлетворению его интересов, развитию его потенциальных задатков.
В данной трактовке особую значимость приобретают

субъективные, личностно ориентированные ценности, игнорируется аксиологическая сущность общечеловеческих приоритетов, способствующих прогрессу общества в целом, либо они отождествляются, что не всегда правомерно.
Суть антинатурализма состоит в отрыве ценностей от реальных интересов личности, от естественных потребностей человека. Для антинатуралистов ценности - это идеальные сущности, сфера которых находится вне опыта и которые не зависят от человеческих интересов, что резко снижает роль идеалов, целей личности и других характеристик, удовлетворяющих потребности индивида в самоактуализации его способностей.

Натуралистический психологизм
Основная идея. Природа ценностей — это биопсихологические интерпретированные потребности личности. А сами ценности определяются как эмпирические факты окружающей реальности — так считают представители этого направления (А. Мейнонг, Р.Б. Перри, Дж. Дьюи, К. И. Льюис).
Трансцендентализм
Основная идея. Ценность является идеальным бытием, бытием нормы, соотносящимся не с чувственным (эмпирическим), а с «чистым», трансцендентальным («нормативным») сознанием (В. Виндельбанд, Г. Риккерт).
Персоналистический онтологизм
Основная идея. Основа личности определяется иерархией ценностей, свойственной человеку. Эта ценностная система личности, как и реальность ценностного мира, обусловливается «вневременной аксиологической серией в Боге» (М. Шелер).
Культурно-исторический релятивизм
Основная идея. Культура — это совокупность всех ценностей, которые представляют собой не универсальную систему ценностей, а множество равнозначных ценностных систем, выявляемых посредством исторического метода (В. Дильтей, О. Шпенглер, А.Д. Тойнби, П. Сорокин и др.).

Социологизм
Основная идея. Ценность интерпретируется в социальном знании и действии. Она рассматривается как средство выявления социальных связей и функционирования социальных систем (М. Вебер, Т. Парсонс и др.)
Марксизм
Основная идея. Ценность обусловливается социально-историческим, экономическим и классовым контекстом (К. Маркс

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.