Сделай Сам Свою Работу на 5

Вопрос № 36 Материалистическая (классовая) теория происхождения государства.





Вопрос 11. Основной вопрос и основные направления философии

1. Основнымв философии традиционно считается вопрос об от­ношении мышления к бытию, а бытия - к мышлению (сознанию).

Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии.

Материя и сознание (дух) — две неразрывные и в то же вре­мя противоположные характеристики бытия. В связи этим су­ществуют две стороны основного вопроса философии— онтоло­гическая и гносеологическая.

Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса фи­лософии заключается в постановке и решении проблемы: что первично — материя или сознание?

Суть гносеологической (познавательной) стороны основного во­проса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в про­цессе познания?

В зависимости от онтологической и гносеологической сторон в философии выделяются основные направления — соответствен­но материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм.

При рассмотрении онтологической (бытийной) стороны ос­новного вопроса философии можно выделить такие направле­ния,как:



• объективный идеализм;

• субъективный идеализм;

• материализм;

• вульгарный материализм;

• дуализм;

• деизм;

гносеологической (познавательной) стороны:

• гностицизм;

• агностицизм;

• эмпиризм (сенсуализм);

• рационализм.

2. Онтологическую сторону основного вопроса философии пред­ставляют:

• материализм;

• идеализм;

• дуализм.

 

 

Экзистенциализм вопрос № 10

Общие понятия экзистенциализма.

Экзистенциализм – направление философии, главным предметом изучения которого стал человек, его проблемы, трудности, существования в окружающем мире.

Экзистенциализм как направление философии начал зарождаться еще в середине ХХ в., а в 20-е – 70-е годы ХХ в. приобрел актуальность и стал одним из популярных философских направлений в Западной Европе.

Факторы, способствовавшие возникновению и развитию экзистенциализма.

Актуализации и расцвету экзистенциализма в 20-е – 70-е гг. ХХ в. способствовали следующие причины:



нравственные, экономические и политические кризисы, охватывавшие человечество перед первой мировой войной, во время первой и второй мировых войн и между ними;

бурный рост науки и техники и использование технических достижений во вред человеку (совершенствование военной техники, автоматы, пулеметы, мины, бомбы, применение отравляющих веществ в ходе боевых действий и т.д.);

опасность гибели человечества (изобретение и применение ядерного оружия, приближающаяся экологическая катастрофа);

усиление жестокости, бесчеловечное отношение к человеку (70 миллионов погибших в двух мировых войнах, концлагеря, трудовые лагеря);

распространение фашистских и иных тоталитарных режимов, полностью подавляющих человеческую личность;

бессилие человека перед природой техногенным обществом.

Основные проблемы, рассматриваемые экзистенциализмом.

Экзистенциалистская философия распространилась в ответ на эти явления. Можно выделить следующие проблемы, которым уделяли внимание философы – экзистенциалисты:

уникальность человеческой личности, глубина его чувств, переживаний, тревог, надежд, жизни в целом;

разительное противоречие между человеческим внутренним миром и окружающей жизнью;

проблема отчуждения человека (общество, государство стали для человека абсолютно чужими, реальностью, которая полностью пренебрегает человеком, подавляет его «Я»);

проблема одиночества, заброшенности человека (человек одинок в окружающем мире, у него нет «системы координат», где он чувствовал бы себя нужным);

проблема бессмысленности жизни;



проблема внутреннего выбора;

проблема поиска человеком своего как внутреннего «Я», так и внешнего – места в жизни.

 

 

Вопрос № 28 Сознание и бессознательное в философии

 

Основным качественным признаком сознания в философии является его идеальность. Коллективно созидаемый мир духовной культуры, который социально фиксируется, узаконивается во всеобщих представлениях людей о реальном мире. Это мир индивидуальных, коллективных представлений зафиксированный в языках культуры, но это не мир как он есть на самом деле, а мир каким мы его себе представляем, мир действительный, мир идеального.

Необходимо различать идею о вещи и саму вещь. Такая позиция позволяет критически переосмысливать имеющееся знание о чем-либо. Это основа поиска самостоятельного пути в профессии, да вообще в жизни.

Идеальное соприкасается с материальным, формируется на его основе, но существует в относительной независимости от него, поскольку зафиксировано в множественных формах структурных взаимодействий, а не самой материальной, биологической жизни человека. Представление человека об устройстве мира есть нечто иное, как идеальная конструкция отношений человека и мира.

Однако в поведении человека, его отношениях с миром и себе подобными существами, не всегда присутствует сознательная деятельность. Иногда человек действует под влиянием внутреннего наития, принимает решения интуитивно правильные. В таких случаях говорят о бессознательном.

Что такое бессознательное в философии?

Бессознательное – это то, что управляет нами, но не входит в сферу ясного сознания. Интуитивное решение, в этой связи, – это решение, принятое на неосознаваемом уровне.

В целом проблема бессознательного является проблемой скрытых детерминант сознания. Что мы знаем в этом вопросе? Что есть вербализованное знание, зафиксированное в понятиях, словах, терминах. Наряду с этим есть довербальное знание, зафиксированное в образах, символах. Оно хранится в свернутом виде в сфере бессознательного как результата усвоенного (т.е. воспринятого знания), но не освоенного (не осознанного творческим образом) знания. В чем разница? При доминировании сферы бессознательного практически невозможно строить стратегические планы, можно и довольно успешно решать тактические задачи. При доминировании сознательной сферы в силу специфического свойства сознания разнонаправленности и равнозначности альтернативных направлений, увеличивается время выбора принятия решения, что в критические для сохранения биологической жизни индивида моменты недопустимо. Вот почему природа дала нам возможность сознательной деятельности, но во избежание потери своей «думающей тростиночки» наделила её и бессознательным. Сегодня развитие человека во многом зависит от самостоятельного выстраивания взаимосвязи между этими двумя сферами и самоконтроля. И дело не только и не столько в экологической катастрофе как это принято сейчас говорить. Дело в том, что экологическая катастрофа это следствия потери самоконтроля над собственной деятельностью и отказа от деятельности сознающего себя существа. Чисто не там где убирают, а там где не сорят. А в каких случаях не сорят? При такой структурной организации деятельности, в которой интересы целого доминируют над интересами частей. И этот принцип организации позволяет сохранять уникальность, индивидуальность части. При доминировании интересов части, в общественной жизни проявлением такого принципа организации является индивидуализм, нет развития целого, нет эволюции, а есть активное столкновение частей, которое в конечном итоге приводит к выявлению общего и деятельности, направленной на строительство взаимосвязей.

 

Вывод: решение живой природой проблемы сохранения и развития жизни на разных этапах ее существования приводит к различным решениям по структурной организации отношений как внутри природной системы, так и в отношениях между различными системами. Качественное разнообразие таких решений является залогом сохранения, развития и распространения живой природе в пространстве и во времени.

 

Вопрос № 36 Материалистическая (классовая) теория происхождения государства.

 

Материалистическая (классовая) теория происхождения государства исходит из того, что государство возникло прежде всего в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления прибавочного продукта и частной собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами. Как объективный результат этих процессов возникает государство, которое специальными средствами подавления и управления сдерживает противоборство этих классов, обеспечивая преимущественно интересы экономически господствующего класса.

В. И. Ленин категорически выступал против тех, кто утверждал, что государство выступает органом примирения классов. Он писал: «По Марксу государство есть орган классового господства, орган угнетения одного класса другим, есть создание «порядка», который узаконяет и упрочивает это угнетение, умеряя столкновение у классов».

Определяя свое собственное отношение к сущности и предназначению государства, Ленин неоднократно подчеркивал, что государство есть машина для поддержания господства одного класса над другим.

Суть материалистической теории состоит в том, что государство возникает в результате раскола общества на классы. Отсюда делается непреложный вывод: государство есть исторически преходящее, временное явление — оно возникло вместе с возникновением классов и также неизбежно должно отмереть вместе с исчезновением классов.

Представители других концепций и теорий происхождения государства считают положения материалистической теории односторонними, неверными, так как они не учитывают психологических, биологических, нравственных, этнических и других факторов, обусловивших формирование общества и возникновение государства. Тем не менее, считает Шершеневич, огромная заслуга экономического материализма состоит в доказательстве выдающегося значения экономического фактора, благодаря которому «в конечном счете» можно увязать «даже высокие и благородные чувства человека с материальной стороной его существования». «Во всяком случае, — продолжает Шершеневич, — экономический материализм представляет одну из самых крупных гипотез в учении об обществе, способную лучше всего объяснить массу общественных явлений»

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.