Сделай Сам Свою Работу на 5

ПОДЛИННОСТЬ СУННЫ: ЕЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ





 

Встречаясь со множеством аргументов в защиту власти Сунны, некоторые люди пытаются посеять семена подозрения в ее исторической подлинности.

По их мнению, Сунна Святого Пророка, хотя и обладает властью во все времена для всех народов, тем не менее не сохранена заслуживающим доверия образом. В отличие от Священного Корана, говорят они, не существует единой книги хадисов. В различных сборниках встречаются высказывания, зачастую противоречащие друг другу. К тому же, они были составлены в III в. хиджры, а мы не можем верить сообщениям, которые не были даже записаны в течение первых трех веков.

Все эти утверждения совершенно безосновательны. Рассмотрим их последовательно.

Признавая, что послушание Святому Пророку обязательно для всех мусульман во все времена, противники Сунны в то же время заявляют, что хадисы недостоверны, и мы не можем выполнить это послушание. Где же логика? Неужели Аллах предписал нам следовать Пророку, но не создал для этого на практике никаких условий? Вопрос заключается в том, может ли Аллах Всемогущий дать нам явный приказ сделать что-либо, что находится далеко за рамками наших возможностей и понимания. Ответ, очевидно, отрицательный. Недаром в Коране читаем: «Аллах не дает никому заданий, не соответствующих его возможностям».



Невозможно себе представить, что бы Аллах обязал людей чему-нибудь такому, чего не существует или чего нельзя установить. Если Аллах предписал нам следовать Сунне Святого Пророка, следовательно, Сунна не является недостоверной, и Аллах сохранил ее для нас в надежном виде.

Следующий аспект также заслуживает рассмотрения. Аллах Всемогущий дал нам обещание в Святом Коране:

 

Ведь Мы - Мы ниспослали напоминание, и ведь мы его охраняем.

(15:9).

 

В этом аяте Аллах Всемогущий подтвердил сохранность Корана. Из этого следует, что Коран будет оставаться неискаженным и передаваться от поколения к поколению в первозданном виде. Теперь зададимся вопросом: ограничивается ли Божественная защита только повелениями Священного Корана или распространяется и на претворение их в жизнь, толкование Пророка необходимо для правильного понимания Корана, как это было доказано в первой главе, то сохранение только Корана было бы бесцельно без сохранения пророческих объяснений. Как ранее уже говорилось, Всемогущий Аллах провозгласил:



И послали Мы тебе упоминание [Коран], чтобы ты разъяснил людям, что им ниспослано.

(16:44).

 

Таким образом, люди могут извлечь пользу из Корана только тогда, когда их ведут разъяснения Святого Пророка. Вот почему Аллах, сохраняя неизменным текст Священной Книги, не мог дозволить исказить ее толкование и объяснение Святым Пророком. Это объяснение также находится под Божественной защитой и не может быть никем изменено.

Следовательно, если принять необходимость объяснений Святого Корана Пророком, то нелогично заявлять, что эти объяснения сегодня недоступны. Это равносильно отрицанию Божественной мудрости. Если Творец устанавливает необходимость Сунны, Он должным образом обеспечивает и ее сохранность.

Вот почему мы убеждены, что Сунна Святого Пророка, необходимая для правильного понимания Божественного руководства, будет оставаться неизменной всегда. Все возражения, относительно подлинности Сунны могут быть отвергнуты уже только поэтому. И все же мы считаем необходимым сделать здесь краткий обзор мер, предпринятых уммой для сохранения Сунны Святого Пророка. Наше краткое сообщение, разумеется, не является всесторонним. Его единственная цель - выделить некоторые основные факты, объективный анализ которых позволяет сделать заключение о подлинности Сунны.

 

Сохранение Сунны

 

Абсолютно неверно утверждение, что Сунна Святого Пророка была впервые составлена в III в. На самом же деле хадисы стали собираться с первых же дней пророчества. Кроме их записи были и другие меры, предпринятые для сохранения.



 

Три вида хадисов

 

Индивидуальное высказывание, предание о Пророке Мухаммаде называется хадисом. Хадисы по количеству их источников разделены на три основные группы.

 

1. Мутаватир - это хадис, число рассказчиков которого столь велико, что невозможно предположить, что все они сговорились лгать. Этот тип хадисов далее разбивается на два вида:

а) мутаватир по словам - это хадис, переданный различными рассказчиками почти одними и теми же словами, т. е. все передатчики хадиса единодушны в своих сообщениях;

б) мутаватир по значению - это хадис, переданный рассказчиками различными словами, иногда даже не совпадают события, о которых идет речь, но все рассказчики единодушны в передаче основного смысла предания.

Например, вот слова Святого Пророка:

Кто намеренно припишет мне ложь, должен приготовить себя к пламени [ада].

Это мутаватир по словам, поскольку, по меньшей мере, 74 соратника Святого Пророка передали этот хадис одними и теми же словами. Количество же тех, кто получил этот хадис от них, во много раз больше, потому что каждый из 74 сподвижников Пророка рассказал его множеству своих учеников. Все они, а их число увеличивалось в каждом последующем поколении, пересказывают его одними и теми же словами без малейшего изменения.

С другой стороны, очень многие рассказчики сообщили, что Святой Пророк предписал нам совершать два раката во время утренней молитвы, по четыре во время полуденной, предвечерней и ночной и три во время вечерней молитвы. Все эти рассказы часто были изложены разными словами и даже по поводу различных событий. Но главный смысл их абсолютно совпадает - точное количество ракатов во время ежедневных молитв. Следовательно, это мутаватир по значению.

 

2. Другой вид хадиса - это машхур. Данный термин определен богословами Хадиса следующим образом:

"Хадис, который не является мутаватиром, но число рассказчиков которого не менее трех в каждом поколении"[4].

Последователи Фикха несколько иначе определяют машхур:

"Машхур хадис - это хадис, который не был мутаватиром в поколении святых соратников Пророка, но стал мутаватиром непосредственно после них".

 

3. Кабарул вахид - это хадис, количество рассказчиков которого меньше трех в любом данном поколении.

Рассмотрим каждый тип хадиса отдельно.

 

Подлинность первых двух типов

 

Что касается мутаватира, никто не может сомневаться в его подлинности. Факт, рассказанный цепочкой передатчиков, всегда воспринимается как абсолютная истина. Любое утверждение, основывающееся на мутаватире, должно быть принято каждым без колебаний. Я никогда не видел Москвы, но тот факт, что Москва - это большой город и столица России, является абсолютной правдой. Этот факт доказан большим числом рассказчиков, видевших город. Этот непрерывно пересказываемый ими мутаватир - факт, который нельзя отрицать и в котором нельзя сомневаться.

Я не видел событий первой и второй мировых войн. Но то, что эти события имели место, - непреложный факт, основанный на множестве сообщений о них. Ни один человек в здравом уме не будет утверждать, что все рассказчики сговорились и что этих войн не было вовсе. Эта твердая вера основывается на мутаватирах - сообщениях об этих событиях. Таким же образом мутаватир-сообщение, касающееся жизнеописания Святого Пророка, должно рассматриваться как абсолютная правда. Подлинность Святого Корана, т.е. то, что он является той же самой Книгой, которая была открыта Святому Пророку, - той же самой природы. Таким образом, все мутаватиры (и по словам, и по значению) настолько же подлинны, как и Святой Коран, и настолько же надежны.

Хотя мутаватиры по словам немногочисленны, зато мутаватиров по значению очень много. Таким образом, очень значительная часть Сунны Святого Пророка принадлежит к хадисам, подлинность которых не может быть никоим образом подвергнута сомнению.

Что касается второго вида хадиса - машхура, то его уровень подлинности ниже, чем мутаватира, но все же вполне удовлетворителен, так как рассказчиков было больше, чем три в каждом поколении.

Третий вид хадиса - кабарул вахид. Подлинность его зависит от правдивости передатчика. Если он является человеком, достойным доверия во всех отношениях, то сообщение, данное им, может быть принято, но если рассказчик сомнителен, то и его сообщение тоже становится сомнительным. Этот принцип приложим ко всем сферам жизни. Так почему бы его не применить к хадисам? Тем более надо учесть, что рассказчики хадисов были полностью осведомлены о деликатной природе того, о чем они повествуют. Ведь они сообщали не о простых новостях или обычных событиях, не имевших законодательных или религиозных последствий. Факты, о которых они рассказывали, могли в корне изменить жизнь миллионов людей. Рассказчики хадисов хорошо знали, что приписывать ложные слова и действия Святому Пророку - страшный грех. Любая преднамеренная ошибка или небрежность в их рассказах вызвала бы гнев Аллаха и мучительное наказание в загробной жизни. Любой рассказчик хадиса был знаком со следующим хорошо известным мутаватиром:

Кто намеренно припишет мне ложь, должен приготовить себя к пламени [ада].

 

Этот хадис настолько четко и жестко определяет ответственность рассказчиков, что они зачастую бледнеют от страха, опасаясь, как бы ошибка не вкралась в их повествование.

Это было основной причиной, по которой рассказчики принимали максимум предосторожности при сообщении хадиса. Такого уровня ответственности не было ни у одного рассказчика, повествующего об исторических событиях. Таким образом, тот принцип, что правдивость сообщения зависит от натуры рассказчика, гораздо более применим к сообщениям хадисов, чем к любым другим.

Теперь рассмотрим различные способы, использованные уммой для того, чтобы сохранить хадисы в их первоначальном виде.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.