Сделай Сам Свою Работу на 5

ГОТОВЛЮ К ОТВЕТУ НА ЛЮБУЮ АНКЕТУ





(Личность как роза ветров)

Что делают с этим несчастным, за что его так мучают? Вчера его целый день оглушали дикими звуками, водяными струями сбивали с ног, воздуш­ными били в лицо; сегодня целый день ругают, осмеивают, унижают, подстраивают каверзы, заставляют быстро выполнить сложное задание, а сами не дают работать...

Л это вот что: грубо выражаясь, проверка на вши­вость, а выражаясь деликатнее, все то же тести­рование. Подобные процедуры производятся в неко­торых американских лабораториях. Но зачем же так грубо, когда можно по-хорошему проверить условные рефлексы, попросить нарисовать картины?.. Э, нет, тут уж, извините, приходится по-спартански, дело-то идет об ответственной профессии разведчика, кос­монавта... Вот и моделируют чрезвычайные ситуа­ции, которыми богата профессия. А то ведь как по­лучается: прекрасный работник, высококвалифициро­ванный специалист, но вот настал критический мо­мент, угроза аварии — и растерялся и делает не то. И тут может выручить совсем неопытный парнишка, который раз-раз — и сориентируется. Вот в таких только случаях, как многие теперь думают, и про­является подлинный тип нервной системы: сильный или слабый.



Может быть, и так, хотя категории «сильный» — «слабый» кажутся мне в применении к человеку ма­лоуместными, слишком уж обобщающими. Не лучше ли говорить о разных типах реакции на разные си­туации? Тот, кто блестяще сработает в аварийной ситуации у пульта, может оказаться форменным ню­ней при аварии иного жизненного масштаба. Человек бесхарактерный, ненадежный, внушаемый, ну совер­шенный слабак, ликвидирует пожар, бросается в огонь, спасает людей... Нет, осторожнее насчет силы и слабости.

Американские авиационные психологи разработа­ли недавно шкалу «внутреннего беспокойства», в ко­торую входит целая батарея тестов, в том числе ан­кета с утверждениями типа:

когда я работаю, я бываю очень напряжен; иногда я теряю сон от беспокойства; я нервничаю, когда вынужден ждать; я более чувствителен, чем другие, и тому подобное, всего 50 утверждений с ответами «да», «нет», «не знаю».

Среди классных летчиков оказались и «высокобес­покойные» и «низкобеспокойные». Сравнили их. Вы­яснилось, что в заданиях обычного типа лучшие по­казатели у «высокобеспокойных», некоторые из них настоящие виртуозы. Однако в ситуациях непривыч­ных, чрезвычайных заметно преимущество «низкобес­покойных». Правда, и среди «высокобеспокойных» есть такие, которые в самых отчаянных положениях остаются на высоте. Возникла мысль, что, кроме «об­щего» беспокойства, есть еще и специальное, «тесто­вое». Тот, кто заваливал экзамены, будучи хорошо-подготовленным, должен знать, что это такое.



Да, тест имеет свою психологию. Как бы ни был он испытан и изощрен, всегда остается импровизация, встреча личности и момента, никогда нельзя быть це­ликом уверенным, измеряет ли тест тестируемое свой­ство или что-то совсем другое: уважение к процедуре, нежелание попасться на удочку. Тест опасен и глуп, когда становится господином, когда создает у испы­тующего иллюзию знания, тестовый предрассудок, эдакую бюрократическую отгороженность. В США засилье тестов стало уже серьезной проблемой, и лов­кие люди уже делают бизнес: «Готовлю к ответу на любую анкету...»

Но тест необходим, когда он слуга, когда не под­меняет, а дополняет живое, деятельное общение. Он, пожалуй, единственное пока в психологии средство, освобождающее мысль от сковывающих типологиче­ских стереотипов. Вот оно, кажется, долгожданное многомерие. Если раньше говорили: это такой тип, тот-то (холерик, экстраверт, шизотимик, шизофре­ник...), и человек сразу попадал в прокрустово ложе, то теперь: по такой-то шкале у него сегодня такой-то показатель. Завтра — не знаю.

Научнее? Конечно. И менее обязывающе и более точно. Показатель может гибко меняться, а шкал мо­жет быть бесконечное множество. Выделяй какие хочешь, только дай обоснование и математический аппарат. И тип человека оказывается подобием розы ветров — некой равнодействующей всех его изме­рений.



...Я сижу за столом в ординаторской, передо мной большой каталожный ящик, как в библиотеках, и в нем карточки. На карточках написано:

на улице на меня постоянно обращают внимание незнакомые люди;

по утрам у меня часто плохое настроение и болит голова;

я часто мою руки, чтобы избежать заражения; и в таком духе, всего штук пятьсот. И все карточки я должен разложить на три кучки: «да» ( + ), «нет» (—), «не знаю» (?). Вот и все, что от меня требует­ся. А коллега Березин завтра все это пропустит сквозь аппарат интерпретации, со всякими поправоч­ными коэффициентами и скажет, кто я есть.

Это самая солидная из современных тестовых ба­тарей: так называемая Миннесотская Многофазная Анкета Личности. Назовем ее для удобства МАЛ.

Составлялась она в течение нескольких лет. Бра­ли тысячи клинических историй болезни, изучали здо­ровых, сопоставляли, вычисляли вероятности... Слож­ная математизация...

И вот роза ветров, вынесенная на плоскость графика. Здесь измеряются ваша шизоидность и цик-лоидность, истероидность и ипохондричность, невро­тизм и синтонность, и еще всякие радикалы и свой­ства, связанные и не связанные с патологией, — их можно в разных вариантах процедуры убавлять и прибавлять. Разные показатели и независимы и вме­сте с тем гибко связаны, в аппарате интерпретации все это учтено.

Вот и диалектика нормы и патологии. Да, нор­мально иметь некоторую долю шизофреничное и маниакальности, но это по тесту, а в жизни может не чувствоваться. Слишком низкие цифры психопато­логических радикалов тоже подозрительны. Слишком высокие — могут указывать на болезнь или предрас­положенность, но ничего не решают.

Сравнить график МАЛ, клиническое и обыденное человеческое впечатление весьма любопытно. Сразу получается что-то объемное, начинаешь смотреть на человека взвешеннее, критичнее. Один мой товарищ, блестящий журналист, по-моему, полнейший экстра­верт и даже гипоманьяк, по МАЛ оказался интравер­том. И тогда я вспомнил один разговор.

 

Обмануть МАЛ, подыграть — дело сложное, по­тому что многие высказывания незаметно дубли­руются, и так ловятся те «да», которые на самом деле «нет», и те «нет», которые «да». Есть спе­циальный поправочный коэффициент на видение себя в лучшем свете.

Когда я сам проходил процедуру, во мне, ко­нечно, все время говорил специалист: «ну шиш, меня этим не купишь, я-то знаю, кто на это скажет «да», — и одновременно естественное желание узнать о себе неведомую истину, и сознательно-подсознательный подыгрыш. (Все-таки не хотелось оказываться совсем уж психом даже в глазах коллеги, который гарантировал полную тайну.) Кем я оказался, не скажу, замечу лишь, что результат был для меня неожидан­ным. А вот Ф. Б. Березин, как он сообщил мне, оказался по МАЛ именно тем, кем себя и считал.

Березин вместе с М. П. Мирошниковым апроби­ровали в клинике первый отечественный вариант МАЛ. Батарея оказалась удобным подспорьем для контроля за действием психохимических средств. МАЛ подсказывает клиницисту, верить или не верить своим глазам и ушам. Но, конечно, это не оракул: хо­чешь — верь, не хочешь — не верь, сам определяй, насколько верить.

МАЛ хорош тем, что берет человека на биосо­циальном стыке. Уже есть варианты, максимально очищенные от клиники, приспособленные для узких нужд профотбора некоторых специальностей. Но и эта «тяжелая артиллерия», конечно, не может охва­тить человека целиком. Есть уровни человековедения, в которых для предсказания поведения требуются совсем иные шкалы, с иными прицелами.

ЭВОЛЮЦИЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Странные бывают переклички' между веками и личностями.

Жил в Древней Греции один очень симпатичный мне человек. Я почему-то вижу его совершенно жи­вым, хотя не знаю никаких портретов. У него была слегка грустная улыбка. Не очень толстый пикник, среднего роста, с голубыми глазами и вьющими­ся каштановыми волосами. Туника у него была мяг­кого зеленоватого цвета, сандалии светло-корич­невые.

Звали его Тиртам.

Шефом его был Аристотель. И не только шефом, но и лучшим другом и крестным отцом. Аристотель полюбил Тиртама за то, что тот первым пошел за ним, когда он сбежал из школы Платона и открыл свою. (Платон не любил Аристотеля за непочтитель­ность, многословие и суетность: разве истинному философу подобает носить кольца и стричь во­лосы?)

И вот с античной щедростью новый шеф меняет имя друга, а впоследствии и преемника, руководителя школы перипатетиков, сначала на «Евфраст», что зна­чит: «прекрасно говорящий», а затем и на «Теофраст»: «говорящий как бог». Под этим именем сим­патичному сыну валяльщика с острова Лесбос и суж­дено было войти в память веков.

В то время при должном рвении можно было стать отцом сразу нескольких крупных наук. Составление характеристик (от слова «харассо» — «царапаю») считалось в те времена изысканным умственным упражнением свободных философов; оно состояло в более или менее абстрактных рассуждениях на тему о пороках и добродетелях, вперемежку с конкретной руганью. Одна из линий эволюции этого древнего хобби привела к возникновению жанра сатиры. Дру­гая окончилась тупиковой ветвью служебных харак­теристик, плодоносящей ныне «чуткими, отзывчивыми товарищами, которые принимают активное участие»...

Теофраст подвизался на этом поприще столь успешно, что стал отцом характерологии. Другими его дочерьми были ботаника и минералогия. Кроме того, он прекрасно играл на кифаре и считался боль­шим авторитетом в области музыкотерапии.

Кажется мне, что у него было хорошее человекоощущение, а к этому и литературный талант.

Вот классический портрет лицемера:

«...Он дружески толкует с врагом, соболезнует ему в горе, хвалит в глаза, за спиной ругает, ласко­во разговаривает с сердитым на него... Вы его бра­ните, он не оскорбляется, а спокойно слушает вашу брань... Вы намерены занять у него денег или попро­сить помощи — у него готов ответ... Он скрывает все свои поступки и твердит, что только обдумывает... Услышал — и не подает виду, увидел — скажет, что не видал, даст слово и прикинется забывшим о нем. Об одном деле он твердит: подумаю; о другом: знать ничего не знаю; сегодня слышишь от него: и в толк не возьму; завтра: подобная мысль приходит мне в голову не впервые. «Не верится...», «Непонятно: теряюсь окончательно», «Странно...», «По твоим сло­вам, он переменился... Мне он этого не говорил. Сам не знаю, как быть — тебе я верю, но и его не считаю лгуном...», «Смотри, однако, держи с ним ухо востро».

Теперь это азбука, тогда это было открытием. Беглыми, выпуклыми штрихами он рисовал носите­лей человеческих черт, как они ему виделись, без морализма, с добродушным наивным юмором.

Болтун («Болтовня — долгий и глупый разговор». Примечание Теофраста):

«Подсевши к тебе, хотя ты незнаком с ним, болтун сперва прочтет панегирик своей жене, затем расска­жет свой сон в последнюю ночь, далее перечтет по порядку свои обеденные блюда. Если дело идет на лад, он начинает толковать на тему, что нынешние люди куда хуже прежних... хлеб на рынке падает в цене... в столице наплыв иностранцев... Дал бы Зевс дождичка, поправилась бы растительность...»

Неужели существуют психические двойники лю­дей, живших две с лишним тысячи лет назад?

Это была живая, непритязательная феноменоло­гия человеческого поведения; сквозь прозрачную ее ткань просвечивали темпераменты. Прямая дорога вела отсюда в пенаты литературы, в обитель муз.

С наукой дело обстояло сложнее. У Теофраста был только один прямой духовный преемник: фран­цуз Лабрюйер, скромный интеллектуальный настав­ник малокультурного герцога. В часы, свободные от неблагодарной работы, Лабрюйер, отводя душу, на­брасывал под вымышленными именами острые эски­зы тех, с кем ему приходилось иметь дело: с одним из них читатель уже познакомился на стр. 43. Вот еще один портрет из галереи зануд. (Мы узнаем здесь и вариант эпитимика, о которых скоро расска­жем подробнее.)

«Есть люди, которые говорят не подумавши; дру­гие, напротив, чересчур внимательны к тому, что го­ворят. Говоря с ними, вы чувствуете всю тяжелую работу их ума... Они целиком сосредоточены на своих жестах и движениях, не рискуют малейшим сло­вечком, хотя бы оно даже и на самом деле произвело самый лучший эффект; у них ничто не вырывается наудачу, ничто не течет свободным потоком; они говорят точно и скучно».

Собрав все это годам к пятидесяти в одну книгу и с превеликим трудом решившись предложить ее вниманию публики, Лабрюйер в один момент приоб­рел славу человека, затмившего Теофраста, был из­бран во Французскую академию и почти сразу же умер от апоплексического удара.

Произведение же его, памятник тончайшей наблю­дательности и афористического изящества- мысли, осталось где-то на перепутье художественной литера­туры, психологии и философии. Впрочем, таков был и дух эпохи, еще не собиравшейся разводить эти предметы по разным углам, эпохи, когда еще охотно брались судить о людях вообще, вне времени и про­странства, когда гении, подобные Монтеню и Ларошфу­ко, проникали в человеческую природу, казалось, до самого основания. Вера в возможность совершенства любила тогда облекаться в одежды едкого скепсиса, вроде сарказма Вольтера: для перемены характера надо убить человека слабительными средствами.

Характер... Слово, столь частое и знакомое в быту и литературе, и одна из неопределеннейших катего­рий в психологии.

Хороший характер... Плохой характер... Патоло­гический характер... Бесхарактерный человек... На­циональный характер... Выработать у себя харак­тер... Преодолеть свой характер...

Если попытаться привести к общему знаменателю все многообразные, переливчатые значения этого слова, то оказывается, что характер — это психиче­ская физиономия, некий узор, образуемый индиви­дуальной линией стыка социального и биологическо­го. Что-то между темпераментом и личностью. А мож­но сказать и так: характер — это личность для других.

...И вот взор мой останавливается на современной фигуре, причастной к научной характерологии.

У ПОЛЮСА Ф-НТКАЛЫ

Портрета его я не видел и не представляю, но слышу, как он перекликается с Теофрастом своей разносторонностью и демократизмом, с Лабрюйером — острым, цепким вниманием к человеку, уме­нием схватить в нескольких штрихах объемную суть.

Ему уже много лет. А он помнит все музыкаль­ные звуки, которые когда-либо слышал. С него То­мас Манн писал героя «Доктора Фаустуса» Адриана Леверкюна, но он не композитор, а социолог. Самая выдающаяся его работа, по мнению социологов, — это «Авторитарная личность», исследование глубин­ной социопсихологии фашизма.

Почему я выбрал именно его? Возможно, здесь сказывается прихоть, а может быть, и мое убежде­ние, что по-настоящему изучать человека может только хороший человек.

А что такое хороший человек?

Вот и попался. Что за ненаучная терминология? Ведь это субъективно. Для вас он хорош, для меня плох. Это все относительно и условно. Все зависит от позиции.

Да, отвечают, зависит. Наука наша о Солнце и о звездах была бы, возможно иною, живи мы где-нибудь на Юпитере. Но мы живем на Земле.

Еще нет науки о Добре и Зле, есть только эмпи­рические понятия, которыми каждый пользуется, как хочет. Но, может быть, настанет время, когда будет принята единая система отсчета. Когда выявят, нако­нец, conditio sine qua non — то, без чего нельзя: со­вместимость с Жизнью и главными условиями ее для человека — прогрессом, творчеством.

Исследования Теодора Адорно, быть может, и представляют собой первозачаток науки о том, что такое хороший человек и его антипод.

Изучение психологии фашизма Адорно начал, можно сказать, на месте — в Германии, в тридцатые годы, а завершил в Соединенных Штатах, куда при­шлось эмигрировать. И там материала хватило.

Он исследовал несколько тысяч американцев са­мых разных сословий.

Конечно, они относятся к фашизму по-разному. Среди них есть и фашистские фанатики, вроде этих, из общества Джона Бэрча, и активные антифашисты, вроде самого Адорно, и те, кто склонен прислуши­ваться либо к тем, либо к другим, и индифферент­ные, масса индифферентных. Исследуя человека, Адорно стремился выяснить «содержание» в нем фа­шизма. Насколько этот конкретный человек склонен поддаваться пропаганде фашистского толка? И на­оборот, сколь сильны в нем антифашистские побуж­дения?

Конечно, социолог не мог не заметить, что склонность к фашизму, стереотипность мышления и расово-националистические предрассудки, словно те­ни, следуют друг за другом.

Центральным инструментом исследования, поми­мо всевозможных анкет и интервью, стала знамени­тая Ф-шкала. Она была составлена из типичных фа­шистских высказываний (с контрольной примесью антифашистских).

Вот некоторые из этих высказываний:

«Америка так далеко ушла от чисто американско­го пути, что вернуть ее на него можно только си­лой».

«Слишком многие люди сегодня живут неестест­венно и дрябло, пора вернуться к основам, к более активной жизни».

«Фамильярность порождает неуважение».

«Должно быть запрещено публично делать вещи, которые кажутся другим неправильными, если даже человек уверен в своей правоте».

«Тот, безусловно, достоин презрения, кто не чув­ствует вечной любви, уважения и почитания к роди­телям».

«Для учебы и эффективной работы очень важно, чтобы наши учителя и шефы объясняли в деталях, что должно делаться и, главное, как должно де­латься».

«Есть такие явно антиамериканские действия, что, если правительство не предпримет необходимых ша­гов, широкая общественность должна взять дело в свои руки».

«Каждый человек должен иметь глубокую веру в какую-то силу, высшую, чем он, чьи решения для него бесспорны».

«Как бы это ни выглядело, мужчины заинтересо­ваны в женщинах только с одной стороны».

«Послушание и уважение к авторитетам — глав­ное, чему надо учить детей».

«Человек никогда не сделает ничего не для сво­ей выгоды».

«Нашей стране нужно меньше законов и больше бесстрашных неутомимых вождей, которым бы ве­рили люди».

Вы ожидали чего-то большего, чего-то страшного и отвратительного? Нет, всего-навсего. В общем-то серенько, несимпатично, но вполне добропорядоч­но. А разве можно что-нибудь возразить против та­кого:

«Хотя отдых хорошая вещь, но жизнь прекрасной делает работа».

«Книги и фильмы слишком часто обращаются к изнанке жизни; они должны сосредоточиваться на внушающих надежды сторонах».

Шкала есть шкала: у нее есть полюса. Кто-то оказывается на одном полюсе, кто-то на другом. Кто?

Это и выяснял Адорно, детальнейше сравнивая социально-психический облик американцев с высо­кими и низкими Ф-показателями. От тестов он шел к типам личности.

...Скромный отец семейства, мелкий служащий. Всегда недоволен. На работе его обходят, не упу­скают случая поживиться за его счет. Ну и он пла­тит тем же, но перспектив у него практически ника­ких. Домохозяйка, вполне безобидная по натуре. Боится засилья нацменьшинства: они, жадные и хит­рые, все захватывают, умеют жить. Впрочем, к ее личным знакомым это не относится, они хорошие люди... Этот тип Адорно определил как поверхностно враждебный; это самый что ни на есть заурядный обыватель, воспринимающий предрассудок извне, без критики и размышлений. Чем хуже ему живется, тем сильнее враждебность. Такие люди и составляли ос­новную массу оболваненных фашизмом; а в то же время они способны если и не отказаться от пред­рассудка, то по крайней мере спокойно выслушать его объяснение.

Рядом с этим типом на высоком уровне Ф-шкалы сюит конформист. Конформист буквально значит: «подтверждатель». Человек, следующий мнению дру­гих, а не своему собственному, которого просто нет. Популярное сейчас слово в социологии. Кто же это?

Опять ничего особенного. Опрятная, ревностная домохозяйка. «Настоящий мужчина». Совершенно средние люди. По Кречмеру, видимо, и циклотими-ки и шизотимики. Не хочет ни в чем отставать, ни в чем выделяться, все как у всех. Консерватив­ное мышление. Высокая оценка существующей вла­сти. Враждебен всему «чуждому». Негры для не­го чужаки, он не хочет иметь с ними никакого контакта.

А вот и сама авторитарная личность, централь­ный персонаж. «Работа только тогда доставляет мне удовольствие, когда есть люди, для которых я всег­да прав, которые мне подчиняются беспрекослов­но...»

В детстве он боялся и тайно ненавидел отца. Его частенько наказывали, бивали, заставили понять что к чему. Но вот он вырос и обожает отца, да, да, боготворит, хотя, может быть, где-то в подсознании... Нет, нет, отец свят и неприкосновенен, его слово закон, и так же свят и законен авторитет вышестоя­щих инстанций.

Это человек, в котором слепое преклонение перед авторитетом сочетается с неудержимым стремлением к власти. Он умеет и любит повиноваться, но умеет и требовать повиновения. Превосходный служака. Он с наслаждением наказывает, но вместе с тем ис­пытывает какое-то извращенное удовольствие, терпя наказание от лица власть имущего. Он делает все для продвижения вверх, понижение в должности для него трагедия. Насколько он верит в непогрешимость вышестоящую, настолько и в свою собственную, и это придает ему своеобразную силу. Он способен внушать трепет, подчиненные его смертельно боятся, уж здесь он себя выказывает. Не ждите снисхож­дения, никакого сочувствия. Что же касается жертв, санкционируемых самим обществом, национальных меньшинств, то здесь он настоящий садист. Сюда переносится весь запал злобы, в них он усматри­вает все черты подсознательно ненавидимого отца: и жестокость, и жадность, и высокомерие, и даже сексуальное соперничество.

Жесткая стереотипность мышления. Очень часто сильная сексуальная неудовлетворенность, никогда открыто не проявляемая, приобретающая вид высо­коморального ханжества.

Авторитарная личность настолько заинтересова­ла социологов, что они разработали, помимо Ф-шкалы, специальную шкалу авторитарности, количест­венные градации. Полный букет авторитарности ре­док, но те или иные цветочки у довольно многих. Есть специальные тесты, и один из них — знамени­тый «кошачье-собачий». Испытуемому предлагается несколько картинок. Вначале на этих картинках кошка. Кошка... кошка... Но на каждой картинке кошка постепенно меняется, ей придаются черты со­баки, и так до последней, где это уже полная собака, от кошки — рожки да ножки. Но для авторитарной личности это все равно кошка...

Как возникает этот тип? Что в нем от социаль­ного строя, от воспитания, что — от глубинных пред­располагающих свойств личности, от патологии, от генотипа?

Сам Адорно, по психологическим убеждениям близкий к фрейдизму, видит в авторитарности ре­зультат пресловутого «эдипова комплекса»: ранней враждебности к отцу, которая потом вытесняется из сознания и переносится на других.

Такое толкование если и проясняет что-то, то лишь одну сторону дела, а скорее просто частный случай. Фашистский режим взращивает в людях авторитарность вовсе не обязательно через авторитет отца. Кстати, среди авторитарных личностей много женщин. Нет, вряд ли здесь что-то однозначное, на­верное, и здесь внутренняя подоплека многооб­разна.

Пытаюсь провести параллели с психопатологией.

Довольно давно, еще до революции, Ганнушкин написал работу под названием «Религия, жесто­кость и сладострастие». В блестящем исследовании, которое царская цензура запретила печатать (оно было опубликовано во Франции), молодой психиатр доказывал, что религиозная нетерпимость, фанатизм, садизм, святошество, лицемерие, ханжество и поло­вое исступление — явления одного порядка.

Потом «симптомокомплекс» этот всплыл в опи­саниях так называемого «эпилептического характе­ра». «С крестом в руке, с евангелием в руке, с кам­нем за пазухой...» Страшный, омерзительный облик: жестокий, вспыльчивый, коварный, льстивый, лжи­вый, фанатично-религиозный. Сладострастный ханжа, лицемерный святоша, ревнивец, педант, животный эгоист, к тому же страшно прилипчивый, вязкий, па­тологически обстоятельный... Да, есть такие эпилеп­тики. Тяжелые, очень тяжелые люди...

И вот Ломброзо объявляет эпилептика-дегене­рата «врожденным преступным типом». Он же (сам будучи эпилептиком) выдвигает теорию гениально­сти как особой, высшей разновидности эпилепсии: экстаз творчества как эквивалент припадка.

Потребовалось время, чтобы трезвые клиницисты убедились и поняли, что ни страшный характер, ни гениальность, ни вообще какие бы то ни было психи­ческие особенности, кроме припадков, у эпилептика совершенно не обязательны.

Тот, кто хочет понять, что такое эпилепсия, и убедиться, как она широка, должен прочесть До­стоевского. Сравнить князя Мышкина, Смердякова, Ставрогина... Целая галерея эпилептиков предстает перед нами в книгах гениального психопатолога.

Как они разнообразны, как вмещают все человече­ские полярности! Наконец, попытаться вникнуть в облик самого Достоевского, который собой и сво­им творчеством дал грандиозную синтез-эпилепсию. Разумеется, понять Достоевского через одну эпилеп­сию нельзя, но неистовое дыхание «священной бо­лезни» слышится в каждой его строчке...

А у психиатров шли споры о том, что называть эпилепсией, что не называть. Одни говорили: нет эпилепсии без эпихарактера, это уже не эпилепсия, а псевдоэпилепсия... Другие: есть эпилепсия, и есть эпилептоиды и эпитимики без припадков... Но почему все же эпилептоиды и эпитимики заметно чаще име­ют родственников эпилептиков?

Может быть, есть все же какой-то эпирадикал, по-разному проявляющийся на разных уровнях пове­дения? Может быть, ключевое, первичное свойство — какая-то особая избыточность мозговой реакции, из­быточность эмоций, моторики?..

Эпитимик решителен, тверд, упрям, вспыльчив, часто насмешлив — это тоже один из выходов агрес­сивности. Это человек напряженных влечений, боль­шой активности. Таких называют сверхсоциабельны-ми. Во все вмешивается, негодует, не может молчать. Что бы ни случилось, он ищет конкретных виновников и добивается наказания. Неумолимый преследователь, он живет сознанием своей правоты и в этом смысле оказывается антиподом типа, который психиатры описывали под названием психастеника — человека тревожно-мнительного, конфузливого, неуверенного в себе, с заниженной самооценкой, предъявляющего к себе завышенные требования.

Один живет наказанием, другой самонаказанием... Удивительно, однако, что крайности эти в жизненном поведении могут сходиться. И эпитимик и психастеник часто чрезмерно вежливы — один по убеждению, что так надо и, может быть, в компенсацию постоянной агрессивной готовности, другой — из постоянного страха чем-то обидеть, оказаться в чем-нибудь не­внимательным.

Сходятся они и в педантичности и пунктуальности.

У эпитимика пунктуальность — от твердого, уверен­ного знания, что нужно делать именно так, и никак иначе, у психастеника — от страха: как бы чего не вышло, как бы не сделать что-нибудь не совсем так. А когда встречаются эпитимик и психастеник, возни­кает ситуация басни «Волк и ягненок».

Да, возможно, эпитимность и авторитарность как-то связаны. Но не однозначно.

Нельзя не видеть, что эпитимный характер несет в себе много социально ценного: ревностная энергия, дотошность, надежность, определенность. Эпитими-ки — это цельные натуры, они добиваются своего, у них действе'нная убежденность и страстность. Сре­ди них много великолепных, образцовых работников. Возможно, есть эпитимики авторитарные и неавтори­тарные.

Если это так, то полным психологическим антипо­дом авторитарного эпитимика оказывается так назы­ваемая легкая натура — тип, который Адорно увидел на противоположном, демократическом полюсе Ф-шкалы.

Это человек, в поведении и мироощущении кото­рого сохраняется что-то детское. У него нет никаких «комплексов», никакой враждебности. Он открыт, доброжелателен, снисходителен и к другим и к само­му себе. С ним действительно всем легко и просто, даже самому тяжелому церберу — эпитимику. Жизнь для него — веселая импровизация, ему чужды жесткие стереотипы и предрассудки: он их просто не воспри­нимает, они проходят мимо него, не задевая, не оседая.

В этом типе трудно, конечно, не узнать сангвини-ка-циклотимика — синтонного, пластичного, гибкого, не всегда надежного в деловых вопросах. Жесткость, железность — вот чего он совершенно не понимает. Если эпитимик не терпит никакой неопределенности и двусмысленности, то этот, импровизируя, плавает в них, как рыба в воде. Эпитимик далек от юмора (по крайней мере в отношении самого себя), а у «лег­кой натуры» — богатейшая самоирония. В некоторых вариантах к «легким натурам» относятся, видимо, и шизотимики — из тех расторможенных, слегка ду­рашливых, что всегда держат наготове какой-нибудь каламбур, и никогда не поймешь, в шутку или всерьез.

Иногда, как заметил Адорно, «легкие натуры» могут примыкать и к фашистам, именно в силу своей сговорчивости, способности все простить, все оправ­дать...

А Ф-шкала на этом не кончилась. Здесь на «поло­жительном» полюсе еще мятежный психопат — хулиган, подонок, «бандит без причины», фатально стремящийся к грязным эксцессам, бесчинствующий открыто, бессмысленно и жестоко. Он всегда появ­ляется там, где необходимо «бить и спасать». Это ударная сила погромов и анархических путчей — дез­организованный, разболтанный, инфантильный субъ­ект, неспособный к постоянной работе и устойчивым отношениям. Слепой протест против всяких авторите­тов и вместе с тем готовность идти за любым «силь­ным человеком», доступность любой пропаганде...

Он сам не знает, чего хочет. Грубость и физиче­ская сила — единственное, чему он поклоняется. Интеллектуализм, беззащитность вызывают у него рефлекторный садизм. Он животно-труслив, но в опас­ной ситуации способен на истерическое геройство. В кречмеровскую шкалу он не влезает.

Психиатр не решается признать его ни больным, ни здоровым. Копаясь в его психике, он обнаружи­вает какое-то глубинное чувство неискупимой вины: эти люди презирают себя и самоутверждаются в на­силии, жестокости; они словно ищут наказания, слов­но мстят самим себе за то, что живут на свете.

Здесь еще и чудак, или причудливый тип, — чело­век, ушибленный жизнью, явный шизоид или шизо­френик-параноик, графоман, непризнанный гений. Он руководствуется вселенскими принципами, пред­рассудок входит в его бредовую систему: они прони­кают всюду, захватывают весь мир... Мистическая война крови. Он организует конспиративные секты фанатиков, наподобие ку-клукс-клана. Фантастически эрудирован...

Наконец, здесь, пожалуй, и самая опасная лич­ность — функционер-манипулятор, психологический прототип политика типа Гиммлера.

Тусклое детство. Много приятелей и ни одного друга. Читает порядочно, не особенно любит драться. Аккуратен, но без особого рвения. Все равно, чем за­ниматься, но во всем интересует принцип устройства, взаимодействие частей. Разобрал будильник. Вскрыл лягушку.

Постепенно вызревает трезвейший рассудок, соеди­ненный с эмоциональной выхолощенностью, сверх­реализм и сверхпрактичность при пустоте чувств. Самодостаточная логика техницизма. Единственный принцип — организация. Божество — метод. Толко­вый инженер, бизнесмен, администратор. Непреклон­ная последовательность. Пристрастие к классифика­циям: классифицирует все, вплоть до женских ножек, до самых интимных вещей.

Для него важна не цель, а средство, методика, она становится целью. Абсолютный цинизм игрока, но это не горячий, а холодный игрок. Он ведет игру с реаль­ностью, он проверяет свое понимание объективных законов.

Враг не вызывает у него ненависти: это просто объект, который необходимо привести в состояние ан­нигиляции или нейтрализации. Он может даже ува­жать врага за способности, трудолюбие: «они вкалы­вают». Расправляться предпочитает тотальными ме­тодами, без личных контактов.

Националистический предрассудок для него лишь статья дохода, функция, которая должна работать, и, если завтра интересы системы потребуют иного под­хода, он перестроится без внутреннего ущерба. В об­щем он даже философ, он верит в победу естествен­ных сил и стремится им в этом способствовать. У не­го полнейшее единство теории и практики. «Войны? Будут всегда. Негры?.. Природа создала разные расы, и они, естественно, враждуют. Но поскольку есть толь­ко два пути решения проблемы, придется, возможно, обратиться к гитлеровским методам».

По шкале Кречмера, это, пожалуй, здоровый ши-зотимик, а может быть, и средний тип, вряд ли циклоид.

Таковы типы современных американцев, которые Адорно назвал потенциально-фашистскими. Мы на­чинаем видеть, как тонко и сложно, от уровня к уров­ню, работает психосоциальный отбор. Можно со мно­гим не согласиться, но, во всяком случае, тут есть о чем подумать. В хороших руках и при хорошей го­лове тест — серьезная сила. На отрицательном полю­се Ф-шкалы наряду с «легкой натурой» потенциально-демократические типы, но о них как-нибудь в дру­гой раз.

ИСПОВЕДЬ ГИПНОТИЗЕРА

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.