Сделай Сам Свою Работу на 5

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ





Здесь читателю предоставляется возможность про­верки и критической оценки некоторых сведений, по­черпнутых, скажем, из главы о дьяволе и черте, из подглавок о корреляциях, вероятностях и прочее.

Психологема первая: о походках

Дано: Низенький человек ходит большими шага ми. Высокий семенит.

Спрашивается: Что вы скажете о характере эти: людей?

Разбор. Это элементарно. У обоих походка противоречит внешности. Один своей походкой самоувел1-чивается, другой самоуменьшается. У обоих какой-то комплекс неполноценности. Но низенький этот комплекс успешно преодолевает, он целеустремлен и сам уверен. Высокий, напротив, застенчив, робок, посмотрите, он еще и сутулится; маленький же, конечно держится со всею возможною прямотой. Наполеон и только. (Не из той ли страшной разновидности дон­жуанов, которыми салонные писатели пугали впечатлительных девиц: «Бойтесь недомерков!»?)

Комментарий. Бальзак, посвятивший походке U1-лое исследование, назвал ее физиономией характера. Если физиономией, то двигательной, конечно.

В одном старом физиономическом руководстве в качестве примера психогностической оперативности приводился матримониальный тест австрийской импе­ратрицы. Она выбирала невесту для великого герцога, и принцесса Гессен-Дармштадтская привезла к ней на смотрины трех дочерей. Не сказав с ними ни слова, императрица выбрала среднюю, далеко не красавицу. На вопрос принцессы о причине выбора императрица ответила: «Я видела из окна, как она выходила из экипажа: старшая споткнулась, младшая прыгнула че­рез ступеньку, средняя вышла нормально. Старшая нелюдима, младшая ветрена».



Старшая — интраверт, младшая — экстраверт, средняя амбаверт, то, что нужно, не так ли? Клас­сический печоринский признак скрытности — недвиж­ность рук при ходьбе — теперь для нас как-то понятнее.

А что еще может отразиться в походке, кроме шизоидности, о которой читатель уже знает? Ну, разу­меется, прежде всего общий тонус, который зависит от разных постоянных и переменных. Гипоманьяка с вялой походкой вы, конечно, никогда не увидите. Вспоминается цвейговский герой, который по походке карманного вора, вышедшего из клозета, сразу дога­дался, что украденный кошелек оказался пустым. Это тоже просто. Но если вы считаете, что умеете читать походку, то попробуйте обосновать утверждение: рас­качивание при ходьбе — признак аккуратности, пе­дантичности и тщеславия.



Разбор. Сложнее, не правда ли? Однако до­стоверная корреляция между этими признаками уста­новлена в одном из недавних исследований. Какой общий знаменатель связывает эти свойства?

...Ну как?.. Странно, правда? Придется подумать еще раз, почему же низенький ходит такими боль­шими шагами. Спросите его, сознательно ли он это делает. Ручаюсь, он удивится, возмутится и скажет вам со всей искренностью, что и не думал никогда увеличивать свои шаги.

Так... Значит, бессознательно.

...Какая-то обобщенная внутренняя стратегия, внут­ренний стиль, распространяющийся непроизвольно если не на все, то на многие частные внешние проявле­ния... Вот где, кажется, следует искать разгадку. Это очень сложно, очень смутно и пока умозрительно... У того, кто раскачивается при ходьбе (моряка исклю­чить), угадывается какой-то внутренний акцент на за­вершении действий, на окончательном внешнем выхо­де, на отделке. К каждой отдельной «единице», «кван­ту» деятельности, — повышенное общее усилие... Вот и каждый шаг доводится как бы до крайности, вот и раскачка...

Натяжка это или что-то реальное?

Психологема вторая: о том, кто как спит

Дано: Гражданин Н. спит, раскидываясь, во сне сбрасывает одеяло, сталкивает подушку; гражданин М. при той же температуре в комнате свертывается калачиком, натягивает во сне одеяло на голову.



 

Какова разница в характерах?

Разбор. Здесь тоже и тонус, и внутренний стиль, которые где-то сливаются. Тонус-стиль. На бессозна­тельном уровне... Статистические исследования, прове­денные недавно на нескольких тысячах людей, пока­зали, что среди тех, кто спит, укрываясь с головой, преобладают люди нервные, нерешительные, неудач­ники, депрессивные. Но вот человек укрывающийся не то чтобы с головой, а довольно плотно, по самую шею, между тем во сне обязательно выставляет из-под одеяла наружу одну ногу, только одну правую коленку, это просто закон его сна. Что мы на это скажем? Что за стиль?

Психологема третья: о лишних движениях

Товарищ К-, разговаривая с вами, непрерывно по­тирает и почесывает различные части лица и тела, за­кусывает губу, дергает головой, откидывает назад волосы, чешет ногу о логу, заглатывает авторучку, ерзает на стуле и, кроме того, постоянно мнет пальцы.

Спрашивается: Возьмут ли товарища К. в космо­навты? Сможет ли он стать эстрадным конферансье? Хорошим организатором?

Разбор. Насчет космонавта, конечно, сомнитель­но. Такая двигательная неуравновешенность... Не пройдет. Насчет конферансье — тоже сомнительно. На эстраде каждое движение должно быть уместным, а тут чересчур много автоматизмов. Правда, проис­хождение их может быть различным. Часто они свидетельствуют о повышенном внутреннем беспокой­стве и, собственно, служат средством для его устране­ния, но с чрезвычайно низким коэффициентом полез­ного действия. В других случаях это истинные автоматизмы, что-то чисто двигательное, не имеющее прямого отношения к эмоциям. Можно даже заметить, что при сильных волнениях эти движения подавляют­ся. Такое чрезмерное богатство, какую-то несообраз­ность движений нередко можно наблюдать у людей творчески одаренных, и в этих случаях их хочется отнести к периферическим проявлениям усиленного, нестереотипного мозгового поиска.

Так что насчет организатора — им товарищ К. мо­жет стать вполне. Во всяком случае, это не исключено.

Психологема четвертая: о рукопожатиях

Вы попали в ситуацию острого дефицита информа­ции. С вами здороваются двенадцать субъектов, оде­тых в маски и балахоны.

Производится двенадцать рукопожатий:

1) мощное, длительное;

2) энергичное и короткое;

3) с постепенным усилением сжатия;

4) сильное, с постепенным ослаблением;

5) прерывистое, залпами;

6) с сильным встряхиванием;

7) спокойное, умеренной длительности;

8) спокойное, с ускоренным отнятием;

9) спокойное, с замедленным отнятием;

10) вялое, расслабленное, с ускоренным отнятием;

11) вялое, расслабленное, с замедленным отнятием;

12) пассивное (дал пожать свою руку). Характер этих людей? Их настроение? Отношение

к вам?

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.