Сделай Сам Свою Работу на 5

Актуальные проблемы современной логопедии. Теоретическое и практическое значение логопедии.





Логопедия как наука: определение, предмет, объект, цель и задачи, связь логопедии с другими науками.

Логопедия — это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия.
Предметом логопедии как науки являются нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деятельности. Объект изучения — человек (индивидуум), страдающий нарушением речи.
Логопедия рассматривает расстройства речи с позиций предупреждения и преодоления средствами специально организованного обучения и воспитания, поэтому ее относят к специальной педагогике.
Основной цельюлогопедии является разработка научно обоснованной системы обучения, воспитания и перевоспитания лиц с нарушениями речи, а также предупреждения речевых расстройств.ЗАДАЧИ: 1. Изучение онтогенеза речевой деятельности при различных формах речевых нарушений. 2. Определение распространенности, симптоматики и степени проявлений нарушений речи. 3. Изучение особенностей формирования речи и речевых нарушений у детей с различными отклонениями в развитии (при нарушении интеллекта, слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата). 4. Выяснение этиологии, механизмов, структуры и симптоматики речевых нарушений. 5. Разработка методов педагогической диагностики речевых расстройств. 6. Систематизация речевых расстройств. 7. Разработка принципов, дифференцированных методов и средств устранения речевых нарушений. 8. Совершенствование методов профилактики речевых расстройств. 9. Разработка вопросов организации логопедической помощи. 10.Выявление динамики спонтанного и направленного развития детей с нарушением речевой деятельности, а также характера влияния речевых расстройств на формирование их личности, на психическое развитие, на осуществление различных видов деятельности поведения. Решение данных задач определяет ход логопедического воздействия.
Основным направлением логопедического воздействия является развитие речи, коррекция и профилактика ее нарушений. Логопедия тесно связана с другими науками. с педагогикой, различными отраслями специальной педагогики: сурдопедагогикой,тифлопедагогикой, олигофренопедагогикой, методиками обучения родному языку, математике, с логопедической ритмикой, общей и специальной психологией.





Принципы анализа речевых нарушений.

Принцип (от лат. рппаршт — начало, основа) — основное, исходное положение какой-либо теории, учения, науки; внутренние убеждения человека. Принципы анализа речевых нарушений являются основой классификации речевых нарушений. По данным современной психолого-педагогической литературы направление и содержание исследований нарушений речи у детей определяются принципами анализа нарушений: принципом развития; принципом системного подхода; принципом рассмотрения речевых нарушений во взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития. Принцип развития предполагает анализ процесса возникновения дефекта. Знание особенностей и закономерностей речевого развития на каждом возрастном этапе, предпосылок и условий, обеспечивающих его развитие, позволяет определить причины возникновения нарушения и наметить адекватные пути коррекци-онного воздействия. Принцип системности — подход к анализу речевых нарушений, определяющий речь как систему. Речевая патология может проявляться в нарушениях различных компонентов речевой деятельности: звукопроизношения, фонематических процессов, лексики, грамматики. Речевые нарушения многообразны. От того, какие компоненты речевой системы нарушены, зависит характер дефекта, например у одних детей могут наблюдаются дефекты звукопроизношения, у других наряду с фонетическими дефектами наблюдаются и фонематические нарушения, у третьих можно увидеть как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую недостаточность. На этом принципе базируются педагогическая классификация речевых нарушений и комплектование специальных учреждений для детей с расстройствами речи. Все психические процессы у ребенка: восприятие, внимание, память, мышление, воображение — взаимосвязаны с речью. Речь формируется под воздействием всех высших психических функций, но, в свою очередь, и внимание, и память, и мышление развиваются под влиянием речи. Так, обобщенность восприятия зависит от уровня развития речи, развитие связной речи возможно лишь при сформированности операций сравнения, анализа, синтеза; слухоречевая память взаимообусловлена и взаимосвязана с развитием фонематических процессов. Таким образом, при анализе речевых нарушений важно учитывать все вышеперечисленное, а также соматическое состояние ребенка, особенности его эмоционально-волевой и двигательной сфер, возраст, микросоциальное окружение, состояние зрения, слуха и интеллекта, что является комплексным подходом в изучении ребенка с учетом структуры дефекта



Методы логопедии как науки.

Методы логопедии как науки можно условно разделить на 4 группы:

организационные методы:

сравнительный

лонгитеодинальный (динамика)

комплексный

эмпирические методы:

обсервационные (наблюдение)

экспериментальные:

лабораторный, естественный формирующий или психолого-педагогический эксперимент

психологодиагностический :(тесты, анкеты, беседы, интервью)

праксиметрические :приемы анализа деятельности

биографические: (сбор и анализ биографических данных)

матиматико-статистические методы:количественный им качественный анализ полученных данных

интерпретационные методы :(связь между изучаемыми явлениями)

 

Актуальные проблемы современной логопедии. Теоретическое и практическое значение логопедии.

Эффективность устранения речевых нарушений определяется во многом уровнем развития логопедии как науки.

Изучение логопедии является важным для всех работников детских, особенно дошкольных, учреждений. Значительный про­цент речевых нарушений проявляется в дошкольном возрасте, так как этот возраст является сензитивным периодом развития речи. Своевременное выявление речевых нарушений способствует более быстрому их устранению, предупреждает отрицательное влияние речевых расстройств на формирование личности и на все психическое развитие ребенка.

Знание логопедии является важным для всех дефектологов, так как речевые нарушения встречаются гораздо чаще у ано­мальных детей, чем у нормально развивающихся.

Наиболее актуальными проблемами современной логопедии являются следующие:

1. Унификация категориального аппарата.

2. Углубленное изучение (в том числе психолингвистических) механизмов и методов коррекции нарушений речевой деятель­ности.. Научно обоснованное соотношение нозологического (клинико-педагогического) и симптомологического (психолого-педа­гогического) подхода в логопедической теории и практике и в разработке номенклатурных документов.

4. Изучение онтогенеза речи при различных формах речевых расстройств.

5. Изучение особенностей речевых нарушений и их устране­ния при осложненных дефектах развития.

6. Ранние профилактика, выявление и устранение речевых нарушений.

7. Творческая и научно-обоснованная разработка содержа­ния, методов обучения и воспитания детей с тяжелыми наруше­ниями речи в специальных детских садах и школах.

8. Последовательная реализация комплексного подхода при выявлении и коррекции речевых нарушений.

9. Обеспечение преемственности в логопедической работе дошкольных, школьных и медицинских учреждений.

10. Совершенствование теории и практики дифференциаль­ной диагностики различных форм нарушений речи.

11. Разработка ТСО, лабораторно-экспериментального обо­рудования, внедрение в учебный процесс компьютерной техни­ки.

12. Анализ достижений в области логопедии, имеющихся в отечественной и зарубежной теории и практике.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.