Сделай Сам Свою Работу на 5

III. ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ





I. МИФ И РЕЛИГИЯ

 

 

МИФРЕЛИГИЯ

(мировоззрение первобытных, дописьменных

народов)

 

1. Слитность мировоззрения, сознания: нет раз- 1. Уже существует указанное противо-

деления на объект (мир, природу) и субъект поставление и разделение внутри ми-

(человека). Люди ещё не выделяют себя из ок- ровоззрения, сознания людей. Бог

оружающей реальности. Не разграничены чув- «выносится» в сферу сверхъестествен-

ства и разум, фантазии (иллюзии) и реальность, ного, запредельного.

мысли и эмоции, знание и вера, естественное

и сверхъестественное (боги человекоподобны

и живут вместе с людьми).

 

 

2. Многобожие, то есть за каждым богом нахо- 2. Единобожие – в мировых религиях

дится определённая сфера реальности (напри- (христианстве, буддизме, исламе). В

мер, бог моря, солнца, луны, царства мёртвых, немировых религиях выделяются глав-

земледелия, войны, торговли, охоты, ремесла, ные, верховные боги среди большого

домашнего очага, виноделия и т.д.). количества остальных богов. Поли-

функциональность богов: единый (или

верховный) бог «управляет» всеми ви-

дами реальности и сферами общест-



венной жизни человека.

 

 

3. Поведение людей регулируется через систему 3. Поведение людей регулируется через

табу (запретов). В её основе лежит принципсистему законов (религии, морали,

«запрещено всё, что не разрешено». Свобода права), основанных на принципе «раз-

выбора для человека отсутствует или мини- решено всё, что не запрещено». Суще-

мальна. Любое отступление от правил и пред- ствует свобода выбора поведения, ви-

писанных видов деятельности возникает край- дов деятельности, взглядов в пределах,

не редко и подвергается наказанию. предписанных законами.

 

 

4. Традиции передаются через заставление – за- 4. Традиции передаются через наставле-

преты, социальное навязывание, наказание, ние, объяснение, убеждение, то есть

социальное «внушение». через обращение к духовности людей.

 

 

5. Земная жизнь рассматривается как сфера чу- 5. Земная жизнь рассматривается как не-

десного, возвышенного, прекрасного. совершенная, грешная, низменная, вто-

ростепенная по сравнению со сферой



сверхестественного, божественного

(чудесного, истинного, возвышенного,

прекрасного).

II. СТРУКТУРА ФИЛОСОФИИ

 

СФЕРЫ РЕАЛЬНОГО МИРАРАЗДЕЛЫ ФИЛОСОФИИ, ИХ ИЗУЧАЮЩИЕ

1. Природа Философские проблемы естествознания.

Философия природы.

 

2. Общество Социальная философия. Философия истории.

Философия культуры.

 

3. Человек Философская антропология. Этика. Эстетика.

 

4. Сознание Логика. Философия науки и техники. Логика

и методология научного познания.

 

 

III. ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ

 

В зависимости от выделения главной стороны (то есть первопричины) в системах «мир – человек», «бытие – сознание», «материальное – духовное», «объективное – субъективное» сложились 2 философских направления – материализм и идеализм.

1. МАТЕРИАЛИЗМ. Первичным (то есть основным, главным, определяющим) считает материю, природу, объективный мир, бытие, а сознание, духовный мир, идеи – вторичным, производным, вытекающим из первого.

Согласно материализму, первичность материи проявляется:

А) По генезису (происхождению):

· - материя (природа) объективна (существует до и независимо от человека), вечна,

несотворима и неуничтожима, а сознание возникает из материи на определён-

ном этапе её развития;

· - сознание – это функция мозга (материального, вещественного объекта).

Б) По содержанию: все человеческие ощущения и восприятия, идеи и мысли, представления и теории, взгляды и суждения, в том числе даже сны, мечты и фантазии по сути отражают («копируют», воссоздают или приблизительно воспроизводят) окружающий объективный мир, материю, бытие.



Виды материи – вещественная (корпускулярная) и полевая (открыта в начале ХХ в.);

живая и неживая; искусственная и естественная (природа).

Представители материализма – Демокрит (атомистический материализм), школа чарваков, Галилей (механистический материализм), Гоббс, французское Просвещение (Гольбах, Гельвеций, Дидро, Ламетри), Маркс и др.

 

2. ИДЕАЛИЗМ, напротив, считает сознание, духовное, идеальное – первичным, а материальное, природное, бытие – вторичным. Материальное как бы «подчиняется» духовному, идеальному, сознанию. В зависимости от того, какое именно сознание принимается в качестве главного и определяющего, различают объективный и субъективный идеализм.

ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ. Первичным признаёт такое сознание, которое существует объективно, то есть независимо от сознания человека, а материальный мир, природу, бытие считает вторичным, определяемым этим высшим сознанием. Примером могут служить Бог, Абсолютная идея, космический разум, надмировой дух, «информационное поле», высшее сознание. Такое объективное сознание «творит» и определяет материальный мир, облекаясь в вещественные, чувственные формы, являясь по сути логическими схемами этого мира, его образцами, законами, целями, смыслами и идеалами. Любая религиозная система – это объективный идеализм, но не всякий объективный идеализм является религией (например, философские системы Платона и Гегеля).

Представители объективного идеализма – Платон, Конфуций, средневековая религиозная философия (Августин Блаженный, Фома Аквинский и др.), Декарт, Вольтер, Гегель, Ницше, Шопенгауэр, неотомизм, персонализм и др.

 

СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ. Первичным признаёт такое сознание, которое субъективно, то есть принадлежит субъекту (человеку, исследователю), а материальный мир, природу, бытие считает вторичным, зависящим от сознания человека.

Основные положения субъективного идеализма.

А) Внешний мир не существует независимо от человека, объективно, «сам по себе». Тем самым объективное (независимое от человека) существование материи, природы, бытия отрицается. Человек обладает сознанием (создаёт ощущения, восприятия, образы, идеи и мысли, то есть свой внутренний духовный мир) и только в человеческом сознании и посредством него существует и сам окружающий материальный мир. Поэтому материальные предметы, вещи и объекты – это только союзы, группы, «комплексы» человеческих ощущений и восприятий, и вне связи «субъект – объект», вне человеческого сознания, вне человека, то есть самостоятельно, они как бы и не существуют.

 

Б) Возможность получения объективного (всеобщего) знания о мире, природе, бытии также отрицается. Объект как сквозь «призму» проходит через сознание субъекта, зависит от него и определяется им. Поэтому всякое знание об объекте субъективно и условно. Каков окружающий мир «сам по себе», без нас, мы не знаем и ничего об его свойствах достоверно утверждать не можем. Мы знаем только свои ощущения, восприятия и представления. Человеческое сознание – это барьер, сквозь который во внешний, объективный мир проникнуть невозможно. Наше сознание как «призма» видоизменяет объект, «раздваивает» и разнообразит его. Объективное познание невозможно: каждый человек всё видит и представляет по-своему, и о внешнем мире можно получить только мнения, а не достоверное знание. Поэтому истина – это знание только тех свойств вещей, к которым приложимы наши ощущения и восприятия, идеи и суждения. А к чему они не приложимы – мы не знаем об этом ничего, это за пределами нашего разума.

 

В) В процессе общественно-практической деятельности люди реализуют, воплощают и претворяют в жизнь свои замыслы и проекты, цели и намерения, идеи и фантазии. Тем самым наше сознание «материализуется» во внешнем, объективном мире в виде вещей, явлений и процессов разного рода.

 

Г) Общественное развитие зависит от воли и сознания выдающихся личностей, лидеров, которые «творят» всемирную историю человечества.

 

Представители субъективного идеализма – буддизм, софистика, Юм, Беркли, Кант, позитивизм, неокантианство, экзистенциализм, феноменология и др.

 

ВЫВОД: Основные философские направления не только противоречат, но и дополняют друг друга, так как с разных сторон рассматривают сложное взаимодействие «мир – человек», расставляют в нём свои собственные акценты. В материализме активность направлена от окружающего мира к человеку, от бытия к сознанию. В объективном идеализме – от высшего, внечеловеческого, надприродного сознания к бытию (материальному миру, человеку и обществу). В субъективном идеализме – от сознания субъекта вовне, к внешнему миру (материи, природе и обществу).

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.