Сделай Сам Свою Работу на 5

на Увеке, Девичьих горах и Змиёвом камне

1521 г.

1521 г. И мало погодив, прииде к нему (к Василию III – Н.М.) весть, сказуща бо Щигалея[177] жива, добраго слугу его и вернаго, блиско идуща в поле чисте, нага, яко роженна, и от глада изнемогша, и ведуща с собой боле 10 000 рыболовов русских, ловящих рыбу на Волге, под горами Девичьими и до Змиева камени[178] и до Увека, за 1000 верст от Казани,- заехавши бо тамо живяше лето все, на диких водах ловяща и в осень на Русь возращахуся, на (ло) вящеся и обогатившеся. И заслышавше рыболове от царя весть пришедшу к ним про сечу в Казани, яко да бежат к нему оттууду не молчаши, да и они не избиени будут от казанцев, а сами дожидашеся их, стоя на месте некоем. От нужи ладья своя, и мрежа, и сами побегоша полем, не знающе, куды же очи несут, токмо на себе носяще рыбу едину.

О печали великого князя московскаго о християнех, в Казани погибших, и радость его о Шигалееве животе// Казанская история. – М. – Л., 1954. С. 345.

 

№ 24. Сигизмунд Герберштейн[179] о мордве, крымских и ногайских татарах

1517–1526 гг.

К востоку и югу от реки Мокши тянутся огромные леса, в которых обитает народ мордва, имеющий особый язык и подчиняющийся государю московскому. По одним сведениям, они идолопоклонники, по другим, – магометане. Они живут в селах, разбросанных там и сям, возделывают поля, питаются мясом зверей и медом, богаты драгоценными мехами. Это очень сильные люди, ибо зачастую храбро отражают набеги татар; почти все они пехотинцы, отличаются длинными луками и опытностью в стрельбе<....>

Протекаши через многие болота и приняв в себя много рек, она[180] изливается двадцатью пятью или, как утверждают иные, семидесятью устьями в Каспийское море, называемое русскими Хвалынским морем, а не Понт, как кое – кто пишет. Волгу татары зовут Эдель. Птолемей называет ее Ра; в степях она так сближается с Танаисом, что говорят, расстояние между ними всего семь миль<...>

Говорят, что моавитские народы, которые впоследствии были названы татарами,- люди, разнящиеся своим языком, обычаями и одеянием от обрядов и привычек остальных людей, – пришли к реке Калке. Никто не знает, откуда они пришли и какой они веры. Впрочем, иные называли их таврименами[181], другие – печенегами, третьи – другими именами<...>



Если кто пожелает описать татар, то ему придется описать множество племен, ибо это общее имя они носят только по их вере, сами же суть различные племена, далеко отстоящие друг от друга<...>

Татары разделяются на орды, первое место среди которых и славой и многочисленностью заняла Заволжская орда, так как говорят, что все остальные орды получили начало от нее. “Орда” же на их языке значит “собрание” или “множество”. Впрочем, всякая орда имеет свое название, а именно: Заволжская, Перекопская[182], Ногайская[183] и многие другие, которые все исповедают магометанскую веру; однако, если их называют турками, они бывают недовольны, почитая это за бесчестие<...>

За казанскими татарами прежде всего встречаем татар, зовущихся ногаями. Они живут за Волгой, около Каспийского моря, по реке Яику[184], вытекающему из области Сибирской. У них нет царей, а только князья. В настоящее время этими княжествами владели трое [братьев], разделивши области поровну между собой. Первый из них, Шидак, владел городом Сарайчик[185], что за рекой Ра на восток, и страной, прилегающей к реке Яику; другой, Коссум, – всем, что находится между реками Камою, Яиком и Ра<...>

Герберштейн Сигизмунд. Записки о Московии. – М., 1988. С. 134, 144, 165, 167,179.

 

№ 25. О взятии Казани

1552 г.

Взял же стольный и великий город Казань благоверный царь великий князь Иван Васильевич Владимирский, и Московский, и Великоновгородский, и Псковский, и всея Великой России великий самодержец христианский в год 7061 (1552) октября во второй день на память святых великомучеников Киприана и Устины, в воскресный день, в три часа дня<…>

Так и перестал Казань окончательно быть независимым царством<…>

Казанская история // Памятники литературы Древней Руси. Середина XVI века. – М., 1985. С. 556–559.

 

№ 26. Сообщение Никоновской летописи о взятии Астрахани и разрешении русским ловить рыбу на Нижней Волге

1553 г.

7062 (1553 г.). Пришли воеводы на Переволоку[186], что к Дону с Волги, Июня в 29 день, отпустили наперед себя князя Александра Вяземского да Данила Чюлкова, а с ним детей боярских и атаманов с казаки, Астраханских людей поискать и языков подобыть<…>

И воеводы<…>суда большие оставя, а сами пошли наспех к городу Астрахани[187]<…>И Астраханцы из города побежали,<…>воеводы его князь Юрий Иванович Пронской с товарищи Астраханское царство и город взяли, и людей наших поугоняли и многих побили<…>И взят град Астрахань Июля 2 дня, на праздник пречистой Владычицы нашей Богородицы<…>И воеводы князь Юрий Иванович Пронский – с товарищи пришли в город и всю землю Астороханскую привели и поручили царю Дербиш – Алию; и царь Дербиш – Али и вся земля Астороханская, соединачася, государю царю великому князю Ивану Васильевичу всея Руси и его детям правду дали и дань на себя положили: давать им з году на год по сороку тысяч алтын да по три тысячи рыб, а то им самим збирать да посылать с послы ежегодно к государю; а ловцам царя и великого князя ловить Волгою от Казани по Асторохань и до моря безданно и безъявочно, Азтороханским людям с ними же ловить без обиды.

О посажении на Азторохани царя Дербыш – Алия // VIII. Летописный сборник, именуемый Партиаршею или Никоновскою летописью (окончание). ПСРЛ. Т. XIII (первая половина). – СПб. 1904. С. 244.

 

№ 27. О разрешении ногайцам торговать на Волге и их охране

На Переволоке и Иргизе

1557 г.

7065 (1557 г.). Того же месяца (январь- Н.М.) государь отпустил в Ногаи <...>послов из Темиря, а своих послов послал к Измаил – князю<...>и приказывал ко князю и к мурзам, что по их челобитию из Асторохани и на Волге лиха им чинить не велел, а велел беречь во всем и торговать повольно, приказал о том к Ивану к Черемисину, а на Переволоке на Волге велел быть атоману Ляпуну Филимонову с товарищи, а на Иргизе сотцкому стрелецкому Стефану Кобелеву беречь Нагай от Русских казаков и от Крымских<...>

О отпущении послов Ногайских // ПСРЛ. Т. XIII (первая половина). VIII. Летописный сборник, именуемый Партиаршею или Никоновскою летописью (окончание). – СПб., 1904. С. 279.

 

№ 28. О разрешении государя Ивана Васильевича кочевать ногайцам

По Хопру и Медведице

1557 г.

7065 (1557 г.). А мурз ногайских государь пожаловал, выпустил<...>и царь и великий князь казаком своим не велел на них приходить и кочевать им велит на сей стороне Дону по Хопру и по Медведице.

Государь пожаловал мурз Ногайских // ПСРЛ. Т. XIII (первая половина). VIII. Летописный сборник, именуемый Партиаршею или Никоновскою летописью (окончание). – СПб., 1904. С. 284.

 

№ 29. О столкновении русских рыболовов и крымских татар на Увеке

1558 г.

7066 (1558 г.). Того же месяца (июля – Н.М.) писал с Волги Иван Клушин: приходили Крымцы на рыболовей на Волге под Увеком, Иван на них пошел, а с ним Вятчяння, и побил их на голову; было Крымцов сто человек, а утекло их шесть человек одна.

О присылке от воеводы из Свияги // ПСРЛ. т. XIII. Патриаршая или Никоновская летопись. Дополнения к Никоновской летописи. – 1965. С.305.

 

№ 30. Английский путешественник Антоний Дженкинсон[188] о ногайцах, крымцах и Увеке

1558 г.

Страна<...> по левую сторону Волги от Камы до Астрахани и далее вдоль северного и северо- восточного берега Каспийского моря <...> носит название страны Мангат или ногайцев; жители ее держатся закона Магомета. Все они были истреблены в 1558 г., в бытность мою в Астрахани, гражданскими усобицами, сопровождаемые голодом, чумою и всякими моровыми поветриями, так что в сказанном 1558 году от той или другой причины погибло свыше 100 000 человек из этого народа. Такого мора никогда не видели в этих странах; земли ногайцев изобиловали пастбищами; теперь же они пусты к большому удовольствию русских, у которых были долгие и жестокие войны с ногайцами.

Когда ногайцы процветали, жизнь их протекала следующим образом. Они распадались на отдельные группы, называемые ордами; каждая орда имела особого правителя, называвшегося мурзой, которому они повиновались, как своему королю. У них не было ни городов, ни домов, но они жили в открытых степях; каждый мурза или король имел около себя свою орду или своих подданных с их женами, детьми и скотом. Когда съедалась вся трава, орда переходила на другое место. Они передвигаются с домами, подобными палаткам, устроенными на повозках и перевозимых с места на место верблюдами. В них они перевозят жен, детей и все свое добро, очень незначительное: каждый мужчина имеет по крайней мере, 4 или 5 жен, не считая наложниц. Они не употребляют денег, но меняют скот на одежду и другие необходимые вещи. Они не занимаются никакими ремеслами или искусствами, кроме военного, в котором они очень опытны: они, главным образом, скотоводы и имеют большое количество скота, который и составляет их главное богатство. Они едят много мяса, преимущественно конского, и пьют кобылье молоко[189], от которого часто бывают пьяны: они очень мятежны и склонны к воровству и убийству. Они ничего не сеют и не едят хлеба, насмехаясь за это над христианами, и преуменьшают нашу силу, говоря что мы живем тем, что едим верхушки трав и пьем напиток, сделанный из того же, и указывая при этом, что огромное количество пожираемого ими мяса и молока составляет источник их силы <...>

Вся страна по правую руку от нас, начиная от места против Камы вниз до Астрахани, есть земля крымцев[190], жители которой также держат закон Магомета и живут приблизительно так же, как и ногайцы. Они постоянно ведут войны с русским царем, могущественны на поле битвы и пользуются покровительством и помощью турецкого султана (Great Turke)[191].

28-го[192] мы подъехали к большому холму, где в минувшие времена стоял замок, выстроенный крымцами, теперь разрушенный: он находится как раз на полпути между Казанью и Астраханью, что составляет 200 лиг или около того, на широте 51º 47'. По всему берегу растет в изобилии солодковый корень, уходящий в землю подобно кореньям виноградной лозы.

Дженкинсон. Путешествие в Среднюю Азию. 1558 – 1560 г. // Английские путешественники в Московском государстве в XVI веке. – Л., 1937. С. 169–171, 189.

 

№ 31. Английский путешественник Христофор Бэрроу[193] об Увеке

1579–1581 гг.

Выехав оттуда[194], они прибыли в Увек, расположенный на крымской стороне (на западном берегу Волги), 5 октября около 5 часов утра. Это место считается на полдороге между Казанью и Астраханью. Там растет большое количество солодкового корня; земля очень плодородна. Находят там яблони и вишневые деревья. Широта Увека 51º 30'. На этом месте стоял прекрасный каменный замок, по имени Увек: к нему примыкал город, которые русские называли Содомом. Город этот вместе с частью замка был поглощен землей по божьему правосудию за беззаконие обитавших в нем людей. До сего времени можно еще видеть часть развалин замка и могилы, в которых как – будто были похоронены знатные люди, ибо на одной из могил можно рассмотреть изображение коня с сидящим на нем всадником, с луком в руке и со стрелами, привязанными к его боку. Был также там на одном камне обломок герба с высеченными на нем письменами; часть их истреблена непогодой, а часть остается в полуразрушенном виде. Однако очертания букв еще сохранились, и мы сочли их армянскими. Мы нашли высеченные письмена и на другой еще могиле. Наши купцы выехали из Увека сказанного 5 октября в 5 часов пополудни на острове, называемом Царицын[195], русский царь держит в летнее время отряд из 50 стрельцов для охраны дороги, называемых татарским словом “караул”.

21 апреля наши пришли на стругах к Переволоке, но не останавливались там, потому, что много мучились с ледоходом по пути из Астрахани. 3 мая[196] около полудня прибыли в Увек.

Христофор Бэрроу. 1579–1581 // Английские путешественники в Московском государстве в XVI веке. – Л., 1937. С. 264, 165, 285.

 

№ 32. Боярские приговоры о стрелецкой станичной службе на окраинах Московской Руси

1571–1579 гг.

1571 год. №4. Февраля в 21 д. боярин князь Михайло Иванович Воротынский приговорил с станичными головами и с станичниками и с вожи, где быти сверх сторож, которые будут из украинных (окраинных – Н.М.) городов, на поле головами, чтоб государеву делу прибыльнее и бережнее от воинских людей, чтоб однолично воинские люди на государевы украины безвестно не пришли и приговорили:

Пригоже быти на поле четырем головам: первой голове стояти на Волге под Караманским лесом[197] из Казани, а другой голове стояти из Шацкого[198] на Дону на нагайской стороне в Вежках[199], выше Медведицы<...> А с головами быти людем детям боярским и казаком из разных городов по росписи: а быти им на государевой службе на поле на три ж статьи, переменяясь по шти недель и с проездом. А разъездом быти от голов: которой голове стояти под Караманским лесом из Казани, и от той головы ездити на гору по Волге до Тетюшского города, а проезду днища с четыре, а на подоле к Волге до верх Балыклея[200], а проезду днища с три или меньше.

А ездити станицам от Короманской головы к Волге по шти человек в станице, пропуская меж станиц, по неделе, а не дожидаясь первых станиц<...> А людям с теми головами быти из разных украинских городов детям боярским и козакам по росписи под Караманским лесом с головами из Казани да из Свяжского десять человек детей боярских, тридцать человек татар и чуваш из Олаторя шесть человек детей боярских да двадцать человек, из Темникова, да из Кадомы, да из Шацкого двенадцать человек детей боярских да десять человек татар, да десять человек мордвы, из Шатцкого же двадцать человек казаков, из Рязанского шесть человек боярских десять казаков. И всего изо всех городов с тою головою людей детей боярских тридцать пять человек, да казаков пятьдесят человек, да татар и мордвы и чуваш пятьдесят человек: всех детей боярских, и казаков, и татар, и чуваш и мордвы сто тридцать пять человек <...> А голов выбирати под Караманский лес воеводам из Казанских и из Свияжских жильцов детей боярских добрых.

1577 г. №19. А под Тилерманским лесом[201] меж Доном и Волгой стояти велено станичным головам из Мещеры с своими товарищами, да с татарами и мордвою, которые по Цне и по Мокше <...> стояти им велено потомуж до больших снегов.

1578 г. №27. В четвертом месте головы стояли между Дону и Волги под Тилерманским лесом с весны <...> А розъезды станицам от тех голов был направо вверх по Елани да кверху Тулучеевой до Меловых гор; съезжались те станицы с теми станицами, которые станичники приезжали к Меловым горам от голов от устья Богатого Затону, а налево разъезды были станицами к Волге до Змеева Камени[202], который лежит против Медвежьего острова усть Керешки[203], а с вестьми станичники бегали, которые приезжали сакмы воинских людей едучи к Меловым горам – в Шатцкой, а которые станичники переезжали сакмв воинских людей едучи к Волге к Медвежьему острову, те станичники половина их бегали с вестями к головам под Тилеорманский лес, а другая половина бегала в Темников <...> Между Дону и Волги под Тлеорманским лесом стояти для бережения из Мещеры станиным головам на первую статью с весны Рохманину Вышеслацову с товарищами, на другую статью Рохманина обменити Поснику Башкану, на третью статью Посника обменити Борису Свищеву.

1579 г. <...> а на лево к Волге до Медвежьего острова, что на Волге и до Змиева Камени, который лежит на верх Медвежьего Острова, и тем головам, приговорили, вперед в тех местах не стояти, потому что от тех голов про приход воинских людей прямых вестей мало бывало.

Акты Московского государства. Разрядный приказ. Московский стол // Акты Московского государства, изданные императорскою Академией наук. (1571–1634). – СПб., 1890. Т. I. С. 38–40.

 

№ 33. Из письма Ногайского хана Уруса[204] Русскому

Царю Фёдору Иоанновичу

Осень 1586 г.

<…>А приказал ещё с ним (т.е. толмачём) Бехеяром, что ты на четырех местах хочеш город поставить: на Уфе, да на Увеке, да на Самаре, да на Белой Воложке[205]. А теми местами твои деды и отцы владели – ли? Поставил те города для лиха и недружбы.

Акты исторические и юридические и древние царские грамоты Казанской и других соседних губерний, собранные Степаном Мельниковым. Т. I. – Казань, 1859. С. 133.


 

Н.М. Малов. Археология Поволжья. Учебное пособие для студентов направления подготовки Педагогическое образование (профиль «история). – Саратов: Научная книга, 2015. – 68 с.

Редактор

Оригинал – макет

Тираж 100.

Издательство научная книга


[1] Археология. Учебник для студентов высших учебных заведений по специальности «История». Ред. В.Л. Янин. – М.: МГУ, 2006; Археологическое наследие Волгоградской области. Ред. А.С. Скрипкин. – Волгоград: Издатель, 2013; Лопатин В.А., Малов Н.М., Малышев А.Б. Контрольные задания по Истории первобытного общества и Основам археологии. Учебно – методическое пособие. – Саратов, 2006; Мартынов А.И. Археология. Учебник для студентов вузов, по специальности «История». Серия: Бакалавриат. – М.: Юрайт, 2011.

[2] Клашторный С.Г., Султанов Т.И. Государства и народы Евразийских степей: от древности к Новому времени. – СПб.: Петербургское Востоковедение, 2009: 3-е изд.

[3] Медведев А.П. Сарматы в верховьях Танаиса. – М., 2008; Скрипкин А.С. Этюды по истории и культуре сарматов. – Волгоград. 1997.

[4] Алексеев А.Ю., Качалова Н.К., Тохтасьев С.Р. Киммерийцы: этнокультурная принадлежность. – СПб., 1993; Дубовская О.Р. Локальные зоны черногоровской культуры (по материалам скорченных погребений) // СА. №2. 1994.

[5] Миронов В.Г. Очерк истории исследования городецких поселений в Саратовском Поволжье в 1918 – 1977 гг.// АВЕС. Вып. 1. – Саратов: СГУ,1989.

[6] Хреков А.А. Этнокультурная ситуация в правобережных районах Саратовского Поволжья в первой половине I тыс. н.э. // АВЕС. Вып. 4. – Саратов: СГУ, 2006.

[7] Засецкая И.П. Культура кочевников в южнорусских степях в гуннскую эпоху (конец IV – V вв.). СПб: 1994; Круглов Е.В. Гунны // Археологическая энциклопедия Волгоградской области.– Волгоград, 2009. С. 69 - 70.

[8] Государственность восточных булгар IX-XIII вв. – Чебоксары: «Таус», 2012; История татар с древнейших времен. В семи томах. Том II. Волжская Булгария и Великая степь. – Казань, 2006; Кригер В.А. Средневековые кочевники Заволжья (обзор источников) //Древняя и средневековая история Нижнего Поволжья. Саратов: СГУ, 1986; Плетнёва С.А. Кочевники южнорусских степей в эпоху средневековья (IV – XIII века). Учебное пособие. – Воронеж, 2003.

[9] Седов В.В. Восточные славяне в VI – XIII вв.//Археология СССР. – М.: Наука,1982.

[10] Лебедев Г.С. Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси. – СПб.: Евразия, 2005.

[11] Круглов Е.В. Огузы // Археологическая энциклопедия Волгоградской области. – Волгоград, 2009.С. 177 – 178; Блохин В.Г. Печенеги // Археологическая энциклопедия Волгоградской области. – Волгоград, 2009. С. 191.

[12] Плетнева С.А. Половцы.– М., 1990;

[13] Блохин В.Г., Яворская Л.В. Археология золотоордынских городов Нижнего Поволжья. Учебное пособие для студентов вузов. – Волгоград. 2006; Егоров В.Л. Историческая география Золотой Орды в XIII – XIV вв. 2 - е изд.– М., 2009; Зиливинская Э.Д. Усадьбы золотоордынских городов. – Астрахань, 2008; Золотая Орда. История и культура. Каталог выставки. – СПб., 2005; Золотая Орда в источниках. Том первый, третий. Составитель Р.П. Храпачевский. – М., 2003, 2009; Крамаровский М.Г. Человек средневековой улицы. Золотая Орда. Византия. Италия– СПб.,2012; Мыськов Е.П. Политическая история Золотой Орды (1236 – 1313 гг.). – Волгоград. 2003; Недашковский Л.Ф. Золотоордынские города Нижнего Поволжья и их округа. – М.: Наука, 2010; Почекаев Р.Ю. Ханы Золотой Орды. – СПб.: Евразия, 2010; Трепавлов В.В. Золотая Орда в XIV столетии. М., 2010; Федоров – Давыдов Г. А. Золотоордынские города Поволжья. Керамика, торговля, быт. М., 2001; Юрченко А.Г. Книга Марко Поло: записки путешественника или имперская космография.- СПб: Евразия, 2007; Он же. Элита Монгольской империи: время праздников, время казней. – СПб.: Евразия, 2012.

[14] Васильев Д.В. Исламизация и погребальные обряды в Золотой Орде (археолого - статистическое исследование). Астрахань, 2009; Измайлов И.Л., Хамиддулин Б. Ислам в Золотой Орде. Казань, 2008; Малов Н.М., Малышев А.Б., Ракушин А.И. Религия в Золотой Орде: Учебное пособие. Саратов. 1998.

[15] Григорьев А.П. Сборник ханских ярлыков русским митрополитам: Источниковедческий анализ золотоордынских документов. – СПб., 2004.

[16] Недашковский Л.Ф. Золотоордынский город Укек и его округа. – М.: Наука, 2000; Золотоордынскому Укеку семь с половиной столетий. – Саратов. 2003.

[17] Трепавлов В.В. История Ногайской Орды. – М., 2001; Он же. «Орда самовольная»: кочевая империя ногаев XV-XVII вв. М.: Квадрига, 2013.

[18] Зайцев И.В. Астраханское ханство. – М., 2006.

[19] Смирнов В.Д. Крымское ханство под верховенством Оттоманской Порты в 2- томах. – М., 2005.

[20] Агеев Р.А. Происхождение имен рек и озер. М., 1985. С. 89.

[21] Знаменитый Геродот – греческий историк и географ, родился в 484 г. до н. э. в малоазиатском городе Галикарнас, умер не позднее 425 гг. до н. э. Он путешествовал по Северному Причерноморью и о многом написал как очевидец. Истории Скифии и греческих колоний на Черном море Геродот посвятил значительную часть IV книги своей «Истории».

[22] Здесь и далее римские цифры в ссылках на древних авторов означают книги, арабские – главу, иногда через запятую еще и параграф.

[23] Массагеты – воинственные кочевые индоиранские племена, обитавшие в Урало – Каспийских степях северо – восточного побережье Каспийского моря.

[24] Аракс – река Сыр – Дарья в Азии. Иногда древние авторы упоминают два Аракса, отождествляемые с современными реками Сыр – Дарьей в Средней Азии и притоком реки Куры на Кавказе.

[25] Киммерийцы – индоиранские племена, родственные скифам, принадлежащие к индоиранской языковой семье, обитавшие в степях Северного Причерноморья и на побережье Азовского моря до VII в. до н. э.

[26] Танаис – река Дон.

[27] Савроматы – кочевые племена, родственные скифам, принадлежавшие к индоиранской языковой семье, обитавшие в VII – IV вв. до н. э. в поволжско – приуральских степях.

[28] Меотийское озеро – Азовское море.

[29] Будины – кочевые племена, вероятно, жившие в лесостепной зоне Подонья и Волго– Донского междуречья.

[30] Фиссагеты – оседлые, вероятно финно – угорские племена, жившие в лесостепной и лесной зоне правобережья Волги.

[31] Иирки – оседлые племена, жившие в лесах Приуралья, вероятно, предки мадьяр.

[32] Гелоны – оседлые племена, по происхождению эллины, переселившиеся из греческих городов в землю будинов.

[33] В XIX в. саратовские краеведы – археологи безуспешно искали следы г. Гелона на Увекском городище, близ г. Саратова. Харьковский археолог Б. А. Шрамко и другие исследователи полагают, что остатками Гелона является Бельское городище, расположенное в бассейне реки Ворсклы.

[34] Согласно легенде излагаемой Геродотом, савроматы произошли от союза юношей из племени скифов царских с мифологическими женщинами – воительницами амазоноками.

[35] Страбон – (около 63 г. до н.э. – около 20 г. н.э.) – крупнейший древнегреческий историк и географ. Много путешествовал по разным странам. В 7 – 11 книгах его «Географии» описывается Северное и Восточное Причерноморье.

[36] Сарматы – общее название кочевых ираноязычных племен, потомков савроматов. С IV в. до н.э. сарматские племена: аорсы, языги, роксоланы, сираки начинают теснить скифов, а с рубежа н.э. господствуют в степях от р. Тобол на востоке и до р. Дуная на западе. Позднее их власть была подорвана сначала готами, а затем гуннами.

[37] Публий Корнелий Тацит (55 – 120 гг. н.э.) – крупнейший Римский историк и писатель, автор широко известного произведения “История” (105–111 гг.).

[38] Здесь рассказывается о столкновении группы поздних сармат – роксоланов с римскими войнами.

[39] Аммиан – Марцеллин (около 300 – 400 гг.) – крупный римский историк, автор сочинения «История», в котором он описывает события 353 – 378 гг., в том числе в странах, прилегающих к Черному морю.

[40] Вокруг Дона

[41] Ра – наиболее древнее название реки Волга, под которым она была известна древнегреческим и римским авторам. Так называл и обозначал верхнее и среднее течение Волги Клавдий Птолемей – древнегреческий ученый II в. н. э. в своем широко известном «Руководстве по географии» и приложенных к нему специальных картах поверхности Азии. Нижнее же течение обозначено им как Корак.

[42] За Доном.

[43] Гунны – воинственные кочевые племена. Их племенной союз сложился в II – IV вв. в Приуралье из местных угров, сарматов и тюркоязычных хунну, перекочевавших сюда из Центральной Азии. В конце 70– х годов IV в. н.э. гунны вторглись в Восточную Европу.

[44] Согласно греческой мифологическо–сказочной традиции, с Ледовитым океаном связываются крайние пределы Мирового Океана, царство мертвых Аид, в котором господствует ночь и нет звездного неба, где народ и город людей киммерийских. Именно сюда отправился Одиссей в поисках Золотого Руна.

[45] Прокопий Кесарийский (конец V в. – около 562 г.) – крупный византийский историк VI века (из Кесарии Палестинской) описывает события 534 – 554 гг. Его главное сочинение «История войны», в которой он сообщает сведения о древних славянах, тюркских племенах и народах Кавказа.

[46] Анты – иранское (или тюркское) наименование обширного временного союза славянских племен, сформировавшегося в условиях славяно–иранских контактов, которым в IV – VII вв. их именовали византийские писатели.

[47] Нимфы– древние мифологические божества природы, рек, морей, различных водных источников, болот, а также гор, рощ и деревьев. Главными среди них считаются водные нимфы. В древнегреческом языке слово “нимфа” означает “источник”.

[48] Савиры (савары) – прикаспийские кочевые племена тюркского происхождения, родственные хазарам.

[49] Иордан – готский епископ и писатель, живший в VI в. н. э. Он написал ряд трудов, из которых большое значение имеет сочинение «О происхождении и деянии готов».

[50] Скифия – название северо – причерноморских степей между Дунаем и Доном, используемое античными авторами в VII – II вв. до н. э.

[51] Рифейские – Уральские горы.

[52] Вистула – р. Висла.

[53] Венеты (венеды, венды) – встречающееся с I в. н. э. наименование западной ветви славянских племен, живших по Висле и побережью Балтийского моря. Тогда также именовали иллирийские племена, жившие в среднем течении р. Вислы. Затем это германское название стало использоваться для обозначения их восточных соседей – славян.

[54] Альцигиры и савиры – народы гуннского племенного союза.

[55] Танаис – греческое название Дона.

[56] Другой Танаис – вероятно р. Яксарт (Сыр – Дарья).

[57] Горы племени хриннов, возможно гуннов.

[58] Германарих (Эрманарих) – король остроготов (остготы, грейтунги), восточной ветви германских племен, осевших в III в. в степях северного Причерноморья и частично в Крыму. В их племенной союз вошли скифо– сарматы и славяне. В 375 г. остготы были разгромлены гуннами.

[59] Готы – восточная ветвь германцев, живших в начале н.э. на южном берегу Балтийского моря и по нижнему течению р. Вислы. Делились на остготов (низовья Днепра) и вестготов (низовья Днестра). В IV в. готы приняли христианство в форме арианства.

[60] Аттила – знаменитый вождь, крупнейший военачальник гуннского союза племен, ставка которого располагалась в равнине между Тиссой и Дунаем (Панония). После его смерти (453 г.) гуннский союз племен распался.

[61] Данное сказание распространялось на Руси в XI – XII вв. Включено во вторую редакцию «Повести временных лет». «Доказывало», что христианство на Руси предсказывалось апостолом Андреем, еще до принятия его Византией. Хожение (хождение) – путевые заметки, популярный жанр в Древней Руси.

[62] Оковский лес – находится в районе Валдайской возвышенности.

[63] Варяжское море – Балтийское море.

[64] Хвалисы – нижнее течение Аму – Дарьи, позднее Хорезм.

[65] Имеются в виду страны Востока, Малой Азии и Восточной Африки.

[66] Ибн Фадлан Ахмед ибн Аббис – арабский путешественник и писатель первой половины Х в. В 921 – 922 гг., в качестве секретаря посольства арабского халифа, совершил путешествие к царю Волжских Булгар, которое описал в сочинении «Книга ибн Фадлана, посла – Муктадира к царю славян».

[67] Печенеги– союз кочевых племен, появившийся в конце IX в. из Приаралья, и образовавшийся в заволжских степях в результате смешения тюрков с финно – уграми.

[68] Гуззы (узы, огузы) – население среднеазиатских областей Аральского моря, жившие по соседству с кипчаками – печенегами и хазарами.

[69] Джайх – р. Яик, переименованная в р. Урал во второй половине XVIII в.

[70] Джаха – р. Чаган.

[71] Ирхиз – р. Иргиз.

[72] Бачаг – р. Моча.

[73] Самур – р. Самара

[74] Кинал – р. Кинель

[75] Сух – р. Сок

[76] Кюндюлю – р. Кондурча

[77] Здесь автор ошибочно называет Волжскую Булгарию “страной славян”.

[78] Хазары – кочевой народ тюркоязычного происхождения, появившийся в Восточной Европе после гуннского нашествия, создавший в середине V в. государство Хазарский каганат, просуществовавший до X в. Столица Хазарского каганата в VIII в. располагалась недалеко от устья Волги и назвалась по имени реки Итил (Итиль – по - тюркски «река»). Хазарский город Саркел или Белая Вежа находился на Дону. После падения Хазарского каганата, под напором русских князей, печенегов и кипчаков, название Хазария долго сохранялось за Восточным Крымом.

[79] Русы – собирательное обозначение славянского племени.

[80] Итиль – р. Волга.

[81] Короткая мужская одежда без рукавов.

[82] Верхня широкая одежда с короткими рукавами.

[83] Весьма примитивная одежда, в виде куска шерстяной материи, которым одевались и покрывали постель.

[84] Орудие ремесленников и оружие.

[85] Небольшой нож, которым закалывают скотину.

[86] Мечи франкского типа.

[87] Раскрашивание тела и татуировка.

[88] Коробочка сделана в виде кружка, охватываемого кольцом или обручем.

[89] Металлическое ожерелье из монет.

[90] Напиток из меда.

[91] Сосна.

[92] Береза.

[93] Халиф, правитель, князь.

[94] Речь идет о 922 годе. Разрушение минарета и казнь муэззинов в Хазарии, произошли вскоре после приезда посольства Ибн – Фадлана в Волжскую Булгарию, где оно находилось с 12 мая по осень этого же года.

[95] Багдад, или какой – либо город в Иране.

[96] Письмо царя Иосифа написано около 960 г. и содержит сведения не только о Хазарском царстве, но и соседних странах.

[97] Царь всех народностей, ведущих свое происхождение от одного из потомков библейского Яфета.

[98] Шехина – слово, служившее в побиблейские времена для обозначения имени бога и выражавшее один из его атрибутов – отношение к миру, особенно к еврейскому народу.

[99] Мишна (Повторение) – самая древняя часть иудейского Талмуда, где дается толкование норм Пятикнижия и Торы.

[100] Талмуд – древнееврейское собрание догматических, религиозных, этических и правовых положений иудаизма, сложившихся в IV в. до н.э. – V в. н.э.

[101] Хаззаны – должностные лица еврейских общин, а также смотрители: города, судебного учреждения, храма и синагоги. Хаззан читал отрывки из Торы, посредине синагоги, на деревянном возвышении, руководил богослужением и обучал детей.

[102] Буртасы – племена, жившие в Поволжье между хазарами и болгарами.

[103] Приволжские булгары (болгары) – народ тюркского происхождения, вероятно, выделившийся в VI в. из числа гуннских племен. Одна группа их основалась в Среднем Поволжье, другая на Дунае (дунайские булгары), а третья – кочевала в степях около Крыма (черные болгары).

[104] Город Булгар.

[105] Мордва – эрзя.

[106] Марийцы.

[107] Славяне – вятичи.

[108] Славяне – северяне.

[109] Славяне

[110] Масуди Абу – Хасан – знаменитый историк и географ (Х в. н. э.), автор труда «Мурадж ад – Дзахаб» («Россыпи золота»), завершенного и дополненного им в 943–956 гг. В этой книге, кроме описания посещённых им стран, много сведений и о Поволжье и славянских землях.

[111] Атил – столица Хазарии город Итиль.

[112] Язычество – религиозные родоплеменные верования в различных богов.

[113] По мнению переводчика, вероятно, аланы (очень похоже на более древнее название аорси), что по­-русски стало позже означать - осетины.

[114] Возможно главное течение, фарватер Волги.

[115] Вероятно, волок (переволока) между Волгой и Доном, на территории современной Волгоградской области.

[116] В IX – XIII вв. море Руссов (Русское море) – Черное море.

[117] Ибн Хордадбех, Ибн Хурдазбих Абу – ль Касим Убайдаллах ибн – Абдуллаха (820 – 912 гг.) – арабский географ, перс по происхождению, автор “Книги путей и государств” (60–е годы IX века). Среди приводимых им сведений есть сообщения о славянах и руссах.

[118] Румское море – Византийское, или Средиземное море.

[119] Царь Рума – царь Византии.

[120] Река Славонии – Волга.

[121] Море Джурджана – Каспийское море.

[122] Святослав Игоревич – великий киевский князь (Рюрикович), сын Игоря и легендарной Ольги. Почти всю жизнь провел в походах. Сокрушил Хазарский каганат, разрушил хазарские города Саркел («Белая Вежа» на Дону) и Итиль – столицу каганата на Волге.

[123] Шляг – монета.

[124] Константин VII Багрянородный (912 – 959 гг.) – византийский император правил в 948 – 952 гг. В написанном им сочинении «об управлении империей» есть сведения о печенегах, болгарах, руссах.

[125] Пачинакиты – печенеги.

[126] Росы – византийский термин, которым обозначались восточные славяне, жившие на небольшом участке днепровского правобережья с центром в Киеве.

[127] Атил – р. Волга.

[128] Междуречье Волги – Урала.

[129] Игорь Святославович (Рюрикович) – внук Олега, князь новгород – северский, совершил неудачный поход против половцев в 1185 г. Герой произведения «Слово о полку Игореве», написанного в конце XII в. Умер в 1202 г.

[130] Поле половецкое – так русские летописи называли степи Северного Причерноморья до устья Дона. Одновременно половецкие степи Причерноморья и Прикаспия именовались восточными авторами Дешт и – Кипчак.

[131] Низами Гянджеви (1140 – 1203 гг.) – великий азербайджанский поэт и мыслитель, родился и похоронен в Старой Гянже. «Икандер Наме» – последнее крупное произведение поэта. Его жена Афалк – кипчачка. Будучи половчанкой, она кочевала в детстве по кипчакской степи.

[132] Каменный идол («каменная баба») – каменная статуя, устанавливаемая кипчаками – половцами на курганах.

[133] Имеется в виду Александр Македонский – Македонский царь и крупнейший полководец.

[134] Румом персы и арабы называли Византию и Малую Азию. Кинтал – русский князь.

[135] Хазранийцы – хазары. Хазарские высоты – Дагестан. Китайское море – р. Аму – Дарья.

[136] Ису – вероятно, название племени вису (весь), обитавшие вокруг Белого моря.

[137] Платон (427 – 347 гг. до н.э.) – великий древнегреческий философ. Филатус – вероятно, метафорическое имя, обозначающее «трус», «тупой», «ничтожный».

[138] Приводится отрывок из Тверской летописи о битве на Калке, покорении Батыем половецких и русских земель в 1237 – 1240 гг.

[139] Ясы (аланы, осетины), обезы (абхазы), касоги (адыги, кабардино – черкесские племена) – кавказские племена.

[140] Измаил – библейский персонаж, сын Авраама и его наложницы Агари, считался родоначальником восточных народов.

[141] Куманы (команы) – тюркское слово, которым византийцы обозначали половцев. Восточные авторы называли половцев тюркским племенем – кипча (кипчак). Русские летописи называли их половцами.

[142] Половецкий вал – вероятно, имеется в виду Киевская земля.

[143] Котян – князь одного из половецких племен, после монголо – татарского нашествия переселился в Венгрию.

[144] Заруб – город в Киевской земле.



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.