Сделай Сам Свою Работу на 5

Причины появления и виды монополий. Монополия и монопольная власть. Ценовая дискриминация в условиях монополии





Как известно, одним из сущностных признаков рынка являетсяконкуренция как форма взаимного соперничества субъектов рыночного хозяйства и механизм регулирования общественного производства.

Конкуренция (от лат. сonkurro – «бежать вместе»)общественная форма столкновения субъектов рыночного хозяйства в процессе реализации их индивидуальных экономических интересов.

На практике конкуренция осуществляется в целях получения дополнительной прибыли путем достижения лучших условий доступа к факторам производства и реализации товаров. В зависимости от способа поведения фирм на рынке, проявляется в двух основных методов борьбы:

1) ценовой конкуренции;

2) неценовой конкуренции.

Неценовая конкуренция– это борьба между производителями с помощью неценовых методов: дифференциации товара; рекламы; созданием товаров-субститутов; технического уровня, новизны и качества товара; послепродажного обслуживания и т.п.

Ценовая конкуренция –это борьба между товаропроизводителями за получение дополнительной прибыли посредством уменьшения издержек производства и, соответственно,снижения цен на продукцию без изменения ее ассортимента и качества.



Ценовая конкуренциявозможна также без изменения издержек производства путем установления монопольной цены на продукцию. Этот фактор вместе с концентрациейпроизводства и является главной причиной появления монополий и монопольной власти.

Чтобы определить, как влияет монополизм на поведение фирм, рассмотрим кратко основные положения теории монополии, которая раскрывает:

а) сущность, причины появления и существования монополий и монопольной власти;

б) последствия существования монополий для экономики и общества в целом;

в) условия и особенности функционирования фирмы-монополиста;

г) индексы концентрации монопольной власти;

д) необходимость и сущность проведения антимонопольной политики государства.

Фридман М., один из родоначальников монетаризма, в работе «Капитализм и свобода» определил следующие источники монополии:

· «технические» соображения;

· прямая или косвенная правительственная поддержка;

· частный сговор. Так, он отмечал: «Монополия наличествует тогда, когда какой-то конкретный человек или предприятие имеет над каким-то товаром или услугой контроль, позволяющий ему в значительной мере диктовать условия, на которых другие лица имеют доступ к оным».



Процесс возникновения монополистических союзов показан на рис. 6.1.

  дд
скачок в развитии производительных сил
возрастание капиталоемкости производства
концентрация производства и капитала
возникновение крупных предприятий
обострение конкурентной борьбы
возможность монополистических союзов
необходимость монополистических союзов
СОЗДАНИЕ МОНОПОЛИЙ

Рис. 6.1. Процесс возникновения монополистических союзов

Классификация монополий

1) Естественная монополия – формируется на основе технологических потребностей развития производительных сил общества при высоком уровне концентрации производства. Иными словами – ею обладают частные собственники и хозяйственные организации, имеющие в своем составе редкие и свободно не возобновимые элементы производства (редкие металлы, особые участки, виды услуг (например, связи, подачи электроэнергии, тепла, газа, транспортных услуг и т.п.).

На практике такой вид монополии представляет собой отрасль, в которой долгосрочные средние издержки (LATC) достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком.

2) Искусственная монополиявозникает на основе сговора или подавления конкурентов. Под этим условным названием понимают, таким образом, объединения, создаваемые ради получения монополистической выгоды.



3) Случайная монополия – это результат ограниченного во времени превышения спроса над предложением, то есть поиска рыночной ниши. Эта монополия может перерасти в искусственную монополию, если:

- движение экономики не подчиняется естественным законам рынка;

- данная экономическая ситуация закрепляется искусственно.

4) Закрытая монополия. Она защищена от конкуренции: юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав.

5) Открытая монополиямонополия, при которой одна фирма, по крайней мере, на определенное время, является единственным поставщиком продукта, однако не имеет специальной защиты от конкурентов. В подобном положении нередко находятся фирмы, которые впервые вышли на рынок с новой продукцией.

6) Чистая монополия– ситуация, когда существует единственный продавец товара, причем этому товару нет близкого заменителя в других отраслях. Чаще всего – это идеальный, абстрактный вид рынка, не встречающийся на практике и используемый в теоретических целях.

7)Видом монополии, только на рынках ресурсов является монопсония. Монопсонияэто такой тип рынка, на котором не продавцы, а покупатели способны оказывать влияние на цены. Для ее анализа можно использовать теорию монополии в приложении к рынкам факторов производства.

Главной причиной возникновения монополий является высокийуровень развития иконцентрации производства

Монополизация экономикиза счетувеличения масштабов производствав процессе концентрации и централизации осуществляется по следующим направлениям:

1. Горизонтальная интеграция – это слияние двух или более компаний в одной сфере производства.

2. Вертикальная интеграция – комбинация разноотраслевых компаний, производство в которых связано единой технологической цепью.

3. Диверсификация – комбинация разноотраслевых компаний, технологически не связанных между собой.

Этим направлениям соответствуют следующие организационные формы монополий:

1. Картели – монополистические соглашения о квотах выпускаемой продукции и разделе рынков сбыта. Картель – это простейшая форма монополистического объединения. Объектами соглашения могут быть: ценообразование, сферы влияния, условия продаж, использование патентов. Действуют картели, как в рамках одной отрасли, попадают под действие антимонопольного законодательства. Участники картеля сохраняют юридическую и хозяйственную самостоятельность и осуществляют свою деятельность в соответствии с картельным договором – соглашением о ценах, рынках сбыта, объемах производства, обмене патентами и т.д.

В настоящее время крупнейшим картелем считается Международный электротехнический картель, объединяющий 55 компаний из 11 стран мира («Телефункен», «Сименс», «Хитачи» и др.).

2. Синдикаты – организационная формамонополистического объединения с целью организации совместного сбыта продукции, при которой вошедшие в него теряют коммерческую сбытовую самостоятельность, сохраняют юридическую и производственную свободу действий. В синдикате сбыт продукции, распределение заказа осуществляются централизованно. Они были широко распространены в дореволюционной России. В настоящее время, наиболее известным синдикатом является синдикат «Де Бирс», который сосредоточил в своих руках реализацию практически всех добываемых в мире необработанных алмазов. Россия, как и многие страны мира, вынуждена сотрудничать с этим синдикатом.

3. Тресты – монополистические объединения на основе совместной собственности и общего, из единого центра, управления производством и сбытом товаров. Вошедшие в трест предприятия, теряют и производственную, и коммерческую самостоятельность. Прибыль треста распределяется в соответствии с деловым участием отдельных предприятий.

4. Концерны – многоотраслевая система предприятий, с единым финансовым центром, где общность разветвляющейся технологии обуславливает многофункциональность выпускаемой продукции. Обычно в состав концерна, кроме производственных, транспортных и торговых предприятий, входят банки или какие-то финансовые организации – страховые, пенсионные фонды, кредитные учреждения и т.п.

Участники концерна остаются формально самостоятельными, но контролируются и управляются единым центром компании. Такая структура позволяет повысить конкурентоспособность фирмы за счет внутреннего финансирования. Продажи продукции, подразделения концерна по внутренним тарифным ценам, передачи ноу-хау и т.д.

Первоначально концерны были распространены в США и Японии. В настоящее время эта организационная форма стала преобладающей среди крупных фирм различных стран.

5. Пулы, которые получили распространение в области использования проектов. Участники пула приходят к взаимовыгодным соглашениям о форме передачи патентов и лицензий. Прибыль распределяется в соответствии с квотой, определяемой при вступлении в пул.

6. Холдинги – акционерные компании, владеющие контрольным пакетом акций самостоятельных предприятий для осуществления контроля над их операциями. В условиях рыночной экономики широкое распространение находят холдинговые компании.

7. Конгломераты – это объединения, основанные на проникновении крупных корпораций в отрасли, не имеющие производственной и технологической связи с традиционными сферами деятельности головной фирмы.

8. Законными формами чистой монополии являются также патенты, авторские права, товарные знаки и лицензии, высокая стоимость товара, производимого в данной отрасли. Именно они и являются барьерами, препятствующими проникновению новых конкурентов на монополизированный рынок.

Патент – это свидетельство, удостоверяющее исключительные права автора на распоряжение созданным им благом (технологией); если фирма имеет патент на технологию производства какого-либо продукта, то это делает невозможным производство данного товара другими фирмами в течение срока действия патента. Конечно, патентовладелец может продать свою технологию или вообще ее не использовать, но это его право. И только получение патента на альтернативную технологию позволит конкурировать с фирмой-монополистом.

Таким образом, патент дает изобретателю нового продукта или технологии исключительное право контроля над их производством в течение определенного периода времени. Государство обеспечивает защиту идей изобретателя.

Патентная защита производства товаров может быть преодолена тем, чтобы или купить право пользования запатентованной технологией в своем производстве или изобрести собственную технологию.

Авторские права дают авторам произведений исключительные права продавать или тиражировать свои произведения, продукцию. Авторское право контролирует, таким образом, продажу и распространение оригинального произведения в интересах его автора (книги, музыкального произведения, программы ЭВМ); оно действительно на протяжении всей жизни автора (и еще в течение 25 лет после его смерти в интересах наследников).

Товарные знаки – это специальные символы, используемые предприятиями, зарегистрировав которые государство делает незаконным е использование другими. Они позволяют узнавать («идентифицировать») товар, услугу или фирму.

Лицензия – это право фирмы на исключительное осуществление определенного вида деятельности, продукции, или на добычу определенных ископаемых в конкретном месте и т.п.

 

Монопольное положение на современном рынке достигается не только посредством массовости производства (характерного для естественной монополии), но и через создание своей рыночной ниши, то есть своего круга потребителей, что обеспечивает и эффективное вложение капитала (характерное для случайной монополии).

Цель монополии – получение максимально возможного дохода, прибыли посредством контроля над ценой или объемом производства на монополизированном рынке.

Средство достижения цели монополии – монопольная цена, которая обеспечивает прибыль сверх нормальной и является формой реализации потенциала монополии на рынке.

Главное отличие равновесия на монопольном рынке от равновесия свободного рынка состоит в том, что цена спроса не может быть равна цене предложения. Монополии проводят определенную ценовую политику, осуществляя различными методами контроль над ценой.

Методами контроля над ценойявляются:

· лидерство в ценах, когда ведущая компания отрасли назначает свои цены, а остальные им следуют. В связи с этим, в частности, высокая стоимость товара, производимого в данной отрасли, и является одним из барьеров проникновения в отрасль конкурентов;

· соглашения (тайные) между несколькими крупными компаниями по установлению фиксированных цен;

· назначение цен или установление доли влияния на рынке, которое основывается на длительно существующем положении, ставшем уже традицией.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.