Сделай Сам Свою Работу на 5

Важнейшей частью деятельности социального государства является





социальная помощь нуждающимся группам населения — тем, кто не

застрахован и не имеет источников существования. При этом государство рассматривает ее как средство поддержки граждан в определенной

неблагоприятной жизненной ситуации, которое должно содействовать

ее самостоятельному преодолению, а не как средство по постоянной

поддержке бедняков (нищеты как таковой в Германии нет).

Особой частью социальной политики в ФРГ является политика по формированию собственности, которая призвана уменьшить зависимость наемных работников от единственного источника дохода — продажи своего труда. К основным направлениям этой политики относятся общее стимулирование сбережений; стимулирование образования собственности у наемных работников и участие наемных работников в прибыли, содействующее накоплению собственности. Для этого используются налоговые льготы, стимулирование сберегательных и страховых вкладов и т.д.

Важная роль в ФРГ отводится такой категории, как социальная ответственность бизнеса. Соблюдение социально-экономической справедливости в Германии всегда было не только составной частью государственной политики, но и традицией бизнеса — как крупного, так и



малого и среднего. Германская корпоративная модель отличается уникальными механизмами социального партнерства, действующими внутри предприятия, при этом немецкие концерны также активно задействованы в глобальном социальном партнерстве, направленном вовне.

В последние десятилетия немецкие компании, особенно ТНК, расширили свои инициативы и пределы ответственности в этой сфере. Основные нормы и правила корпоративной социальной ответственности немецких компаний опираются на так называемый Глобальный договор (Global Compact). Он представляет собой идейный фундамент для поведения предпринимателей, которые хотят сообразовывать свою деятельность с десятью принципами, принятыми по инициативе ООН почти 10 лет назад и по своей сути представляющими десять заповедей предпринимательства:

— поддерживать и уважать права человека;

— не быть причастным к нарушениям прав человека;

— поддерживать свободу объединения и признавать коллективные



договоры;

— выступать за ликвидацию всех форм принудительного и обязательного труда;

— выступать за полное искоренение детского труда;

— выступать за ликвидацию дискриминации в сфере труда и занятости;

— осторожно подходить к экологическим вопросам;

— ответственно относиться к состоянию окружающей среды;

— содействовать развитию экологически безопасных технологий;

— противостоять всем формам коррупции, включая вымогательство и взяточничество.

Механизмы финансирования услуг социального государства и особенности налоговой политики определяют не только содержание и особенности данных услуг, но и вопросы конкурентоспособности национальных хозяйств, т.е. в конечном итоге вопросы занятости и способности государства финансировать социальные расходы.

На финансирование социальной сферы, образования и здравоохранения расходуется около 70% государственных средств из бюджетов разных уровней власти и внебюджетных фондов социального страхования. При этом системы социального страхования (пенсионное и медицинское обеспечение, страхование по безработице и нетрудоспособности) выведены из государственного бюджета и организованыв специальные фонды. Они финансируются за счет членских взносов (премий), а их величина зависит от фонда и уплачивается, как правило, в соотношении 50 : 50 работодателями и наемными работниками.

Базой для взимания взносов является ежемесячный доход до вычета налогов. Членство в фондах социального страхования является обязательным для лиц наемного труда, ежемесячный доход которых не превышает определенной государством суммы. Право на получение компенсаций из фондов социального страхования имеют только члены этих фондов, однако неработающие супруги и дети освобождены от уплаты членских взносов. Наемные работники с более высокими доходами освобождены от обязательного членства в фондах государственного социального страхования и могут, в частности, заключить частную медицинскую страховку.



Ставки взносов в фонды социального страхования имеют тенденцию к росту. Совокупная ставка отчислений в фонды соцстраха составляет более 40% от доходов до вычета налогов. Половина этой суммы уплачивается из заработной платы (до вычета налогов) наемным работником. Оставшаяся половина переводится в соответствующий фонд непосредственно работодателем.

Реальные объемы финансирования социального государства показывает «социальный бюджет», за который отвечает Министерство труда и социальной политики Германии. В этом бюджете сводятся все расходы социального характера, и он включает в себя расходные средства фондов социального страхования, предприятий и государственных бюджетных средств. Его объем составляет около 30% ВВП Германии, что существенно превосходит совокупные расходы фондов социального страхования. Наибольший абсолютный и относительный вес приходится на систему пенсионного и медицинского страхования. Две эти категории расходов составляют более половины расходов «социального бюджета». Финансирование фондов социального страхования лишь на 55% осуществляется за счет взносов, уплачиваемых предприятиями и частными лицами. Оставшаяся часть финансируется из бюджетов разных уровней власти. При этом из федерального бюджета выделяются дотации на покрытие дефицитов пенсионного фонда и фонда медицинского страхования, а из бюджетов местных органов власти предоставляется значительная часть социальной помощи населению. Пенсии государственным служащим

выплачиваются из бюджетов разных уровней власти, но, в первую

очередь, федеральных земель.

Система пенсионного страхования Германии примерно на 60% финансируется за счет ежегодно вносимых страховых взносов, а около 40% выплат приходится на бюджетные средства.

В системе государственного медицинского страхования особенно дорого обходится бюджетное финансирование включения в систему детей и неработающих супругов, за которых в частных фондах медицинского страхования также уплачиваются взносы. При этом наличие «семейной страховки» для неработающих супругов дополняет систему льготного налогообложения супружеских пар подоходным налогом..

Значительное увеличение продолжительности жизни, снижение рождаемости, увеличение удельного веса пожилых людей обусловили

создание в 1995 г. нового самостоятельного фонда в системе социального страхования — Фонда по уходу за инвалидами.

Право всех граждан на равноценное образование является одним из ключевых в социальной демократии, так как оно в значительной мере определяет шансы гражданина в будущем. Соответствующее, учитывающее индивидуальные способности, образование в школе, обучение профессии, высшее образование дают шансы для самостоятельной жизни, свободы принятия решений. Это и ключ для социально справедливого и экономически успешного общества. Поэтомув ФРГ в центре общественного внимания постоянно находятся вопросы государственной политики, направленной на повышение эффективности в сфере дошкольного и среднего образования, профессионального обучения, высшего (университетского и пр.) образования. Стоит согласиться с мнением тех немецких экспертов, которые

считают, что государственная политика в сфере образования также

должна считаться частью социальной политики.

Установившийся к середине 60'х годов прошлого века социальный и хозяйственный порядок после отставки канцлера Л. Эрхарда стал претерпевать существенные изменения. Самым существенным стал поворот во внутренней экономической политике к кейнсианским методам экономического стимулирования. С этого времени социальные расходы стали возрастать, а государство взяло на себя роль распределителя национального дохода. Социальные привилегии трудящихся были объявлены неприкосновенными, а набор социальных услуг постоянно рос вне зависимости от экономической конъюнктуры. Для защиты от экономической нестабильности были приняты законы о защите от увольнений и тарифной автономии.

На рынке остались только три крупных игрока: государство, профсоюзы и работодатели, что ослабило конкуренцию и позволило профсоюзам требовать повышения заработной платы, уменьшения рабочей недели, компенсаций при увольнении (или даже запрета на сокращение штатов). Особенностью этого периода стало стремление государства осуществлять перераспределение не по вертикали (уменьшать дифференциацию общества), а по горизонтали (внутрисреднего класса). Структурная политика ориентировалась на предоставление гарантий сбыта для угледобывающих предприятий

К концу прошлого века стало очевидным, что механизмы германской

социально-экономической модели, которая во многом построена на принципах социального государства, сформировавшихся в конце девя надцатого — начале двадцатого века (два основных принципа Бисмарка:

солидарность поколений и привязка государством к себе населения как

к патерналистской структуре), в условиях постиндустриального общества и глобализирующейся экономики теряют свою эффективность, а в определенных сферах даже перестают быть дееспособными. В течение

последнего десятилетия немецкие политики предпринимают попытки

модернизации модели социального рыночного хозяйства, созданной

в конце 40'х — 50'е годы XX в., и придания ей нового качества, в первую очередь, в экономической политике, регулировании рынка труда и социальной сфере. Определенным прорывом в этом отношении стал пакет

реформ, инициированный в марте 2003 г. тогдашним федеральным канцлером Герхардом Шредером и названный «Повестка дня'2010» (Agenda

2010). Эта программа носила комплексный характер и предусматривала

самые разные меры — от снижения налогового бремени до повышения

инновационности немецких фирм. Но прежде всего она была нацелена

на либерализацию рынка труда, особенно на смягчение регламентаций

найма и снижение степени социальной защищенности безработных.

Не случайно именно в этой сфере за последние годы был достигнут наиболее заметный прогресс. В сфере предпринимательства и на финансовых рынках прогресс гораздо слабее. Среди прочего, не удается преодолеть отставание от основных конкурентов в инновационной области.

Современные социальные проблемы Германии, во многом порожденные глобализацией и неблагоприятной демографической ситуацией, усугубляются неспособностью существующего социально- экономического механизма адаптироваться к новым вызовам и давать на них адекватный ответ. Прежде всего, это относится к принципу социальной солидарности поколений в системе социального обеспечения, который в условиях низких темпов рождаемости, высокой степени социальной однородности германского общества и доминирования среднего класса фактически перестает работать. Существующая система социального страхования способна функционировать только при постоянном наращивании социальных взносов, что в условиях весьма высоких издержек на оплату рабочей силы в ФРГ нереально. Социальное государство в Германии в нынешних условиях превратилось в перераспределительную машину, которая негативно воздействует и на экономику (предпринимательскую среду), и на социальное благополучие своих граждан.

Государственный патернализм, на котором были воспитаны послевоенные поколения немецких граждан, во многом обусловил низкий уровень склонности немцев к предпринимательскому риску и к принятию самостоятельных хозяйственных решений, например, в области инвестиций в ценные бумаги. Не случайно они весьма настороженно относятся к операциям на фондовых рынках, участию в собственности, инвестициям в образование из собственных средств. Немцы редко меняют работу и место жительства, предпочитают получать пособия, отказываясь от предлагаемых рабочих мест, если они их по какой'либо причине не устраивают. Поэтому составной частью реформ на рынке труда стали сокращение сроков выплаты пособий по безработице и замена помощи безработным социальной помощью, которая не увязывается с предыдущей зарплатой и для всех равных по размеру семей одинакова. Но и нынешний размер помощи относительно высок и не всегда стимулирует к дальнейшему поиску работы.

Немецкие политики продолжают поиск таких механизмов «активизирующей

социальной помощи», которая поощряет активность граждан в поиске

работы (особенно у молодежи) и которая не заменяет заработок, а дополняет его, если он слишком низкий. При любой зарплате должно быть существенно выгоднее работать, нежели просто получать социальные пособия. Данные меры дополняются облегчением процедуры увольнения наемных работников. Обсуждаются возможности смягчения условий тарифных соглашений.

В Германии начата пенсионная реформа, которая рассчитана на тридцать лет и предусматривает постепенный отход от принципа солидарности поколений и соединение страховых и накопительных пенсионных механизмов. Проводится реформа в здравоохранении, нацеленная, в частности, на переход от обязательного медицинского страхования к добровольному, за исключением лиц, которые имеют низкие доходы. Начата реформа образования.

Противоречивость нынешней немецкой социально'экономической модели, а также сложности с ее реформированием в полной мере проявились в условиях мирового финансового кризиса 2008–2009 гг.

Государство сделало ставку на активное вмешательство в хозяйственные процессы, в том числе путем участия в капитале проблемных компаний, предоставления масштабной финансовой поддержки банковской системе и предоставления налоговых льгот предприятиям и наемной рабочей силе.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.