Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 3. Основные направления исследований социализации 10 глава





Результаты подтвердили, что низкий уровень самомониторинга более предпочтителен, когда действие должно направляться собственными аттитюдами человека (Snyder M., Kendzierski D., 1982) . Таким

образом, поведение людей с низким самомониторингом находится в большей взаимосвязи с поведением, чем у людей с высоким уровнем самомониторинга.

Итак, влияние аттитюдов на поведение определяется не только тем, насколько сильны наши установки, но и другими "внутренними" переменными, в частности, мотивами, ценностями человека, а также его индивидуальными особенностями. При этом нельзя забывать, что взаимосвязь аттитюда и поведения во многом зависит от

"внешних", ситуационных факторов, оказывающих влияние как на аттитюды, так и на регулируемое ими поведение. Поэтому при прогнозировании поведения в зависимости от существующих у человека установок нельзя не учитывать ситуационный фактор, зачастую играющий основную роль в определении социального поведения человека.

&.

4 Влияние ситуационных переменных на взаимосвязь

аттитюда и поведения

Некоторые исследователи, в частности, Г.Триандис, а так же Р. Краус насчитали более 4 0 различных факторов, делающих связь установки и поведения более сложной, опосредованной или вообще недоступной (Triandis H., 1994; Kraus S., 1995).



Влияние ситуационных переменных на взаимосвязь установки и поведения может быть проиллюстрирована схемой, предложенной Д.Майерсом (Майерс Д., 1997, с.156).

Схема Майерса.(рис.)

На рисунке видно, что влияние, оказываемое внешними

факторами определяет не только реальную, но и выраженную

установку, то есть ту, которую человек высказывает в устной или письменной оценке объекта. В экспериментах Эдварда Джонса и Гарольда Сигалла и Ричарда Пейджа было показано отличие личных

установок и выражаемых внешне. На первом этапе эксперимента с помощью опроса были измерены аттитюды в отношении темнокожих американцев. В целом было зафиксировано позитивное отношение практически у всех студентов Рочестерского университета. На втором этапе студентам была продемонстрирована некая машина. Испытуемые должны были держаться за заблокированное колесо, стрелка которого при деблокировании могла поворачиваться налево и направо, соответственно указывая на несогласие или согласие студента на заданный экспериментатором вопрос. После наложения на руки студентов электродов мнимая машина якобы начинала



измерять мышечные сокращения, которые заставляли колесо поворачиваться налево, показывая тем самым отрицательный ответ или направо, если ответ был положительным. Чтобы

продемонстрировать работу машины исследователь задавал испытуемым вопросы, а машина "сама" отвечала на них. После ярких вспышек и гудения машина выдавала аттитюды студентов, которые были на самом деле ничем иным, как данными забытого всеми

исследования. Студенты, находясь вневеденьи насчет коварства

экспериментаторов, были потрясены возможностями машины. Как

только студенты поверили, что от этой машины нельзя скрыть свои мысли , таким образом нельзя скрыть их и от экспериментаторов, машина была спрятана и на третьем этапе был проведен опрос об отношении к темнокожим. По результатам опроса было продемонстрировано более негативное отношение к американцам

африканского происхождения, чем в первой серии. Таким образом, было показано, что люди как в исследованиях, так и в жизни выражают установки, которых на самом деле не придерживаются. Внешнее выражение установок будет зависеть от множества ситуационных причин и социальных влияний. Изучение именно выраженных установок не дает возможности прогнозировать

поведение, поскольку оно может направляться

"истинными".аттитюдами.

Другая часть схемы Д.Майерса. также показывает нам, насколько неоднозначна связь "аттитюд - поведение" из-за влияний, оказываемых извне. Под ситуационными переменными (



"прочие влияния" - в схеме Д.Майерса) могут пониматься как глобальные социальные воздействия (например, ситуация

социальной нестабильности, экономическая и политическая ситуация в стране и т.д) , так и более "частные" ситуативные влияния (например, дефицит времени на принятие решения и т.д.). Кроме того могут быть рассмотрены различные уровни социального влияния - социальные и культурные, институциональные и групповые и,

наконец, межличностные влияния. Эта проблема в приложении к личности была представлена подробно в первой главе учебного пособия, а также затрагивалась в связи с обсуждением внешних детерминант социального поведения человека ( глава ).

Н адо сказать, что влияние ситуационных факторов на

поведение человека, в той или иной форме, было предметом рассмотрения социальной психологии в течении всей истории ее

существования. Не имея возможности (по понятным причинам)

подробно остановиться на рассмотрении даже части всех исследований влияния ситуационных факторов на поведение человека, остановимся лишь на тех, которые чаще всего упоминаются при изучении взаимосвязи установок и поведения. К ним могут быть отнесены:

1) влияние на поведение человека аттитюдов и норм других людей (влияние значимых других и групповое давление), 2) отсутствие

приемлемой альтернативыi, 3)воздействие непредсказуемых событий и, наконец 4) нехватка времени. (см., например, Ф.Зимбардо, М.Ляйппе, 2000; Alcock J.E., Carment D.W. & Sadava S.W.,

1988) .

Ч еловек, желающий быть в согласии с группой, с другими людьми, может поступиться своими аттитюдами и вести себя так, как этого хочет большинство. В этом случае поведение человека может определяться не своими, а чужими аттитюдами. Вспомним, как в ходе экспериментов, проведенных С.Ашем, многие участники поддавались групповому давлению - принимали мнение большинства. Это в свою очередь определяло действия этих участников эксперимента - они публично признавали одинаковыми два отрезка разной длины. Не менее знаменитый эксперимент С. Милграма показал, что люди вопреки своим убеждениям, ценностям и установкам могут причинять боль другим следуя установке экспериментатора ( см., например, Э.Аронсон, 1998, с.62). При этом влияние окружающих людей непостоянно, и может изменяться в зависимости от ситуации. Так, в исследованиях Р.Шлегеля, К. Крауффорда и М. Санборна изучались установки подростков к употреблению пива, ликера и вина (SchlegelR.P, Crawford C.A.& Sanborn M.D., 1977). Выявленные аттитюды предсказывали частоту

их употребления в компаниях сверстников. Но дома поведение подростков зависело в большей степени от установок родителей к этим спиртным напиткам.

П омимо социального влияния на связь аттитюда и поведения могут влиять и такие переменные, как отсутствие приемлемой альтернативы, а также воздействие непредсказуемых событий. Отсутствие приемлемой альтернтивы заключакется в том, что несоответствие аттитюда и поведения определяется лишь отсутствием возможности реализовать свой аттитюд на практике, в

реальности. Так, например, люди могут быть вынуждены покупать те товары, к которым испытывают негативное отношение,

поскольку других просто нет. Воздействие непредсказуемых событий заключается в том, что неожиданная ситуация заставляет поступать человека иногда даже вопреки своим аттитюдам. Например, одинокий человек, который не любит свою соседку ( отрицательный

аттитюд), заболев, вынужден обращаться к ней за помощью.

Наконец, еще один ситуативный фактор, способный изменить связь "аттитюд -поведение" - это нехватка времени, вызванная занятостью человека или попыткой решить им сразу несколько задач. Влияние этой ситуативной переменной было

продемонстрировано в одном остроумном эксперименте, проведенном Дж.Дарли и Д.Бэтсоном, фабула которого была почерпнута из евангальской притчи о добром самаритянине ( Darley J. & Batson D,, 1973).

В эксперименте участвовали студенты Пристонской духовной семинарии. Вначале студенты заполняли вопросник, целью которого было выявить их установки на помогающее поведение. Большинство признавали установку на помощь другим как наиболее важную для себя. Далее студентам давали задание произнести краткую импровизированную речь перед товарищами в здании недалеко от

места их нахождения. Необходимо заметить, что речь должна

была быть посвящена притче о добром самаритянине. После получения указаний от экспериментатора одним испытуемым говорили: "Вы опаздываете, Вас ждут уже несколько минут". Другим говорили наоборот : "Не торопитесь, у Вас есть некоторое время,

прежде чем все будет готово к Вашему приходу". На дороге к месту назначения семинаристы натыкались на человека, упавшего в дверях, который был не в состоянии поднять голову, стонал и заходился от кашля. Лишь 10% опаздывающих семинаристов, заметим, с позитивными установками на помощь, оказывали эту помощь в действительности. В то же время 63% от общего числа

семинаристов, располагавших временем, оказали помощь человеку.

Таким образом, поведение испытуемых определялось не

установками, а той ситуацией, в которую они были поставлены (ситуация спешки или ситуация, когда студенты наоборот могли не спешить).

Мы рассмотрели некоторые из тех случаев, когда ситуация становится "сильнее" аттитюда и может влиять на поведение

человека. Какие же факторы в свою очередь обеспечивают влияние ситуации на действия людей? Ответами на этот вопрос может служить множество самых разнообразных предположений.

Особый вклад, в изучение ситуационных и диспозиционных

детерминант поведения был сделан К.Левиным и его учениками (подробнее см. Левин К., 2000; Росс Л., Нисбет Р., 1999).

Основным положением ситуационизма К.Левина являлся тезис о том, что социальный контекст пробуждает к жизни мощные силы,

стимулирующие или ограничивающие поведение. Однако и самые

незначительные характеристики ситуации в силах изменить

поведение человека, согласуя или несогласуя его с аттитюдами.

Доказательством этого может служить эксперимент

Г.Левенталя, Р.Сингера и С. Джонса, в котором проверялось насколько позитивные аттитюды студентов на вакцинацию против

столбняка могут претвориться в конкретные действия. Для этого со студентами старших курсов была проведена беседа о риске заболевания столбняком и необходимости прививки. Письменный опрос студентов после беседы показал высокую степень

сформированности позитивного аттитюда на прививку. Тем не менее только 3% из них отважились сделать инъекцию вакцины. Но если испытуемым, прослушавшим ту же беседу, давали карту студенческого городка с помеченным на ней зданием медпункта и просили пересмотреть свой недельный график, определив конкретное время для вакцинации и маршрут до медпункта, то количество студентов, сделавших прививку, возрастало в 9 раз. ( Р.Росс, Р.Нисбет, 1999, с.45) . Очевидно, что для того, чтобы перейти к практическим действиям, студентам недостаточно было иметь позитивный аттитюд, но необходимо было иметь и

определенный план, или, пользуясь терминологией К.Левина - готовый "канал", через который намерения совершить действие

могли бы претвориться в реальное поведение. К.Левин называл "канальными факторами" незначительные, но по сути очень важные детали ситуации. Канальные факторы - это факторы-фасилитаторы, "проводящие пути" для реакции, служащие появлению или сохранению поведенческих намерений (Р.Росс,Р.Нисбет, 1999). Таким образом, некоторые элементы ситуации, канальные факторы, могут стимулировать намеренье осуществить действие при условии

сформированной установки. Например, поведение в соответствии с аттитюдом может быть вызвано к жизни публичным одобрением предполагаемых действий.

Но в таком случае знание только о социальной установке не поможет предсказать какими будут реальные действия человека.

Для прогнозирования поведения необходимо учитывать самые разные внутренние и внешние факторы, с помощью которых намеренья (интенции) человека могут превратиться в реальное поведение.

При этом, намерение может быть определено как сознательное стремление человека осуществить действие в соответствии с намеченной программой, направленной на достижение

предполагаемого результата. Таким образом, оно возникает в результате целеполагания и осознанного выбора соответсвующих средств, с помощью которых можно достичь поставленной цели.

Надо сказать, что в настоящее время наиболее

распространенной темой исследований, посвященных взаимосвязи аттитюдов и поведения, является изучение влияния установок на намерения людей и только через них на поведение.

& 5. Роль намерений во взаимосвязи аттитюдов и поведения человека.

Одним из первых кто стал разрабатывать подход "многих переменных" для прогнозирования поведения был Дж. Шец ( Shetz J.N., 1974). В своем исследовании Шец занимался изучением

покупательского поведения домохозяек и их намерений купить определенный товар. При этом он учитывал привычки, убеждения, эмоции потребителей, ожидаемый ими результат и основные социальные влияния, которые могли сказаться на их поведение. Все эти моменты так или иначе определяли намерения людей. При этом Шец установил, что существует достаточно высокая корреляция аттитюдов на некотрый товар и намерений купить его, тогда как корреляция аттитюдов и потребительского поведения была гораздо меньшей (Гулевич О.А., Безменова И.К., 1999).

Более подробно взаимосвязи "аттитюд - намерение - поведение" были рассмотрены в теории когнитивного опосредования действия (или модели обоснованного действия) А.Айзена и М.Фишбайна (Ajzen I., Fishbein М., 1980).

Авторы теории предположили, что основное влияние на поведение оказывают намерения (интенции) человека. При этом сами намерения определяются двумя факторами: первый - это аттитюд по

отношению к поведению, а второй фактор - субъективные нормы поведения человека (восприятие социального влияния).

А ттитюда по отношению к намерению, в свою очередь, будет зависеть от представлений человека о том, к каким последствиям приведут его действия, а также от оценки этих последствий. То есть аттитюд по отношению к поведению определяется ожидаемым результатом ( в частности, степенью вероятности достижения этого результата) и оценкой его пользы для человека.

Например, у человека есть намерение купить телевизор. Это намерение будет зависеть от установки на покупку того или иного телевизора. Установка, в свою очередь, определяется рядом ожиданий последствий от поведения (в данном случае покупки телевизора марки "А") . При этом могут учитываться различные характеристики этого телевизора, вероятность их проявления и степень их пользы. Например, может учитываться такой параметр телевизора марки "А" , как длительность его работы без поломок. При этом оценивается вероятность проявления этой

характеристики и то, насколько это может быть выгодно для человека. Общее отношение ( аттитюд) к покупке телевизора будет определено при учете и оценке всех важных для покупателя параметров выбранного им телевизора.

Кр оме аттитюда, на намерение совершить определенное действие, как уже было сказано, оказывает влияние

субъективная норма - восприятие социального давления на поведение. Она в свою очередь складывается из убеждения, что определенные люди или группы ожидают такого поведения и желания человека следовать этим ожиданиям. Продолжая пример с покупкой телевизора, можно сказать, что на намерение его купить будут влиять убеждения человека о том , что, например, его семья (жена, дети, теща и т.д.) ждут от него такого действия - купить новый телевизор марки "А" и от желания человека следовать их требованиям.

И, наконец, намеренье совершить какое-либо действие может определяться важностью для человека установочных и нормативных соображений. При этом М.Фишбайн и А.Айзен полагали, что значимость аттитюдов и субъективных норм может быть неодинакова и изменяться в зависимости от некоторых личностных (или индивидуальных) характеристик, а также и от ситуации (Fishbein M ., Ajzen I.,1975).

В общем виде модель обоснованного действия представлена на рис. ( РИСУНОК из Зимбардо, с. 209)

Итак, в основе модели "обоснованного действия", лежит мысль об осознании и проработке человеком информации о последствиях действий, оценке этих последствий, а также своих представлений о целесообразности поведения с точки зрения других людей. Она неоднократно была проверена во множестве эмпирических исследований и апробировалась на практике.

Например, одно из исследований Фишбайна и Айзена было посвящено изучению намерений избирателей участвовать в выборах. В соответствии с моделью были выявлены следующие факторы, влияющие на поведение:

1) наличие намерения голосовать ( или не голосовать);

2) представления людей о последствиях своих действий;

3) оценка последствий голосования или отказа от голосования

4) восприятие людьми отношения близких других по поводу их участия в голосовании ( или отказа от голосования);

5) уровень мотивации, задаваемый ожиданиями близких людей.

Результаты исследования показали, что поведение

определялось намерением, если оно было связано с соответствующими представлениями по поводу последствий голосования ( отказа от голосования), восприятием мнения близких людей и уровнем мотивации (значимостью мнений близких) . Таким образом, если

все эти факторы находятся в соответствии друг с другом, имеют тесную взаимосвязь, намерение будет предсказывать реальное поведение человека (Fishbein M ., Ajzen I.,1975).

М одель обоснованного действия успешно используется для

прогнозирования потребительского поведения людей, поведения в ходе голосования на выборах, при выборе работы, в случае прекращения употребления спиртных напитков и курения и т.д. При этом, многие исследователи и даже сами авторы теории

когнитивного опосредования действия М.Фишбайн и А. Айзен, отмечают ряд ее недостатков. Прежде всего прогностические возможности модели ограничены существованием множества других факторов, более сильных, чем аттитюды и субъективные нормы, также оказывающих влияние на намеренья и на поведение человека. Эти факторы могут носить как индивидуальный ( например, эмоции, привычки, цели человека), так и социальный характер (различные социальные влияния, неучтенные в модели, а также фактор времени)( подробнее см. Гулевич О.А., Безменова И.К., 1999).

Поэтому не всегда возможно предсказывать поведение исходя только из намерений человека. Например, некоторые действия людей характеризуются не столько осознанным намерением их делать, сколько выработанными привычками, сформированными прошлым опытом. Эти действия люди осуществляют автоматически, не

осознавая их. Таким образом, ставится под сомнение основной постулат модели о том, что поведение всегда рационально. Поэтому в более позднем варианте модели обоснованного действия А.Айзен ввел еще один фактор, определяющий намеренье человека

осуществить некоторые действия - контроль за поведением (Ajzen I., 1985). Контроль за поведением отражает степень, в которой

люди осознают свою способность вести себя определенным образом. При этом они могут регулировать свое поведение, выбирая задачу той или иной степени сложности и определяя способы ее решения.

В модели разумного поведения не учитывается также и

ситуационное дополнительное давление со стороны других. Так, например, намерение может быть резко изменено под влиянием новых ожиданий от других людей. Если вернуться к нашему примеру с покупкой телевизора марки А, одобряемой семьей, здесь может подключиться, например, еще один человек, предположим квалифицированный продавец, который даст совет купить телевизор марки "В". Если говорить о влиянии, оказываемом другими людьми через наши субъективные нормы на наши намерения, остается неясным, чье мнение станет решающим. Кроме того, роль

социального влияния в регуляции поведения человека в модели М.Фишбайна и А.Айзена сужается до влияния лишь "значимых других".

Е ще одним ограничением модели является игнорирование фактора времени. Если между намерением и предполагаемым действием есть временной интервал, мы рискуем ошибиться в своих прогнозах. Намерение со временем может измениться, например, под действием новой информации.

В целом можно сказать, что, как и любая другая, модель М.Фишбайна и

А. Айзена несколько упрощает реальность, Она учитывает лишь небольшой круг внешних и внутренних факторов, определяющих намеренья человека осуществить действия. Те же характеристики социальной среды, в которой предполагается реализовать поведение и рассмотренные в модели, носят достаточно схематичный и упрощенный характер. В конечном итоге теория когнитивного опосредования действия М.Фишбайна и А.Айзена не может полностью объяснить сложную связь, существующую между аттитюдами и поведением. Тем не менее, как уже упоминалось, модель "обоснованного действия" успешно используется в прогнозировании действий людей в достаточно простых ситуациях.

Основ ным недостатком практически всех зарубежных

"аттитюдных" концепций является то, что в них личность действует в ситуации, изолированной от общих социальных условий

жизнидеятельности человека. Т.е. не учитываются те конкретные исторические, политические, социально-экономические условия, в которых разворачивается поведение индивида. Таким образом, социальное влияние рассматривается лишь на уровне микросреды, при полном игнорировании проблемы влияния, оказываемого на личность со стороны общества.

Попытка решения этой проблемы содержится в "диспозиционной концепции регуляции социального поведения личности" В.А.Ядова ( Ядов В.А., 1975).

& 6. Иерархическая структура диспозиций личности.

Основой концепции В.А. Ядова является рассмотрение иерархической системы диспозиций человека, регулирующих его поведение и деятельность на разных уровнях социальной

действительности. Диспозиции личности представляют собой

зафиксированные в социальном опыте предрасположенности воспринимать и оценивать условия деятельности, собственную активность индивида и действия других, а также

предуготовленность действовать в определенных условиях соответствующимым образом (Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности, 197 9 ).

В основу механизма образования диспозиций в теории

В.А.Ядова положена схема Д.Н.Узнадзе, разработанная им для объяснения возникновения первичных установок (set) . Таким образом, диспозиции возникают при "встрече" определенного уровня потребностей и определенного уровня ситуаций их удовлетворения. На разных уровнях потребностей и разных уровнях ситуаций действуют соответственно разные диспозиционные образования. Вначале рассмотрим отдельно иерархию потребностей и иерархию ситуаций.

Иерархия потребностей.

В концепции В.А.Ядова выделяются четыре уровня потребностей, соответственно тому, в каких сферах деятельности они находят свое удовлетворение. Основанием классификации служат здесь последовательное расширение границ активности личности.

Первая сфера, где реализуются потребности человека - ближайшее семейное окружение.

Вторая сфера - контактная (малая) группа, в рамках которой действует индивид.

Третья сфера - более широкая сфера деятельности, связанная с определенной сферой труда, досуга, быта.

Четвертая сфера - сфера деятельности, понимаемая как

определенная социально-классовая структура, в которую индивид включается через освоение идеологических и культрных ценностей общества .

Иерархия ситуаций.

Ситуации структурированы по длительности времени

существования данных условий деятельности. Т.е. ситуацию деятельности можно рассматривать как быстро изменяющуюся или же устойчивую.

Первый уровень - быстро изменяющиеся предметные ситуации;

Второй уровень - ситуации группового общения, характерные для деятельности индивида в рамках малой группы. По своей

длительности подобные ситуации деятельности человека гораздо больше, чем предыдущии;

Третий уровень - устойчивые условия деятельности, имеющие место в различных социальных сферах (труда , досуга, семейной жизни человека);

Четвертый уровень - наиболее длительные, устойчивые условия деятельности в рамках определенного типа общества, широкой экономической, политической и культурной структуры его функционирования.

Определенная диспозиция, как уже было сказано, возникает (и действует) на пересечении определенного уровня потребностей и ситуаций их удовлетворения. При этом выделяются четыре уровня диспозиций:

Первый уровень диспозиций - установка (set) (элементарные фиксированные установки (по Д.И.Узнадзе). Они формируются на основе витальных потребностей и в простейших ситуациях. Эти установки лишены модальности (переживания "за" или "против") и неосознаются субъектом.

Вт орой уровень диспозиций - социальные фиксированные установки или аттитюды - более сложные диспозиции, которые формируются на основе потребности человека в общении, осуществляемом в малой (контактной) группе. Социальные установки образуются на базе оценки отдельных социальных объектов (или их свойств) и отдельных социальных ситуаций (или их свойств).

Третий уровень диспозиций - базовые социальные установки (общая направленность интересов личности относительно конкретной сферы социальной активности) . Данные установки имеют

трехкомпонентную структуру (как и аттитюды), но это не столько выражение отношения к определенному социальному объекту, сколько к каким-то более значимым социальным областям. В этом случае направленность может быть представлена как идентификация личности со значимой для нее социальной деятельностью. Например, можно обнаружить доминирующую направленность в сферу

профессиональной деятельности ( тогда основные интересы человека будут связаны, например, с достижением высокого уровня

профессионализма, расширением профессиональных знаний и умений, построением профессиональной карьеры и т.п.).

Четвертый уровень диспозиций - система ценностных ориентаций личности на цели жизнедеятельности человека, а также на

средства их достижения.

Система ценностных ориентаций формируется на основе высших

социальных потребностей личности и детерминированна общими социальными условиями, типом общества, системой его экономических, политических, идеологических и культурных принципов.

Предложенная иерархия диспозиционных образований выступает как регулятивная система по отношению к поведению личности. Т.е. основная функция диспозиционной системы - психическая регуляция социальной деятельности или поведения субъекта в социальной среде. Если структурировать деятельность в отношении ближайших или более отдаленных целей, можно выделить несколько иерархических уровней поведения. При этом каждый из уровней диспозиций "ответственен" за регуляцию определенного уровня поведения.

см. рис. из "СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ" Г.М. АНДРЕЕВОЙ с. 2 96

Первый уровень - "поведенческий акт" - означает регуляцию непосредственных реакций субъекта на актуальную предметную

ситуацию. Целесообразность поведенческих актов диктуется необходимостью установить адекватное соответствие (равновесие) между специфическими и быстро сменяющими друг друга воздействиями внешней среды и витальными потребностями субъекта в данный момент времени.

Второй уровень регулирует поступки личности. Поступок представляет собой элементарную социально значимую "единицу" поведения. Целесообразность осуществления поступка выражается в установлении соответствия между простейшей социальной ситуацией и социальными потребностями субъекта.

Третий уровень регулирует уже некоторые системы поступков, образующие поведение в различных сферах жизнедеятельности, где человек преследует существенно более отдаленные цели, достижение которых и обеспечивается системой поступков.

Четвертый уровень - регулирует целостность поведения, или собственно деятельность личности. "Целепологание" на этом высшем уровне представляет собой некий "жизненный план", важнейшим элементом которого выступают отдельные жизненные цели, связанные с главными социальными сферами деятельности человека в области труда, познания, семейной и общественной жизни" ( Ядов В.А., 1975, с. 97).

Т ак им образом, на всех уровнях поведение личности регулируется ее диспозиционной системой. При этом, в каждой конкретной ситуации и в зависимости от цели ведущая роль принадлежит определенному диспозиционному образованию. В это время остальные диспозиции представляют собой "фоновые уровни" (в терминологии Н.А.Бернштейна). Так, нижележащие диспозиционные уровни активизируются и перестраиваются для обеспечения реализации поведения, регулируемого адекватным ситуации более высоким диспозиционным уровнем. А более высокие диспозиционные уровни при этом активизируются для согласования поведенческого акта или для согласования поступка в рамках целенаправленного поведения в данной сфере деятельности. В целом, в момент, непосредственно предшествующий поведенческому акту, поступку или началу деятельности, в соответствии с уровнем деятельности вся диспозиционная система приходит в состояние актуальной готовности, т.е. образует актуальную диспозицию. Однако, как уже говорилось, ведущую роль здесь будут играть именно те уровни диспозиционной иерархии, которые соответствуют определенным потребностям и ситуации.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.