Сделай Сам Свою Работу на 5

Характерные признаки средовых объектов





Комплексное формирование архитектурной среды

 

Лекция 1

Тема: Основные направления формирования архитектурной среды

В стенах архитектурной школы появилась новая профессия «Дизайн архитектурной среды». Раньше все решал архитектор, он выполнял все функции синтеза средовых объектов, решал весь комплекс проблем связанных с градостроительной ситуацией, с объёмно-планировочным решением здания и его технологическим и декоративным заполнением (мебель, живопись и т.д.). Архитектор полностью решал любой фрагмент архитектурной среды.

Теперь ситуация изменилась, архитектор занимается только объемно- пространственным решением, и не может диктовать формы дизайна и декоративных решений. Поэтому появились новые специальности, которые занимаются эстетическими и функциональными аспектами и процессами. Такие специалисты должны овладеть комплексным подходом к проектированию среды.

Задачи науки о архитектурной среде

· Создать проект усовершенствования окружающего нас искусственного мира (дизайн и архитектура это среда искусственно созданная человеком для человека)



· Приспособить его к нашим потребностям, вкусам и желаниям. Людям нужен прежде всего комфорт и уют, совпадающая с их настроением среда. Среда которая не мешает, не противоречит человеку, а вдохновляет его. Такую архитектурную среду может создать только профессионал.

 

Например туристам находящимся перед Лувром, чтобы наслаждаться красотами дворца необходим организовать места для отдыха, оснащенные теневыми навесами, продажу мороженого, сувениров и т.д. Следовательно для музея необходимо спроектировать целый комплекс услуг, чтобы посетителям было удобно и комфортно.

Проект, с точки зрения архитектурной среды - это заранее и всесторонне обдуманное предложение о характере и строении будущего объекта среды и о способах его воплощении.

Особенность в том, что при проектировании архитектурной среды главным является категория художественности. Проектируемому образу среды, её художественному облику должны подчиняться все остальные задачи проекта: конструктивные, функциональные, технологические и др.



Результатом средового проекта будет создание новых впечатлений и ощущений у «потребителя». Это значит, что все идеи и представления архитектора-дизайнера о будущей среде нашего обитания должны содержать момент эстетической оценкисреды и ее компонентов.

 

Важные термины науки об архитектурной среде

Архитектурная среда - это особое утилитарно-психологическое состояние архитектурного пространства, где соединяются в едином целом ощущения: комфортности, красоты, надежности, свободы и приспособленности к функциональной деятельности. Иначе говоря, среда это:

1. Объемно - пространственное образование (объект, сооружение)

2. Предназначенное для какого-либо процесса (бытового, производственного или общественного)

3. Процесс осуществляется либо в интерьерном пространстве, либо на открытом воздухе (городской интерьер)

4. Обязательно включает специфическое «дизайнерское» оснащение (предметное наполнение, технологическое или инженерное оборудование)

5. Среда отвечает индивидуальным запросам человека, коллектива или общества в целом

6. Создает комфортное и благоприятное окружение

Вывод: Таким образом, произведение средового дизайна это синтез пространственной ситуации, насыщаемых ее инженерно-технологических, предметных и декоративных элементов, которые связаны с пользователями данной среды и в том числе с участвующими в создании среды проектировщиками.

Типология- это раздел, изучающий характерные разновидности какого-либо ряда родственных предметов или явлений. Она образует последовательность различных «типов» объектов, отличающихся друг от друга в зависимости от изменения выбранного критерия, положенного в основу изучения системы свойств и параметров данного типологического ряда.



Характерные признаки средовых объектов

Представьте себе несколько характерных средовых ситуаций: аэровокзал, операционный зал компьютерного центра, пульт управления АЭС, маленькое кафе на бульваре, столовую при большом заводе, зеленый двор жилого дома, автомагистраль или театральную площадь. Память сразу подсказывает яркие ОБРАЗЫ этих различных состояний среды.

По каким признаком можно их сравнивать , а как выделить их главные отличительные черты?

1. Эмоциональная окраска - каждая из разновидностей среды имеет свой Образ,каждый объект по-своему эмоционально окрашен и создает свое настроение, которое ожидается от этого объекта и запоминается в первую очередь.

2. Набор средств формирования среды -Атмосфера, образ средысоздается всякий раз своим индивидуальным набором слагаемых среды, среди которых можно выделить главный для данного объекта.

- стрелки приборов на пульте управления, кресла диспетчеров, ничего лишнего и отвлекающего вокруг;

- или яркие зонтики и гнутые спинки стульев у легких столиков;

- или потоки машин, зеркала витрин и кричащие рекламные вывески

3. Принцип соединения элементов среды: заметен только профессионалу.

Это характерная именно для данного типа ощущений система, которая всегда отвечает определенному стереотипу:

-Точность, прочность, ясность системы отношений – в аэропорту

- неожиданность, яркость и красочность, кажущийся беспорядок вызывающий ощущение раскованности – в кафе

- соединение систем регулируемых, четких и свободных - магистраль

4. Место в системе возможных эмоциональных ощущений- Разновидности среды различаются по значению, атмосфере, настроению, предметно-пространственному наполнению. Но их можно выстроить в систему соответственно вызываемым у потребителя ощущениям:

на одном полюсе ясность, монументальность, торжественность(собор, театр, музей), на другом - свобода, непринужденность, интимность, доверительность (жилой двор, кафе), где-то посередине стоят формы среды, которые сочетают эти крайности (столовая, аэровокзал, магистраль).

Вывод: названные 4 характеристики описывают любой средовой объект. Эти характеристики являются основой профессионального подхода к решению творческих задач дизайна архитектурной среды. Главные характеристики 2 и 3характеристика (средства и способы при помощи которых достигаются требуемые эмоциональные состояния), потому что работа с ними составляет суть профессии дизайнера проектировщика.

Композиция (в рамках понятия дизайна архитектурной среды) – это соподчинение, взаимодействие и эстетическая организация слагаемых архитектурной среды, созданная по законам гармонии и красоты.

При этом между компонентами среды складываются особые визуальные отношения, которые вызывают устойчивые, психологические, чувственные представления, перерастающие в идейно-нравственные категории. Комбинация этих представлений преобразуется в сознании потребителя в конечный продукт творческой деятельности дизайнера-архитектора - художественный образ среды.

Образ архитектурной среды появляется в результате слияния:

1. объективной реальности (в виде сочетание функций, процессов и обстоятельств места формирующих облик среды) и

2. субъектного начала, как результата воли и замысла художника.

Какая из составляющих ОБРАЗА будет преобладать зависит от вклада дизайнера-архитектора. Например, в утилитарно-практических среде (школа, промышленное сооружение) или в исторически-сложившейся среде вклад художника значительно ограничен.

ВЫВОД: Архитектор-дизайнер должен быть максимально нацелен на создание индивидуального самобытного и нестандартного образа среды. Только от проектировщика будет зависеть предметно-пространственная организация средового объекта.

В отличии от традиционного архитектурного проектирования результатом формирования среды является создание атмосферы, ауры среды, ее уникального художественного образа.

 

Лекция 2

Тема: Классификация форм проектирования архитектурной среды

 

Типология форм архитектурной среды:

· Выделение существенных признаков архитектурной среды

· Определение последовательности действия проектирования от действия проектировщика, от правильной постановки задач, до умения выбрать лучшее решение и реализовать его.

Проектирование традиционным способом может иметь особенности:

· Зависит от индивидуальности автора

· Когда мы проектируем целостную архитектурную среду задачи усложняются

Задачи проектирования архитектурной среды:

1. Создание объемно-пространственной композиции

2. Предметное наполнение среды

3. Разработка материально-пространственной системы

В современном мире необходимо разделение труда: ландшафтный дизайнер, художник-оформитель, производственный дизайнер, архитектор. С другой стороны происходит смешение стилей, не только архитектурных, но и социальных. Поэтому необходимо взаимодействие профессий и их иерархия.

Типология предметной деятельности в области проектной среды

 

Феномен архитектурной среды- это неразрывное единство, осуществляемой в ней общественной и личной деятельности сами эти рамки, т.е. предметно-пространственный каркас, поэтому в типологии выделили два критерия проектной средовой деятельности:

1. Пространственный охват, размер средового объекта (наиболее крупномасштабные пространственные единицы)

· По величине (воспринимаются как фрагмент застройки)

· Отдельный средовой объект

· Единичный интерьер (функциональная группа помещений)

· Фрагмент интерьера, условное рабочее место

2. Отличие фрагментов среды по функциональным признакам и назначению

Пространственная конструкция среды диктуется технологией процессов и оснащением. Двух критериев не достаточно для анализа среды

3. Каждый объект можно охарактеризовать с точки зрения ожидаемого эмоционально-художественного впечатления.

 

Отличием архитектурно-дизайнерской специальности является ее способность увидеть во всем облике средства создания художественного образа, гармоничного эстетического целого, ограниченного определенными чувствами и настроениями, но при условии выполнения стоящих перед средовым объектом социальных и утилитарно- практических задач.

 

Лекция 3

Тема: Типология видов проектной деятельности и

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.