Сделай Сам Свою Работу на 5

Материальное единство мира.





Представление о материальном единстве мира, как известно, имеет длительную историю. Стремление к установлению единства многообразного получило одно из своих воплощений в атомистических догадках мыслителей Древнего Востока, античной Греции и Рима. Следует подчеркнуть, что эти догадки, а затем гипотезы представляли собой единство естественнонаучного и философского подходов к анализу действительности.

Более двух тысяч лет продолжается борьба материализма и идеализма по вопросу о единстве мира.

"В новое время, так же как и в античную эпоху, - писал Т. И. Ойзерман, - отрицание сверхприродного и признание материального единства мира неотделимы друг от друга. Но если натурфилософы античности и эпохи Возрождения обосновывали принцип материального единства мира, сводя сверхъестественное к естественному, природному, чувственно воспринимаемому, то материалисты нового времени, развивая этот принцип объяснения мира из него самого, обогащают его развернутым материалистическим решением основного философского вопроса... обоснование материального единства мира совпадает с материалистическим монизмом".



Разрабатывая диалектико-материалистическую философию, В. И. Ленин развил и ее представление о материальном единстве мира, о материи, дал определение материи как философской категории.

Марксистско-ленинское представление о материальном единстве мира, о материи, признание ее первичности по отношению к сознанию подвергалось и подвергается критике со стороны как философов-идеалистов, так и ряда современных ревизионистов.

Постулируя первичность идеи, сознания, духа, спекулятивно трактуя достижения естествознания, используя непоследовательность, отступления отдельных естествоиспытателей от материалистического решения основного вопроса философии, философы-идеалисты "доказывают" то, что они взяли без всяких доказательств за отправное положение своих построений.

Философы-марксисты всего мира вместе с естествоиспытателями, представителями других частных наук ведут борьбу против всех разновидностей идеализма.

Много антинаучных спекуляций порождено, например, часто используемым в научной и особенно научно-популярной литературе неудачным термином "антимир". В диалектико-материалистическом понимании вся объективная реальность, движущаяся материя состоит из материальных объектов и никаких иных, нематериальных миров не существует. Известно, что в принципе из античастиц (позитронов, антипротонов, антинейтронов и др.) могут быть образованы атомы (антиатомы), молекулы (антимолекулы), вещество (антивещество), макро- и мегаобъекты, а их совокупность можно условно обозначить понятием "антимир". Но этот "антимир", существование которого возможно, будет также материальным, будет объективной реальностью, существующей независимо от познающего субъекта.



Данные современной физики, астрофизики и других наук свидетельствуют, что в ходе их развития число известных нам объектов, составляющих материальный мир, возрастает, что их свойства не являются извечно данными, неизменными, абсолютными, первоначальными. В. И. Ленин неоднократно подчеркивал, что "...мир есть движущаяся материя...", "мир есть закономерное движение материи...".

Движущаяся материя характеризуется вечностью существования, несотворимостью, неуничтожимостью, неисчерпаемостью.

Признание несотворимости и неуничтожимости материи и форм ее существования полностью исключает любую постановку вопроса о сотворении мира какой-то высшей, стоящей над миром силой. Несотворимость и неуничтожимость материи означает, что нет и не может быть никаких способов и средств, с помощью которых можно было бы прекратить ее существование или сотворить ее из "ничего", что не было и не будет времени, когда материя не существовала или не будет существовать. Если все виды и состояния движущейся материи конечны, возникают и исчезают, т. е. превращаются из одних форм в другие, существуют то как один, то как другой вид материи, то сама движущаяся материя вечна, бесконечна и неисчерпаема по своим свойствам.



Все вышесказанное позволяет утверждать, что нельзя оставаться на позициях диалектического материализма, не признавая неуничтожимости и несотворимости материи, а признание этого есть одновременно и признание бесконечности ее существования. Всякое отрицание неисчерпаемости, несотворимости и неуничтожимости движущейся материи, в какой бы форме оно ни выражалось, всегда ведет к идеалистическому и нередко к религиозному мировоззрению.

Несотворимость и неуничтожимость материи и форм ее существования означает, что никакие процессы, происходящие в мире, не имеют своим содержанием ни возникновения (сотворения), ни уничтожения движущейся материи. Единственным диалектико-материалистическим, научным содержанием понятий возникновения и уничтожения являются преобразования, структурные перестройки, модификации ранее существовавших состояний движущейся материи в новые ее состояния в определенных, но разнообразных пространственно-временных формах. Содержания понятий возникновения и уничтожения взаимосвязаны и, по существу, совпадают, что означает их неотделимость друг от друга и необходимость рассматривать их как моменты единого понятия о качественных изменениях.

Существование любого материального объекта неотделимо от его изменения и превращения в другие. Каждый объект обладает реальными возможностями каких-то его изменений и превращений. Осуществление той или иной возможности превращений и изменений объекта имеет свою вероятность. Эти вероятности могут быть и равными, и неравными, но их сумма всегда должна равняться единице. Это значит, что какая-то возможность обязательно осуществится, а другие возможности тем самым будут ликвидированы, уничтожены, т. е. их вероятности станут равными нулю, а вероятность осуществившейся возможности будет равна единице. Отсюда следует, что сумма вероятностей всех изменений объекта до осуществившегося изменения и после него остается постоянной величиной и всегда равна единице. Данное положение называют законом сохранения вероятности, и оно является составной частью очень важного физического принципа унитарности.

Свое всестороннее выражение принцип несотворимости и неуничтожимости материи и ее атрибутов, свойств находит в физических законах сохранения, о которых пойдет речь дальше.

В мире нет ничего кроме вечно движущейся материи, неисчерпаемой по своим свойствам, своей структуре. Следует обратить особое внимание на эвристическую роль принципа неисчерпаемости движущейся материи.

В ходе своих исследований ученые осознанно или неосознанно руководствуются этим принципом, понимают его роль в создании научных теорий. Так, например, А. Эйнштейн писал: "Вера в существование внешнего мира, независимого от воспринимающего субъекта, лежит в основе всего естествознания. Но так как чувственное восприятие дает лишь информацию об этом внешнем мире, или "физической реальности", опосредованно, мы можем охватить последнюю только путем рассуждений. Из этого следует, что наши представления о физической реальности никогда не могут быть окончательными. Мы всегда должны быть готовы изменить эти представления". В этом же плане представляют интерес и высказывания Норберта Винера: "Я никогда не представлял себе логику, знания и всю умственную деятельность как завершенную замкнутую картину; я мог понять эти явления только как процесс, с помощью которого человек организует свою жизнь таким образом, чтобы она протекала в соответствии с внешней средой".

Вера в силу человеческого интеллекта, убежденность в безграничных возможностях познания еще непознанного играют важную роль в развитии науки, техники, всей общественно-исторической деятельности людей. Но стихийное, интуитивное понимание неисчерпаемости движущейся материи уже не соответствует современным требованиям научного познания и деятельности. Жизнь поставила задачу: овладеть диалектико-материалистической методологией, в которой существенную роль играет принцип неисчерпаемости движущейся материи.

В условиях революции в естествознании конца XIX - начала XX века диалектико-материалистическую методологию обогатил и конкретизировал В. И. Ленин. Выступая, например, против абсолютизации существовавших в то время представлений о строении материи, он писал: "... диалектический материализм настаивает на временном, относительном, приблизительном характере всех этих вех познания природы прогрессирующей наукой человека". Неисчерпаемость материи, относительность разграничительных линий, граней в природе, превращение движущейся материи из одного состояния в другое всегда были опорой диалектического материализма. "Разрушимость атома, неисчерпаемость его, изменчивость всех форм материи и ее движения всегда были опорой диалектического материализма. Все грани в природе условны, относительны, подвижны, выражают приближение нашего ума к познанию материи...". "Признание каких-либо неизменных элементов, "неизменной сущности вещей" и т. п.,-подчеркивал В. И. Ленин, - не есть материализм, а есть метафизический, т. е. антидиалектический материализм".

Обосновывая относительность разграничительных линий в природе, В. И. Ленин, вслед за К. Марксом и Ф. Энгельсом, показал, что природа, мир в целом представляют собой единство, где все находится во всесторонней, живой связи со всем; причем эта связь понимается как единство, взаимозависимость, цельность мирового процесса. Применительно к явлениям также существует "...теснейшая, неразрывная связь всех сторон каждого явления... связь, дающая единый, закономерный мировой процесс движения...".

Таким образом, по В. И. Ленину, взаимосвязь всех явлений в природе и обществе осуществляется как целостный мировой процесс.

Развитие знания о микро-, макро- и мегамирах постоянно ведет к открытию новых структурных элементов и связей между ними, вызывает необходимость создания новых научных понятий для их выражения. При этом в процессе нашего познания мы раскрываем специфические черты различных областей материального мира и конкретные формы его материального единства.

Материальные объекты, вступая в разнообразные взаимодействия, проявляют все новые и новые свойства. Поскольку число взаимодействующих объектов - величина, стремящаяся к бесконечности (а каждый из них, в свою очередь, обладает неограниченными возможностями изменения), то свойства всех вместе и каждого в отдельности объектов окружающего мира неисчерпаемы.

Универсальное взаимодействие всех видов и состояний материи, их взаимная обусловленность и взаимопревращаемость - основа множественности связей между ними. В настоящее время существует четыре вида физических взаимодействий: гравитационные, электромагнитные, слабые и сильные взаимодействия. Очевидно, существуют и другие, еще неизвестные. Разные виды физических взаимодействий, связи между отдельным и общим, случайным и необходимым и т. д. - основа многообразия и неисчерпаемости различных уровней и структур фрагментов материального мира, изучаемых наукой.

Неисчерпаемость движущейся материи, как известно, рассматривается нашими философами в двух аспектах: онтологическом и гносеологическом. Первый из них состоит в рассмотрении неисчерпаемости, бесконечности самого материального мира, его структурных элементов и их взаимодействий, существующих независимо от познающего субъекта. Второй - теоретико-познавательный аспект принципа неисчерпаемости заключается в признании бесконечности процесса познания, движения к абсолютной истине через познание относительных истин, обусловленных уровнем развития науки и общественно-исторической практики. Это два аспекта единого принципа.

Современная наука дает нам все больше и больше новых фактов, которые убедительно свидетельствуют о неисчерпаемости материи. Вспомним, например, о продолжающемся открытии новых элементарных частиц, новых свойств у известных уже материальных объектов микро-, макро- и мегамиров. В обобщении и осмыслении этих данных, в создании гипотез и научных теорий огромная роль принадлежит марксистско-ленинской философии вообще и ленинскому положению о неисчерпаемости материи в частности.

Учение о неисчерпаемости и материальном единстве мира включает в себя не только неисчерпаемость структуры и свойств материальных объектов, но и неисчерпаемость всех основных форм существования материи: движения, пространства, времени, закономерностей движения материи и т. д. В его фундаменте лежит признание бесконечного качественного многообразия мира, его качественно отличных, но внутренне связанных состояний, образующих в своем многообразии этот единый материальный мир. Причем его качественное многообразие заключается не только в том, что он имеет бесконечное множество различных состояний и свойств, но и в его бесконечном развитии. В связи с этим можно выделить два вида неисчерпаемости материи: статический и динамический. Они связаны с покоем и движением, с их диалектическим взаимоотношением.

Бесконечному, неисчерпаемому материальному миру соответствует и способность человека бесконечно его познавать - переходить от полного незнания к частичному знанию, от неполного знания- к более полному и т. д. "Каждый шаг в изучении природы,- писал Р. Фейнман,- это всегда только приближение к истине, вернее, к тому, что мы считаем истиной. Все, что мы изучаем,- это какое-то приближение, ибо мы знаем, что не все еще законы мы знаем" (149, 1, 22). Так, изучая природу микромира, человечество своим пытливым взором проникло в его сокровенные глубины - в мир молекул, атомов, элементарных частиц.

Одним из огромных достижений физики и техники второй половины XX века стало создание мощных технических средств (различных ускорителей и т. п.), обеспечивающих возможность исследовать сложнейшие превращения микрочастиц и процессы изменений видов материи. Любой вид материи, открываемый наукой в процессе бесконечного познания природы, обладает большим многообразием свойств, которые находятся в зависимости от структуры самих материальных объектов и от бесконечного числа связей между ними. Марксистско-ленинская философия указывает на то, что всякое явление, всякое тело имеет свою сущность, проявляющуюся во взаимоотношениях, взаимодействиях объектов. Значит, и всякая элементарная частица, или (более точно) всякий микрообъект, являясь объективно существующим материальным объектом, тоже имеет свою сущность, проявляющуюся во взаимодействиях.

Современная физика, например, располагает уже многими фактами, свидетельствующими о наличии сложной структуры микрочастиц, о том, что у них имеются внутренние связи и взаимодействия между составляющими данный микрообъект элементами материи и что проявляются они в его разнообразных свойствах. В изучении этих свойств важнейшую роль играют также исследования внешних связей, т. е. взаимодействия данного микрообъекта с другими. И если внутренние связи определяют его структуру, то она проявляется и во внешних его связях.

Но между внутренними и внешними связями, как и между сущностью и явлением, нет непроходимой границы. Например, пусть для некоторой системы характерны конкретные внутренние связи, определяющие ее структуру. Исследуя эту систему, мы можем обнаружить, что для составляющих ее материальных частей эти связи- внешние. И в то же время эти внешние для составляющих систему частей связи являются внутренними для самой системы. Таким образом, разделение связей на внешние и внутренние носит относительный характер. И тем не менее оно позволяет выделить качественные характеристики, определяющие данный предмет.

Таковы некоторые общие методологические предпосылки, которые играют значительную роль в исследовании и создании теории элементарных частиц, в попытке их классификации, в построении своеобразной "таблицы Менделеева" для микрочастиц, в организации целенаправленного поиска других микрообъектов, в открытии новых свойств у давно известных частиц и полей, о чем у нас пойдет речь в последующих главах этой книги.

Еще нет единой теории вещества, поля, вакуума, элементарных частиц, гравитации. Ученые работают над ее созданием, что, безусловно, приведет к серьезному пересмотру ряда современных представлений в физике, астрофизике, биологии, во всей науке. Идя по пути создания единой теории элементарных частиц и их взаимодействий, единой физической картины мира (которая всегда будет историчной), ученые (одни - осознанно, другие - еще неосознанно) руководствуются в конечном счете представлением о материальном единстве мира. Для иллюстрации сошлемся на утверждение Р. Фейнмана: "... как это ни удивительно, вся материя одинакова. Известно, что материя, из которой сделаны звезды, такая же, как и материя, из которой сделана Земля. Характер света, испускаемого звездами, дает нам, так сказать, отпечатки пальцев, по которым можно решить, что там атомы того же типа, что и на Земле. Оказывается, и живая, и неживая природа образуется из атомов одинакового типа. Лягушки сделаны из того же материала, что и камни, но только материал этот по-разному использован. Все это упрощает нашу задачу. У нас есть атомы - и ничего больше, а атомы однотипны, и однотипны повсюду". Конечно, это несколько упрощенное представление о материальном единстве, ибо, например, остается вне поля зрения качественное отличие живого от неживого, от социального, отличие человека с его сознанием от всего живого и неживого.

Ф. Энгельс писал, что "единство мира состоит не в его бытии, хотя его бытие есть предпосылка его единства, ибо сначала мир должен существовать, прежде чем он может быть единым", что "действительное единство мира состоит в его материальности, а эта последняя доказывается не парой фокуснических фраз, а длинным и трудным развитием философии и естествознания".

Таким образом, доказательство материального единства мира- это не единовременный акт, а процесс, непреходящая, многогранная, многоаспектная задача марксистско-ленинской философии, обобщающей достижения частных наук и общественно-производственной деятельности человека.

Марксистско-ленинская философия, осуществляя свою методологическую функцию, выступает как фактор, способствующий развитию объективной тенденции к единству научного знания. Наиболее ярко эта роль проявляется в сфере понятийного аппарата науки.

Известно, что итоги познания выражаются в системе понятий. В настоящее время, когда происходит бурное развитие науки, возникают новые теории с их новым понятийным аппаратом, необходимым для интерпретации теоретических построений, возрастает и роль философских категорий, всей философии в формировании нового типа мышления, в повышении эффективности мышления, в выдвижении новых идей и понятий в процессе познания действительности.

Категории научной философии отражают развитие и изменение действительности, и поэтому они сами развиваются, возникают новые категории, а значит, и их система претерпевает изменения. В. И. Ленин так ставил этот вопрос: "...если все развивается, то относится ли сие к самым общим понятиям и категориям мышления? Если нет, значит, мышление не связано с бытием. Если да, значит, есть диалектика понятий и диалектика познания, имеющая объективное значение".

Одним из активно развивающихся в последние годы направлении исследования в области методологической проблематики стало изучение общенаучных форм и средств познания - проблем, понятий, категорий, методов, подходов. Мы имеем в виду те новые методы, понятия в специальных науках, которые приобрели (или приобретают) новый статус (общенаучность) на основе взаимодействия с философскими средствами познания.

Советские философы поставили на обсуждение утверждение, что в условиях современной научно-технической революции, породившей мощные интеграционные процессы в науке, идет и становление особой - общенаучной - понятийно-логической формы мышления.

Общенаучные понятия (такие, как система, структура, инвариант, симметрия, алгоритм и др.) образуют специфически-интегративный по характеру общности уровень концептуального отражения действительности. Им присущи некоторые свойства, характерные как для философских категорий, так и для частнонаучных понятий, что определяет место и роль общенаучных понятий в системе научного знания. В свое время В. И. Ленин писал: "Обычное представление схватывает различие и противоречие, но не переход от одного к другому, а это самое важное". На наш взгляд, общенаучные понятия и выполняют переходные, "становящиеся" функции в развитии понятийной формы мышления.

"Переходное" положение общенаучных понятий в концептуальной структуре мышления, их специфические функции, реализующие интеграцию знания (в неразрывной связи с его дифференциацией), превращают общенаучные понятия в своеобразное переходное звено между философскими категориями и частнонаучными понятиями; при этом совершенно недопустимо без должно научного анализа зачислять новые категории "по ведомству философии". Осуществляя многогранное взаимодействие философского и частнонаучного знания, общенаучные понятия способствуют взаимообогащению понятийного аппарата и философии, и частных наук; они выступают в роли резерва, специфической формы становления новых категорий, в роли действенного способа развития категориальной системы познания. Между развивающимися, обогащающими свое содержание категориями научной философии и категориями частных наук нет непреодолимой стены. Интегративно-общие понятия играют важную роль в современном познании, с ними тесно связана одна из тенденций исторического развития понятийно-логической формы мышления.

Полученные советскими философами в ходе исследования понятийного аппарата современной науки результаты в общем положительно оцениваются научной общественностью как в нашей стране, так и философами-марксистами за пределами СССР, хотя есть еще немало вопросов для научных дискуссий.

Мы согласны с мнением академика П. Н. Федосеева о необходимости "...выделения наряду с философским и традиционным частнонаучным уровнями знания нового - общенаучного "слоя" знания, которая диктуется логикой развития современной науки. Перед философами-марксистами стоит задача дальнейшего, более глубокого исследования общенаучных форм и средств познания как одной из важных логико-гносеологических инноваций современного познания".

Возникновение общенаучного знания, общенаучных средств познания, самого свойства общенаучности не может быть понято сколько-нибудь адекватно в отрыве от тех кардинальных изменений в механизме развития интегративных тенденций в науке, которые характерны для нашего времени. Общепризнанно, что интеграция науки сегодня составляет не менее важную тенденцию развития научного знания, чем его дифференциация. Характерно, что развертывающаяся дифференциация научного знания оказывается в диалектическом смысле слова формой проявления интеграции, поскольку новые направления исследований "стирают" традиционно установившиеся границы между различными науками.

Развивающийся комплекс общественных, естественных, технических и других наук углубляет наши знания о конкретных формах взаимосвязи между различными видами движущейся материи, показывает, что познаваемые объекты взаимодействуют, находятся в противоречивом единстве. Эти фундаментальные положения марксистско-ленинской философии практически вне зависимости от субъективных воззрений исследователей уже лежат в основе современной науки. М. Борн, например, который не раз без Достаточного знания диалектического материализма выступал с его критикой, в то же время писал: "В мельчайших системах, как и самых больших, в атомах, как и в звездах, мы встречаем явления, которые ничем не напоминают привычные явления и которые могут быть описаны только с помощью абстрактных концепций. Здесь никакими хитростями не удается избежать вопроса о существовании объективного, не зависящего от наблюдателя мира...". М. Борн почти дословно повторил ленинскую формулировку, к которой он пришел в результате исследования материального мира с его объективной диалектикой. Можно привести подобные примеры из работ других ученых, живущих в капиталистическом обществе.

Совершенно обоснованно известный советский философ М. Э. Омельяновский утверждал, что "идея диалектического материализма о том, что природа едина в своем многообразии и есть развивающаяся материя, стала общим воззрением современной физики и находит отражение не только в ее содержании, но и в ее методологии и логике".

Среди ряда важных задач, стоящих перед философией диалектического материализма, В. И. Ленин указал на необходимость "...всеобщий принцип развития... соединить, связать, совместить с всеобщим принципом единства мира, природы, движения, материи...".

Философы-марксисты всего мира, и прежде всего философы Советского Союза, внимательно изучают и обобщают достижения естествознания и других наук. Подводя итог тому, что достигнуто в изучении совместного действия таких принципов познания, как принцип развития и принцип материального единства мира, можно утверждать, что единство изменяющегося материального мира прежде всего выражается в общности свойств и состава разнородных объектов, в сходстве структур качественно различных областей явлений, в процессах взаимного превращения одних материальных образований, одних состояний в другие, в общности происхождения, генетическом единстве.

Создание новых физических и космологических теорий, построение научной картины мира связаны не только с данными опыта, но и с образованием ряда понятий. Трудности, существующие в современной теоретической физике, многие выдающиеся ученые объясняют неразработанностью понятийного аппарата этой науки. Так, например, П. Дирак считает, что причина противоречий между теорией относительности и квантовой теорией скрывается в неадекватности физических понятий. А. Траутман пишет, что развернувшиеся дискуссии, связанные с теорией относительности и теорией гравитации, в определенной степени обусловлены неразработанностью понятия принципа в теоретической физике. Хорошо известно, что А. Эйнштейн в своем научном творчестве уделял большое внимание принципам познания. Так, например, он подчеркивал, что "исследователь должен... выведать у природы четко формулируемые общие принципы, отражающие определенные общие черты огромного множества экспериментально установленных фактов... До тех пор, пока принципы, могущие служить основой для дедукции, не найдены, отдельные опытные факты теоретику бесполезны, ибо он не в состоянии ничего предпринять с отдельными эмпирически установленными общими закономерностями".

Принципы познания, категории и понятия науки интересовали и В. Гейзенберга, который не раз возвращался к анализу понятий "состояние", "элементарная частица", "единая теория поля", "часть" и "целое", "пространственное протяжение" и др.

В. Гейзенберг, как и ряд других естествоиспытателей, правильно подметил, что многие понятия, рожденные в ходе познания очень узкой сферы явлений, обладают "запасом роста". "Образованное в процессе абстракции понятие получает собственную жизнь, оно позволяет вывести из себя неожиданное богатство форм или организующих структур, которые позднее могут оказаться пригодными каким-либо образом для познания окружающих нас явлений".

Развитие физики элементарных частиц показывает, сколь важное значение для развития науки имеет философский анализ ее понятийного аппарата.

В. Гейзенберг говорил: "Мы не можем избежать употребления языка, тесно связанного с традиционной философией. Мы спрашиваем: "Из чего состоит протон? Делим или неделим электрон? Сложной или простой частицей является фотон?". Однако это неверно поставленные вопросы, ибо слова "делить" или "состоять" в этой связи в значительной мере утрачивают свой смысл.

Нашей задачей должно быть приспособление нашего мышления и нашего языка, то есть нашей научной философии, к новой ситуации, созданной данными эксперимента... Неверно поставленные вопросы и неправильные наглядные представления автоматически просачиваются в физику частиц и уводят научные исследования в сторону от реальной природы".

Сейчас известны космологические объекты (нейтронные звезды), плотность которых порядка плотности атомного ядра; есть предположения, что плотность сколлапсировавших звезд еще более высока, и в этом случае вопрос: из каких частиц состоит звезда? - в значительной степени также теряет смысл, так как частица уже не может сохранять свою нормальную массу покоя. "В этих условиях,- пишет В. Гейзенберг,- речь может идти только о смеси различных - всевозможных - частиц; а в таком случае более разумно говорить о непрерывной материи".

В космологии для объяснения полученных ею результатов ныне широко используются представления, понятийный и математический аппарат физики элементарных частиц, квантовой теории и теории относительности.

Среди экзотических объектов Вселенной особое внимание привлекают так называемые черные дыры - сколлапсировавшие звезды. Сейчас уже стало историей первоначальное представление о черных дырах как о ненаблюдаемых объектах; теперь практически доказано, что они являются источниками сильного рентгеновского излучения (Лебедь X-I), а значит, они реально существуют.

В последние десятилетия получены новые важные результаты, свидетельствующие о взаимосвязи и единства космологических объектов и элементарных частиц, о единстве бесконечно большого и бесконечно малого в структуре материального мира.

В. И. Ленин на протяжении всей своей творческой жизни большое внимание уделял разработке теории революционного преобразования общества в интересах рабочего класса и, следовательно - материалистической диалектике, историческому материализму, а также философским вопросам естествознания, математики и других частных наук. Он внимательно следил за литературой по этим вопросам, критически ее анализировал, а полученные выводы использовал в борьбе за чистоту и дальнейшее развитие марксистской философии. В его трудах, особенно в "Материализме и эмпириокритицизме" и "Философских тетрадях", дан глубокий анализ работ известных физиков и математиков (А. Пуанкаре, Л. Больцмана, О. Лоджа, Дж. Дж. Томсона, П. Ланжевена и многих других).

Один из выводов, сделанных им, может быть сформулирован так: развитие естествознания ведет к пониманию единства материи.

На полях книги Абеля Рея "Современная философия" В. И. Ленин делает очень важные пометки. Например, А. Рей пишет: "Наука не может решиться считать навсегда изолированными различные разряды факторов, ради которых она разбилась на различные науки. Это деление имеет вполне субъективные и антропоморфические причины. Оно возникает единственно из потребностей исследования, побуждающих размещать вопросы рядами, сосредоточивать внимание отдельно на каждом из них, начинать с частного, чтобы прийти к общему. Природа сама по себе есть целое". В. И. Ленин подчеркивает в тексте вышеприведенные места и на полях пишет: "Приближение к диалектическому материализму". Мы видим, что В. И. Ленин обратил особое внимание на положение, высказанное А. Реем о единстве природы.

Исходя из принципа материального единства мира, можно с уверенностью утверждать, что стремление к созданию общей естественнонаучной теории развивающейся природы, Вселенной лежит в русле важнейших задач, решаемых целым комплексом наук.

Но "... точное представление о вселенной, о ее развитии и о развитии человечества,- писал Ф. Энгельс,- ...может быть получено только диалектическим путем, при постоянном внимании к общему взаимодействию ... между прогрессивными изменениями и изменениями регрессивными".

Опираясь на данные современной физики и других наук, на общефилософские диалектико-материалистические представления, используя мощь математического аппарата, ученые создают различные модели Вселенной и ее эволюции.

Некоторые факты из области физики и космологии, которые еще будут приведены в данной книге, проиллюстрируют истинность ленинского предвидения общих тенденций к диалектизации современных наук, к их единству, взаимосвязи и взаимодействию, как выражению материального единства мира. Например, академик М. А. Марков писал, что "современная физика все дальше и дальше отходит от старых механистических концепций и становится все более и более диалектической.

Стало естественным и обычным пониманием соотношения абсолютной и относительной истины, к которому физики шли трудным путем, преодолевая наследие метафизического материализма".

Материальное единство мира все более полно отображается развивающейся системой научного знания с помощью целой иерархии понятий и теорий все возрастающей общности. Под ориентирующим воздействием этих теорий с помощью философской методологии идет экспериментальный и наблюдательный поиск объектов и явлений на различных структурных уровнях материального мира, дающий новые свидетельства его единства.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.