Сделай Сам Свою Работу на 5

Крестьянская реформа 1861г. Изменение правового положения крестьянства





 

Впервые о необходимости отмены крепостного права было официально заявлено Александром II в краткой речи, произнесенной им 30 марта 1856 года перед представителями московского дворянства. В этой речи Александр II, упомянув о своем намерении сейчас «дать свободу» крестьянам, вынужден был в то же время заявить о необходимости в принципе приступить к подготовке их освобождения ввиду опасности дальнейшего сохранении крепостного права, указывая, что лучше отменить крепостное право «сверху» чем ждать, когда оно само будет отменено «снизу».

Царя поддерживала либеральная часть помещиков, хозяйство которых было сильнее других втянуто в рыночные отношения. Они представляли ему ряд своих проектов отмены крепостного права. Проекты предусматривали разные условия освобождения крестьян, что определялось различием хозяйственных интересов помещиков в зависимости от конкретных местных условий. Всего было представлено за 1856- 1859 годы более сотни различных проектов.

января 1857 гола был образован Секретный комитет для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян». Это был последний, десятый по счету, секретный комитет по крестьянскому вопросу.



февраля того же года была учреждена специальная «Приуготовительная комиссия» для пересмотра постановления и предположения о крепостном состоянии. «Приуготовительная комиссия» должна была рассмотреть законодательство по крестьянскому вопросу (законы о «свободных хлебопашцах» и «обязанных крестьян»), а также различные записки и проекты, посвященные вопросу об отмене крепостного права. Однако члены комиссии, рассмотрев все эти материалы, не смогли прийти к какому-либо определенному решению и ограничились изложением личного мнения по этому вопросу.

Нравственная социальная напряженность в стране заставила Александра II принять более действенные меры. Он по - прежнему стремился добиться от самих помещиков, чтобы они проявили свою инициативу в деле подготовки реформы. Первыми изъявили на это согласие помещики трех западных (литовских) губернии - Виленской, Ковенской и Гродненской.

В ответ 20 ноября 1857 года последовал царский рескрипт генерал-губернатору В.И.Назимову об учреждении из числа местных помещиков трех губернских комитетов и одной «общей комиссии в г. Вильне» для подготовки местных проектов крестьянской реформы. 5 декабря 1857 года последовал аналогичный рескрипт петербургскому генерал- губернатору П.И. Игнатьеву. В течение 1858 года рескрипты были даны и остальным губернаторам, и в том же году в 45 губерниях, в которых находились помещичьи крестьяне, были открыты комитеты по подготовке местных проектов освобождения крестьян.



С опубликованием рескриптов и началом деятельности губернских комитетов подготовка крестьянской реформы стала гласной. В связи с этим Секретный комитет 16 февраля 1858г. был переименован в «Главный комитет по крестьянскому делу.

Новая программа реформы, была принята на заседании Главного комитета 4 декабря. Основные положения ее сводились к следующему: 1) крестьяне получают личную свободу и включаются в состав свободного сельского сословия; 2)в административном отношении крестьяне составляют сельские общества, которые избирают органы мирского управления; 3)помещик должен иметь дело с миром, а не с отдельной личностью крестьянина; 4) помимо обеспечения крестьянина земельным наделом в постоянное пользование, необходимо предоставить ему возможность выкупить этот надел в собственность. В этих целях правительство оказывает содействие крестьянам путем организации кредита; 5) необходимо регламентировать срочно обязанное положение.

Для рассмотрения материалов, подготовленных губернскими комитетами, и составления проекта реформы в марте 1859 года было решено образовать при главном комитете 2 Редакционные комиссии, состоящие из чиновников различных ведомств, а так же экспертов- представителей поместного дворянства.



В первый период деятельности Редакционных комиссии большое внимание было уделено вопросу о выкупе наделов. Комиссии решили, что выкуп должен быть добровольным, т.е. зависеть от воли помещика. Предполагалось, что в течение срочно-обязанного периода, за 12 лет, эти добровольные соглашения будут достигнуты.

В конце августа 36 человек от 21 губернского комитета, так называемые депутаты «первого приглашения» прибыли в Петербург. Почти все депутаты возражали против установления раз навсегда определенных повинностей за предоставление крестьянам в «постоянное пользование» полевые наделы, полагая, что при непрерывном возрастании цен на землю подобная мера несправедлива. Часть депутатов, преимущественно от промышленных губернии, требовала обязательного выкупа, часть напротив, стояла за возвращение помещику всей земли по истечении срочно обязанного периода. Многие депутаты считали установленные комиссиями наделы слишком высокими, а нормы оброка слишком низкими.

Во втором периоде деятельности Редакционных комиссии изучались остальные проекты губернских комитетов и пересматривались отдельные постановления, принятые в первый период. Депутаты «второго приглашения», представлявшие главным образом черноземные губернии, настаивали на сохранении в руках дворянства всей земли, а также вотчиной власти помещиков. Редакционные комиссии вынуждены были пойти на некоторые уступки этим требованиям: в ряде черноземных губерний были понижены нормы крестьянских наделов, а в нечерноземных, преимущественно с развитыми крестьянским промыслами, повышены нормы оброка и предусмотрена так называемая «переоброчка» - пересмотр размеров оброка через 20 лет после издания «Положения о крестьянах».

Третий период деятельности Редакционных комиссии был посвящен окончательной кодификации проекта с учетом отзывов депутатов первого и второго приглашений. Изменение проекта преимущественно касалась уменьшения размеров надела, увеличение повинностей и установления переоброчки через 20 лет.

октября 1860 года Редакционные комиссии закончили свою работу, и проект реформы был передан для обсуждения в Главный комитет по крестьянскому делу. Обсуждение проекта продолжалось до 14 января 1861 года. Здесь проект подвергся новым изменениям в пользу помещиков. Прежде всего, вновь были понижены нормы крестьянских наделов в некоторых местностях, увеличен оброк в тех из них, где имелись «особые промышленные выгоды».

января 1861 года проект поступил на рассмотрение последней инстанции - Государственного совета. 16 февраля 1861 года в Государственном совете было завершено обсуждение проекта «Положения о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости». Подписание «Положений было приурочено к 19 февралю - 6-ой годовщине восшествия Александра II на престол. Одновременно им был подписан Манифест «возвещавший об освобождении крестьян от крепостной зависимости. Манифест проводил идею «добровольности» и «жертвенности» дворянства, от которого якобы исходила инициатива освобождения крестьян и навстречу пожеланиям которого пошел государь. Манифест призывал крестьян к «спокойствию и благоразумию», к неукоснительному выполнению установленных законом повинностей.

Положения 19 февраля 1861 года были представлены 17 законодательными актами «Общим положением», 4-мя «Местными положениями о поземельном устройстве крестьян», «положениями» - о выкупе, об устройстве дворовых людей, о губернских по крестьянским делам учреждениях, а так же «правилами»- о порядке введения в действие «Положений» о крестьянах мелкопоместных владельцев и т.д. Действие этих законодательных актов распространялось на 45 губерний, в которых у 100 428 помещиков насчитывалось 22 563 тыс. крепостных крестьян обоего пола, в том числе 1467 тысяч дворовых и 543 тысяч приписанных к частным заводам и фабрикам.

Наиболее важным из этих законодательных актов являлось «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» в котором излагались основные условия отмены крепостного права.

Крестьяне получали личную свободу и право свободно распоряжаться своим имуществом. Помещики сохраняли собственность на все принадлежавшие им земли, однако обязаны были предоставить в постоянное пользование крестьянам «усадебную оседлость», Данное положение было закреплено в п.31 главы 2 «О правах по имуществу» в общих положениях о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, согласно которому крестьянам оставалась их усадебная оседлость впредь до приобретения ими собственность на правилах, определенных в Положении о выкупе крестьянами усадебной оседлости и о содействии правительства к приобретению ими в собственность полевых угодий».

За пользование помещичьей землей крестьяне были обязаны отбывать барщину или платить оброк. Они не имели право отказаться от полевого надела, по крайне мере первые 9 лет. Размеры полевого надела и повинности должны были быть зафиксированы в уставных грамотах, для составления которых отводился 2-х летний срок. Составление уставных грамот поручалось самим помещикам, а проверка их так называемым мировым посредникам, которые назначались из числа местных дворян - помещиков.

Уставные грамоты заключались не с отдельным крестьянином, а с «миром», т.е. с сельским обществом крестьян, принадлежавших тому иди иному помещику, в результате чего и повинности за пользование землей взимались с «мира». Обязательное наделение землей и установления круговой поруки в отношении уплаты повинностей фактически приводили к закрепощению крестьян «миром». Крестьянин не имел права уйти из общества, получить паспорт - все это зависело от решения, «мира». Крестьянам предоставлялось право выкупа усадьбы, выкуп же полевого надела определялся волей помещика. В случае желания помещика продать свою землю крестьяне не имели право отказываться. Крестьяне, выкупившие свои полевые наделы, именовались крестьянами- собственниками, а не перешедшие на выкуп- временно обязанными. Выкуп производился так же не отдельным лицом, а всем сельским обществом.

Центральное место в реформе занимал вопрос о земле. Вопрос о размерах земельных наделов, а так же о платежах и повинностях за пользование ими определялся «Местными положениями».

Разработчиками закона были определены такие нормы надела, которые в силу их недостаточности привязаны бы крестьянское хозяйство к помещичьему путем неизбежной для крестьянина аренды земли у своего бывшего барина. Отсюда и явились на свет пресловутые «отрезки» от крестьянских наделов, составившие в среднем по стране свыше 20 % и достигавшие в некоторых губерниях 30-40 % от их дореформенных размеров. Для определения занимаемого надела по Местному положению для великороссийских, новороссийских и белорусских губерний вся эта территория делилась на 3 полосы: нечерноземную, черноземную и степную. Эти полосы в свою очередь делились на местности (нечерноземная на девять, черноземная на восемь, степная на двенадцать), для каждой из которых устанавливался особый душевой земельный надел. Земля распределялась по ревизским душам (т.е. женщинам земля не отводилась. В нечерноземной и черноземной «полосах»устанавливались «высшая» и «низшая» (1/3 высшей) нормы наделов, а в степной- одна так называемая «указная» норма.

Закон предусматривал отрезку от крестьянского надела в пользу помещика, если дореформенные его размеры превышали «высшую» или «указную» нормы и прирезку, если он не достигал «низшей нормы». В то время как отрезка по отдельным губерниям была произведена у 40-65 % крестьян, прирезка коснулась только 3-15 % крестьян. Впрочем, прирезка оказалась в конечном счете даже выгодна помещикам: она доводила предел до определенного минимума, необходимого для сохранения крестьянского хозяйства, и в большинстве случаев была связана с увеличением повинностей.

Особое значение имело и то, какие земли попадали в отрезку. Хотя законом было запрещено отрезать пахотные земли, но получалось так, что крестьяне лишались наиболее необходимых им угодий (лугов, выгонов, водопоев), без которых невозможно было нормальное ведение хозяйства. Крестьянин вынужден был арендовать эти «отрезные земли». Землевладение крестьян было утеснено также и чересполосицей, лишением крестьян лесных угодий (лес включался в состав крестьянского надела лишь в некоторых северных губерниях). С отменой крепостного права крестьяне могли пользоваться этими помещичьими угодьями за дополнительную плату. Закон предоставлял помещику право переносить крестьянские усадьбы на другое место, а до перехода крестьян на выкуп обменивать их наделы на свою землю. Таким образом, получив надел, крестьянин еще не становился его полноправным хозяином.

При переходе на выкуп крестьянин получил наименование «крестьянина- собственника». Однако земля предоставлялась не отдельному крестьянскому двору (за исключением крестьян западных губерний), а общине.

Для ограждения интересов мелкопоместного дворянства «особые правила» устанавливали для него ряд льгот, что создавало еще более тяжелые условия для крестьян в этих имениях.

Таким помещикам было предоставлено право вовсе не наделять крестьян землей, если к моменту отмены крепостного права они ею не пользовались. Также эти помещики не обязаны были прирезывать крестьянам землю, если их наделы были меньше низшей нормы. Крестьянам, принадлежавшим этим владельцам и вовсе не получившим надела, предоставлялось право переселиться на казенные земли с пособием от казны для обзаведения хозяйством. Также, мелкопоместный владелец мог продать крестьян с их посевным наделом в казну, за что получал вознаграждение в сумме 17 годовых оброков, взимаемых им со своих крестьян.

Наиболее обделенными оказались «крестьяне - дарственники», получившие «нищенские» наделы. Формально, по закону, помещик не мог принудить крестьянина взять дарственный надел. Но нередко крестьяне оказывались поставленными в такие условия, когда они были вынуждены соглашаться на дарственный надел, даже требовать его, если их дореформенный надел приближался к низшей норме, а платежи за землю превосходили ее рыночную стоимость. Получение дарственного надела освобождало от высоких выкупных платежей, дарственник полностью порывал с помещиком. Но перейти «на дар» крестьянин мог только с согласия своего помещика. Стремление перейти «на дар» преимущественно проявлялось в малонаселенных многоземельных губерниях и особенно в первые годы проведения реформы, когда рыночные и арендные цены на землю были сравнительно невелики. К получению дарственного надела особенно стремились зажиточные крестьяне, имевшие свободные денежные средства для покупки земель. Именно эта категория дарственников смогла наладить предпринимательское хозяйство на покупной земле. Большинство же дарственников проиграли и оказались в бедственном положении.

Наделение крестьян землей носило принудительный характер: помещик обязывался предоставить надел крестьянину, а крестьянин взять его. По закону до 1870 года крестьянин не мог отказаться от надела. Но и по истечении этого срока право отказа от надела было обставлено условиями, сводившими его на нет: он должен был полностью рассчитаться с податями и повинностями, в том числе и с рекрутской.

«Положение о выкупе» допускало выход крестьянина из общины, но он был крайне затруднен: необходимо было уплатить за год вперед оброк помещику, казенные, мирские и прочие боры, погасить недоимки и пр. Поэтому выход из общины могли осуществить лишь зажиточные крестьяне, а для остальных он был практически невозможен. Закон предусматривал до перехода крестьян на выкуп, отбывание ими за предоставленную землю повинности в виде оброка и барщины.

Закон устанавливал следующие нормы оброка: за «высший» надел в промышленных губерниях- 10 руб., в имениях, находившихся в пределах 25 верст от Санкт- Петербурга и Москвы он повышался до 12 рублей, а в остальных был определен в размере 8-9 рублей с души мужского пола. В случае близости имения к железной дороге, судоходной реке, к торгово - промышленному центру помещик мог ходатайствовать об увеличении размера оброка.

Следовательно, наивысший оброк устанавливался там, где земля приносила незначительный доход, и, наоборот преимущественно в черноземных губерниях оброк был значительно ниже. Размер оброка мог быть по ходатайству помещика увеличен до 1-го рубля с души (в случае занятия крестьянина торговлей, либо промыслами, либо учитывая выгодное место положения деревни- близость к крупным торговым центрам и городам и т.д. Крестьянам также предоставлялось право просить о снижении оброка по причинам низкого качества земли либо по другим основаниям. Ходатайство крестьян о снижении оброка должны были быть поддержаны мировым посредником и разрешаться губернским по крестьянским делам присутствием.

Средством для установления еще большего несоответствия между доходностью земли и повинностями служили так называемые градации оброка, вводившиеся во всех трех полос (на Украине, в Литве и в западных губерниях Белоруссии, эти градации отсутствовали). Суть их заключалась в том, что оброк, установленный для высшего душевого надела, не уменьшался пропорционально в случае предоставления крестьянину неполного надела. Установление градации обеспечивало помещику возможность при условии возмещения душевого надела сохранить в значительной степени те доходы, которые они получали от личности крестьянина в дореформенный период.

Для определения суммы оброка, взимавшегося по «Великороссийскому положению» за крестьянские усадьбы, последние подразделялись на 4 разряда. К первому разряду относились усадьбы в землевладельческих районах, т.е. в черноземных губерниях, «не представлявшие никаких особенных выгод». Ко второму разряду относились усадьбы в тех имениях, где хозяйство крестьян не ограничивалось только земледелием, а поддерживалось преимущественно торговлей и заработками от отходных или местных промыслов. К третьему разряду относились усадьбы, предоставлявшие «какие-либо важные местные выгоды», а т.ж. находившиеся не далее 25 верст от Петербурга и Москвы. И наконец, к четвертому разряду относились усадьбы, приносившие особый доход.

Другим видом повинностей являлось барщина. За высшей душевой и указный наделы независимо от их размеров полагалось 40 дней мужских и 30 дней женских в году. Из этого количества 3/5 дней должны были отдаваться крестьянами в летнее полугодие, а 2/5 в зимнее. Мужские дни подразделялись на конные и пешие. Конный день отбывался одной лошадью и необходимыми орудиями (соха, боровка, телега). Продолжительность работы устанавливалась в летнее время-12 часов, в зимнее-9. если душевой надел был менее высшего или указного, то количество барщинных дней уменьшалось, однако не пропорционально.

Выполнение барщинной повинности могло осуществляться и на основе урочного положения, если этого требовали помещик или крестьянское общество. Барщину должны были выполнять мужчины в возрасте от 18 до 55 лет, женщины от 17 до 50 лет. За исправное отбывание барщины отвечало все общество (община) на основе круговой поруки.

Итак, оброк установленный «положениями» представлял собой по прежнему феодальную ренту. Размеры оброка не только полностью обеспечивали сохранении дореформенного дохода помещиков, но даже несколько увеличивали его, принимая вл внимание уменьшение крестьянских наделов. Барщина же по сравнению с дореформенным периодом была существенно сокращена.

По «общему положению» крестьяне обязаны были выкупить усадьбу, выкуп же полевого надела зависел исключительно от воли помещика. Условия выкупа излагались в специальном «Положении о выкупе крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости, их усадебной оседлости и о содействии правительства к приобретению крестьянами в собственность полевых угодий.

Выкуп усадьбы разрешался в любое время при условии отсутствия недоимки. Как и вовсе статьи, касавшиеся установления размера надела и повинностей, в «положение о выкупе» была включена стереотипная фраза о том, что размер выкупа как за усадьбу, так и за полевой надел устанавливается «по добровольному соглашению» наряду с этим вводились точные нормы, которые и определяли в действительности размер выкупной суммы. Эта сумма как за усадьбу, так и за полевой надел должна была определяться количеством оброка, установленного для крестьян.

Выкуп надела мог быть осуществлен либо по добровольном соглашению, либо по одностороннему требованию помещика вопреки желанию крестьян.

Стоимость полевого надела, включая и усадьбу, определялась суммой капитализированного из 6 % установленной для данной местности оброка. В целях удовлетворения интересов помещиков правительство оказывало «содействие в приобретении крестьянами в собственность их полевые угодья», т.е. организовало «выкупную операцию». Сущность которой заключалось в том, что крестьяне получали выкупную суду, выдававшуюся государством единовременно помещику, которую крестьяне постепенно погашали. Выдача выкупных суд распространялось лишь на крестьян, состоявших на оброке. Условия выкупной операции предполагали выдачу ссуды в размере 80% стоимости капитализированного оброка при условии соответствия надела размером его по уставной грамоте и ссуды в размере 75 % в случае уменьшения надела по сравнению с уставной грамотой. Кроме этого крестьяне должны были внести в кассу предварительно дополнительный платеж, в размере 1/5 ссуды, если приобретался весь надел и ¼ - если приобреталась часть надела. Особое «Положение» было издано в отношении дворовых, дворовые не получали ни полевого надела, ни усадьбы. Со дня обнародования «Положения» дворовые формально приобретали все права, личные, семейственные и имущественные, предоставленные крестьянам вышедшим из крепостных. Однако несмотря на это, они в течение 2-х лет оставались в полной зависимости от своих владельцев. Дворовые должны были исправно служить или платить оброк. По истечении этого срока все дворовые отпускались помещиком на волю, не получая какого либо вознаграждения, независимо от срока службы на помещика. Таким образом, больные и престарелые, лишенные трудоспособности выбрасывались на улицу.

Особые «Дополнительные правила» были изданы в отношении устройства крестьян мелкопоместных владельцев. Таким помещикам предоставлялось право не наделять вовсе крестьян землей, если к моменту опубликования «Положения» они ею не пользовались. Вместе с тем помещики не обязаны были прирезывать крестьянам землю, если их наделы были меньше низшей нормы.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.