Сделай Сам Свою Работу на 5

Славяне и балты на землях Беларуси во второй половине 1-го тыс.до н.э.





Расселение славян в середине – второй половине 1 тыс. н. э.

В I тыс. н. э. Восточная Европа была ареной многократных передвижений (Великое переселение народов) различных племен и народов. Между этими разноязычными племенами, которые в первой половине I тыс. н. э. переживали период "военной демократии", порою происходило острое соперничество за области обитания или верховенство в племенных союзах.

В середине I тыс. н. э. в эти миграционные процессы были вовлечены славяне. С середины I тыс. н. э. славяне широко расселились по Центральной и Южной Европе. Образовалось три ветви славян - южные, западные и восточные. Каждая из этих ветвей имеют свою историческую судьбу. Восточные славяне освоили земли вдоль Днепра и Верхней Волги. К IX в. в Восточной Европе образовалось несколько крупных восточнославянских племенных союзов: ильменских словен, кривичей, древлян, северян, дреговичей, полян, радимичей, вятичей, тиверцев, белых хорватов.

Восточные славяне были земледельцами. Это определяло образ жизни и условия их существования. До последних веков I тыс. основным типом поселения у славян были селища. Позднее, когда наряду с неукрепленными поселениями стали строиться городища и города, основная масса населения по-прежнему была сосредоточена на селищах. В VI - VIII вв. в северной полосе Восточной Европы у славян преобладали небольшие, порой недолговременные селения, что обусловлено еще заметной ролью подсечного земледелия. Основным типом жилища в это время были землянки и полуземлянки. Развитие пашенного земледелия с использованием лошади привело к укрупнению деревень. Сельские поселения насчитывали 7 - 10 дворов. Славянские городища в северной части Восточной Европы появились в VIII столетии и представляли собой укрепленные торгово-ремесленные поселения: - Изборское, Старо-Ладожское, Псковское и др. В первую очередь городища были местом поселения ремесленников, а также выполняли оборонительные функции. Живописный принцип планировки соответствовал укладу древнерусской жизни и эстетическим принципам (органическая слитность с природой) древних русичей. В застройке отсутствовали монотонность и скученность, и этим древнерусские города отличались от средневековых городов Византии и Европы.





 

Пражская культура

Пражская (корчакская) культура — археологическая культура древних славян (V—VIII вв.) Названа по характерной лепной керамике, впервые обнаруженной близ Праги чешским археологом И. Борковским.

Ареал распространения: восточная Германия, южная Польша, Чехия, Словакия, Австрия, Румыния, северная Украина, южная Беларусь.На Беларуси эта культура известна к югу от реки Припять. Найдены поселения в Петрикове, Хотомель (Брестская обл.). Изучали эту культуру Кухоренко, Русанова, Вергей.

Экономическая основа. Находки обгорелых зерен пшеницы, проса, ржи и других культур, каменных ручных жерновов, железных серпов свидетельствуют о земледельческом хозяйстве, которое в 6-7 вв. было подсечным. Было развито скотоводство. Костей домашних животных много. Преобладали коровы, свиньи, лошади. Зимой скот содержался в стойлах. Много костей и диких животных, что указывает на большое значение охоты.

Тип поселений. Пражская культура представлена неукреплёнными поселениями с жилищами-полуземлянками, имеющими печи-каменки. Поселения пражского типа были небольшие. Обычно они располагались по берегам рек и иных водоёмов, часто на склонах надпойменных террас. Изредка находились и на открытых местах плато. Селища имели в основном небольшие размеры и состояли в среднем из 8-20 хозяйств. Жившие в них небольшие семьи вели общее хозяйство, что можно заключить по хозяйственным постройкам (зернохранилища, погреба, сараи), которые сконцентрированы в стороне от жилищ, образуя отдельные комплексы.



Погребальный обряд. Вблизи поселений находились кладбища, состоящие из 10-20 могил (бескурганные и курганные могильники с трупосожжениями). Умерших кремировали, а остатки трупосожжения хоронили в небольших ямках. В большинстве могил сопровождающих вещей нет.

Набор предметов. Основу пражской керамики составляют высокие горшки со слегка суженным горлом и коротким венчиком. Наибольшее расширение их приходится на верхнюю треть высоты. Поверхность сосудов обычно коричневатая, изредка несколько сглаженная. Большинство их лишено орнаментации, лишь изредка встречаются горшки с косыми насечками по верхнему краю венчика. Вся эта керамика изготовлена без помощи гончарного круга.

 

Банцеровская культура

Банцеровская культура (5-8 вв.н.э.) – археологическая культура железного века. Территория распространения этой культуры охватывает бассейн Вилии и верхнее течение Березины. Свое название она получила по Банцеровскому городищу под Минском, раскопанном в середине 20-х годов С.А. Дубинским. На территории Белоруссии основной вклад в изучение этой культуры внес А.Г. Митрофанов, который провел крупные исследования ряда памятников.Исследованы поселения около д. Курчина и д.Ревячки Медельского р-на, д.Воронеч Полоцкого р-на, д.Сосенка Вилейского р-на. Наиболее ранний комплекс найден на раскопках поселения и грунтового могильника около д. Ревячки. Важные раскопки проведены на селище Дедиловичи.

Экономическая основа. Основу занятий носителей банцеровской культуры составляли земледелие и животноводство. Здесь еще господствовало подсечное земледелие. Выращивали пшеницу, рожь, ячмень, просо, овес, горох, бобы. Разводили крупный рогатый скот, свиней, лошадей, мелкий рогатый скот. Охота, хотя и не занимала ведущих позиций, все же являлась дополнительным источником пищи. Известно, что охотились на кабана, медведя, зайца, лисицу, куницу и др. животных. Были распространены домашние ремесла – черная и цветная металлургия, гончарство, прядение, ткачество, обработка шкур, дерева и др.

Тип поселений. На первой стадии существования банцеровской культуры население проживало только в селищах, размещенных по берегам рек и озер. К ранним относятся поселения около д. Курчина и Ревячки Медельского, Воронеч Полоцкого, Сосенка Вилейского районов. Наиболее ранний комплекс найден на раскопках поселения и грунтового могильника около д. Ревячки. В раскопе выявлены наземные и полуземляночные жилища с печами-каменками. Селища другого хронологического периода возникают в непосредственной близости от ранних городищ, уже опустевших к тому времени. Городища культуры штрихованной керамики и днепро-двинской были значительно перестроены в хорошо укрепленные убежища, где пряталось население во время опасности. Важные раскопки проведены на селище Дедиловичи. Оно лежит на склонах холма, на вершине которого находилось небольшое городище, основанное племенами культуры штрихованной керамики. На селище раскопаны 54 жилища двух типов – наземные постройки столбовой и срубной конструкции. Обычно жилища представляют собой полуземлянки. Обогревались жилища с помощью открытых очагов или печей-каменок, размещенных в одном из углов полуземлянок. Печи строились из камней без использования глины.

Погребальный обряд. В Северной Беларуси были выявлены многочисленные погребения в курганных могильниках. Курганы в плане – длинные, круглые. Погребальный обряд – трупосожжение - похож на ритуал грунтовых могильников. Остатки кремации в урнах или без них помещались в насыпи курганов. Инвентарь погребений в курганах бедный. Встречаются находки деталей костюма, единичные вещи (синие стеклянные бусы, железные пряжки, фрагменты орнаментированных костяных изделий). В качестве урн или накрывающей их посуды использовались лепные горшки банкообразной или тюльпанообразной формы.

Набор предметов. Вещевой комплекс банцеровской культуры достаточно разнообразен и позволяет охарактеризовать различные стороны жизнедеятельности населения. Железные орудия труда представлены топорами, серпами, ножами, в том числе с шильями, косами и др. Встречается и оружие. Это преимущественно втульчатые наконечники копий, есть и наконечники стрел, но они редки. Есть также шпоры, что свидетельствует об использовании верхового коня. Украшения изготовляли в основном из бронзы. Это пронизки, трапецевидные подвески, браслеты, кольца. Изделия из глины представлены биконическими пряслицами с широким отверстием, тиглями, льячками, грузилами.

 

 

Колочинская культура

Колочинская культура (5-8 вв.н.э.) получила свое название по городищу у д. Колочин в Гомельской области, раскопанному почти полностью в 1955-1960 гг. московским археологом Э. А. Сымоновичем. Правда материалы колочинского типа были известны еще с начала ХХ века по Новобыховскому могильнику, открытому Е. Р. Романовым, однако их атрибуция и хронология в то время оставались неясными. Колочинская культура третьей четверти 1-го тысячелетия н.э. охватывает южную часть Белорусского Поднепровья, бассейны средней Десны, Сейма, верховья Сулы и Псла на Украине и в России. Изучением культуры на Беларуси занимались Ю.В.Кухаренко, Э.А.Сымонович, Л.Д.Поболь, О.А.Макушников и другие, основные итоги исследований обобщены П.Н.Третьяковым, Е.А.Горюновым, В.В.Седовым, В.Б.Перхавко, В.С.Вергей

Ареал распространения.Памятники колочинской культуры распространены в Гомельско-Могилевском течении Днепра и Сожа, в Подесенье, в верховьях Сулы. Датируются они серединой V-VII вв. Благодаря раскопкам последних 30 лет, которые велись в ареале культуры, в том числе и в Белоруссии, стало возможным представить основные черты культуры.

Экономическая основа.Основой хозяйства племен колочинской культуры были земледелие и скотоводство. Земледелие уже было пашенным, о чем свидетельствует находка сошника на селище у д. Тайманово. В Колочине обнаружены обгорелые зерна проса и чечевицы. Охота и рыбная ловля играли вспомогательную роль

Типы поселений. Господствующим типом поселений являлись селища, располагавшиеся на возвышенных местах вблизи рек. Большие селища с материалами колочинской культуры открыты и исследованны Л. Д. Поболем в Адаменке, Тайманово, Нижней Тощице в Быховском районе, у д. Щатково Бобруйского района, О. А. Макушниковым у д. Нисимковичи и Носовичи на Соже. Жилища представляли собой небольшие прямоугольные полуземлянки с центральным опрным столбом. Конструкция стен чаще столбовая. Площадь полуземлянок 9-22 кв. м. Жилища отапливались каменными очагами или печами-каменками.

Погребальный обряд.Погребальные памятники колочинской культуры представлены только грунтовыми могильниками с трупосожжением. После кремации не очищенные от костра кальцинированные кости помещались в урну или ссыпались на дно могильных ям. Погребальный инвентарь в захоронениях чаще всего отсутствует. Изредка встречаются глиняные сосуды или их фрагменты, детали одежды и украшения.

Набор предметов. Находки предметов в захоронениях редки (обломки сосудов, бронзовые украшения и др.). Керамика изготовлена ручным способом: кухонные горшки, сосуды для хранения продуктов, миски, диски и сковороды. Основные формы горшков: баночные, тюльпаноподобные, ребристые, цилиндроконические. Орнамент обычно отсутствует. Вещевой комплекс включает в себя орудия труда из черного металла (ножи, топоры, косы, серпы и др.), каменные зернотерки, жернова, железные предметы вооружения (наконечники стрел, копий и шпоры), украшения и принадлежности костюма из цветного металла (подвески, застежки и др.), костяные изделия. Колочинская культура

 

Славяне и балты на землях Беларуси во второй половине 1-го тыс.до н.э.

К VI – VII вв. на большей части территории Беларуси преобладало балтское населения. Славяне в это время жили компактно, сплошным массивом только в бассейне Припяти, в основном к югу от нее. Основным типом славянских поселений были поселения (неукрепленные населенные пункты), а типом жилья – полуземлянка.

В 6 – VII вв. началось проникновение славян в балтский ареал. У балтов появляются полуземлянки с печами-каменками, каменные жернова, железные ножи и другие славянские вещи, орудия труда.

В VIII – IX вв. происходит массовое расселение славян в балтском ареале на территории Беларуси – сначала в верхнем течении рек Случь и Ареса, на правом берегу Днепра, потом на Березине. В курганах найдены захоронения по славянскому обряду путем сжигания тела, а так же славянская керамика. Заселение шло из южной части Припятского бассейна. Славяне проникли в Поднепровье и Подвинье в IX в., а к X в. они расселились в Верхнем Понемонье. Более того, часть балтского населения была ассимилирована, вторая – уничтожена или вытеснена на северо-запад, в Прибалтику, где приняла участие в формировании этнических литовцев и латышей. Третья часть балтского населения продолжала жить на своих бывших местах. Ассимиляция этой части балтов славянами на территории Беларуси продолжалось до XII – XIII вв. и даже позже.

В результате славяно-балтского синтеза в VIII – X вв. возникли новые этнические славянские общества, которые часто упоминаются в средневековых письменных источниках. Это – дреговичи, радимичи, кривичи.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.