Сделай Сам Свою Работу на 5

Внутренняя и внешняя политика канцлера Г. Шмидта (1974-1982).





 

Г.Шмидт — правый «левый» канцлер. Отставка Брандта формально не изменила положение правящей коалиции. Пост канцлера занял заместитель председателя СДПГ Гельмут Шмидт, а вице-канцлером и министром иностранных дел стал лидер СвДП Ганс Геншер. В последующие годы Шмидт заслужил прозвище «железный канцлер». Его жесткий, деловой, рациональный стиль руководства был совершенно не похож на мягкость и романтизм Брандта. В СДПГ Шмидт возглавлял наиболее консервативные, прагматичные круги.

Шмидт на самом деле быстро внес в правительственный курс значительные коррективы. Поводом для сворачивания реформ стал структурный кризис 1974 г., потрясший основы капиталистической систем. Был практически сорван диалог предпринимательских союзов и Объединения немецких профсоюзов. Волна забастовок осложнила экономическое положение еще больше. Попытка правительства ввести антикризисную программу с усилением регулирующих элементов не удалась. Сохранение прежней кейнсианской модели стало невозможным. С 1975 г. в политике правительства Шмидта начали проявляться признаки будущей неоконсервативной стратегии. Сокращение социальных программ сопровождалось попытками восстановить «свободное рыночное хозяйство». Сворачивание широкой практики государственного планирования и прямого инвестирования сочеталось с активной финансовой монетарной политикой и созданием системы поощрения деловой активности. Такая политика не была чудодейственной, но ее эффективность и целесообразность сомнениям не подвергались. Успех СДПГ на выборах 1976 г. и 1980 г. подтвердил правильность действий Шмидта.



Обновленный кабинет коалиции СДПГ—СвДП значительно активизировал внешнюю политику страны. Шмидт стремился любой ценой повысить международный престиж ФРГ, степень ее влияния на развитие международных отношений. Вместе с французским президентом В. Жискар д'Эстеном Шмидт внес большой личный вклад в развитие европейского интеграционного процесса. Результатом их усилий стало формирование европейской финансовой системы с вводом особой денежной единицы — ЭКЮ, ввод прямых выборов в Европарламент с расширением функций наднациональных органов ЕЭС, успешное блокирование «особой позиции» Великобритании в вопросах о единой сельскохозяйственной политике. В 1975 г. ФРГ присоединилась к решениям Хельсинкского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. В 1978 г. Бонн с официальным визитом посетил Л.И.Брежнев, а спустя два года ответный визит в Москву правительственной делегации ФРГ привел к подписанию первого в истории двух стран долгосрочного договора о сотрудничестве. В то же время ФРГ заняла активную позицию при обсуждении вопроса о модернизации и размещении американских ядерных вооружений в Европе. В результате Брюссельского решения НАТО в 1979 г. на территории Западной Германии было размещено 108 «Першингов-2>» и 96 крылатых ракет (Шмидт настоял, однако, на «двойном решении» —размещение ракет при продолжении переговоров о разоружении с СССР). В знак атлантической солидарности руководство ФРГ жестко осудило вмешательство СССР в Афганистане и рекомендовало немецким спортсменам не участвовать в Московской Олимпиаде 1980 г. При всей противоречивости подобного внешнеполитического курса его эффективность была бесспорна. Именно на рубеже 70-80-х годов ФРГ окончательно превращается в одну из наиболее авторитетных в мировом сообществе держав.



Явные успехи правительства Шмидта не стали гарантией от нарастания внутренних противоречий в правящей коалиции.

Уже ход выборов 1980 г. показал тенденцию падения популярности ее партий. Шмидт оказался под огнем критики не только христианских демократов, но и активистов собственной партии, недовольных «правым» курсом «левого» канцлера. Все большую активность проявляло антивоенное движение, встревоженное размещением в стране ядерного оружия, росла популярность антиправительственной «партии зеленых». ФРГ столкнулась с проблемой политического терроризма, обострением этнических конфликтов, возрождением неонацистских группировок. В обществе ощущался недостаток позитивной идеологии, способной соединить современные идеи с традиционными ценностями и ориентирами. Прагматизм и деловая хватка Шмидта были недостаточным аргументом для решения таких проблем. 1 октября 1982 г. фракции ХДС и ХСС при поддержке СвДП вынесли вотум недоверия канцлеру. «Эпоха Шмидта», а с нею и тринадцатилетнее пребывание у власти лидеров СДПГ, завершилась.



 

 

23. Германский вариант неоконсерватизма. Внутренняя и внешняя политика Г. Коля (1982-1989).

Вследствие так называемого конструктивного вотума недоверия, вынесенного правительству Шмидта, пост канцлера без процедуры внеочередных выборов достался лидеру ХДС Гельмуту Колю. Мало кто в 1982 г. предполагал, что новый глава кабинета войдет в историю как один из наиболее значимых государственных деятелей Германии XX века. Но уже тогда было совершенно очевидно, что на смену «железному канцлеру» Шмидту пришел политик неординарный и амбициозный.

Коль принадлежал к тому поколению, которое видело войну, но не испытывало комплекса вины и горечи. Для него, католика и консерватора по воспитанию и убеждениям, пришедшего в ХДС еще в студенческие годы, не составляло проблемы воспринимать мир таким, каким он стал, реагировать на изменения и перестраиваться в соответствии с ними. Выдвинувшись к началу 80-х годов на лидирующие позиции в ХДС, он возглавил плеяду политиков, вырабатывавших новую, неоконсервативную философию христианско-демократического движения.

Придя к власти, Коль закрепил свое преимущество, успешно проведя в 1983 г. досрочные парламентские выборы. Вотум доверия избирателей позволил новому правительству предпринять решительную корректировку внутриполитического курса. Лозунгом экономической стратегии стало возрождение свободной рыночной экономики. Правительство Коля провело глубокую налогово-финансовую реформу, обеспечив беспрецедентные льготы промышленному капиталу. Ставка была сделана на средние предпринимательские слои. Костяк возрождающейся экономики составили 15 тыс. компаний с оборотом от 20 до 200 млн марок, занимающихся так называемым рисковым бизнесом -на острие рыночной конъюнктуры, с высоким инвестиционным риском, активным внедрением инновационных технологий. Прямое государственное регулирование значительно сократилось, равно как и бюджетные социальные программы. Жесткая монетарная политика позволила создать одну из наиболее стабильных финансовых систем в современном мире. Немецкая марка стала символом экономической мощи ФРГ.

Ценой, которую пришлось платить за формирование эффективного экономического механизма, стала имущественная дифференциация немецкого общества, рост безработицы. Однако в отличие от англо-американского варианта неоконсервативной политики правительство Коля попыталось максимально смягчить социальные издержки модернизации производства. Вновь были возрождены принципы «социальной рыночной экономики» Л.Эрхарда. С конца 80-х годов стали предприниматься попытки превратить государственные социальные программы, наряду с их прямыми функциями, в стабильный источник рыночного спроса и деловой активности.

Взвешенная, продуманная политика правительства Г.Коля стала важным стабилизирующим фактором развития немецкого общества в 80—90-е годы. Этот период совпал и с общим циклическим подъемом экономики Запада. В результате коалиция ХДС/ХСС без существенных затруднений сохранила в эти годы лидерство среди ведущих партий ФРГ. Успешная политика на мировой арене закрепила это преимущество.

Внешняя политика ФРГ в 80—90-е годы. Приход Г.Коля к власти совпал со временем обострения международных отношений. Поддерживая стратегических партнеров ФРГ по НАТО, правительство Коля одобрило участие Великобритании в конфликте из-за Фолклендских (Мальвинских) островов, агрессию США на Гренаде. На правительственном уровне ФРГ присоединилась к программе СОИ, солидаризировалась с жесткой позицией Р.Рейгана на переговорах с советским руководством в Рейкьявике в 1986 г. В ФРГ началось размещение ядерных вооружений НАТО. Однако ни сам канцлер, ни его ближайшее окружение отнюдь не принадлежали к «партии ястребов». Уже первые симптомы изменения духа международных отношений в эпоху советской перестройки существенно отразились на позиции официального Бонна.

Позитивная позиция Коля значительно облегчила достижение советско-американского соглашения по ракетам средней и малой дальности (камнем преткновения здесь был, в частности, вопрос о немецких носителях ракет с американскими ядерными боеголовками). Посещение Г.Колем Москвы в октябре 1988 г. и ответный визит в Бонн М.С.Горбачева в июне 1989 г. положили начало чрезвычайно интенсивному и продуктивному диалогу руководства двух стран. Одной из важнейших сфер советско-западногерманского сотрудничества стал вопрос о судьбах немецкого национального меньшинства, проживающего в СССР, легализации и обеспечении выезда желающих на историческую родину. Впоследствии, вне зависимости от политических перемен, происходивших на территории СССР, позитивный и стабильный характер советско- и российско-германских связей неизменно оставался отличительной чертой современной системы международных отношений. Скрепила эти отношения и личная дружба Коля с первым российским президентом Б.Н.Ельциным.

Важнейшим и во многом приоритетным направлением внешней политики ФРГ в 80-90-х годах являлось участие страны в западноевропейском интеграционном процессе. В период, когда ЕЭС переживала наибольшие с момента своего создания трудности, именно западногерманское руководство стало инициатором многих инициатив по углублению интеграции. Еще в последние месяцы правления Шмидта министр иностранных дел Г.-Д.Геншер выступил совместно со своим итальянским коллегой Э.Коломбо с комплексом предложений по ускорению политического строительства «Единой Европы». Оставшись на своем посту после прихода к власти г -Д.Геншер Коля, Геншер при полной поддержке нового канцлера продолжил усилия в этом направлении. «План Геншера — Коломбо» лег в основу «Торжественной декларации о Европейском союзе», принятой на Штутгартской встрече лидеров «европейской десятки» в 1983 г. и наметившей основные ориентиры интеграционного процесса на последующий период. И хотя в дальнейшем ФРГ несколько уступила инициативу в этом вопросе Франции, принятие в 1993 г. Маастрихтских соглашений, законодательно оформивших контуры Европейского союза, можно признать важной победой правительства Г.Коля.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.