Сделай Сам Свою Работу на 5

Внутренняя и внешняя политика ФРГ в период канцлерства В. Брандта (1969-1974).





Внутренняя и внешняя политка ФРГ в 1963-1969.

Внутренняя политика:

С 1963 по 1969 года у власти находилась партия ХДС. 1963-1966 – Людвиг Эрхард. Эрхард — первый в мире либеральный реформатор нового типа. Ему пришлось работать в условиях, когда государственное вмешательство в экономику стало реальностью. В октябре 1963 года Л. Эрхард был избран канцлером Федеративной Республики Германии. В инаугурационной речи Эрхард именовал свой курс «политикой центра и понимания». Для канцлера не существует партийных приоритетов и лоббистских интересов. Л. Эрхард призывал и оппозицию к активному сотрудничеству, включая ее в демократическую государственную систему. Главными долгосрочными целями канцлер назвал государственное финансирование образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения, науки, культуры, транспортной системы.

Именно Л. Эрхард осуществил с поддержкой К. Аденауэра, экономическую реформу, названную «немецким чудом», позволившую быстро восстановить разрушенное и превратить Германию в чуть ли не самую благополучную европейскую страну – благодаря трудолюбивому и упрямому в достижении цели немецкому народу. Созданная властями мощная антимонопольная служба жестко карала за ограничение конкуренции, установление завышенных цен, попытки монополизма. Основу своей политики Эрхард видел в укреплении системы «социального рыночного хозяйства», увеличении государственного регулирования экономики. В период его правления государственный контроль распространился на 50 % цен, были введены многие социальные программы. Однако попытки восстановить прежние темпы развития не принесли успеха. Эрхард быстро терял популярность в стране и влияние в партии. Под огнем критики оказалась и внешняя политика Эрхарда. Не разделяя надежд Аденауэра на западноевропейский интеграционный процесс, Эрхард предпочитал следовать всецело в русле политики США. Это значительно ухудшило отношения ФРГ с Францией, а также ослабило позиции страны в Восточной Европе.



Внутренняя политика:

1966-1969 Курт Георг Кизингер. К 1966 г. правительственный кризис стал реальностью. Уход Эрхарда с поста канцлера вызвал перегруппировку всех политических сил. С 1 декабря 1966 г. была образована так называемая «большая коалиция», включившая помимо СвДП, постоянного союзника блока ХДС/ХСС, также и Социал-демократическую партию Германии. Правительство возглавил Курт Кизингер, лидер одной из влиятельных фракций ХДС. Кизингер пришел на пост канцлера как твердый управленец, жесткий руководитель, отличающийся особой работоспособностью и деловитостью. Но состав его кабинета, отражавший противоречивый характер «большой коалиции», мало подходил для плодотворной, согласованной работы. Вице-канцлером и министром иностранных дел стал лидер СДПГ Вилли Брандт, пост министра финансов занял политик консервативной ориентации, глава ХСС Франц-Йозеф Штраус. Министром экономики стал либерал, последователь Эрхарда Карл Шиллер. Очень скоро правительству Кизингера пришлось столкнуться с серьезнейшими политическими проблемами. В 1966-1967 гг. Германия пережила первый послевоенный циклический кризис перепроизводства. В качестве основы антикризисной политики правительство выдвинуло концепцию «глобального регулирования». В соответствии с «Законом о содействии стабильности и оживлению экономики» 1967 г. вводилась широкая система федерального и регионального планирования, активизировалась инвестиционная политика, «дефицитное финансирование» отстающих отраслей. Эти меры позволили быстро стабилизировать экономическое положение. Однако превращение «глобального регулирования» в постоянную стратегию государственной политики встретило резкое сопротивление у консервативной части правящей коалиции.



 



 

Внешняя политика 1963-1969: Отношения со странами «советского блока»

· К 1961 г. ФРГ установила дипломатические отношения с 62 государствами, в 1966 г. их число возросло до 94. С 1953 по 1966 гг. были подписаны двусторонние соглашения о сотрудничестве в гуманитарной, культурной и научной областях с 23 государствами.

· Укрепление двусторонних отношений между Францией и ФРГ, что выразилось в подписании 22 января 1963 г. в Елисейском дворце Парижа договора о сотрудничестве. 25 апреля 1963 г. бундестаг при ратификации Елисейского договора принял одностороннюю преамбулу. В ней говорилось о необходимости совместной обороны в рамках НАТО, о партнерстве с США, о «единстве Европы, включая Великобританию» (против членства которой в ЕЭС выступали французы). Договор, дополненный такого рода преамбулой, терял свою политическую исключительность и становился формальным выражением франко-германского примирения. Но созданный договором механизм консультаций позволял находить компромиссные решения в сложные для отношений двух стран периоды.

· С 1955 по 1966 гг. было выделено для оказания помощи развивающимся странам почти 31,4 млрд марок. В 1966 г. ФРГ участвовала в 2800 проектах в 93 различных странах. Это помогло получить доступ к сырьевым ресурсам развивающихся стран, расширить возможности для сбыта собственной продукции в данных странах, а также создать условия для эффективной деятельности в них частного капитала ФРГ.

· «Восточная политика». В 1963-1964 гг. были направлены торговые делегации в Польшу, Болгарию, Румынию и Венгрию. Некоторые новые акценты были отмечены в «мирной ноте» правительства ФРГ от 25 марта 1966 г., в которой оно признавало отказ от применения силы и призывало СССР и страны Восточной Европы обменяться заявлениями подобного содержания. Тем самым федеральное правительство демонстрировало готовность к участию в мероприятиях по разоружению, поиску взаимопонимания с восточными соседями и проведению политики разрядки.

 

 

Внутренняя и внешняя политика ФРГ в период канцлерства В. Брандта (1969-1974).

 

В.Брандт — «канцлер внутренних реформ». Парламентские выборы, прошедшие в сентябре 1969 г., стали началом глубокой перестройки партийного механизма Федеративной Республики Германии. Они прошли под лозунгом борьбы за голоса избирателей из новых социальных групп, пересмотра партийных программ, выработки концепций нового этапа развития немецкого общества. Преуспели в этом менее консервативные партии — СДПГ и СвДП. Они и составили новую коалицию, сформировавшую правительственный кабинет под руководством В.Брандта.

Брандт был одним из первых государственных руководителей, кто открыто начал говорить о наболевших проблемах послевоенной Германии, кто привнес в политику дух откровенности и открытости. Чуждый консерватизму своих предшественников, он видел в социальных реформах действенный способ активно влиять на трансформацию общества. В период правления Брандта была проведена избирательная реформа, предоставившая право участия в выборах молодежи с 18 лет. Проводилась организационная и финансовая реформа системы высшего образования, сделавшая ее более доступной и современной. По обновленному закону о статусе предприятий рабочие коллективы получили большие права по участию в определении условий труда. Расширились многие социальные бюджетные программы. Правительство предполагало, что за счет сохранения практики государственного планирования и регулирования удастся добиться необходимого для реализации этих программ экономического роста. В условиях благоприятной экономической конъюнктуры начала 70-х годов эти надежды выглядели вполне обоснованно.

Помимо внутренних реформ В. Брандт считал важнейшим направлением своей политики переориентацию внешнеполитического курса ФРГ, изменение самого имиджа Западной Германии на мировой арене. Он придавал большое значение активизации гуманитарных, культурных контактов, призванных искоренить «исторический страх европейских народов перед немцами». Выдвинув еще в период своего пребывания на посту министра иностранных дел лозунг «наведения мостов», канцлер Брандт превратил его в реальность. Подписание 12 августа 1970 г. Московского договора стало переломным моментом в нормализации отношений ФРГ и СССР. По этому договору ФРГ, в частности, признавала и новые границы по Одеру-Нейсе, установленные Потсдамской конференцией. Спустя год было достигнуто компромиссное соглашение о статусе Западного Берлина: ФРГ отказывалась от притязаний на вхождение его в состав федерации, но представляла на международном уровне. В 1972 г. Брандт добился подписания и сенсационного договора между двумя немецкими государствами. ГДР была признана боннскими властями как суверенное самостоятельное государство. Вслед за этим последовало вступление ФРГ и ГДР в ООН. В то же время Брандт сохранил активное участие ФРГ в процессе западноевропейской интеграции, поддержав идеи французского президента Помпиду о втором этапе европейского строительства.

Реформы В.Брандта придали политике ФРГ более динамичный характер, позволили адекватно реагировать на изменения международной обстановки, учитывать современные формы социальных процессов. В то же время эти преобразования вызывали неоднозначную реакцию немецкого общества, особенно его консервативной части. Не в силах поколебать преимущество правящей коалиции, оппозиция предприняла шумную, обвинительную кампанию лично против канцлера. Осуждению подвергались различные факты из биографии Брандта, его прежние связи с дискредитировавшими себя политиками. Особое недовольство вызывало смягчение позиции в отношении Восточной Германии. Разоблачение в ближайшем окружении Брандта агента спецслужб ГДР стало окончательным поводом к добровольной отставке канцлера. Уйдя со своего поста, Брандт погасил конфликт и открыл дорогу более умеренным политикам блока СДПГ-СвДП.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.