Сделай Сам Свою Работу на 5

Сущность игры как способа проведения досуга





Игра представляет собой сложный социокультурный феномен и уникальное явление действительности и может быть поэтому вызывает такой интерес в различных областях знаний: философии, культурологии, этнографии, теории управления, психологии и педагогике. В многообразии определений игры в качестве опорного может рассматриваться следующее: игра есть действие, протекающее в опре­делённых рамках места, времени, смысла в обозримом порядке и по добровольно принятым правилам, вне сферы материаль­ной пользы и необходимости; сопровождающееся настроением и чувствами подъёма и напряжения, отрешённости и восторга (Й. Хёйзинга).

Структуру игры можно представить в виде пирамиды (тетраэдр), где на вершине расположен игровой контекст, в основании три угла образуют игровые роли, воображаемая ситуация, правила игры. Игровой контекст представляет собой своеобразную систему значений, придаваемых объектам и явлениям, с которыми взаимодействует субъект. Правила игры определяют способы и средства взаимодействия играющих, соблюдение игровых правил сохраняет игровой контекст, позволяет игре существовать. Игровая роль оформляет место и задачи участника в игре, может быть как простой и функциональной (как в большинстве спортивных игр), так и многоаспектной и вариативной (как, например, в ситуационно-ролевой игре). Воображаемая ситуация имеет в своей основе некий завершенный эпизод, определяет пространство и время действия игроков, раскрывает игровой контекст.



Актуальность использования игры в сфере организации досуга подрастающего поколения в настоящее время обусловлена рядом обстоятельств. Первое обстоятельство связано с повышением интерактивности средств образования, увеличением доли игровых и виртуальных тренажеров и готовности учащихся приобретать новый опыт, знания и умения с их помощью.

Второе обстоятельство состоит в том, что современному человеку (и ребенку в том числе) необходимы специально организованные ситуации, позволяющие сбросить напряжение, переключиться, отвлечься от повседневных проблем. Создаваемые ситуации должны отличаться увлекательностью и азартом, интерактивностью и вариативностью смыслов, решений и действий, сочетать возможности релаксации, развлечения и активного отдыха. Таким требованиям полностью отвечают игры во всем своем многообразии.



Третье обстоятельство связано со снижением роли и значения общественных объединений и клубных сообществ, с сокращением участия подростков в детских объединениях в сфере дополнительного образования. Следствием этого становится обеднение опыта взаимодействия у нынешних школьников. Активное использование игр в организации детского досуга позволяют смягчить это обстоятельство, объединяя детей, пусть временно, в игровые сообщества, группы по интересам.

В-четвертых, уникальность игры состоит и в том, что она содействует реализации практически всего спектра потребностей детей, подростков и молодежи в сфере досуга. Общение нередко выступает основным ее содержанием. Даже в играх, где общение не является доминантой (например, спортивные игры), его место и значение для эффективного взаимодействия участников велико. Игры «растут» вместе с детьми, их содержание последовательно и закономерно изменяется, а потому удовлетворяет потребность играющих в новой информации, потребность в освоении новых действий, потребность в реализации собственных способностей, потребность в повышении социального статуса (потребность в признании), потребность в осуществлении общественно-полезных действий.

Игра создает возможности для активного отдыха детей и молодежи. Позитивный эмоциональный фон, исходное стремление участников получить удовольствие от игры и общения, свободный стиль взаимодействия способствует раскрепощению воспитанников. Активизация интеллектуальных, двигательных, коммуникативных и других способностей детей в ситуации азарта, увлечения происходит без напряжения и волевых усилий. Игровой план взаимодействия (действие «понарошку») снижает тревожность и опасения играющего за возможный неуспех. Степень добровольности игровых действий, свободы играющего высока и представлена такими возможностями: выбор роли, выбор способа действия и игрового средства, выход из игры в любой момент. Игра – свобода личности в воображении, «иллюзорная реализация нереализуемых интересов» (А. Н. Леонтъев). Все это позволяет участнику избавиться от напряжения, чувствовать себя радостно и счастливо, получать удовольствие от происходящего.



Игра становится для детей и молодежи пространством развлечения, где они переживают азарт, эмоциональную напряженность игровой интриги, занимательность мысленного и практического решения игровых задач. Игроки получают удовольствие и от процесса игры и от ее результата. Причем и собственные игровые действия участника, и наблюдение за игрой другого человека вызывают воодушевление, поглощенность увлекательным процессом. Многие исследователи определяют особое существование человека в игре как праздничное веселье, коллективная радость, другими словами игра способствует гармонизации эмоционально-психологического состояния человека и общества. Свое предназначение игра выполняет за счет создания особого увлекательного мира, в котором множество участников объединяется в общность, «пульсирующую в ритме».

Игра как способ организации досуга предоставляет участнику большие возможности для саморазвития в самых различных сферах. Прежде всего, в ходе игрового взаимодействия ребенок реализует индивидуальные способности, может проявить свои сильные стороны, самостоятельность. Вследствие этого воспитанник получает признание и одобрение со стороны сверстников и взрослых, ощущает собственную востребованность, обретает уверенность в своих силах. Соответствуя внутренней детской сущности, игра обеспечивает самопроизвольность действий участников. Правила игры не ограничивают самостоятельных проявлений детей, задавая лишь ее рамки (без которых игра не может существовать). Воспитанник проживает в игре полноту детства, важную для его гармоничного становления, при этом он является субъектом в своей истинной сути, а не с разрешения взрослых.

В игре ребенок раскрывает новые, еще неизвестные ему стороны самого себя и окружающего мира. С одной стороны, это способствует самопознанию и самопониманию воспитанника, обогащению его мировоззренческих позиций, с другой стороны – освоению полезных умений в самых разных сферах – двигательной, коммуникативной, интеллектуальной и прочее.

Сознательность участия в игре и возможность осмысления полученного опыта в ходе обсуждения со сверстниками и взрослыми дает толчок к самосовершенствованию человека. Причем этот толчок возникает естественным образом, мягко направляет человека, не требует обязательности самоизменения. Пространством для дальнейшего самосовершенствования может быть как сама игра, так и другие сферы активности ребенка.

Исследования игры (Э.Д.Паничева, К.Д.Радина, М.Г.Яновская) раскрывают важное педагогическое положение о том, что в игре возможен переход внешних требований (регламентированных содержанием игры, позицией педагога) во внутренние требования играющего. Механизм такого перехода основывается на общих закономерностях игры, а сам переход осуществляется свободно и без усилий. Потому освоение воспитанником желаемых позиций, ролей, алгоритмов, действий в условиях игры происходит легко и естественно. Она выступает пространством «внутренней социализации» ребенка, средством усвоения социальных установок (Л.С.Выготский).

Игра как способ организации досуга создаёт возможности для сотворчества взрослого и ребёнка. Субъект-субъектные отношения обуславливают право и способность каждого участника на собственное решение (вне зависимости от возраста и опыта творческой самореализации). Активность всех субъектов, атмосфера созидания и обмена, сохранение индивидуального стиля каждого – все это характеристики творческого игрового процесса. Взаимодействуя с взрослым, ребенок приобретает иной опыт, нежели в ситуациях игрового взаимодействия со сверстниками, получает иной посыл к саморазвитию. Взрослый существует одновременно в двух контекстах – детском и взрослом, потому должен действовать одновременно и профессионально, и по-человечески интуитивно, что создает существенные предпосылки для его профессионального совершенствования.

Успешность проведения игры зависит от позиции и стиля поведения педагога. Н.П. Аникеева, характеризуя желаемую педагогическую позицию, говорит об «инфантилизации» как способности устанавливать доверительные отношения с окружающими, снимающие определенные поведенческие и эмоциональные стереотипы. В этом случае, педагог способен играть с детьми как ребенок, следуя непосредственности и легкости их восприятия игры. Для получения желаемого эффекта в актах сотвор­чества детской игры педагогу-организатору важно следовать следующим рекомендациям (М. В. Шакурова):

– обеспечение благоприятной, доброжелательной атмосфе­ры общения;

– заражение внутренним ощущением интереса, азарта, не­обычности, интриги и т. п.;

– отказ от высказывания категорических оценок и резкой критики в адрес ребенка;

– поощрение оригинальных идей;

– создание условий для упражнений и практики участников;

– сохранение индивидуального стиля самовыражения ребенка через отказ от прямого показа, сообщения штам­пов и стереотипов, прямого научения;

– активизация собственного творческого самовыражения.

В сфере организации досуга детей и молодежи выделяется четыре основных варианта использования игр:

1. Ситуативный вариант (например, проведение игр с залом перед началом досугового мероприятия или коммуникативная игра, позволяющая экскурсионной группе скоротать время в поезде);

2. Игра как эпизод совместной деятельности (например, воскресная игра в футбол как реализация интересов мальчиков класса или интеллектуально-познавательная игра, посвященная государственному празднику);

3. Игра как форма организации неигровой деятельности (весьма распространенным примером является игровая форма «регата», объединяющая ряд событий в нескольких детских объединениях, классах в путешествие по тематических островам или странам);

4. Игра как системообразующий элемент досуговой программы (например, игровая тематическая летняя смена, где ситуационно-ролевая игра является главным занятием детей и в то же время объединяет все прочие занятия – творчество, познание, спорт и т.д.).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.