Сделай Сам Свою Работу на 5

Публичное представление (шоу-программа)





Одной из самых распространённых форм организации воспитательных мероприятий является публичное представление, которое нередко называется английским словом «шоу» (англ. «Show» – показ, демонстрация, зрелище, витрина, внешний вид, пышность). Термин «шоу» широко используется в сфере современной медиа и зрелищной культуры и представляется как яркое сценическое действо с участием известных артистов эстрады, цирка, спорта, балета на льду и т.п. Нередко в данном формате (публичного представления – шоу программы) проводятся мероприятия общественной или культурной жизни, такие как вручение театральных, литературных премий, кинопремьеры, показы моды, конкурсы красоты и другие события. Публичное представление обладает характерными чертами, отличающими его от других форм организации досуга.

Во-первых, шоу отличает массовость (значительное число участников), ориентированность на охват большого круга воспитанников, их родителей, именно массовость обуславливает особую масштабность и пышность шоу, массовость способствует реализации в шоу механизмов эмоционального заражения участников, передачи эмоционального состояния от человека к человеку. При этом все присутствующие на представлении разделяются на выступающих («сцена»), которые показывают представление и зрителей («зал»), которые просматривают представление. Показ шоу предусматривает использование широкого круга средств (музыка, свет, цвет, символика). Зрители, просматривая, прослушивая, отражают информационный и эмоциональный посыл, а также обмениваются эмоциями друг с другом (соседями в зрительном зале). Массовость зрительного зала пропорционально увеличивает эффект эмоционального заражения.



Второй характеристикой публичного представления является его зрелищность, достигаемая сочетанием подготовленного и детально продуманного организаторами сценария и импровизации ведущих. Удачно выстроенный сценарий прогнозирует динамику эмоциональных состояний зрителей и ведет к яркой кульминации. Импровизация создает интригу, непредсказуемость для зала, вовлекает зрителя в действо как сопереживающего участника. Усиливает зрелищность публичного представления использование соревновательности, когда зритель – болельщик выбирает наиболее привлекательного для него конкурсанта, идентифицирует себя с ним, так обеспечивается сопереживание и соучастие со стороны зрителя. Применение организаторами различных вариантов включения зрителей в действо (голосование, конкурс для зрителей, игра с залом, подсказка зала) создает момент сотворчества участников на сцене и зрителей в зале.



При организации публичного представления организатору досуга важно учесть ряд условий:

1. Зрелищность и масштабность поддерживается использованием обширного помещения и сцены, звукоусиливающей аппаратуры и аккустики пространства, композицией светового, цветового и музыкального оформления, использованием принимаемых аудиторией символов и знаков, участием известных людей;

2. Яркость и целостность действа требует обеспечения максимального воздействия на все возможные каналы восприятия информации человеком (слух, зрение, ощущения, обоняние и т.д.).

3. Представление должно строится с ориентацией на соучастие зрителя. Зрелищность программы можно повысить за счет единой идеи, сквозного сюжета с завязкой, кульминацией и развязкой. Важно при создании зрелища учитывать его композиционное построение. Создание нескольких центров событий (доминант восприятия) разрывает единую линию внимания.

Многообразие публичных представлений (шоу-программ) можно условно разделить на четыре группы, по доминирующим способам организации:

-выступление или комплекс выступлений (способы организации - показ, демонстрация; примеры - посещение детьми концерта, спектакля),



- торжественная церемония (способы организации - ритуал, просмотр; пример «Последний звонок»),

- ток-шоу (публичный диалог, показ; например «Вечер встречи выпускников»),

-публичное соревнование (конкурсная программа на сцене, спортивное соревнование на стадионе).

Выступление, совокупность выступлений (самодеятельный спектакль, концерт художественной самодеятельности, представление детской цирковой студии и т.п.) является, пожалуй, наиболее распространенной разновидностью представлений в практике организации детского досуга. Классическим примером выступления является спектакль, исполненный детским самодеятельным театральным коллективом. Совокупность выступлений представителей детской художественной самодеятельности может следовать одному жанру (концерт, цирковое представление), а может – быть синтетическим (смотр художественной самодеятельности, гала концерт и т.д.). Так же разнообразной может быть стиль шоу, возможен классический вариант представлений (концерт-дивертисмент, театрализованный концерт), либо более современные, предполагающие меньшую дистанцию между зрительным залом и выступающими (шоу в импровизированном клубе, кафе, кабаре, мюзик-холле). Самодеятельные выступления состоят из театральных, вокальных, танцевальных, инструментальных, спортивно-цирковых и других номеров. Понятие «номера» пришло из цирка, где номер – это отдельное, законченное выступление, исполняемое одним или несколькими артистами. В номере значение имеет, как выход исполнителя, его действия на сцене, так и уход артиста, музыкальное сопровождение и художественное оформление выступления. В результате зритель видит впечатляющий целостный художественный образ. Совокупность выступлений может иметь разное композиционное построение: в первом случае выбирается единая сюжетная линия для сценария, во втором случае создается дивертисмент номеров, которые связываются конферансом ведущего.

Третий вариант публичного представления в практике организации детского досуга это – конкурсные программы(интеллектуальные, музыкальные, спортивные и т.д.). В их основе обычно лежит соревнование между участниками, которые публично демонстрируют свою эрудированность, изобретательность, особую подготовку в какой-либо сфере. Сюжет конкурсной шоу-программы определяет ее правила, композицию действующих лиц, варианты развития игровой ситуации, задачи ведущего. Для реализации целостного замысла конкурсной шоу-программы важно образное решение – декорации, световое и музыкальное оформление, выбор места проведения. Участником игры потенциально может быть любой ребенок, также публичное соревнование может предполагать и предварительный отбор игроков. Победителей такого шоу принято поощрять призами. Система судейства в конкурсной программе должна отвечать требованиям наглядности, объективности, простоты и гласности. В комиссию экспертов (жюри) желательно приглашать известных в данном сообществе людей – специалистов в сфере состязания участников. Ведущий конкурсной программы при необходимости координирует ход действия. В основном же он комментирует события с целью сделать их более острыми, захватывающими для зрителей.

Торжественная церемония

Торжественная церемония – представление, организуемое для чествования кого-либо или празднования какой-либо даты и предусматривающее исполнение традиционных действий, служащих символом определённых социальных отношений, формой их наглядного выражения и закрепления. Фактически торжественная церемония служит для обеспечения ценностного единства большой группы людей, ощущения ими социокультурной общности, как правило, за счет: выделения отдельных лиц наиболее полно и точно выражающих ценности; приема в общность новых членов; фиксации нового этапа существования общности.

Обязательной составляющей торжественной церемонии, способствующей групповой идентификации личности и ценностно-ориентационному единству группы являются ритуалы (церемониалы). Так церемония открытия может включать в себя такие традиции как перерезание красной ленты, подъем флага, чествование почетных гостей, парад – представление участников, совместное исполнение гимна. Для церемонии посвящения характерно вовлечение участников в ритуальные действия (например, моряки при посвящении пьют соленую воду) торжественный вынос знамени (штандарта), произнесение клятвы, вручение знаков отличия, символов принадлежности к сообществу. Церемония празднования памятных дат может включать церемониалы на месте связанном с юбилейной датой. Например, День Памяти солдат, погибших за Родину, часто сопровождается торжественным возложением венков и цветов к Вечному огню. Церемония награждения может включать такие традиции как шествие по «красной дорожке», представление номинаций, номинантов и победителей премии (конкурса), предоставление права объявить победителя почетному гостю мероприятия, предоставление ответных слов победителям. Для церемонии закрытия часто используются символические ритуалы прощания: запуск в небо воздушных шаров, фонариков, праздничный салют.

Организация торжественной церемонии осуществляется для следующих поводов (случаев):

- старт какого-либо проекта или процесса (торжественная церемония открытия), например, торжественная линейка, посвященная началу учебного года, церемония открытия Недели науки, церемония открытия школьной Олимпиады, церемония начала работы попечительского совета и т.п.;

- введение новых участников в сообщество (торжественная церемония посвящения), например, церемония посвящения в кадеты, церемония посвящения в гимназисты, посвящение в студенты и так далее;

- совместное празднование знаменательного события, например торжественная церемония, посвященная празднованию юбилейной исторической даты, торжество в честь Дня Учителя, Церемония памяти российских воинов и тому подобное;

- награждение, чествование победителей (торжественная церемония награждения, церемония вручения премии), например, торжественная церемония награждения победителей конкурса «Ученик года», торжественная церемония вручения дипломов о присуждении премии по поддержке талантливой молодежи в рамках приоритетного национального проекта «Образование»;

- завершение какого-либо масштабного процесса, цикла мероприятий (торжественная церемония закрытия), например, церемония вручения аттестатов об окончании полного среднего образования, церемония закрытий Олимпийских игр и т.д.

Конструирование торжественной церемониипредполагает осознание повода для торжества, определение наиболее адекватных ритуалов (традиционных или новых, вводимых на данной церемонии), выделение его главных героев, дополнение списка ключевых действующих лиц будущего действа за счет почетных гостей. Определение времени проведения церемонии (утреннее, дневное или вечернее, в учебный (рабочий) или выходной день) задает стилистику мероприятия, наиболее торжественными принято считать вечерние церемонии.

Проводить любую торжественную церемонию принято при большом числе приглашенных, к участию в таких мероприятиях обычно приглашают авторитетных лиц - известных политиков, ученых, артистов, писателей, спортсменов. Следует подготовить и направить официальные приглашения в адрес каждой персоны, включенной в список гостей церемонии. В приглашении указывают название и организаторов торжественной церемонии, сообщают о событии, в честь которого проводится мероприятие, обозначают место и время проведения, желательный дресс-код участников. Присутствие большого числа гостей позволяет придать значимость организуемому событию. Для информирования широкой аудитории следует подготовить афиши (плакаты), возможно разместить сообщения в средствах массовой информации, провести акции для формирования общественного интереса к предстоящему событию. На значимость мероприятия оказывает влияние и его освещения в СМИ, следовательно, необходимо подготовить и направить извещения-приглашения для журналистов и фотокорреспондентов, пресс-релизы для информационных служб.

Отдельного внимания заслуживают церемонии вручения наград и премий. Подготовка к церемонии вручения премии включает достаточно большой перечень дел: учреждение номинаций, выдвижение претендентов на награждение, сбор информации о претендентах, организация презентации номинантов, выявление победителей, подготовка дипломов и наград, приглашение почетных гостей, которые будут представлять каждую номинацию. Учреждение номинаций основано на понимании значимых достижений, которые следует отметить. Выявление победителей в каждой номинации может происходить по разным схемам, окончательное решение могут принять эксперты, организаторы конкурса, все желающие принять участие в открытом голосовании. Подготовьте и самих номинантов к предстоящему событию: поздравьте с выдвижением на номинацию, напомните о дресс-коде, проинформируйте о ходе церемонии и правилах поведения на ней, предложите заранее подготовить короткий спич, произносимый в случае победы.

Для подготовки торжественной церемонии необходимо проявить педантичность в подборе необходимого реквизита, поскольку строгая регламентированность мероприятия не допускает никаких остановок. Любая пауза в церемониале ослабляет внимание участников и разрушает атмосферу торжества.

Выбор места проведения является одной из важнейших задач в организации любого празднества. Площадка предопределяет ход развития сценария мероприятия и задает особую атмосферу торжественности. Если для проведения церемонии предполагается зал - важно, чтобы он был комфортным и мог вместить всех участников мероприятия. Можно организовать торжественную церемонию на открытом воздухе, но в этом случае важно предусмотреть дополнительную площадку на случай непогоды.

При придумывании мероприятия полезной является разработка единого стиля церемонии. Выбор актуального и модного стиля позволяет создать целостное мероприятие, сложить воедино все его компоненты от костюмов до декораций и музыкального оформления, вызвать интерес у участников и затем создать яркое целостное впечатление о церемонии.

Особое внимание следует уделить подбору музыкального сопровождения церемонии, декораторскому оформлению, приобретению необходимых для мероприятия материалов и реквизита. Музыкальное оформление торжественной церемонии насыщается патетическими композициями, фанфарами, классическими произведениями, создающими ощущение «светскости» и «знаковости» происходящего дела. Декораторское оформление желательно использовать не только на главной площадке мероприятия. Если проведение церемонии предполагается в зале – следует оформиьть и сцену и холл. Если торжество будет проходить на открытом воздухе – желательно оформить 2-3 площадки: для встречи гостей, для проведения основной части, для свободного диалога участников по завершению церемонии.

Для того, чтобы провести торжественную церемонию необходима предварительная работа по подготовке организационно-технической команды: дизайнер, художник, костюмер, музыкальный оформитель, осветитель, работник сцены, ведущий. Важно грамотно распределить роли помощников во время церемонии: встреча и регистрация и размещение гостей, сопровождение выступления творческих коллективов, кто обеспечивает выступающих реквизитом, кто суфлирует ведущим и так далее. На этапе подготовки требуется осуществить подбор номеров согласно сценарию.

Проведение торжественной церемонии. Этот этап начинается с контроля готовности площадки для церемонии, её технического обеспечения, монтажа декораций и оборудования. Фактическое начало мероприятия как коллективного действия происходит раньше заявленного времени торжественной церемонии, с момента прибытия гостей.

Прибытие на мероприятие основных участников церемонии принято территориально отделять от непосредственного места празднования(даже если они только что находились вместе со всеми). В церемонии награждения, чествования успешно реализуется аналог популярных театральных и музыкальных премий, когда номинанты проходят в церемониальный зал сквозь «живой коридор» участников события. Основные участники церемонии получают поздравления, слышат аплодисменты в свой адрес, ловят восхищённые взгляды, оставляют письменные пожелания, первыми проходят в зал и садятся на специально отведённые для них места. Важно так же определить специальное место для журналистов и создать им условия для работы. В ходе встречи гостей церемонии может быть проведена выставка достижений и презентация героев церемонии. прошедших событий. Предварительное вовлечение участников позволяет познакомить их с содержанием сопутствующих церемонии мер, создать атмосферу общего празднества. Алгоритм проведения церемонии представляет последовательность шагов:

1) открытие церемонии,

2) патетическая часть

3) лирическая часть,

4) финал церемонии.

В ходе любой церемонии возможны два эмоциональных пика, в этот момент все зрители буду переживать наиболее сильные эмоции. Эмоциональные пики («начальный» и предфинальный) делят все действие на три части («первое восхождение» - от начала до первого эмоционального пика, «второе восхождение» - между двумя эмоциональными точками, «нисхождение»), причем вторая предфинальная точка по силе должна превосходить первую. Первый эмоциональная точка должна произойти примерно на четвертом шаге алгоритма проведения церемонии – блоке художественных номеров, здесь следует поставить наиболее удачные номера, так называемые хиты.

Итак, получается четыре блока, в каждый из которых сочетаются номера, ритуалы и спичи, такая схема обеспечивает разнообразие, зритель не ощущает однотонности. Художественные номера (номера художественной самодеятельности) составляют наряду с ритуальными моментами особую линию мероприятия. В ходе церемонии обычно предполагается 6-8 номеров: между ритуальными моментами, а так же в начале и в завершении самой церемонии. Целесообразно, чтобы номера были разнообразны по жанру: песня, танец, декламация, театральная миниатюра, важно качество представляемых номеров, высокий уровень исполнения.

При открытии церемонии ведущие произносят вступительные речи , объясняют зрителям, что будет происходить, производят эмоциональное и содержательное анонсирование коллективного действа. Подобные функции реализуют далее следующие за речами ведущих художественные номера (один-два номера). Вторая (патетическая) часть должна стать в церемонии первым эмоциональным пиком, здесь предусматриваются приветственные слова авторитетных гостей, ритуальные моменты церемонии и блок художественных номеров (два-три номера), которые не должны оставить равнодушными никого в зрительном зале. Третья часть по переживаемым эмоциям может быть менее бурным, однако не стоит снижать планку в глубине переживаний, вполне возможно тонировать лирическим в этой части церемонии предусматривается очередной ритуальный блок и два-три художественных номера. Заключительная часть предполагает ритуал - вручение основной награды (главное событие церемонии), финал церемонии с выходом главных её участников.

Финал церемонии не означает её завершение мероприятия, важно организовать общение героев и активных участников, предоставить возможность обмена впечатлениями и мнениями, поздравления друг друга с этим знаменательным событием. Для этого следует подготовить отдельную площадку (например, холл зала торжеств). В ходе такого общения снимается напряжение, возникшее в ходе церемонии и связанное с возможными неоправдавшимися ожиданиями. Обмен впечатлениями позволяет закрепить транслируемые на мероприятии нормы и ценности сообщества.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.