Сделай Сам Свою Работу на 5

Определение цели и задач воспитательных мероприятий





Одним из ключевых условий, обеспечивающих удовлетворенность детей, их родителей и самих педагогов итогами и ходом воспитательного мероприятия, является корректное и точное формулирование его цели и задач. Целеполагание требует соотнесения актуальных предпосылок и ограничений ситуации, запросов и ожиданий участников, смыслов и вариантов проведения мероприятия, а сама цель концентрирует в себе педагогическое видение ситуации и линию ее развития.

Кроме того, повышение качества организации досуга детей и молодежи обуславливается взаимосвязью и полноценностью процессов целеполагания и анализа, последний теряет свое значение в случае, если организатор не определил актуальную и вполне конкретную цель мероприятия. В свою очередь, целеполагание должно опираться на данные анализа исходной ситуации или анализа результатов предыдущего этапа работы.

Наконец, именно цель определяет содержание мероприятия, а в совокупности с содержанием она предопределяет методы, формы и средства реализации педагогического замысла.

В философском понимании цель представляется как предвосхищение в сознании результата, на достижение которого направлены действия. Цель формулируется в сознании педагогов в процессе целеполагания и реализуется в ходе их целенаправленных действий. В практике образования цель может трактоваться как ожидаемые изменения в человеке (межличностных отношениях, условиях воспитания – в зависимости от выбора предмета деятельности), происходящие в итоге целенаправленного влияния педагогов (И. А. Колесникова, Н. М. Борытко, С. Д. Поляков, Н. Л. Селиванова). В сфере организации досуга целевые ориентиры связаны с обеспечением возможностей отдыха, развлечения и саморазвития учащихся.



Определение актуальной и конкретной цели должно осуществляться при учете ряда требований к ней.

Первым требованием выступает актуальность цели воспитательного мероприятия, программы. Она формулируется при учете «запросов» всех заинтересованных сторон и, по возможности, в процессе согласования между педагогами, детьми и родителями. Поскольку организация воспитательных мероприятий является частью образовательной программы учреждения, важно учитывать современный государственно-общественный заказ (как представленный в нормативных документах, так и отражающий общие социальные ожидания).



Еще более важно иметь представление о запросах самого ребенка, его родителей. Ведь досуговые мероприятия, как правило, не являются обязательными для участия. Следовательно, педагог должен понимать, какие возрастные и индивидуальные потребности детей будут реализованы в том или ином мероприятии, каким образом будут удовлетворены запросы и ожидания родителей. Если предполагается проведение мероприятия с семейным участием, то содержание совместной деятельности и взаимодействия должно быть созвучно интересам всех участников – и детей, и взрослых, а также учитывать особенности семей (социальную ситуацию, уровень культуры и образования, отношения между детьми и родителями и т.д.).

Актуальность цели мероприятия также определяется педагогическим видением ситуации. С одной стороны, смысл и содержание воспитательного мероприятия должно основываться на осознанном понимании педагогами собственных идеалов, а также миссии и основных функций учреждения, особенностей его образовательной программы. С другой стороны, в процессе целеполагания следует опираться на исследование состояния детского коллектива, текущей ситуации. Требуется знание характера и структуры отношений детей в группе, состояния здоровья детей, общего уровня культуры и осведомленности членов детского коллектива, готовности детей участвовать в тех или иных вариантах досуговой деятельности.



Второе требование предполагает достижимость педагогической цели. Актуальная и конкретная цель вырисовывается при соотнесении идеальных образов с культурно-историческими, социальными и прочими обстоятельствами жизни конкретного ребенка, детского коллектива. Сами по себе идеальные образы (такие, как всесторонне и гармонично развития личность, саморазвивающаяся личность и т.д.) не могут использоваться в формулировке «рабочей» цели мероприятия. Ведь идеальные образы задают ориентиры для педагога, вдохновляют его, при этом представлены на уровне сознания и всегда недостижимы.

Третье требование связано с конкретностью и определенностью реализации цели с точки зрения времени. Очевидно, что мероприятие, длительностью 1,5-2 часа не может обеспечить масштабных результатов: формирования какого-либо качества, изменения отношения к чему-либо / кому-либо. Поэтому педагог должен разумно оценивать возможности, которые предоставляет то или иное воспитательное мероприятие, программа для развития и отдыха детей, и определять цель соответствующим образом.

Четвертое требование (логично исходящее из предыдущих) – диагностичность цели, что позволяет удостовериться в достижении необходимого результата, цель должна быть сформулирована так, чтобы педагог ясно представлял, в чем ожидаемый результат будет проявляться и как его возможно измерить.

В соответствии с пятым требованием цель должна быть вдохновляющей. С одной стороны, это обеспечивается ориентацией на новые и более значимые, масштабные достижения, открытия, перспективы. С другой стороны, открытость и прозрачность цели, ее единое понимание всеми субъектами обуславливает их желание достигать лучшего результата, вкладывать свои усилия, предоставлять поддержку друг другу.

Особого внимание требует сама формулировка цели мероприятия. Важно найти сущностное, емкое и краткое выражение педагогического замысла. Весьма распространенным недостатком представляется стремление педагога-организатора соединить в формулировке цели «через запятую» все возможные результаты и позитивные изменения, которые могут произойти. Тогда формулировка цели становится громоздкой и, зачастую, непонятной, а педагогический замысел – размытым и многозначным.

Причиной ошибки является, во-первых, стремление педагога актуализировать одновременно различные потенциалы, которыми обладает та или иная организационная форма (даже если в данной ситуации это не является необходимым). Во-вторых, организаторы часто не разделяют в своем понимании ожидаемые результаты и возможные эффекты (И.А. Колесникова, Е.В. Титова), пытаются охватить и отразить их все в формулировке цели и задач воспитательного мероприятия, программы.

Поскольку цель характеризует предполагаемые изменения, которые произойдут с ребенком или коллективом, ключевым в формуле цели становится существительное (как часть речи) или словосочетание, отражающее эти изменения. Например, целью семейного похода в выходной день может быть переживание участниками радости общения и совместного отдыха семьей. Целью досуговой игровой программы у новогодней елки для младших школьников может стать содействие в реализации индивидуальных ожиданий, желания каждого ребенка в преддверии Нового года. Цель выхода детского объединения на концерт интересного исполнителя может быть связана с поддержкой индивидуальной интерпретации художественного замысла автора.

Вслед за постановкой цели педагог определяет задачи как последовательные действия, которые ему необходимо совершить, чтобы предполагаемые изменения произошли. Количество задач не должно быть чрезмерным (целесообразно установить 5-7 задач). При этом важно, чтобы в комплексе задач получил отражение весь объем действий педагога по достижению цели. В организации воспитательных мероприятий оптимальным вариантом является формулирование организационно-педагогических задач (М.И. Рожков и Л.В. Байбородова).

Организационно-педагогическая задача характеризует действия педагога по организации образовательного процесса, направленные на достижение цели. Организационно-педагогическую задачу удобно формулировать при помощи глагола, как части речи, отражающего основной смысл педагогического действия. Например, «сформировать группы детей, объединенных по интересам», «выявить индивидуальные ожидания детей относительно участия в воспитательном мероприятии», «способствовать возникновению атмосферы взаимного интереса и дружеской поддержки в ходе мероприятия» и т.д.

Планирование и подготовка воспитательных мероприятий

Определение цели и задач позволяет перейти к следующим этапам организации: планированию и подготовке предстоящего мероприятия. Планирование предполагает определение и описание необходимых действий по подготовке и проведению мероприятия с указанием ответственных и сроков их выполнения, план следует зафиксировать на бумаге или в электронном виде.

В планировании достаточно ярко проявляется концепция организации мероприятия: авторское мероприятие (один человек единолично становится руководителем группы организаторов), коллективное творчество (организаторы выступают сплоченной командой, коллективно планируя и коллективно осуществляя подготовку мероприятия).

В любом случае в результате планирования каждый из организаторов должен четко представлять себе не только собственный участок работы, но и его место в общем деле, осознавать личную ответственность за успех всего мероприятия. Это дисциплинирует организаторов, позволяет контролировать и корректировать подготовку, эффективно распоряжаться временными, материальными и иными ресурсами. Важно четко сформулировать организаторскую задачу, условия ее выполнения, сроки промежуточных и итоговых отчетов, полномочия и зону ответственности для каждого. Особое внимание следует уделить распределению поручений в соответствии с индивидуальными особенностями организаторов. Целесообразно предложить помощь или указать на возможные источники информации о способах решения таких задач, предложить обратиться к опыту других организаторов или воспользоваться методическими рекомендациями, опубликованными в литературе.

Разработка сценария. Одним из основных этапов подготовки воспитательного мероприятия является разработка сценария, так как от него зависит стратегия и тактика рекламной кампании, необходимые ресурсы (инвентарь, костюмы, призы), оформление, подготовка участников и ведущих и т.п. Лишь в случаях, когда мероприятие, основано в значительной мере на импровизации, организаторы могут довольствоваться сценарным планом. При подготовке к мероприятию необходимо разработать и зафиксировать в тексте сценария художественное, световое и музыкальное оформление, видео-инсталяции, необходимый инвентарь, мебель, канцелярские товары.

Подготовительная работа с основными участниками мероприятия включает подготовку ведущих, работу с помощниками и организацию подготовки прочих участников. Работа с ведущими является одним из самых трудоемких этапов подготовки. Опыт показывает нецелесообразность исполнение роли конферансье или проведение конкурсной программы самим главным организатором, ответственным за проведение мероприятия. Ведущих может быть несколько, они могут меняться по ходу сценария, однако все они должны обладать необходимыми речевыми компетенциями ведущего публичного мероприятия – общения с аудиторией. При подготовке ведущих полезно придумать их образы, подобрать соответствующие костюмы, при необходимости – драматургию их взаимоотношений. Обязательно нужна репетиция ведения, иногда требуется привлечение профессионального режиссера.

Для проведения некоторых мероприятий кроме собственно ведущих нужны помощники. Они будут демонстрировать все упражнения, которые придется выполнить участникам, исполнять роль судей на линии, обеспечивать своевременный выход артистов на сцену, выносить необходимый инвентарь, контролировать выполнение правил состязания. При подготовке важно провести подробный инструктаж помощников, они должны заранее попробовать выполнить каждое задание. Вся команда организаторов на этом этапе договаривается об условных знаках, которые могут потребоваться в ходе соревнований («готовность», «стоп», «закончили», «необходима помощь» и т.п.), что в том числе работает на ее сплочение.

Некоторые досуговые мероприятия требуют особой предварительной подготовки участников. Организатор в одиночку не сможет за короткий срок полноценно подготовить несколько команд или участников, в условиях ограниченности времени требуется помощь других организаторов ответственных за группы участников мероприятия. Организация подготовки участников включает целенаправленное информирование организаторов ответственных за детско-подростковые объединения о предстоящем мероприятии, специальный методический инструктаж и консультирование ответственных, при необходимости – организацию тренировок (репетиций). Целенаправленное информирование предполагает дозированное представление информации о том, как будет проходить мероприятие, каковы его правила, что потребуется от участников, какие задания будут выполнять участники, что должно быть подготовлено заранее (название, девиз, представление команды, общая форма одежды или ее элементы, «кричалки» болельщиков и т.п.). Особо необходимо сосредоточить внимание на требованиях техники безопасности и правилах поведения непосредственных участников и болельщиков.

Еще один аспект связан с обеспечением эмоционального настроя детей непосредственно перед мероприятием (здесь хорошо зарекомендовали себя различные легенды, рассказы о реальных событиях, разыгрывание ситуаций, обращение к личному опыту детей). Перед мероприятиями, предполагающими соревновательность, важно донести до учащихся суть олимпийского девиза: «Главное – не победа, главное – участие!».

В свою очередь организация репетиций (тренировок) предполагает составление четкого расписания и контроль над его выполнением. Участникам должен быть предоставлен весь необходимый инвентарь, а звукооператор и светотехник – извещены и готовы работать с каждым объединением. При необходимости организаторы осуществляют консультирование педагогов и участников по выполнению упражнений и заданий во время тренировок.

Специальный методический инструктаж призван обеспечить представителей первичных коллективов достаточно четкими алгоритмами подготовки детей к участию в мероприятии (критерии отбора участников, приемы коллективного творчества, управления эмоциональным состоянием детей, распределение поручений и т.п.). В то же время, предложенные алгоритмы должны содержать известную долю вариативности, возможности творчества.

Обеспечение присутствия актуальных участников и общественного резонанса воспитательного мероприятия. Каждое воспитательное мероприятие требует организации рекламной кампании. Рекламная кампания предстоящего мероприятия создает атмосферу ожидания события. Особенно она необходима при проведении мероприятий, в которых могут принять участие желающие или сборные команды. В рекламных целях кроме традиционных афиш и объявлений могут быть использованы радио и телевидение, наличие которых сейчас не является редкостью в образовательном учреждении. Нельзя также забывать о возможностях социальных сетей и Интернет-порталов, web-страничек образовательных учреждений. Можно использовать также различные флаеры, индивидуальные приглашения, «пригласительные билеты» для первичных коллективов (классов, объединений дополнительного образования).

Необходимо помнить, что реклама должна быть адресной, ориентированной на определенную группу «потребителей» (дети, родители, педагоги детских объединений, будущие участники, болельщики, зрители). Реклама не обязательно должна «зазывать», ее основная задача – привлекать внимание, настраивать на нужное восприятие происходящего, побуждать к поиску информации о предстоящем деле. В зависимости от формы проводимого мероприятия реклама может появиться за 2-3 недели (соревнования, требующие специальной подготовки) или за 3-5 дней до его проведения. Однако и в том, и в другом случае нельзя ограничиваться разовой рекламной акцией, необходима организация целостной кампании, которая с некоторой периодичностью будет актуализировать информацию о мероприятии, используя каждый раз новые сведения, формы и способы предъявления.

Обеспечение общественного резонанса воспитательного мероприятия особенно актуально, если заказчиком его проведения являются государственные органы. Наибольший эффект в решении этой задачи достигается с помощью СМИ. Для репутации образовательного учреждения также будут полезны телерепортаж или газетная статья о проведенном мероприятии.

Обязательным условием эффективности подготовки мероприятия является осуществление контролирующей и корректирующей функций в процессе организации. Текущий, промежуточный и итоговый контроль необходимо сопровождать оценкой выполнения поручений. Она может выражаться в похвале, замечании, корректно высказанном пожелании о более серьезном отношении к делу, проявлении позитивных эмоций и т.п. Оценивание должно стимулировать к дальнейшей работе, поэтому похвала должна быть публичной, а критика – по возможности скрытой от посторонних и демонстрировать уважительное отношение к человеку. Результаты контроля могут потребовать корректировки организаторской задачи, подключения к ее реализации других исполнителей, уточнения перечня поручений, в исключительных случаях – замены организатора. Все эти действия должны быть обоснованы и реализованы с максимально возможным тактом в отношении неуспешного исполнителя. При наличии сложившейся команды организаторов коррекция может осуществляться опосредованно, через взаимопомощь и взаимозаменяемость без вмешательства руководителя.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.