Сделай Сам Свою Работу на 5

Общая характеристика организации воспитательных мероприятий





Многообразие форм организации воспитательных мероприятий

Опираясь на существующие подходы в педагогической литературе (С.П. Афанасьев, С.Д. Поляков, Е.В. Титова) мы полагаем, что сущностными признаками формы организации воспитательного мероприятия являются:

– участники деятельности (лица или группы лиц), выполняющие какие-либо точно установленные функции – организаторов, выступающих, зрителей и т.д.;

– воспитательные задачи, которые можно решить при помощи данной формы (потенциал формы, ее содержательность);

–организация времени (фиксированный промежуток времени проведения формы);

–набор актов, ситуаций, процедур;

–порядок действий (алгоритм);

–организация пространства.

Структура взаимодействия включает в себя: функции участников, содержание взаимодействия, методы и приемы взаимодействия, порядок действий, материал, на котором развертывается взаимодействие. Говоря об алгоритме действий участников, нельзя не упомянуть об эмоциональном и содержательном ритме формы - определенной организации совместной деятельности во времени, их фазность, повторяемость, периодичность».



Классификация форм организации воспитательных мероприятий может быть простроена на различных основаниях. На сегодняшний день наиболее удобной и научно обоснованной является типология, которая с одной стороны опирается на хрестоматийную идею Л.И. Уманского о трех формах совместной деятельности, а с другой основывается на идеи о подобии досуговых форм традиционным формам жизнедеятельности крестьянского сообщества (Б.В.Куприянов). Согласно приводимой ниже классификации процедуры передвижения участников определяют три базовые формы организации воспитательных мероприятий:

- упорядоченное движение по маршруту - базовая форма «путешествие» («шествие»),

- свободное (неупорядочное) движение в рамках ограниченной площадки - базовая форма «гуляние»,

- минимальное движение (участники либо стоят, либо стоят) в рамках ограниченной площадки - базовая форма «представление».

Базовая форма «представление» характеризуется тем, что организация пространства предполагает ярко выраженный центр внимания (сцена, трибуна, спортивная площадка и т.п.), характер действий участников определяется наличием выступающих и зрителей, даже если в ходе действия происходит обмен этими функциями. Этнокультурными прообразами данной базовой формы могут считаться «народное вече» – сельский сход, ритуал коллективной молитвы (церковной службы), публичное чтение указов, награждение или наказание. В базовой форме организации воспитательных мероприятий «представление» выделяются разновидности по доминирующим способам организации. К представлениям с преобладанием диалога относятся такие формы организации досуга как дискуссия, просветительская лекция или беседа, диспут, соединение в представлении диалога и ритуала наблюдается в торжественной церемонии.



Представлениями – показами можно называть самодеятельный спектакль или концерт, который в качестве досуга дети показывают своим родителям, учителям, друг – другу, к этой разновидности форм организации относятся конкурсные программы, проводимые в зрительном зале или приспособленным под него площадке. Наиболее известной и широко используемой конкурсной шоу программой является КВН (конкурс веселых и находчивых).

Если же роль участника воспитательного мероприятия сводится преимущественно к роли зрителя, слушателя, то перед нами - представление – просмотр, примерами таких мероприятий можно назвать организованное посещение спектакля в профессиональном театре, концерта симфонической музыки в филармонии. В качестве развлекательных телепрограмм в 90-тые годы появился такая разновидность представления как кулинарное шоу – публичное изготовление (публичное созидание) одного или нескольких блюд. В силу недостаточной зрелищности такие программы дополняются другими эмоциональными элементами – соревновательностью (конкурс) или встречей – беседой с популярным (известным, интересным) человеком.



Вторая базовая форма- гуляние, является традиционной формой времяпрепровождения с развлечениями, танцами, либо на открытом воздухе (гулять в парке, в городском саду), либо в специальных залах (бал, вечеринка, посиделки). К гуляниям относится приход в гости, посещение родных и знакомых с застольем, разговорами и т.д. По своему социокультурному контексту гуляние более, чем другие формы предполагает некоторый субъективный отрыв гуляющего от повседневности, российское гуляние с родни итальянскому или латиноамериканскому карнавалу. Особенностью гуляния как базовой формы организации воспитательных мероприятий является отсутствие единого центра внимания и закрепленной за участником роли (функции), локальные центры внимания разбросаны на площадке, и каждый участник, свободно передвигаясь, может выбирать интересующий его центр, где выступать как в роли зрителя или активного деятеля. Для организации воспитательного мероприятия в форме гуляния следует предусмотреть избыточность привлекательных занятий и зрелищ, для того, чтобы перемещаясь по площадке участникам было не скучно.

Частными случаями гуляния как базовой формы организации воспитательных мероприятий являются танцевальная программа, ярмарка, вечер общения в импровизированном кафе, представление в кругу (вокруг новогодней елки). К группе форм «гуляние» относятся такие своеобразные варианты свободного время препровождения как подготовка к самодеятельному представлению (репетиции), изготовление информационного продукта – юмористической газеты – поздравления, выставки – благотворительного аукциона и т.д.

Путешествие как базовая формаорганизации воспитательных мероприятий представляет собой упорядоченное движение участника по маршруту, в ходе движения предусматриваются остановки, различные по продолжительности (от нескольких минут, до нескольких дней) в зависимости от разновидности (способа организации взаимодействия). Самым простым вариантом путешествия является прогулка (путешествие-развлечение), самым сложным и требующим длительной подготовки – поход (путешествие – преодоление). Особе место среди путешествий занимают карнавальное шествие (шествие – ритуал), экскурсия (путешествие – диалог с организацией восприятия природных или культурных объектов). Наиболее широко известной разновидностью путешествия является игра-путешествие (маршрутная игра, игра-эстафета и т.д.). Игру-путешествие отличает процедура целенаправленного движения групп участников по определенной схеме от одной площадки к другой (схема может быть обозначенной в маршрутном листе, а может свободно избираемой группой). Особой процедурой является передвижение групп: участники могут передвигаться перебежками, особенно если в качестве критерия выдвинута быстрота прохождения маршрута, а могут двигаться медленно и осторожно (с закрытыми глазами, взявшись за руки или в сумерках на свет фонарика). На самих площадках игры-путешествия могут организовываться различные варианты действия (выполнение задания, восприятие информации, спонтанное реагирование на ситуацию). Общую организующую функцию могут выполнять звуковые сигналы, означающие, что действие на площадке закончено, и команде следует передвигаться далее по маршруту.

Общая характеристика организации воспитательных мероприятий

Организация воспитательных мероприятий представляет собой структурирование коллективной жизнедеятельности детей для создания целостности, объединение ресурсов, обеспечивающие эффективность реализации досуговых целей. Организация воспитательного мероприятияпредставлена комплексом элементов:

- концептуализация и определение схемы организации воспитательного мероприятия,

- диагностика досуговых интересов потенциальных участников,

- определение цели и задач воспитательного мероприятия,

- планирование и подготовка (разработка сценария, музыкального и художественного оформления, подготовительная работа с основными участниками, обеспечение присутствия актуальных участников),

- проведение и анализ.

Выбирая схему организации в первую очередь необходимо определиться с тем, кто выступает в качестве заказчика организации воспитательного мероприятия: внешний заказчик (общественная организация, органы управления, коммерческие организации), внутренний заказчик (дети, родители, педагоги), организация - инициатива самого организатора мероприятия. Организатор мероприятия, прежде всего, вступает в коммуникацию с заказчиком мероприятия, пытаясь прояснить его видение, оформляя масштаб организационной задачи (состав и количество участников будущего мероприятия, территориальное позиционирование – внутришкольное, общегородское или районное, уровень субъекта федерации или общероссийский уровень), ресурсное обеспечение организации мероприятия.

Ответственность организатора воспитательных мероприятий выстраивается в диалектике: обеспечения реализации целей и задач воспитательного мероприятия - с одной стороны, и содействия ребенку в самоопределении по отношению к предлагаемым вариантам организации свободного времени – с другой.

Концепция организации воспитательного мероприятия определяется взглядами организатора на иерархию интересов личности, общества и государства:

- приоритет интересов личности предполагает организацию воспитательных мероприятий преимущественно из запросов детей и родителей, в качестве предоставления услуги населению по организации свободного времени,

- общественная доминанта предусматривает реализацию идеологии общественного блага, идей социальной справедливости, гражданского общества, солидарности, обозначает организацию свободного времени детей как общественно-полезную работу, профессиональное или непрофессиональное служение общественным интересам,

- приоритет государственных интересов выражается в последовательном осуществлении в досуговых мероприятиях задач содействия детям, подросткам и молодежи в обретении российской идентичности, наиболее полном удовлетворении потребностей юных граждан России в отдыхе и развитии, организация воспитательных мероприятий позиционируется в данном случае как реализация социальной политики государства.

Концептуально организация воспитательных мероприятий может рассматриваться в различных качествах: как бизнес по предоставлению услуг населению в сфере досуга, в целях получения организатором прибыли; как общественная работа (добровольчество, волонтерство) - общественное служение; как профессиональная деятельность по найму, когда наниматель определяет приоритеты и ценностные ориентиры.

Концептуально организация воспитательных мероприятий различается по ожидаемой активности адресата, которые могут позиционироваться как клиенты – потребители досуговой услуги, как непосредственные активные участники досуговой деятельности, как организаторы собственного свободного времени.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.