Сделай Сам Свою Работу на 5

ВНУТРЕННЯЯ СИЛА БОЕВЫХ ИСКУССТВ





 

ГЛАВА ТРИНАДЦАТАЯ

 

ЦИГУН И БОЕВЫЕ ИСКУССТВА

 

Если вы хотите достичь высот и оку­нуться в глубины кунг-фу, занимайтесь цигун; если же вы хотите достичь вы­сот и окунуться в глубины цигун, зани­майтесь медитацией.

Хо Фатт Нам

 

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬ ШАОЛИНЬСКОГО КУНГ-ФУ И “ДЯДЮШКА СПРАВЕДЛИВОСТЬ”

Эпиграф содержит наилучший из всех советов, которые я когда-либо слышал за годы занятии кунг-фу и цигун. Это слова сифу Хо Фатт Нама, обу­чавшего меня цигун. (Сифу — вежливая форма об­ращения к мастеру.)

Когда имперская армия династии Цин сравняла знаменитый монастырь Шаолинь с землей, один из настоятелей, преподобный Цзян Нань, скрылся и поклялся передать* (* Некоторые аспекты восточных искусств именно “передают­ся”, причем сам ритуал носит исключительно мистический ха­рактер) искусство Шаолиня избранному ученику. После пятидесяти лет скитаний и поисков он наконец передал свое искусство молодому сифу Ян Фатт Куену. Позже, в возрасте семидесяти лет, сифу Ян наделил знанием сифу Хо.

Сифу Хо практиковал шесть различных стилей кунг-фу, малайский силат и был таиландским бок­сером-профессионалом до того, как научился шаолиньскому кунг-фу у сифу Яна. Мастера других видов боевых искусств часто вызывали сифу Хо на единоборство, которое неизменно завершалось их поражением.



Сейчас его лучше знают как китайского тера­певта, костоправа и специалиста по акупунктуре. Он лечил как представителей высшего общества, так и простолюдинов. Но, по моему мнению, наи­больших успехов он добился в искусстве медита­ции.

Другой великий мастер кунг-фу сифу Лай Чин Ва оказал на формирование моего мировоззрения самое непосредственное влияние. В народе он был очень популярен и известен под уважительным именем “Дядюшка Справедливость”. “Дядюшка Спра­ведливость” был моим первым учителем кунг-фу и занимался со мной, как с собственным сыном.

Стилем боевого искусства сифу Лая тоже было кунг-фу южного Шаолиня. Он учился у трех масте­ров: сифу Нж Ю Лун, сифу Чуй Куэн и сифу Лу Чань Вай. Учителем сифу Нж был сифу Чан Фук, монах из монастыря Шаолинь.

“Дядюшка Справедливость” был отличным бой­цом. В то время когда правовые вопросы решались с помощью грубой силы, многие люди обращались к нему за разрешением споров как к мировому судье. Он рассказывал мне, что люди уважали его решения (а они всегда были справедливы) потому, что у него были “большие кулаки”, с помощью которых можно было “убедить” кого угодно. Он также был великолепным костоправом, но не разбогател, так как брал очень малую плату и щед­ро раздавал милостыню.



Из всех моих учителей сифу Лай Чин Ва и сифу Хо Фатт Нам оказали на меня, как на буду­щего матера кунг-фу и цигун, наибольшее влияние. Для меня было большой честью (и прекрасной воз­можностью набраться опыта) учиться у них. Благо­даря им я не только стал искусным бойцом, но и постиг истины шаолиньской философии справедли­вости и сострадания. Мою собственную школу кунг-фу и цигун я называл Шаолинь Ванам (сос­тавное слово, производное от Ва сифу Лай Чин Ва и Нам сифу Хо Фатт Нам), соединив имена наставников, в благодарность за их доброту и щедрость.

 

НЕВЕЖЕСТВО МОЖЕТ ПРИВЕСТИ К БЕДЕ

Цигун тесно связан с китайскими боевыми ис­кусствами. До 1950 г. цигун преподавали исклю­чительно избранным ученикам. Именно поэтому о нем говорили как о некоем продвинутом стиле внутреннего кунг-фу, с помощью которого мастер мог поразить противника, не оставляя никаких внешних следов. Ходили слухи о том, что мастера могут безболезненно переносить удары соперника, не получая травм, и даже отражать голыми руками вооруженное нападение. С 1980 г., когда цигун начали обучать как оздоровительному искусству, многие люди стали думать, что оно не имеет ни­чего общего с боевыми единоборствами!



Так какую же точку зрения считать правильной? Мне представляется, что ответ на этот вопрос зави­сит от конкретных аспектов применения цигун. Heкоторые приемы, такие, как “железная голова” (когда мастер разбивает кирпич головой) и “коготь орла” (когда захват вызывает у противника мучи­тельную боль), предназначены исключительно для боя, причем неопытный исполнитель может нанести значительный ущерб здоровью.

С другой стороны, большинство оздоровительных техник, таких, как вышеупомянутые упражнения дао-инь и “вызывание потока ци”, специально пред­назначены для лечения болезней. На первый взгляд они не имеют никакой связи с боевыми приемами и создается превратное впечатление о том, что бо­евые и медицинские аспекты цигун имеют прямо противоположную методологию.

Однако при более пристальном рассмотрении становится очевидной общность базовых понятий для достижения противоположных целей. Тренировочная программа боевых аспектов цигун содержит упраж­нения, укрепляющие здоровье. Например, перед тем как отрабатывать удар головой о мешки с песком или вонзать руки в зерно — традиционные упраж­нения для развития “железной головы” и “когтя орла”,— ученики осваивают оздоровительный комп­лекс, учатся защищать головы и руки потоком ци и лечить возможные травмы.

В прошлом наставники не всегда объясняли это своим. ученикам, когда обучали их основным при­емам кунг-фу. Существовала традиция проверять це­леустремленность и упорство обучаемых. Те, кото­рые игнорировали базовые упражнения, не могли подготовиться к более тяжелым испытаниям; те же, кто самоотверженно и бездумно тренировались, по­лучали серьезные травмы.

Именно поэтому многие обыватели считали кунг-фу высокого уровня чем-то загадочным. Не зная о необходимости базовых упражнений, которые ча­сто казались очень далекими от боевого примене­ния, ученики копировали более выразительные тре­нировочные приемы мастера; например, в стремле­нии обрести “железную голову”, они разбивали свои лбы о стену! Тренируясь подобным образом, ученик не мог достичь уровня мастера, поскольку не владел базовой техникой. Это также означает, что в кунг-фу высокого уровня поверхностное зна­ние (сиречь — невежество) опасно. Без присмотра мастера ученики, пытающиеся исполнять технику вы­сокого уровня, могут получить травму.

 

ЦИГУН ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ И БОЕВЫХ ИСКУССТВ

Кунг-фу предъявляет повышенные требования к со­стоянию здоровья своих адептов. Большинство людей довольствуются хорошим самочувствием и способно­стью пробежать несколько шагов, чтобы успеть на автобус. Ученику школы кунг-фу этого явно недос­таточно. Во время тренировок ему приходится вы­полнять сложные и энергоемкие технические прие­мы, стойко переносить боль от полученных за время получасового спарринга ударов и не испыты­вать при этом усталости. Совершенно очевидно, что неподготовленному человеку такие нагрузки не по плечу. Поэтому боевые аспекты цигун влияют на здоровье гораздо сильнее медицинских. Они рас­считаны на достижение уровня, к которому предъ­являются исключительно высокие требования.

С другой стороны, владение техникой цигун ме­дицинского направления расширит возможности тех бойцов, которые уделяют значительное внимание боевым приемам, но совершенно не знакомы с кон­цепцией применения внутренней энергии. Обладая незаурядной физической силой, многие мастера бое­вых искусств не- могут похвастать отменным здоро­вьем. Именно поэтому настоящий боец должен уде­лять внимание таким оздоровительным упражнениям, как дао-инь и “вызывание потока ци”. Немало ма­стеров страдают от полученных в боях внутренних повреждений. Травмы сказываются и на их поведе­нии, которое отличается либо подавленностью, либо раздражительностью и агрессивностью. Эмоциональ­ные и физические проблемы легко разрешимы с помощью упражнений оздоровительного цигун.

Более того, многие упражнения цигун медицинс­кого направления повышают уровень боевого мастер­ства. Например, “подъем неба” (см. первую главу) направляет поток энергии к плечам и рукам, на­полняя их внутренней силой. “Поддерживание луны” (см. вторую главу) укрепляет позвоночник, прида­вая телу гибкость и подвижность. Медитация стоя (см. третью главу) успокаивает ум, позволяя масте­рам боевых искусств предвосхищать движения про­тивника. В кунг-фу высокого уровня “вызванный по­ток ци” (см. четвертую главу) делает движения мас­тера более быстрыми и мощными, не нарушая рит­мичность дыхания.

Боевой аспект цигун называют иногда “жестким цигун”. Однако для обозначения оздоровительного аспекта термин “мягкий цигун” звучит весьма редко, вероятно, чтобы избежать неправильного толкования.

Задавались ли вы когда-нибудь вопросом, почему мастера кунг-фу не отличаются богатырской внеш­ностью, хотя при этом обладают огромной силой? Как вы думаете, почему женщины-бойцы, такие изящные и хрупкие, побеждают противников-мужчин, обладающих незаурядной физической силой? Ответ кроется в боевых техниках цигун. Цигун также позволяет мастерам кунг-фу сохранять силы и выносливость, несмотря на возраст. Это становится возможным благодаря использованию внутренних ресурсов организма, а не грубой физической силы.

В кунг-фу ученик может постичь не. только технику боя, но и искусство ломать кирпичи, “дер­жать” удар, не получая травм, вести бой несколько часов, не сбивая ритм дыхания, высоко прыгать и быстро бегать без видимых усилий. Рассмотрим вкратце принципы и методы тренировок для приоб­ретения этих навыков. Если вы хотите применять некоторые из них на тренировках, желательно за­ниматься с наставником.

 

КОСМИЧЕСКАЯ ЛАДОНЬ

Описанный ниже метод является частью искусст­ва, называемого “космической ладонью”, того самого, которое помогло Шарифе сломать кирпич (см: пер­вую главу). Необходимы три фактора: достаточный запас энергии в животе, способность в нужный момент направить эту энергию в руку и обеспе­чить энергетическую защиту ладони.

Сначала практикуйте “дыхание животом” (см. шес­тую главу) по крайней мере три месяца для созда­ния нужного запаса космической энергии.

Затем приступайте к выполнению упражнения “толкание горы” в такой последовательности:

1. Расположите согнутые в локтях руки по бо­кам на уровне груди. Ладони направьте впе­ред, как показано на рис. 13.1.

2. Плавно подайте руки вперед, как на рис. 13.2, и одновременно выдохните ртом. Избегая на­пряжения мышц рук, представьте себе поток ци, текущий от спины к ладоням.

3. Затем плавно верните руки в исходное поло­жение, вдыхая животом и представляя втекаю­щий в вас поток космической энергии. Пов­торите пункты 2 и 3 несколько раз.

4. Теперь закройте глаза и, выполняя движение рук вперед, представьте, что мощь вашего потока ци настолько велика, что вы без тру­да сдвигаете гору с места. Выполните толка­ющее движение от двадцати до ста раз в зависимости от того, насколько уверенно вы себя почувствуете. Прежде чем переходить к следующему пункту, выполняйте упражнение с самого начала для этого места по крайней мере три месяца.

5. ,“Отодвинув гору”, задержите руки в этом положении (рис. 13.2) в течение пяти—двад­цати минут. Ладони должны составлять прямой угол с предплечьями, руки в локтях выпрямле­ны, плечи- расслаблены. Представляйте свои ладони очень сильными.

6. Опустите руки вниз, ладонями назад, как по­казано на рис. 13.3.

7. Представьте в середине каждой ладони по энергетическому шару. Вы почувствуете теп­ло в отяжелевших ладонях. Почувствуете, как пальцы наполняются мощью, а все тело — энергией. Еще через три месяца вы овладеете искусством “космической ладони”. Однако помните: бездумное применение “космической ладони” может привести к серьезным внут­ренним увечьям.

 

Рис. 13.1 Рис. 13.2 ТОЛКАНИЕ ГОРЫ Рис. 13..3

 

Болевые ощущения в области груди, которые могут возникнуть при выполнении упражнения, сви­детельствуют о неправильном дыхании и недопус­тимом напряжении мышц. Исправьте ошибки, и боль пройдет. Если же она усилится, вы должны прекра­тить занятия, иначе может начаться кровохарканье. Врач-ортодокс не найдет у вас никаких клиничес­ких нарушений. Вызванный поток ци устранит проблему.

 

“ЗОЛОТОЙ КОЛОКОЛ”, ЛЕГКОСТЬ И БОЙ БЕЗ УСТАЛИ

Два знаменитых искусства, дающих возмож­ность мастеру безболезненно переносить удары ру­ками и ногами и даже удары оружием — “железная рубашка” и “золотой колокол”. Так как очень вы­сока вероятность получения травмы при попытке ос­ваивать эти искусства без указаний наставника, следующее описание предназначено всего лишь для удовлетворения вашего любопытства, а не для само­стоятельных тренировок.

Упражнение цигун направлены на усиление тела изнутри и лечение возможных травм. Осваи­вая технику “железной рубашки”, ученик сначала бьет себя вязанкой хвороста, затем мешком, напол­ненным бобами, и, наконец, мешком с мраморной крошкой или шарикоподшипниками. Такие действия стимулируют поверхностный поток ци, создающий защиту против внешних атак. Ученик не только не чувствует боли, напротив ему это нравится. В данном случае удовольствие от ударов не означает проявления мазохистских наклонностей, а свидетельствует о том, что растекание ци — весьма приятное ощущение.

Осваивая искусство “золотого колокола”, ученик развивает свою энергию внутренне и направляет ее наружу, как бы покрывая свое тело щитом в фор­ме колокола. Основой тренировки является контроль за внутренней энергетикой.

Искусство высоко прыгать и быстро бегать на большие дистанции называется “искусством легкос­ти”. Один из великих мастеров прошлого демонст­рировал перед моим сифу Хо Фатт Намом свое умение запрыгнуть на трехметровую стену 'из по­зиции стоя. К сожалению, это искусство сейчас предано забвению, хотя мы и знаем методику тре­нировки.

Известно три этапа достижения искусства легко­сти. На первом, механическом, уровне ученик круглосуточно ходит с привязанными к его ногам тяжестями. Он выкапывает яму и прыгает туда и об­ратно утром и вечером. С каждым днем ученик увеличивает глубину канавы на несколько горстей земли.

На втором, энергетическом, уровне ученик в момент прыжка направляет ци вверх, что создает впечатление потери веса. На высшем уровне, уровне разума, мастер в состоянии глубокой меди­тации, отдает мысленные команды физическому телу. Хотя я и читал о подобных подвигах мастеров кунг-фу и духовных лидеров прошлого, мне не удалось проверить их на собственном опыте.

Один из полезных методов развития способности непринужденного бега на длинные дистанции, из­вестный как искусство тысячи шагов, описан в восьмой главе. Владеющие этой методикой способ­ны вести многочасовой бой, не задыхаясь.

Другой способ повышения способности вести продолжительный бой заключается в координации дыхания и движений. На первой стадии обучения кунг-фу ученик проводит один прием за один ды­хательный цикл. Со временем ему удается прово­дить серию приемов на одном дыхании, выполняя их как одно плавное движение. Таким образом он может научиться выполнять продолжительный комп­лекс приемов, не увеличивая количество вдохов-вы­дохов и, соответственно, не меняя ритм дыхания. Приобретенные на тренировках навыки использу­ются в тренировочных и реальных поединках.

Искусство такой координации совершенствуется с помощью “дыхания малой вселенной”. Более того, если при каждом выдохе ученик сохраняет 30% энергии, используя всего лишь 70% для боя, он смо­жет драться часами. Техника такого дыхания будет рассмотрена в следующей главе.

 

ГЛАВА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ

 

ШАОЛИНЬ: КОЛЫБЕЛЬ КУНГ-ФУ И МЕДИТАЦИИ

 

Все стили кунг-фу зародились в Шаолине.

Известное высказывание

 

МОНАСТЫРЬ ШАОЛИНЬ И БОДХИДХАРМА

Шаолиньское кунг-фу известно во всем мире. Это название оно получило благодаря китайскому монастырю, который многие называют самым выдаю­щимся монастырем на земле. В действительности бы­ло два монастыря Шаолинь. Первоначальный — в про­винции Хэнань на севере Китая, он существует и поныне. Был и другой монастырь Шаолинь — в про­винции Фуцзянь на юге. Когда заподозрили, что там скрываются революционеры, армия династии Цин сравняла его с землей.

Северный монастырь Шаолинь был основан в 495 г. н.э. индийским монахом по имени Батуо. Он считался храмом китайских императоров, где на протяжении веков монахи возносили небу молитвы о процветании империи. Многие из шаолиньских монахов были философами, поэтами, учеными и удалившимися от мирской суеты генералами в от­ставке. Среди них были выдающиеся люди, такие, как всемирно известный китайский астроном И Син, известный путешественник и переводчик Сю-ань Цзан и “чудотворный” целитель Чжань Чжи.

В 527 г. н. э. в монастырь Шаолинь прибыл преподобный Бодхидхарма, чтобы преподавать ме­дитацию. Для того чтобы укрепить дух и тело мо­нахов, Бодхидхарма обучил их двум комплексам упражнений. Первый из них — “восемнадцать рук лоханя”, второй—основа “мускульных метаморфоз”.

Позже эти системы упражнений легли в основу шаолиньского кунг-фу и цигун. Поэтому Бодхид­харма почитается как первый патриарх кунг-фу мо­настыря Шаолинь. Он также основал чань(или дзэн)-буддизм.

Описанные в этой книге упражнения дао-инь, такие, как “подъем неба”, “поддерживание луны”, “толкание горы”, заимствованы из “восемнадцати рук лоханя”', а многие боевые упражнения цигун, например “космическая рука” — из основ “мускуль­ных метаморфоз”.

 

ОСНОВЫ МУСКУЛЬНЫХ МЕТАМОРФОЗ

Если вы не довольны своим телом, то можете укрепить его “изнутри” с помощью системы “мус­кульных метаморфоз”, состоящей из двенадцати уп­ражнений. Рассмотрим два наиболее типичных.

Встаньте прямо и расслабьтесь, слегка расставь­те ноги и ни о чем не думайте. Согните запястья так, чтобы кисти рук и предплечья составляли пря­мой угол, а пальцы направьте вперед, как показа­но на рис. 14.1.

Находясь в этой позе, дави­те вниз основанием ладоней. Одновременно выгибайте пальцы вверх до предела. Дыхание произвольное. Повторите сорок девять раз.

Второе упражнение можно выполнять как продолжение первого или как самостоятель­ное упражнение. Поднимите прямые руки перед собой на уровень плеч. Крепко сожмите кулаки, держа их вертикально. Представьте, что в каждом ку­лаке зажато по палочке; па­лочки должны быть перпенди­кулярны земле (рис. 14.2). Сжи­майте и расслабляйте кулаки сорок девять раз. Дышите про­извольно и ни о чем не ду­майте.

В этих упражнениях мало внешне заметных движений, но вы почувствуете, как движутся мышцы, сухожилия и даже кос­ти. Упражнения чрезвычайно просты, но эффективны и ук­репляют не только руки, но и все тело. Как и в других слу­чаях, не следует полагаться на мои слова, но проверить их на собственном опыте. Выполняйте упражнения ежедневно в тече­ние нескольких месяцев, и ре­зультат не заставит себя ждать.

 

 

ЖЕСТКОЕ И МЯГКОЕ: ВНЕШНЕЕ И ВНУТРЕННЕЕ

Не будет преувеличением сказать, что почти все типы приемов и силовых техник, имеющихся в арсе­нале различных боевых искусств, стоят на вооруже­нии шаолиньского кунг-фу. Некоторые люди ошибоч­но полагают, что кунг-фу Шаолиня — исключительно “жесткая” и “внешняя” школа, игнорирующая “мяг­кое” и “внутреннее” направление. Подобное заблуж­дение можно объяснить двумя причинами. Во-первых, первоначально шаолиньское кунг-фу действительно от­личалось относительной жесткостью и привержен­ностью внешним формам. Во-вторых, из-за большого объема учебного материала не многим людям хватает терпения или возможности освоить технику высокого уровня, которая в основном является “мягкой” и “внутренней”.

 

 

Рис. 14.1. МУСКУЛЬНЫЕ МЕТАМОРФОЗЫ (Выгибание пальцев)

Рис. 14.2. МУСКУЛЬНЫЕ МЕТАМОРФОЗЫ (Сжимание кулаков)

 

Демонстрации шаолиньского кунг-фу за­частую носят стремительный и мощный характер, по крайней мере по сравнению с плавными, грациоз­ными стилями тай-цзи цюань,. багуа и синьи. Таким образом, как правило, шаолиньское боевое искусство ошибочно классифицируют как жесткую, внешнюю школу кунг-фу, а направления багуа, тай-цзи цюань и синьи относят к мягким, внутренним школам.

“Жесткое” и “мягкое”, “внешнее” и “внутрен­нее” — случайные, образные выражения. “Жесткое” обозначает, как правило, внешне заметное, дина­мичное проявление силы; “мягкое” относится к тем скрытым техническим приемам, которые внешне грациозны и плавны. Каратэ, например, жесткое, тогда как дзюдо мягкое. Само слово “мягкое” в дей­ствительности является неточным переводом китайс­кого термина “жоу”. Термин “жоу” не подразуме­вает отсутствия силы, но это ближайшее по значению слово, которое мы можем предложить. Сила жоу в действительности может превышать так на­зываемую “жесткую” силу!

“Внешней” называется сила, развитая очевидными, подручными средствами, такими, как поднятие тяжес­тей и бои на палках. “Внутреннее” относится к силе, развитой эзотерическими методами, такими, как на­правленный поток энергии и визуализация. Согласно одному высказыванию, внутренняя сила достигается тренировкой цзин (сущности), тренировкой шэнь (ума) и тренировкой ци (энергии); внешняя сила развива­ется тренировкой цзинь (сухожилий), гу (костей) и пи (мышц)*, когда принцип тренировки состоит в укреплении внешней формы (ладонь “набивают” о мешок с песком, а пальцы усиливают, вонзая их в емкость с горохом), и служит проявлением внешней силы. В то же время “космическая ладонь”, мощь которой зависит от направленного потока ци и визуализации — пример проявления внутренней силы.

Данная классификация достаточно условна и иногда носит произвольный характер. Продолжи­тельная тренировка жесткой внешней силы транс­формирует ее в мягкую и внутреннюю, и наоборот.

Следует отличать технику (по-китайски “фа”) от мастерства (“гун”). Техника относится к форме (бло­кам, ударам, перемещениям). Мастерство показывает насколько мощно, точно и быстро техника исполня­ется. В соответствии с принципами кунг-фу, ученик должен знать, что, если он осваивает только техни­ку, не повышая мастерства, затраченные усилия пойдут насмарку, сколько бы времени он не потратил на тренировку. Истинное искусство определяется мас­терством, а не владением разнообразными техниками. Эта глава посвящена основополагающим принципам развития внутренней силы, в соответствии с которы­ми тренировались монахи легендарного монастыря.

* Техника “железная ладонь” в книге “Искусство кунг-фу монастыря Шаолинь”, которую издательство “ФАИР” предложило вашему вниманию год назад, автор называет этот прием “же­лезным кулаком” (N.B. На полках книжных магазинов уже по­явилась еще одна книга Вон Кью-Кита “Тай-цзи цюань”).

 

ЭЛЕМЕНТЫ ЦИГУН В КУНГ-ФУ

Учеников школы кунг-фу знакомят с базовыми понятиями цигун уже на начальном этапе обучения;

в процессе тренировок они постигают более слож­ные элементы этого искусства. Зачастую ученики усваивают технику цигун непроизвольно. Например, в кунг-фу южного Шаолиня первой техникой, кото­рую осваивает ученик, является “поза всадника” (рис. 14.3), основа основ. Мой любимый учитель, “Дядюшка Справедливость”, прежде чем научить чему-нибудь другому, заставлял выполнять только эту стойку в течение несколько месяцев. Помимо всего прочего, поза всадника помогает ученику аккумулировать энергию в силовом поле живота (дань-тянь).

Рис. 14.3. поза всадника

 

В южношаолиньском кунг-фу ученик осваива­ет произнесение различ­ных звуков взрывного характера в момент ис­полнения разных техник. Звуки помогают ему уп­равлять потоком энергии и усиливают внутренние органы своими вибрация­ми. Например, при ударе кулаком звук “хёрт” произносится как бы из живота, а не является горловым, как у некоторых новичков. Этот звук не только энергетически уси­ливает удар, но также косвенно массирует и сти­мулирует сердце. Звук “яааа” выкрикивают, выполняя удар “коготь тигра”. В этом случае внутренняя сила направляется к пальцам и активизирует легкие.

Ученик осваивает координацию движений с пра­вильным дыханием. Например, когда он прыгает или быстро двигается, то часто дышит грудью, нап­равляя ци вверх, что делает его движения стреми­тельными. Нанося удары, он как бы взрывается и направляет ци снова в живот, поэтому его движе­ния сильны и сбалансированы.

Обучающиеся кунг-фу на одном дыхании выпол­няют серию из нескольких движений, как один непрерывный технический элемент. Ученик узнает, когда надо задерживать дыхание, когда вдыхать или выдыхать быстро, а когда — медленно, выпус­кая дыхание наружу, словно длинную тонкую нить. Поэтому, когда во время схватки один из против­ников производит большой шум, помните, что он не пытается привлечь к себе внимание или напу­гать соперника, а регулирует дыхание для усиления своих боевых качеств.

 

МОГУЧИЕ РУКИ И НАДЕЖНЫЕ СТОЙКИ

Кунг-фу южного Шаолиня славится тем, что раз­вивает мощные руки и надежные стойки. Последова­тели кунг-фу говорят, что если противник не мастер, то мощные руки и стабильные стойки обеспечивают три десятых победы в бою. Одним из лучших способов достижения этой цели являет­ся “жесткое” упражнение цигун, известное как “золотой мост”.

Встаньте в позу всадника, вытяните обе руки прямо перед собой на уровне плеч, ладоня­ми вперед. Указательные паль­цы направьте вверх, а осталь­ные пальцы, в том числе и большие, согните во втором суставе, образовав типичное для шаолиньского стиля положение кисти — “один стреляющий па­лец дзэн” (рис. 14.4).

Ни о чем не думайте и дышите естественно — это одна из форм медитации стоя. Минимальное требование — способность стоять неподвижно в позиции “золотого моста” пятьсот счетов или около десяти минут. Ес­ли вы хотите считать, считайте животом. Не думай­те, как это сделать, просто считайте животом. Спи­ну держите прямо и без напряжения. Бедра держите почти горизонтально, а кисти рук — под прямым углом к предплечьям. Вначале вы сможете простоять не более минуты. Настойчиво тренируйтесь ежед­невно, и через несколько месяцев вы сможете сох­ранять требуемую позу не менее десяти минут.

Техника может показаться очень простой, однако это упражнение является одним из наиболее энерго­емких, но эффективных способов развития внутрен­ней силы. Когда мои ученики, многие из которых сильнее и крупнее меня, впервые испытали на себе мои боевые качества в спарринге, им показалось, что мои руки подобны стволам деревьев твердой породы. Несколько месяцев спустя, добросовестно выполняя упражнение “золотой мост”, они обнаружили, что мои руки не тверже, чем их собственные. Однако новичкам казалось, что их руки “сделаны” из дерева.

Внутренняя сила, развиваемая упражнением “зо­лотой мост”, зависит от цзин, или сущности. Запад­ные физики открыли, что если напрячь каждый мускул рук, то у человека хватит сил, чтобы под­нять локомотив. В этом жестком упражнении цигун мы усиливаем некоторые мышцы на молекулярном уровне. В следующем упражнении мы будем раз­вивать два других сокровища человека: шэнь (ум) и ци (энергию).

 

МОГУЩЕСТВЕННАЯ МАЛАЯ ВСЕЛЕННАЯ

1. Встаньте прямо, расслабьтесь и ни о чем не думайте.

2. Положите ладони на живот.

3. Согните пальцы ног и, сокращая анальное от­верстие, плавно вдохните грудью (но не жи­вотом). При вдохе живот опадает. Одновре­менно поднимите язык и коснитесь альвеол. Представьте, как в вас проникают космичес­кие эманации, а ваша собственная жизненная энергия течет вверх по спине от энергетичес­кого поля гуй-инь (у .анального отверстия) к энергетическому полю бай-гуй (на голове).

4. Задержите дыхание на непродолжительное время и сконцентрируйте ци в точке бай-гуй.

5. Плавно выдохните ртом и представьте поток ци, стекающий по лбу, затем вниз, вдоль передней части тела внутрь живота. При вы­дохе живот поднимается. Одновременно опус­тите язык, коснитесь им нижней десны, рас­слабьте пальцы ног, анальное отверстие и выдохните 70% воздуха.

6. Задержите оставшиеся 30% воздуха на корот­кое время. Затем плавно “проглотите” воздух животом, словно слюну (если во рту много слюны — это добрый знак).

7. Представьте, как энергия протекает от живо­та к анальному отверстию. Повторите проце­дуру 36 раз.

8. Затем переходите к медитации стоя в течение десяти — двадцати минут. Представьте на го­лове энергетический шар, подобный яркому солнцу. Почувствуйте его чудесную лучистую энергию во всех частях тела.

9. Закончите упражнение согреванием глаз и массажем лица.

Описанное упражнение заставляет поток ци дви­гаться вдоль малой вселенной с некоторым усилием. Поэтому оно называется “могущественной малой вселенной” (рис. 14.5) и очень полезно (в боевых аспектах цигун). Со временем вы сможете делать упражнение, держа ноги на расстоянии по луторной ширины плеч; ваши колени будут немного согнуты, а руки опущены по бокам, как. показано на рис. 14.6.

 

Рис. 14.5. ПОТОК ЦИ В “МОГУЩЕСТВЕННОЙ МАЛОЙ ВСЕЛЕННОЙ”

рис. 14.6 космическая стойка

 

Мы называем эту позу “космической стойкой”, потому что именно в этой позиции мы насыщается космической энергией. Некоторые называют ее стойкой “медного колокола”, поскольку внешне она ассоциируется с большим колоколом.

“Могущественная малая вселенная” считается одной из уг­лубленных техник цигун. Поэтому выполняйте это упражнение только под руководством компетентно­го наставника. В противном случае не исключена возможность получения серьезного увечья.

Цигун значительно повышает боевое мастерство. В отличие от других боевых искусств и различ­ных видов физических упражнений, цигун позволя­ют мастеру кунг-фу совершенствоваться без оглядки на возраст. Дело в том, что, в отличие от физи­ческой силы, убывающей с возрастом, внутренняя мощь цигун с годами практики лишь возрастает.

Занятия цигун позволили мне на пятом десятке по­бедить противников вдвое моложе меня и выиграть соревнования по кунг-фу южного стиля. Мои учени­ки Чэн Шан Шу (ему тоже за сорок) и Го Ко Хин (ему за двадцать) выиграли оставшиеся номи­нации в северном стиле и стиле тай-цзи цюань.

 


 

 

ГЛАВА ПЯТНАДЦАТАЯ

 

ТАЙ-ЦЗИ: ЭНЕРГИЯ И ПОЭЗИЯ ДВИЖЕНИЯ

 

Тай-цзи цюань объединяет ум и тело, сознание и подсознание, лич­ность и ее окружение. Человек обре­тает мир в собственной душе, избавля­ясь от тревог и печалей.

Боб Кляйн

 

ЗАГАДОЧНОЕ ТАЙ-ЦЗИ ЦЮАНЬ

Наблюдая за занятиями тай-цзи цюань, вы можете ошибочно счесть происходящее действие за китайс­кий балет. Движение тай-цзи цюань грациозны, ритмичны и исполнены поэзии. Тем не менее тай-цзи цюань — исключительно эффективное боевое искусство.

Каким же образом столь грациозные па стано­вятся грозным оружием? Многие люди, практикую­щие тай-цзи цюань, не знают ответа на этот воп­рос, потому что занимаются исключительно в оздо­ровительных целях. Но патриархи тай-цзи практи­ковали искусство как боевое и считали его оздоровительный аспект вторичным и само собой разумеющимся. Даже сейчас, внимательно рассмот­рев движения и приемы тай-цзи, становится оче­видным их боевое, а не спортивное предназначение. Мастер тай-цзи выполняет специфические тех­ники или придерживается своеобразного стиля с единственной целью — повысить свои боевые ка­чества.

Конечно, это не умаляет огромную пользу, кото­рую приносят здоровью занятия тай-цзи цюань. В три­надцатой главе мы уже говорили, что почти все стили .кунг-фу улучшают физические показатели, так как больной и слабый человек не сможет ов­ладеть сложной техникой ведения боя. Тай-цзи вы­годно отличается от других школ единоборств именно своим оздоровительным эффектом. Оно. как нельзя более подходит пожилым и ослабленным лю­дям, состояние здоровья которых не совместимо с изнурительными тренировками, характерными для большинства боевых искусств. -

Но, занимаясь тай-цзи как лечебной физкульту­рой, многие ученики не получат той пользы, кото­рую могли бы получить. Для того чтобы макси­мально использовать весь потенциал тай-цзи цюань, необходимо знать то, что скрыто от постороннего взгляда, а таким эзотерическим знанием является ис­кусство цигун.

 

ЦИГУН КАК ОСНОВА ТАЙ-ЦЗИ ЦЮАНЬ

Можно привести немало аргументов в пользу того, что тай-цзи цюань — едва ли не лучшее бое­вое искусство в мире, а все преимущества этой школы так или иначе связаны с техникой цигун.

В то время как шаолиньское кунг-фу располага­ет сотнями боевых комбинаций, мастера тай-цзи цюань используют лишь один набор приемов. В наиболее популярном в настоящее время стиле ян ис­ходный набор состоял из ста восьми постоянно по­вторяющихся движений. Современная упрошенная версия этого комплекса содержит только двадцать четыре приема. Тем не менее с их помощью опыт­ный мастер сможет отразить любую атаку. Трудно переоценить объединение бесчисленного количества приемов самозащиты в эффективный и компактный боевой комплекс. Однако в большинстве случаев исполнитель должен применять “внутреннюю силу”, так как для победы необходимо нечто большее, чем владение техникой. Например, если кто-нибудь схватит вас за запястье, вы можете освободить руку поворотом кисти. Именно так и делают в шаолиньском кунг-фу — ваша ладонь давит на запя­стье противника, причиняя ему невыносимую боль, и агрессор вынужден ослабить захват. Техника тай-цзи цюань основана на других принципах. Ма­стер компенсирует недостаток физической силы проявлением внутренней энергии и, исполняя техни­ку тай-цзи, может выполнить характерное круговое движение, исполненное внутренней силы, которая пробуждает мощные вибрации, сводящие на нет силу захвата. В свою очередь внутренняя сила рас­сеивается с помощью цигун.

Мужчины и женщины любого возраста имеют равные возможности достичь успеха. Во многих боевых искусствах молодой мужчина имеет очевид­ное преимущество над пожилой женщиной, но толь­ко не в тай-цзи цюань. Это происходит, потому что сила мастера тай-цзи носит внутренний харак­тер и не зависит от пола и возраста. Цигун — это именно то искусство, которое создает внутрен­нюю силу человека и помогает управлять ею.

Во многих боевых искусствах за приобретение внешней силы ученик расплачивается огрубением кожи и мозолями на руках и ногах. Владеющий тай-цзи, обладая не меньшей боевой мощью, не только не будет носить эти памятные знаки — на­против, благодаря цигун, его внешность станет бо­лее привлекательной. В то время как представите­ли многих школ боевых искусств становятся агрес­сивными в силу специфики тренировок, адепты тай-цзи неизменно спокойны и уравновешены. По­добные качества являются прямым результатом дыха­тельных упражнений и медитации по системе ци­гун. Тай-цзи цюань — это не только эффективное искусство самообороны, но и прекрасный способ профилактики и лечения заболеваний. С его помо­щью человек успешно противодействует органичес­ким и эмоциональным нарушениям. Если ученик не осознает значимости цигун как основной составляю­щей, занятия тай-цзи цюань сами по себе принесут несомненную пользу. Однако тренировки с привле­чением базовых техник цигун значительно усилят эффект.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.