Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 3. РАЗВИТИЕ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РОССИЙСКОЙ КРИМИНОЛОГИИ





1. Становление криминологии как науки в конце XIX века. По-штивизм в криминологии. Антропологическое направление в кри­минологии (Ч. Ломброзо, Э. Ферри, Р. Гарофало). Достоинства и недостатки данного направления.


8 • Программа по курсу «Криминология»


Программа по курсу «Криминология» • 9


 


2. Зарубежные криминологические теории социологического направления в первой половине XX столетия. Теория социальной дезорганизации (Э. Дюркгейм, Р. Мертон). Теория дифференциаль­ной связи (Г. Тард, Э. Сатерленд, Д. Кресси). Современные зарубежные криминологические концепции социологического направления. Теория стратификации и «конфликта культур» (Т. Селлин). Теория «преступ­ной субкультуры» (А. Коен). «Интеракционистская» концепция (Г. Бек-кер, Д. Китсус, К. К. Эриксон, Э. Лемерт, Е. Гофман, Д. Чемпен). Концепция «стигматизации» (Ф. Танненбаум). Современные зарубеж­ные биосоциальные теории в криминологии. Клиническое направление (Ж. Питатель. Б. да Туллио). Психоаналитеческие теории (3. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, Э. Фромм и др.).

3. Развитие криминологии в дореволюционной России. Социо­логическое направление (М. В. Духовской, И. Я. Фойницкий, М. П. Чубинский. С. К. Гогель, В. Д. Набоков, А. А. Жижиленко,



A. А. Пионтковский-старший. С. В. Познышев, П. И. Люблин­
ский). «Левое крыло» российских криминалистов-социологов
(М. Н. Гернет, М. М. Исаев, Н. Н. Полянский, X. М. Чарыхов).
Биосоциальное направление (Д. А. Дриль, П. И. Тарновский,

B. Ф. Чиж и др.).

4. Этапы развития российской криминологии.

Организация и деятельность первых советских криминологиче­ских учреждений в 20-х годах. Создание отдела моральной статисти­ки. Кабинеты по изучению преступности и преступников. Государ­ственный институт по изучению преступности и преступника (1925 г.) — важный шаг по объединению криминологических иссле­дований в стране. Задачи, возложенные на этот институт, основные направления его деятельности, научные труды. Дискуссии 20—30-х годов по вопросам изучения преступности и личности преступни­ков.

5. Причины существенного сокращения научных криминологи­ческих исследований в конце 30-х годов. Научно-практические ис­следования преступности в рамках правоохранительной деятельно­сти в 30—40 годах.



6. Создание в 1963 г. Всесоюзного института по изучению при­чин и разработке мер предупреждения преступности как головного всесоюзного криминологического учреждения, координирующего научные исследования в области криминологии. С 1964 г. кримино­логия — обязательная учебная дисциплина юридических вузов.

7. Разработки в 60—70-х годах теоретических основ советской криминологии как самостоятельной науки и учебной дисциплины.

Сочетание теоретических и прикладных исследований, создание научно-методической основы нормотворчества и практики борьбы с преступностью — характерные черты современной криминологии.


Основные научные проблемы, разрабатываемые современной кри­минологией. Координация криминологических исследований.

8. Российская криминологическая ассоциация, ее труды, науч­но-практические конференции.

9. Предупреждение преступности в рамках СНГ. Нормативные акты о координации мер противостояния криминальному наркотиз-му, организованной преступности, коррупции. Органы криминоло­гической профилактики.

10. Конгрессы ООН по предупреждению преступности и обра­
щению с правонарушителями. Международные организации и Кон­
венции по борьбе с наркобизнесом, отмыванием нелегальных дохо­
дов, коррупцией, терроризмом и др.

Тема 4. ПРЕСТУПНОСТЬ

1. Понятие преступности и ее признаки. Преступность как со­
циальное и уголовно-правовое явление и понятие. Антилегалист­
ские понятия преступности и их критика.

Историческая изменчивость преступности.

2. Основные качественно-количественные показатели преступ­
ности: уровень, структура, динамика. Уровень преступности и его
компоненты. Показатели измерения. Индекс или коэффициент пре­
ступности. Значение этого показателя при изучении преступности.



Латентная преступность, ее причины и методы выявления. Ла-гентность и регистрация преступности. Методика определения уровня латентности при оценке показателей преступности.

Структура преступности. Основные показатели структуры пре­ступности.

Динамика преступности. Практическое значение анализа дина­мики преступности.

Социальные и правовые явления, влияющие на уровень, струк­туру и динамику преступности — исторические, политические, об­щественно-экономические условия жизни общества, изменения в уголовном законодательстве, состояние правоприменительной практики и т. д.

3. Преступность в СССР и Российской Федерации с 1917 по I960 гг., с 1960 г. до распада СССР. Уровень, структура, тенденции развития.

4. Преступность в Российской Федерации в последнее десяти­летие XX и начале XXI в. Основные тенденции в уровне, динамике, структуре. Новые структурные черты преступности.

5. Региональные особенности преступности («география пре­ступности»).

6. Состояние преступности в крупных городах и столице.


10 • Программа по курсу «Криминология»


Программа по курсу «Криминология» • 11


 


Тема 5. ЛИЧНОСТЬ ПРЕСТУПНИКА

1. Понятие личности преступника и значение ее исследования.
Соотношение понятия личности преступника со смежными понятия­
ми (субъект преступления, подсудимый, осужденный). Специфика
криминологических аспектов изучения личности преступника. Раз­
личие понятий «преступная личность» и «личность преступника».

Личность преступника как система взаимосвязанных черт, свойств и качеств участника и носителя криминальных обществен­ных отношений. Уровни криминологического изучения личности преступника — индивидуальный, групповой, уровень совокупной характеристики личности субъекта преступности. Правовая основа изучения личности преступника.

2. Основные черты криминологической характеристики личности преступника. Показатели соотношения лиц женского и мужского пола среди преступников. Соотношение различных возрастных групп пре­ступников. Характеристика уровня образования лиц, совершивших преступление. Семейное положение и его изменение у лиц, совершив­ших преступление, воздействие этого фактора на формирование лично­стных качеств, направленность и устойчивость преступного поведения. Характеристика личности преступников по социальному положению и роду занятий. Этнические особенности преступников в современной России и их значение для предупреждения преступности.

3. Соотношение социального и биологического в личности преступника. Дискуссии и проблемы. Роль психофизиологических и генетических свойств преступников в этиологии преступного пове­дения. Значение учета медико-биологических и психиатрических особенностей лиц, совершивших преступление, для предупрежде­ния их криминального рецидива.

Функционально-ролевая характеристика личности преступника, ее компоненты. Система социальных ролей преступника. Тенден­ция деформации структуры личности преступника путем замены со­циально-позитивных функций социально-негативными ролями, от­чужденности от коллективов и неформальных групп, объединяю­щих лиц с положительным поведением.

Характеристика социально-психологической направленности, цен­ностных ориентации и мотивационной сферы личности преступника. Специфика потребностей, интересов, отношения к социальным общ­ностям и основным видам социальной деятельности. Деформация структуры и содержания гражданской, трудовой, семейно-бытовой, правовой психологии преступника. Особенности криминогенной мо­тивации как стержня личности преступника и причины преступления, общественно опасная установка — внутренняя готовность к опреде­ленному криминальному поведению, свойственному ряду лиц, совер­шивших умышленные преступления, и рецидивистам.


4. Классификация (типология) преступников. Критерии типо­логии: а) по характеру и содержанию мотивации преступного пове­дения; б) по глубине и стойкости криминогенной мотивации и взаимосвязанных с ней убеждений, ценностных ориентации, опре­деляющих направленность личности. Практическое значение клас­сификации преступников.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.