Сделай Сам Свою Работу на 5

Причины и условия рецидивной преступности





В мотивации рецидива,и прежде всего злостного (многократного) и опасного, преобладает следование традициям преступной среды, крайний эгоцентризм, паразитизм, агрессивность и жестокость, которая превращается в ряде случаев в самоцель. Мотивация рецидива характеризуется интенсивным процессом скатывания к преступному образу жизни, к привычке совершать преступления «по заказу», по требованию лидера, без какой-либо борьбы мотивов, что связано и с преступным опытом. У 85% субъектов опасного рецидива существует выраженная готовность к совершению преступлений.

Система социальных процессов, явлений, обстоятельств, формирующих мотивацию рецидива подобно самой этой преступности и личности рецидивистов, сочетает в себе черты общего и особенного. Причины и условия преступности в целом так или иначе преломляются в рецидивизме (например, безработица, экономический кризис). Однако имеются и специфические для рецидивной преступности криминогенные факторы, которые и составляют предмет рассмотрения в данном параграфе. Их можно классифицировать на три группы детерминант:

а) связанные с недостатками дознания, следствия и суда;



б) обусловленные ошибками и нарушениями при исполнении наказания;

в) относящиеся к постпенитенциарному периоду,т.е. после отбытия осужденным
наказания.

Из числа рецидивистов с неснятой и непогашенной судимостью каждый пятый совершает новое преступление, отбывая наказание, каждый шестой - - во время испытательного срока при условном осуждении. Это свидетельствует о низкой эффективности профилактической работы судов и уголовно-исполнительных органов. Самый реци-дивоопасный вид наказания (что понятно) - - лишение свободы, по срокам - - 5—7 лет, по режиму - - колонии строгого и особого режима, где как раз отбывают наказание рецидивисты. Например, неприменение судами лишения свободы за получение взятки при наличии квалифицирующих признаков, когда за это предусмотрена санкция от 5 до 15 лет с конфискацией имущества, не только незаконно, но и способствует существованию и распространению этого высоколатентного и, как правило, неоднократного преступления.

Нарушение процессуальных сроков рассмотрения уголовных дел судами (иногда, правда, по объективным причинам бедственного ресурсного и кадрового состояния российской судебной системы) приводит к недопустимому переполнению следственных изоляторов (СИЗО). В них содержится на 70% больше лиц, чем положено по внутригосударственному закону и международным нормам, в частности по Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными 1955 г. Из 850 тыс. осужденных в 2000 г., находящихся в СИЗО и тюрьмах, 275,5 тыс. в СИЗО не имеют спальных мест, 90,8 тыс. больны активной формой туберкулеза, более 5 тыс. ВИЧ-инфицированы. Через СИЗО ежегодно проходит до 2 млн человек, что вдвое превышает число лиц, содержащихся в местах лишения свободы по приговорам. Такое положение грубо противоречит принципу гуманизма и способствует рецидиву. В переполненных СИЗО происходит обучение субкультуре преступной среды, завязываются новые криминальные связи, создается благодатная почва для агрессивной конфликтности.



Наиболее весомы в системе рецидивоопасных причин и условий нарушения законности при исполнении наказания, главным образом в виде лишения свободы (пенитенциарные причины и условия рецидива). Укажем прежде всего на распространенность совершения преступлений и правонарушений в колониях осужденными.

Не менее, а более значимы нарушения законности, допускаемые сотрудниками этих учреждений. Таковы невмешательство в преступные «разборки» среди осужденных, насилия в отношении так называемы>

отвергнутых, предвзятость во взысканиях и поощрениях осужденных, неправомерные связи с родственниками и близкими осужденных, вследствие чего в колонии приникает большое количество запрещенных к передаче предметов (наркотики, алкоголь, карты, оружие и др.), попытки наводить дисциплину в «зоне» руками преступных главарей («авторитетов») и пр.



За годы рыночных пертурбаций материальная основа функционирования колоний оказалась серьезно подорванной, производство резко сократилось, безработица и недоедание среди осужденных стали нормой. Расходы на питание осужденных сократились в 1,6 раза. Обеспеченность осужденных вещевым имуществом составляет не более 10% от нормы.

В постановлении Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 21 октября 1998 г. «О критической ситуации в финансовом обеспечении деятельности уголовно-исполнительной системы в условиях ее реформирования» и постановлении Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 24 декабря 1998 г. «О положении в уголовно-исполнительной системе Министерства юстиции Российской Федерации» отмечено, что в следственных изоляторах и исправительных учреждениях не созданы условия, отвечающие требованиям санитарно-гигиенических норм и международным стандартам, ощущается острая нехватка лекарств и продуктов питания, широко распространены сердечно-сосудистые, инфекционные и венерические заболевания, психические расстройства, увеличивается смертность1. Основной причиной сложившейся обстановки является крайне неудовлетворительное финансирование. Детерминанта насилия в колониях обусловливает беспрецедентный рост заболеваемости среди осужденных. Таким путем происходит интенсивное заражение, как криминальное, так и психопатологическое. Об исправлении значительной, если не преобладающей, части осужденных, предупреждении с их стороны протеста в виде агрессии в такой обстановке говорить не приходится. Давно известно, что агрессия порождает агрессию, несправедливость - - адекватную ответную реакцию.

Следующая группа причин и условий криминального рецидивизма -постпенитенциарная,т.е. в период после отбытия наказания. Совершению от 30 до 60% случаев рецидивных преступлений в первый год после оставления колоний способствуют ошибки судов и администрации колоний в практике условно-досрочного освобождения неисправившихся осужденных, отсутствие системы их адаптации и реабилитации, слабость административного надзора, развал наблюдательных комиссий органов местного

1 СЗ РФ. 1999. № 2. Ст. 248; № 4. Ст. 5426.

самоуправления, разрушение существовавшего с 1956 г. механизма трудоустройства освобожденных из мест лишения свободы по налогово-льготным квотам на предприятиях.

В дорыночные времена в Советах народных депутатов действовали наблюдательные комиссии, в функции которых входило трудовое и бытовое устройство лиц, вышедших из колоний, условно осужденных, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы. Они работали в тесном контакте с общественными организациями, в частности с шефствующими над колониями. Практика шефства трудовых коллективов позволяла размещать производственные цехи непосредственно в исправительных учреждениях, обучать осужденных, а затем по их освобождении беспрепятственно устраивать на работу и в рабочие общежития. Шефская помощь оказывалась трудовыми коллективами и по месту прежней работы осужденных. Восстановить эту систему в рыночных условиях будет чрезвычайно трудно. Психология индивидуализма вопреки коллективизму («каждый за себя, один Бог за всех»), погоня за прибылью, как прежде за планом, даже при возврате к налоговым льготам, вряд ли вернет прежнее отношение к недавним преступникам. Требуется нормативно и ресурсно обеспеченная система реабилитации осужденных. В ряде регионов это уже делается. Главное управление исполнения наказаний Минюста РФ проводит эксперимент по психологической и социальной помощи в так называемых «школах освобождающихся» осужденным, которые через полгода должны выйти на свободу.

Криминогенной постпенитенциарной детерминантой выступает неэффективный административный надзор. Его прямое назначение — предупреждение рецидива со стороны судимых граждан. Однако, несмотря на непрекращающуюся годами критику, он своей задачи не выполняет. Рецидивисты либо вообще не ставятся на административный учет, либо надзор за ними осуществляется формально, не препятствуя продолжению их преступной деятельности.

Криминальному рецидивизму способствуют частые, не всегда обоснованные и мало прогнозируемые амнистии.

Пять-шесть преступлений рецидивистов из каждых десяти приходится на первый год после освобождения из исправительного учреждения, а для приговоренных к мерам, не связанным с лишением свободы, - - на первый год испытательного срока или срока исправительных работ. В этой части рецидивной преступности в свою очередь велика доля рецидива, имевшего место буквально в первые дни или недели после освобождения и условного осуждения.

Эта картина в значительной степени связана с несвоевременностью или недостаточностью мер социальной адаптации этих лиц, в частности

с тем, что социальная помощь ограничивается разовой беседой и направлением их для трудоустройства, в то время как на период «привыкания» к новым условиям, новому положению необходимы интенсивная социальная помощь социального, психологического, медицинского, правового характера и контроль за поведением, связями, времяпрепровождением. Эта проблема актуализировалась в связи с растущими на фоне увеличивающейся безработицы сложностями трудоустройства лиц, имеющих не одну судимость. Освободившись от директив «сверху», государственные и частные предприятия, фирмы отказывают в приеме на работу судимым либо вытесняют их как плохих работников. Число лиц, отбывших наказание и не имевших возможности трудоустроиться в трехмесячный срок, резко возросло. Этому способствует и то, что налоговые и иные льготы в случае предоставления мест для трудоустройства соответствующего контингента ныне не предусмотрены.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.