Сделай Сам Свою Работу на 5

Предупреждение преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков





Государственная политика в области противодействия незаконному обороту наркотиков должна быть направлена на решение трех основных задач:

а) установление строгого контроля за оборотом наркотических средств и психо
тропных веществ;

б) постепенное сокращение числа больных наркоманией;

в) сокращение числа правонарушений, связанных с оборотом наркотиков и пси
хотропных веществ1.

До настоящего времени, к сожалению, ни одна из названных задач не реализована. Если в 80-е годы в расчете на 100 тыс. человек населения приходилось 11 преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, то в 90-е годы - 167,3, т.е. за 10 лет интенсивность наркопреступности выросла в 15 раз. Число наркобольных, состоящих под диспансерным наблюдением, за это время возросло в 13 раз (с 28 312 до 413 383)2.

Базой для прочного перелома ситуации в рассматриваемой сфере могут быть только общие меры по социальной стабилизации общества, изменению к лучшему экономической и психологической обстановки в нем, которые будут способствовать реадаптации маргинальных групп и слоев, а также аутсайдеров и обретению ими жизненных перспектив и психологической уверенности. Тем самым будет решительно ограничен круг лиц, могущих быть втянутыми в потребление наркотиков (психотропных веществ).



Однако и в современных условиях возможно существенное повышение эффективности противодействия преступности, связанной с незаконным оборотом наркотиков. Здесь могут быть осуществлены, а в определенной степени уже осуществляются специальные меры пре-

дш?ежд,ежт шдаэда9&¥И&. так&ч <5Ятъдашъ1Я»1&,ортаниза-ционный, информационный, ресурсообеспечивающий, кадровый, методико-технологический, воспитательный, корректирующий (психологический и медицинский), уголовно-правовой характер.

Значительную роль в организации специальной профилактики играет прежде всего утверждение на правительственном уровне Федеральной целевой программы «Комплексные меры противодействия

1 См.: Лопатин В.Н. Наркобизнес в России: проблемы политики и права // Право и
политика. 2001. № 12. С. 28.

2 См.: Там же.

 

злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002-2004 гг.» и ее последовательное осуществление. Главной целью программы является обеспечение условий для приостановления роста злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота. Впоследствии -поэтапное сокращение наркомании и связанных с ней преступлений и правонарушений до уровня минимальной опасности для общества. Программа предусматривает совершенствование законодательства, информационно-аналитического, методического, ресурсного, научного обеспечения противодействия распространению наркотиков, укрепление международного сотрудничества в этой сфере, перенос центра тяжести на комплексность и координацию мероприятий, профилактику злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота. На первом этапе поставлена цель приостановить рост явления, с которым идет борьба, а затем уже обеспечить поэтапное снижение его уровня до представляющего лишь минимальную опасность для общества. Программа является исходной для детализированных программ субъектов Федерации и ведомств. Очень важны в этой же связи и предусмотренные меры по участию общественности в противодействии незаконному обороту наркотиков, как и включение в число основных исполнителей программы, наряду с правоохранительными органами, систем здравоохранения, образования, социального обслуживания, массовой информации.



Еще в 1994 г. была создана Правительственная комиссия по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту1. Утверждены перечни наркотических средств, психотропных и иных сильнодействующих и ядовитых веществ2, номенклатура и квоты ввоза и вывоза этих веществ, порядок лицензирования деятельности, связанной с оборотом наркотиков и психотропных веществ.



Была введена специализация деятельности органов внутренних дел по предупреждению и раскрытию преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков: на всех уровнях созданы подразделения соответствующей службы. Значительное внимание они уделяли выявлению, постановке на учет, своевременному воспитательному и правовому воздействию в отношении лиц, склонных к потреблению наркотиков.

Принимаются меры к ослаблению действия детерминант рассматриваемых преступлений, о которых шла речь в § 4. В частности, восстанавливается диспансеризация учащихся; для работников правоохранительных

1 Российская газета. 1994. 19 июля. 2СЗРФ. 1998. №27. Ст. 3198.

органов, органов здравоохранения, образования и социального обслуживания разработаны методические рекомендации по антинаркотическому воспитанию и по диагностике случаев приобщения к потреблению наркотиков, психотропных веществ и их «заменителей». Значительно усилена (хотя еще и недостаточно) борьба с притоносодержательством и склонением к потреблению наркотиков и других одурманивающих веществ1. Уголовно-правовые меры двойной превенции в этой сфере стали предметом интенсивной научной разработки.

Быстро расширяется сеть приютов, убежищ, реабилитационных центров для лиц, склонных к потреблению наркотиков и других одурманивающих веществ. Значительная заслуга здесь принадлежит субъектам Федерации, органам местного самоуправления, общественным и религиозным объединениям. Но медучреждений для наркоманов по-прежнему не хватает и применяемые методы лечения далеки от совершенства. Концептуально разработана идея ранней профилактики вовлечения в потребление наркотиков путем косвенного и опережающего воздействия на потенциальных потребителей, формирующего и изменяющего у них социально-культурные ценности и перспективы жизнедеятельности. Но для ее реализации потребуется серьезное ресурсное обеспечение. Так что это скорее «музыка будущего». Более быстрое решение возможно относительно правомочий органов, осуществляющих специальную профилактику, так как в свете Конституции и международно-правовых обязательств России элементы правового воздействия, без которых такая профилактика немыслима (включая принудительное лечение, перемещение в другую учебную среду и т.д.), требуют прямых указаний закона на этот счет. Необходим и пересмотр принятых ранее законодательных решений об отмене правовых мер воздействия на бродяг и попрошаек; о ликвидации специальных учреждений для этого контингента, как и об отмене правовых мер воздействия на самих потребителей наркотиков и других одурманивающих веществ. Эти решения носили явно субъективистский характер и крайне негативно сказались на противодействии незаконному обороту наркотиков. Таким образом, в целом можно сказать о серьезных намерениях государства в сфере борьбы с рассматриваемыми преступлениями, о весьма значительном заделе уже принятых мер, что не может не сказаться положительно на профилактике рассматриваемого явления. Вместе с тем масштабы и темпы распространения наркомании, широкий размах незаконного оборота наркотиков требуют, как подчеркивает Федеральная целевая программа, значительного повышения результативности принимаемых мер в целях

1 Пробелом уголовного законодательства, как представляется, стало отсутствие в нем норм об ответственности за склонение взрослых к токсикомании и за содержание притонов для токсикоманов.

адекватного противодействия наркомании и незаконному обороту наркотиков.

В целях совершенствования государственного управления и реализации государственной политики в области контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ Указом Президента РФ от 11 марта 2003 г. № 306 был создан Государственный комитет Российской Федерации по контролю за этим оборотом (Госнаркокон-троль России). Он начал функционировать с 1 июля 2003 г. Основными его задачами являются:

- обеспечение контроля за оборотом наркотических средств, психотропных ве
ществ и их прекурсоров и осуществление мер по противодействию их незакон
ному обороту;

— выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и предварительное рас
следование преступлений, отнесенных законодательством РФ к подследствен
ности органов госнаркоконтроля;

- координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и ор
ганов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по противо
действию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ
и их прекурсоров;

— участие в разработке и реализации государственной политики в области обо
рота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также
противодействия их незаконному обороту;

- создание и ведение единого банка данных по вопросам, касающимся оборота
наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также про
тиводействия их незаконному обороту;

- осуществление в соответствии с международными договорами Российской Фе
дерации взаимодействия и информационного обмена с международными орга
низациями и компетентными органами иностранных государств в области про
тиводействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных
веществ и их прекурсоров, а также представление интересов Российской Феде
рации в международных организациях по вопросам противодействия незакон
ному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

Государственный комитет РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и его территориальные органы (штатной численностью в количестве 40 000 единиц) образуют систему Госнаркоконтроля России. Среди его многочисленных функций наряду с оперативно-розыскной деятельностью, производством дознания и предварительного следствия по уголовным делам данной категории видное место занимает функция осуществления профилактической деятельности по предупреждению незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, а также незаконного оборота таких средств, веществ и их прекурсоров. В структуре центрального аппарата Государственного комитета РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в частности, созданы Управление межведомственного

взаимодействия в сфере профилактики и Управление общественных связей, нацеленные прежде всего на решение задач предупреждения криминальных деяний в рассматриваемой сфере.

Новый Госкомитет должен стать основным организатором взаимодействия всех государственных и негосударственных структур для коренного изменения наркоситуации в России.

Контрольные вопросы:

1. Понятие преступности, связанной с незаконным оборотом наркоти
ков. Ее соотношение с организованной преступностью.

2. Общая характеристика уровня, структуры и динамики этой преступ
ности с учетом латентности. Особенности преступности самих нарко
манов.

3. Особенности личности участников преступлений, связанных с неза
конным оборотом наркотиков.

4. Причины и условия преступности, связанной с незаконным оборотом
наркотиков. Соотношение общих и специфических детерминант.

5. Система предупреждения этой преступности. Новое в законодатель
ном регулировании и в программировании борьбы с ней.

 

 

Глава XVI. Терроризм

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.