Сделай Сам Свою Работу на 5

Предупреждение корыстной преступности

Предупреждение корыстной преступности, которая интенсивно растет, охватывая самые разные формы обычной и организованной преступной деятельности, - - одна из основных проблем борьбы с преступностью в целом.

Важным критерием результативной предупредительной деятельности является соответствиесодержания и иерархии предпринимаемых мер содержанию и иерархии причин и условий корыстной преступности. Поэтому меры предупреждения корыстной преступности могут носить экономический, социальный, политический, организационный, правовой, технический и воспитательный характер.

1. Предупреждение различных форм преступных деяний корыстной направленности связано прежде всегос оптимальным решением фундаментальных социально-экономических проблем жизни общества. Причем история показала, что в структуре различных решений данных проблем нет идеальных подходов, исключающих противоправное стремление к материальным ценностям. Поэтому речь идет об оптимальных решениях проблемы, которые более или менее гармонично сочетали бы экономический прогресс и частную собственность с развитием социальной защищенности людей.

Идея социального равенства между людьми, построенная на отрицании частной собственности и сформулированная французскими просветителями и социалистами-утопистами в XVIII—XIX вв., была развита основоположниками марксизма-ленинизма и стала одним из принципов строительства социализма и коммунизма в СССР и других социалистических странах. Предполагалось, что такой подход кардинально решит проблему социального неравенства, а следовательно, и искоренения корыстных преступлений. Реальность показала, что этот принцип оказался, с одной стороны, недостижимым на современном этапе развития общества, с другой -тормозящим экономическое развитие и приведшим к экономическому застою в СССР, низкому жизненному уровню народа и формированию бесхозного отношения к «ничейной» собственности.

Провозглашение частной собственности в реформируемой России и проведение обвальной приватизации общенародной собственности привело к колоссальному неравенству, когда значительная масса народа оказалась за чертой бедности, а небольшой слой бывшей номенклатуры и криминальной среды, захвативший общенародное достояние, обеспечил себе беспрецедентно высокий уровень жизни. Многократный разрыв между массовой бедностью и богатством детерминирует самые дикие формы корыстной преступности.



Приведенные крайности в решении проблемы социального неравенства наиболее криминогенны. Оптимальное решение ее лежит в пределах 4—5-кратного разрыва между уровнями жизни 10% относительно богатых и 10% относительно бедных.

Минимизация и оптимизация фактического неравенства в России -одно из кардинальных направлений социально-экономической политики государства и более или менее эффективной стратегии предупреждения корыстных преступлений. Предоставление всем гражданам равных возможностей в сфере экономической деятельности позволит сформировать массовый слой экономически активных, правособлюдающих и материально обеспеченных людей. Это важнейшее направление предупреждения корыстной преступности пока только декларируется.

2. Вторым комплексом мерпредупреждения корыстной преступности,
вытекающих из предыдущей стратегии, является последовательное ре
шение проблемы социальной защищенности населения и избавление его
от острой материальной нужды и нищеты.В этом комплексе целая систе
ма мер, которые начинают применяться в России.

К ним относится, в первую очередь, наведение элементарного порядка в бюджете страны, в эффективном использовании бюджетных средств, выделенных на социальные цели, на общую и адресную защиту социально слабых слоев населения.

Сюда следует отнести:

- своевременную выплату заработной платы, постепенное повышение ее уров
ня, который опережал бы уровень инфляции в стране;

- повышение пенсий по старости и инвалидности до социально необходимых
размеров, позволяющих достойно жить пенсионерам разных категорий;

- обеспечение государственной семейной политики, развития социального об
служивания семьи и особенно детей, оставшихся без попечения родителей, по
вышение пособий для многодетных семей;

- постепенное решение жилищной проблемы для малообеспеченных семей и се
мей со скромным достатком;

- решение проблем занятости населения, снижение безработицы и обеспечение
необходимыми пособиями вынужденно безработных;

- оказание реальной материальной помощи российским гражданам, ставшим бе
женцами и вынужденными переселенцами, в обустройстве их на новом месте
жительства;

- государственное поощрение благотворительной деятельности и благо
творительных организаций.

3. Особая рольв предупреждении корыстных и особенно экономи
ческих преступлений принадлежит жесткому социально-правовому
контролю за экономической деятельностью юридических и физичес
ких лиц. Это направление в последние годы активно реализуется пу
тем издания федеральных законов, указов Президента и постановле
ний Правительства, исполнение которых пока, однако, оставляет
желать лучшего.

В качестве примера можно привести попытки государственного контроля за образованием первичного капитала частных собственников. Еще постановлением Съезда народных депутатов 1992 г. «О состоянии законности и борьбы с преступностью и коррупцией» было предписано: организовать перерегистрацию хозяйственных структур, созданных с использованием государственной собственности, в ходе которой проверить источники и законность образования первоначального капитала, правомерность и обоснованность оценки объектов, переданных в собственность или сданных в аренду коммерческим структурам. Это требование не выполнено и было повторено в Федеральной программе по

усилению борьбы с преступностью на 1994—1995 гг., утвержденной Президентом РФ. Однако эта важная антикриминогенная мера так и осталась невыполненной.

Ныне официально признается, что приватизация «по-чубайсовски» во многом была криминальной и коррупционной, но она не подлежит тотальному пересмотру, так как это чревато негативными политическими и экономическими последствиями. Некоторые даже пугают гражданской войной. Такое неправовое решение можно признать вынужденным. Но это не исключает принятия уголовно-правовых или гражданско-правовых мер по выявленным конкретным преступлениям и правонарушениям в пределах уголовно-правовой и исковой давности. И такая практика существует, но олигархические круги пытаются не допустить и этого, что не может не сказаться на общей криминогенности.

Другие недостатки контроля связаны с использованием административных возможностей в целях недобросовестной конкуренции, стимулирования банкротства в интересах «своих» коммерческих структур и иных политических и коррупционных задач. Таким образом, реализация социально-правового контроля в целях предупреждения корыстных преступлений, с одной стороны, должна быть более эффективной, с другой - - не приводить к нежелательным экономическим последствиям.

Выявлению, пресечению и предупреждению корыстных преступлений могут способствовать следующие направления государственного контроля:

- меры по обеспечению финансового контроля в стране, который возложен на
Счетную палату, Министерство финансов и многие другие федеральные ве
домства и контрольно-ревизионные органы исполнительной власти;

- меры по обеспечению контроля со стороны Центрального банка РФ за дея
тельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений на основе
федеральных законов о Центральном банке, о банках и банковской деятельно
сти;

- меры по обеспечению налогового контроля, осуществляемого Госналогслуж
бой и органами внутренних дел;

- меры по обеспечению пограничного, таможенного и экспортного контроля при
осуществлении внешнеторговой деятельности, ввозе и вывозе культурных цен
ностей, стратегических, ядерных, радиоактивных, наркотических средств и дру
гих материалов;

меры по обеспечению валютного контроля, осуществляемого органами Федеральной службы по валютному и экспортному контролю;

- меры, предпринимаемые административными, финансовыми и налоговыми
органами контроля в соответствии с законодательством о борьбе с коррупцией
в системе государственной службы в целях выявления и предупреждения кор
рупционных действий государственных служащих.

 

Важное место в системе предупреждения корыстных преступлений занимает государственный контроль за проведением разных форм приватизации государственной собственности, за предоставлен нем налоговых льгот отдельным организациям, за своевременным проведением аудиторских проверок экономической деятельности коммерческих предприятий. Весьма актуальной мерой предупреждения корыстных преступлений в последнее время стал контроль за оборотом наркотических средств и за производством, ввозом и продажей алкогольных напитков.

4. Особое вниманиеследует уделять правовому обеспечению борьбы
с корыстной преступностью. В УК РФ 1996 г., в котором сохранились
прежние составы преступлений против собственности, было внесено
около 50 новых статей, предусматривающих уголовную ответственность
за экономические и иные корыстные преступления, которые
в основном обеспечивают направленную уголовно-правовую борьбу
с корыстной преступностью. Но экономическая сфера динамична, и еще
до вступления УК в силу были внесены предложения по изменению
и дополнению мер борьбы с экономическими, налоговыми и другими
корыстными преступлениями. Для более эффективной борьбы с орга
низованной преступностью и коррупцией целесообразно было бы при
нять отдельные комплексные законы.

Правовое обеспечение борьбы с корыстной преступностью включает также постоянное совершенствование нормативной базы экономического, финансового, банковского, налогового, таможенного, валютного и других видов контроля в сфере экономической деятельности юридических и физических лиц.

5. Повышение эффективностидеятельности правоохранительных
органов по выявлению, раскрытию корыстных преступлений и при
влечению виновных к уголовной ответственности - - одно из серьез
ных направлений по предупреждению преступлений рассматриваемой
группы, поскольку высокая латентность и низкая раскрываемость этих
деяний предопределяют безнаказанность корыстных преступников и
способствуют разрастанию корыстной преступности. Реализация этого
направления требует от оперативных и следственных работников вы
сокой квалификации и специализации.

6. Немаловажное значениев предупреждении преступлений против соб
ственности (краж, грабежей, разбоев, мошенничества, вымогательства) и
других корыстных деяний имеет виктимологическая профилактика по
информированию населения о способах совершения этих одеяний, о кри
миногенных зонах в населенном пункте, о рекомендуемых мерах защиты и
самозащиты от совершаемых преступлений, о недопущении излишней

доверчивости к незнакомым людям и т.д. Широкое распространение в городах получила забота граждан об укреплении дверей и окон своих квартир, об установлении технических средств охранной сигнализации, о приобретении газового оружия и газовых баллончиков для самозащиты и др., как и забота юридических лиц о создании подразделений, обеспечивающих безопасность их деятельности и взаимодействие с правоохранительными органами.

7. Конкретные мерыпо предупреждению, выявлению и пресечению корыстных преступлений предусмотрены в Федеральных программах по усилению борьбы с преступностью. Многие их разделы прямо предусматривают меры по противодействию организованной преступности и коррупции; по защите экономической безопасности государства, частной, государственной, муниципальной и других видов собственности; по усилению борьбы с нарушениями налогового законодательства, по предупреждению преступлений во внешнеэкономической деятельности, в сфере приватизации, в добывающих и перерабатывающих отраслях и на транспорте, в сфере сохранности драгоценных металлов и драгоценных камней.

Наряду с федеральными программами во всех субъектах Федерации существуют региональные программы по усилению борьбы с преступностью вообще и корыстной в частности.

Текущие меры предупреждения различных видов корыстных преступлений могут быть выработаны на основе постоянного или периодического криминологического анализа причин и условий совершаемых деяний в городе, районе, населенном пункте или на отдельном объекте.

Контрольные вопросы:

1. Что понимается под корыстной преступностью?

2. Основные причины корыстной преступности.

3. Какова латентность различных корыстных преступлений?

4. Тенденции опасных и распространенных корыстных преступлений
(разбоев, грабежей, краж, мошенничества).

5. Структура и тенденции экономической преступности в России и в дру
гих странах.

6. Коррупция в России и в других странах.

7. Каковы основные направления предупреждения корыстной преступ
ности?

 

 



©2015- 2018 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.