Сделай Сам Свою Работу на 5

Понятие предупреждения преступности





Главным направлением борьбы с преступностью с точки зрения обеспечения спокойствия, безопасности, стабильности общества, прав, свобод и законных интересов граждан является ее предупреждение. В криминологии предупреждение преступности рассматривается как многоуровневая система государственных и общественных мер, направленных на выявление, устранение, ослабление или нейтрализацию причин и условий преступности, преступлений отдельных видов и конкретных деянии, а также на удержание от перехода или возврата на преступный путь людей, условия жизни и (или) поведение которых указывают на такую возможность.Разработка этих мер -конечная задача криминологических исследований, а внедрение этих мер в практику - - показатель эффективности исследований.

В криминологической литературе и нормативных актах используются различные термины: «предупреждение», «профилактика», «превенция», «предотвращение», «противодействие», «пресечение». Некоторые авторы пытаются разграничить значение указанных терминов, связывая их с различными уровнями, этапами, направлениями и видами предупредительной деятельности1.



В большинстве работ, как и в нормативных актах и методических рекомендациях, в том числе в данном учебнике, они применяются как взаимозаменяющие2. В основу разграничения предупредительной деятельности по уровням, направлениям, видам должен быть положен анализ ее содержания.

Как и любая другая область социального управления, профилактика преступности3 должна отвечать принципам законности, демократизма, гуманизма и справедливости, научности.

1 См.: Аванесов Г.А. Криминология. М., 1984. С. 333—342. Криминология и профи
лактика преступлений. М., 1989. С. 221. Криминология и организация предупрежде
ния преступлений. М., 1995. С. 125—126.

2 См.: Теоретические основы предупреждения преступности. М., 1977; Курс совет
ской криминологии: Предупреждение преступности. М., 1986; Криминология / Под
ред. В.Н. Кудрявцева, В.Э. Эминова. М., 1999; и др.

3 В дальнейшем изложении термин «профилактика» будет для краткости использовать
ся (кроме специально оговоренных случаев) в качестве адекватного термину «предупрежде
ние». При этом в обоих случаях предполагается, что эти термины охватывают и профилакти
ку (предупреждение) преступности, преступлений отдельных видов и конкретных деяний.



Законность деятельности но предупреждению преступности предполагает наличие и развитие правовой базы, неуклонное исполнение ее требований, иными словами, наличие достаточного правового регулирования на уровне закона и иных нормативных актов, задач, методов, форм профилактики, прав и обязанностей субъектов (участников) этой работы, гарантий законных прав и интересов лиц, в отношении которых она осуществляется. Поэтому назрела острая необходимость в издании федеральных Основ и законов су&ьектов Федерации о профилактике преступлений1. В предмет их регулирования должны быть включены и такие актуальные вопросы, как компетенция Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления в этой сфере и механизм их взаимодействия, участие общественных объединений, коммерческих и иных хозяйствующих организаций, источники ресурсного обеспечения, основания, формы и пределы использования элементов государственного принуждения, уровни, этапы, направления, виды профилактической работы. Правовое регулирование предупреждения преступности должно учитывать новые демографические, социальные, экономические, идеологические (ценностные), психологические, политические реалии общества и государства, полно и точно интерпретировать в своих понятиях, нормах и институтах конституционные гарантии прав и свобод граждан. Вместе с тем нельзя допускать декларативности, которая может обесценить развивающуюся новую отрасль права — профилактическую. Законность деятельности по предупреждению преступлений требует конкретного описания в соответствующих нормативных правовых актах компетенции и правомочий субъектов профилактики, содержания ее мер, оснований и условий их применения; минимизации использования оценочных понятий и определения пределов их применения (например, в связи с профилактикой «отмывания» денежных средств, полученных преступным или другим незаконным путем).



Демократизмв профилактике преступности означает, что она осуществляется:

а) под контролем органов представительной власти соответствующего уровня;

б) при непосредственном участии и под контролем общественных объединений
и формирований, роль которых в этой связи нельзя сводить к роли «помощни
ков» государственных органов;

в) с учетом результатов постоянного мониторинга общественного мнения.

1 Проекты законов о предупреждении преступности начали разрабатываться еще в советское время. В соответствии с Федеральной программой по усилению борьбы с преступностью на 1994—1995 гг. проект закона «О профилактике правонарушений» был предложен правоохранительным органами. В 1996 г. В. В. Лунеевым был опубликован проект закона «О предупреждении преступности» (Государство и право. 1996. № 11. С. 38-48). В последующие годы при Государственной Думе работает группа специалистов по подготовке проекта закона о предупреждении преступности. Но дальше этого дело пока не идет.

Гуманизм и справедливостьпрофилактической деятельности означают: лица, в отношении которых она проводится, рассматриваются как субъекты взаимодействия с органами профилактики, а не как бесправные объекты; ставится задача возможно раньше выявить и предупредить дальнейшее развитие криминогенных процессов, чтобы минимизировать ущерб для личности, общества и государства; профилактическое воздействие начинается с мер, наиболее щадящих, и лишь при их недостаточности осуществляется переход к более интенсивному воздействию. В силу рассматриваемых принципов, как и принципа законности, само включение лица (лиц) в сферу предупредительного воздействия предполагает наличие комплекса реальных (доказанных) фактов, которые устанавливают:

а) имеющееся криминальное влияние условий жизнедеятельности и (или) соци
альной среды (в смысле непосредственного окружения или в более широком
смысле) на соответствующих лиц;

б) поведенческие акты, рассматриваемые законом как противоправные (граждан
ско-правовые, дисциплинарные, административные правонарушения), сово
купность которых свидетельствует о «дрейфе» лица или группы лиц в сторону
перехода на преступный путь или путь рецидива.

Именно в наличии комплекса таких фактов видится водораздел между «просто» воспитанием и социальной помощью, с одной стороны, и криминологической профилактикой - - с другой. Конечно, граница здесь достаточно относительна: в ряде случаев целенаправленная профилактика может осуществляться с помощью мер воспитания и социального обслуживания. Но в этих случаях данные меры применяются к лицам, в отношении которых имеют место не субъективистские предположения о некоем «опасном» состоянии, а совершение дисциплинарных и административных правонарушений, наличие условий жизнедеятельности, которые убедительно свидетельствуют о реальной опасности перехода (возврата) в перспективе на преступный путь. Было бы незаконно, несправедливо и негуманно распространять профилактическое воздействие на лиц, в отношении которых отсутствует фактическая основа для оценки их поведения (пусть упречного и даже пранонарушаюшего) как ведущего к преступлению или условий жизни как формирующих криминальную мотивацию. Сказанное не означает отрицания криминологического прогноза (см. гл. X), но он должен основываться на выявлении относительно устойчивых тенденции предкриминального развития личностей или ситуаций1.

1 Требование определенности фактических и правовых оснований профилактического воздействия, вытекающее из принципов законности, гуманизма и справедливости, - одно из основополагающих и отечественной концепции предупреждения пре-

Применительно к ситуациям (в жизни лица или группы лиц; в воспитательной, управленческой, производственной деятельности; в общественных местах и т.д.) фактическим основанием для включения субъектов, находящихся в этих условиях, в сферу профилактического воздействия будут такие характеристики ситуации, которые позволяют сделать вывод о влиянии на формирование мотивов и поводов совершения преступлений, на облегчение совершения и сокрытия преступлений и т.д.

Говоря о гуманизме как принципе профилактической деятельности, нельзя сводить его к требованию «не навреди» (или «навреди в минимальной степени») в отношении лиц, вовлекаемых в сферу профилактики. При всей важности этого аспекта должен учитываться и другой аспект, а именно: значение профилактической деятельности в целом, ее направлений, конкретных мер для обеспечения безопасности, спокойствия, стабильности в обществе, прав, свобод и законных интересов его граждан, которые могут стать потерпевшими от преступлений. Поэтому минимизация предупредительного воздействия оправдывает себя лишь до того момента, когда она вступает в противоречие с целями профилактической деятельности. Иными словами, принципы гуманизма и справедливости во взаимодействии с другими принципами профилактики преступности находят свое интегратив-ное выражение в требовании своевременности и необходимой достаточности профилактических мер любого уровня,этапа, вида, направления, а не в объявлении самоцелью минимизации во что бы то ни стало их интенсивности1. Это относится, в частности, и к концептуальному определению, а также к определению конкретных случаев оптимального соотношения элементов убеждения и принуждения в предупредительной деятельности. Мера справедливости здесь связана с наличием объективных признаков криминализации личностей или ситуаций, интенсивности развития этого процесса.

Научность(научная обоснованность) как принцип профилактики означает:

-ступности. Поэтому нежелательно проникновение в криминологическую литературу и законодательство понятия «девиантное поведение», механически заимствованного из зарубежной криминологии. В силу его правовой неопределенности использование этого понятия размывает границы профилактики. В некоторых же законах «девиантное» трактуется как «общественно опасное». О какой профилактике может идти речь, если констатируется, что преступное поведение уже налицо?

1 Характерно, что и принцип гуманизма уголовно-правового воздействия на преступность нормативно описывается как обеспечивающий прежде всего безопасность членов общества. После этого положения следует описание другого аспекта гуманизма, относящегося уже к преступникам (ст. 6 УК). В свою очередь ст. 43 УК о целях наказания во главу угла выдвигает восстановление справедливости в обществе.

а) серьезный анализ криминальных и предкриминальных реалий и прогнозиро
вание их возможного развития на обозримое будущее;

б) планирование предупредительной деятельности, правовое регулирование и управ
ление ею на основе познания ее закономерностей и места в социальных си
стемах;

в) сопровождение профилактической деятельности научно-методическим обес
печением, основанным на комплексном использовании данных наук о борьбе
с преступностью, объединяемых криминологией и уголовной политикой;

г) использование практикой предоставляемых наукой знаний закономерностей пре
ступности и возможностей борьбы с нею для точной оценки ситуации в перспекти
ве (ближней, средней, дальней), настоящем времени и ретроспективе и принятия
обоснованных стратегических и тактических решений;

д) осознание практикой того, что попытки решить проблемы концептуальной базы,
правового регулирования, управления профилактикой и т.д., требующие про
фессионального использования научных знаний, не обращаясь к ним, а исполь
зуя понятийный аппарат на уровне бытового словоупотребления, приводят толь
ко к серьезным провалам; в этой связи должна быть осознана и необходимость
во всех программно-плановых документах выделять раздел о научном обеспече
нии предупредительной деятельности (как и других направлений борьбы с пре
ступностью), решая и ресурсные вопросы1;

е) проведение криминологических или комплексных экспертиз криминологичес
ки значимых законодательных и управленческих актов в процессе их подго
товки. Последнее направление особенно важно, ибо в настоящее время есть
достаточные основания говорить не столько о предупредительной роли дей
ствующего законодательства в области различных отраслей права, сколько о
его криминогенной функции, так как совершению любых тяжких преступле
ний, особенно в экономической сфере, способствуют нормативные пробелы,
неточности и прямые допущения противоправных действий.

Совокупность этих аспектов укладывается в следующие закольцованные последовательности (этапы) профилактической деятельности: 1) анализ состояния и тенденций преступности и ее причин; 2) прогноз возможного развития преступных проявлений и их причинной базы в прогнозируемом будущем; 3) разработка адекватных мер и расчет сил и средств планируемой профилактической работы; 4) практическая реализация запланированных профилактических мероприятий. А далее анализ достигнутого и новых реалий, прогноз на следующий планируемый период и т.д. по тем же этапам. При такой не-

1 Определенный положительный опыт программирования и планирования научного обеспечения профилактики преступности (как и других направлений борьбы с преступностью) отражен в целевых программах по усилению борьбы с преступностью, которые принимались в 1994—2000 гг. Принят и ряд программ по отдельным направлениям предупреждения преступности, например, в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, незаконного оборота наркотиков и злоупотребления ими. Теоретическая модель комплексных программ была разработана С.В. Бородиным (см.: Бородин С.В. Борьба с преступностью: Теоретическая модель комплексной программы. М., 1990).

прерывно совершенствующейся предупредительной работе намного повышается ее эффективность.

Проведение в жизнь принципа научности позволяет создать достаточную по объему и надежности информационную базу предупреждения преступности.Она должна обеспечивать своевременность собирания и необходимую полноту данных о состоянии объектов профилактического воздействия, объеме и направлении проводимой работы, ее результативности.

Информационное обеспечение предупреждения преступности предполагает:

а) наличие системы постоянного мониторинга состояния явлений, на которые
осуществляется воздействие (см. гл. III);

б) достижение соответствия системы статистической отчетности по объему и
структуре показателей потребностям профилактической деятельности;

в) разработку категориальных критериев эффективности;

г) наличие машинных банков информации и программ ее использования, по
зволяющих получить сопоставимые ряды показателей за несколько лет, исполь
зовать многофакторные корреляции и т.д.

Предупредительная деятельность должна отвечать требованиям эффективности и системности.

Эффективность- - нацеленность профилактики на достижение конкретных результатов. Показателем эффективности является замедление темпов роста, стабилизация, снижение уровня реальной, а не регистрируемой преступности и ее отдельных видов в стране, регионе, отрасли социальной жизнедеятельности и т.д., а также качественное повышение социально-профилактической активности населения, государственных и негосударственных хозяйственных, учебных и иных структур, поддержки профилактической работы общественным мнением.

Необходимой предпосылкой эффективности деятельности по предупреждению преступности является ее социальная и экономическая обоснованность, т.е. соответствие разрабатываемых и осуществляемых мер фактическому наличию, «весу», тенденциям криминогенных процессов, явлений, ситуаций и возможностям повлиять на них в данных условиях с помощью данных средств.

Системностьвключает:

а) подход к предупреждению преступности как к особой области социального управ
ления;

б) комплексность мероприятий, взаимодействие субъектов профилактики, дос
тигаемые путем программирования профилактической деятельности, а также
правовых и организационных мер по ее координации.

Системность предупреждения преступности обусловлена системностью самой преступности и субъектов борьбы с ней.

Характерными чертами профилактики как системы являются мно-гоаспектность и комплексность.Они проявляются во всех сферах жизнедеятельности общества, пронизывают все многообразие процессов и явлений в нем, влияющих на детерминацию преступности, ее видов и отдельных деяний. Предупреждение преступности имеет определенный комплекс и иерархию целей (задач), конкретизированных во времени, в территориальном разрезе, применительно к видам преступлений, контингентам лиц, склонных к их совершению, и субъектам (участникам) профилактической деятельности.

Упорядочить сложную многостороннюю систему профилактики, четко определить роль и компетенцию различных субъектов профилактической деятельности позволяет классификация предупредительных мер и субъектов (участников) их разработки и применения.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.