Сделай Сам Свою Работу на 5

Элементы механизма конкретного преступления

Изложенное выше позволяет более детально проанализировать содержание механизма конкретного преступления, рассматривая это понятие как адекватное или очень близкое понятию непосредственных причин и условий конкретного преступления. При этом на первый план выступает структурная характеристика этих причин и условий как определенного комплекса, состоящего из типичных взаимосвязанных элементов и имеющего вместе с тем обобщенные (интегративные) свойства, детерминирующие именно конкретные преступления.

В основе механизма индивидуального преступного поведения лежит, по известной формуле А.С. Макаренко, дефектность каких-то социальных отношений, испорченные отношения мелдау личностью и обществом,между притязаниями личности и требованиями общества. Причем детерминанты конкретного преступного поведения на уровне микросреды есть проявления социальных процессов и явлений общего характера, которые детерминируют преступность через порождаемые ими социальные конфликты и другие криминогенные противоречия.

На уровне механизма конкретного преступного поведения искаженное формирование личности приводит к приоритету примитивных потребностей, гиперболизации отдельных из них, появлению и развитию псевдопотребностей, основанных на них социально негативных интересов и поведенческих стереотипов. Направленность личности все более характеризуется приоритетом собственных желаний, амбиций и т.п. над любыми другими ценностями. Типично развитие особенностей характера, связанных со снижением самоконтроля поведения, с игнорированием требований и запретов уголовного закона.

Деформируется и волевая сфера: либо снижается способность руководить своим поведением и, следовательно, формируется предрасположенность к «нерассуждаюшему» подчинению чужому влиянию или собственной мимолетной прихоти, либо, наоборот, развивается упорство в достижении поставленной негативной цели. Иными словами, и слабовольного преступника, и преступника с сильной, но «злой» волей объединяет снижение самоконтроля: в первом случае он не может удержать себя от определенных действий в соответствующей ситуации; во втором случае искажено содержание самоконтроля - - он упорен именно в достижении преступной цели.



Ключевой элемент механизма преступного поведения - - мотивация, психическое явление, характеризующее личность и представляющее собой совокупность ее мотивов в их развитии, взаимодействии и реализации. В свою очередь, мотив - - это внутреннее состояние личности, детерминированное ее потребностями и являющееся побуждением к активным действиям по достижению определенной (в данном случае преступной) цели. Таким образом, цель - - проектируемый и в этом смысле осознанный, желаемый результат, а мотив - - как бы внутренний стержень действий, направляющий их на достижение этого результата. Например, цель --лишить человека жизни, мотив -месть, ревность. Или цель - - завладение чужим имуществом, мотив -стремление к обогащению либо желание оказать помощь больному, нуждающемуся в дорогостоящем лечении.

При совершении преступления доминируют обычно один-два мотива, другие мотивы составляют лишь менее значимый фон. Мотивацию нередко считают внутренней причиной преступления, имея в виду, что социальные влияния во взаимодействии с особенностями личности в свою очередь формируют мотивацию (через ценностные ориентации, потребности, интересы, условия жизнедеятельности, конкретные ситуации и эмоциональные реакции на них). Таким образом, характеристика мотивации как причины преступления условна; фактически речь идет о сложной последовательности: среда -особенности личности - - особенности мотивации, причем все время действуют как прямые, так и обратные связи. Говоря об определяющей роли потребностей в мотивации, надо помнить и о том, что интересы, ориентации, эмоциональные состояния, будучи зависимы от потребностей, участвуют в формировании мотивации и непосредственно.

По длительности и степени осознанияпроцесс мотивации преступления имеет ряд разновидностей. Для предумышленных преступлений характерны осознание общественно опасных действий и их

последствий, четкое видение цели, изначальное доминирование соответствующего мотива. Но уже у умышленных ситуационных преступлений возможна полуосознанная свернутая мотивация, когда цель возникает мгновенно, принятие и реализация решения о преступлении бывают неожиданными для самого субъекта, хотя соответствует позиции личности. Еще чаще такой вариант мотивации констатируется для неосторожных преступлений. В этих двух случаях ведущую роль в мотивации играют эмоциональные состояния.

Наконец, возможен и такой процесс мотивации, когда выбор варианта поведения доведен в силу упражнения до уровня автоматизированного стереотипа, почти неосознаваемой привычки. В ряде случаев в мотивации решающую роль может играть давление извне, в том числе требования и ожидания референтной группы, т.е., по существу, идентификация позиции группы с собственной. В определенных случаях могут доминировать и такие обстоятельства, как недостаточная информированность лица.

Однако во всех случаях мотивация включает выбор решения совершить преступление, хотя лицом осознается и другой вариант поведения, пусть несущий для него большие трудности. Преступление, таким образом, является выражением, объективизацией воли лица. В ином случае, например при мотивации, связанной с наличием крайней необходимости, непреодолимой силы, необходимой обороны и т.д., действия, внешне имеющие признаки преступления, таковыми не являются.

Для практических работников, осуществляющих профилактику, назначение и исполнение мер уголовно-правового воздействия, важно концептуальное положение, сформулированное С.Л. Рубинштейном: даже когда лицо осознает мотивацию своего поведения как выбор между несколькими частными ситуациями в зависимости от отношения к каждой из них, за этим стоит обобщенная позиция личности, мировоззрение как система ее базовых ценностей.

Криминогенная, как и иная, мотивация поведения имеет ряд функций:

- отражательная — как субъективное отражение криминогенных явлений (неблагоприятных влияний внешней среды и условий жизнедеятельности, ситуаций). Ее исследование позволяет выявить истоки мотивации, ответить на вопрос, каким образом криминогенные влияния включаются в механизм конкретного преступного поведения;

— побудительная, трансформирующая внешние криминогенные явления во внутриличностные побуждения преступного поведения. «Если истоки мотивации преступного поведения лежат в социальной среде, взаимодействуют с субъектом, что порождает мотивацию и отражается в ней, то непосредственной побудительной силой преступного поведения выступает сама мотивация

и особенно актуальная потребность, трансформированная в конкретный мотив и предметную цель»1;

- регулятивная — как управление деятельностью лица (в рассматриваемых случаях — субъекта преступления);

— контролирующая — как комплекс обратных связей преступного поведения и сознания лица.

Перечисленные функции существуют не изолированно, а в качестве сторон, элементов побуждения к совершению преступления в механизме конкретного преступного поведения.

В криминологической и уголовно-правовой литературе предлагается ряд классификаций мотивации конкретных преступлений. В их основе обычно лежит выделение доминирующих мотивов.

С учетом исследований, проведенных в 80—90-е гг., предлагается относительно новая классификация,исходящая из структуры мотивов, характерных для современного состояния преступности2. Классификация преступников, которая дана с использованием укрупненных видов мотивации, является при этом базовой. По содержанию мотивов умышленных преступленийвыделяются следующие виды побуждений, реализуемых преступным путем:

а) корыстные, т.е. побуждающие к личному обогащению;

б) стремление поддержать уровень комфорта, обладание вещами и потребление,
соответствующее требованиям престижа в служебной или бытовой среде, к ко
торой принадлежит лицо;

в) стремление к поддержанию минимального жизненного уровня своего и близких;

г) поддержание элементарных жизнеобеспечивающих потребностей лица как
биологического существа (удовлетворение потребности в пище, защите от хо
лода и т.д.);

д) пренебрежительное отношение к требованиям общества, нормам социально
го поведения, мешающим осуществлению личных планов, стремлений, жела
ний, амбиций;

е) враждебное отношение к окружающему миру, людям под влиянием личных не
удач, зависти, социального дискомфорта и т.д., в результате чего возникает стрем
ление причинить зло окружающим, даже лично не знакомым;

ж) межличностные конфликты (неприязнь, обида, месть, ревность, зависть);

з) агрессивность или жестокость как самоцель, проявление извращенной потреб
ности в самоутверждении, самореализации;

и) националистический экстремизм, религиозный фанатизм, иные формы групповой солидарности, основанные на осознании себя членом привилегированной группы, имеющей право на подавление в различных формах «чужаков»;

к) подчинение давлению авторитета, приказа, угрозы (при сохранении принципиальной возможности избирательного поведения);

л) враждебность к государственному или общественному строю, стремление насильственно изменить его.

1 Криминальная мотивация / Под ред. В.И. Кудрявцева. М., 1986. С. 28.

2 См.: Лунеев В.В. Мотивация преступного поведения. М., 1991. С. 184—190.

По содержанию мотивов неосторожных преступленийвыделяются следующие виды побуждений, реализуемых преступным путем:

а) пренебрежительно-легкомысленное отношение к нормам, регулирующим слу
жебные права и обязанности либо функции участников дорожного движения
и эксплуатации источников повышенной опасности1;

б) завышенная самооценка, самоутверждение себя как бесстрашного, умелого,
имеющего право на любой риск должностного лица, оператора - - источника
повышенной опасности (в том числе водителя) и т.д.;

в) стремление избежать затрат интеллектуальных или физических усилий, необ
ходимых для обеспечения надлежащего качества и безопасности какой-либо
деятельности.

Еще слабо разработана упоминавшаяся проблема однородной мотивации умышленных и неосторожных преступлений, в том числе пределов этой однородности. Во всяком случае, мотивы корысти, поддержания минимального жизненного уровня, социального дискомфорта, межличностного конфликта могут входить в механизм и неосторожных преступлений. Вместе с тем наиболее часто встречаются именно специфические мотивы неосторожных преступлений, выделенные выше. Причем при сходстве терминологии, относящейся к пренебрежительно-легкомысленному мотиву неосторожных преступлений и к одному из мотивов умышленных преступлений («пренебрежительное отношение к требованиям общества»), налицо и качественные различия. В мотивации умышленных преступлений имеет место осознанная и вызывающая позиция; для неосторожных преступлений характерно именно легкомыслие, проявляемое в сравнительно узкой сфере социального регулирования при признании базовых ценностей общества.

Специфична мотивация при аффективных преступлениях. Доминирующее побуждение здесь - - само состояние аффекта. И корректной формулировкой в этой связи было бы «совершение преступления под влиянием», а не «в состоянии аффекта». Аффект как мотив преступления, характеризуемого скоротечностью, осознается субъектом лишь в свернутом виде. Конечно, он в свою очередь детерминирован длящимся либо внезапно возникшим, но интенсивным межличностным конфликтом. Но в момент аффектированного преступления доминирующим побуждением является именно аффект, а вызвавшие его побуждения выступают лишь в качестве сомотивов2.

Нельзя отождествлять мотивацию как реально существующий процесс развития и реализации побуждений к преступлению с мотивировкой -

1 Речь идет об участниках движения и операторах, как лицах, выполняющих слу
жебные функции, так и частных лицах.

2 См.: Ситковская О.Д. Личность и уголовная ответственность. М., 1996. С. 325.

объяснением постфактум лицом, совершившим преступление, своих действий. Здесь типичны искажения действительной картины, связанные либо со стремлением представить себя в лучшем свете, либо с неполным осознанием происходившего, либо с неспособностью лица адекватно описать свои действительные эмоции, переживания, состояния. Игнорирование различий между понятиями мотивации и мотивировки может привести к серьезным ошибкам в криминологических исследованиях, а равно — в процессе осуществления профилактического или уголовно-правового воздействия.

Многие истоки формирования криминогенной мотивации находятся в семейно-бытовой сфере.Семья:

а) воспитывает свойства личности, ее ценностные ориентации, критерии изби
рательности и стереотипы поведения уже в раннем детстве, в том числе на уров
не подсознания, автоматизмов;

б) в непосредственном общении развивает или корректирует заложенные ранее
особенности личности';

в) обладает максимальной силой эмоционального воздействия;

г) влияет не только через направленное воспитание, но и через свой образ жиз
ни, атмосферу;

д) сочетает формирование интеллекта, воли, характера, ценностных ориентации,
стереотипов внешнего вида и привычного поведения;

е) непрерывно формирует потребности, интересы, варианты дозволенного и одоб
ряемого поведения в конфликтных ситуациях;

ж) осуществляет контроль за деятельностью личности.

Искажения личностной позиции членов семьи как детерминанты развития криминогенной мотивации возникают в результате:

- наличия в ее среде примеров преступного или сходного с ним иного правона-
рушающего поведения (хищения, хулиганства, истязания и т.д.), нередко в со
четании с направленным вовлечением других членов семьи в это поведение;

- примера привычного пьянства, наркомании, полового аморализма в сочета
нии с попытками вовлечения других членов семьи;

- интенсивной конфликтной атмосферы внутри семьи или в ближайшем быто
вом окружении, которая обусловливает постоянную напряженность, озлоблен
ность в отношениях, скандалы и драки, жестокое обращение и т.д.;

1 Нельзя сводить криминогенное влияние семьи только к воздействию родителей на несовершеннолетних детей, особенно в раннем детстве. Это влияние реализуется и при общении между собой взрослых членов семьи, а также при общении с родителями взрослых детей, живущих отдельно от них (тем более что период фактической подо-печности, зависимости от родителей для большинства молодых людей существенно увеличился). При этом возможно обратное направление криминогенных влияний (от детей к родителям) или их сочетание, взаимоусиление. Рассматриваемые процессы могут продолжаться и в семьях следующих поколений, взаимодействовать с аналогичными процессами в семьях родственников, друзей, соседей. Конечно, интенсивность влияний может различаться.

— демонстрации неуважения к базовым нравственным ценностям, бездуховнос
ти, ориентации исключительно на престижно-потребительские ценности, на
приобретательство как самоцель;

- низкого уровня культурных потребностей и интересов;

— демонстрации устойчиво эгоистической и эгоцентристской позиции неприя
тия ориентации на доброту, сострадание, солидарность;

— гиперболизированной опеки «своих»;

— нежелания, неумения, неспособности выполнять возложенные на семью со
циальные функции целенаправленного воспитания детей и контроля за их по
ведением, позитивного взаимодействия всех членов семьи.

Во многом аналогичные искажающие воздействия на личность могут иметь место и в иной бытовой, досуговой среде общения, в среде общения по месту учебы, работы.Носители этих влияний лица с антиобщественным правонарушающим поведением и их группы. Криминогенное воздействие этих источников еще более усиливается в случаях, когда лицо наблюдает примиренческое отношение к ним со стороны правоохранительных органов и общественности, открытую демонстрацию безнаказанности и неуязвимости криминогенной микросреды.

Специфический канал воздействий, искажающих личность, — традиции издевательства над младшими в армии, в общежитиях; культивирование в досуговых группах вражды к «чужим», пьянства, употребления наркотиков, использования жаргона преступников и обычаев преступной среды (татуировки и т.д.). В этих случаях не только значительно ускоряется процесс деформирования личности, но и создаются непосредственные предпосылки ситуативных преступлений, например, для добывания денег на угощение своей компании, для мести обидчикам при конфликте на улице.

Криминогенное воздействие оказывают наблюдаемые лицом злоупотребленияруководителей предприятий и учреждений, их бесхозяйственность, протекционизм, нечестность, грубость. Криминогенное влияние низкого уровня правовой культуры в современных условиях усиливается демонстрацией неуважения к закону, его фактическим бездействием или укрытием от законной ответственности преступников в силу их связей, статуса, коррупции. Укажем в этой связи на опасность дезориентации общественного мнения со всеми вытекающими отсюда последствиями - - публикациями бездоказательных утверждений о якобы безудержном разгуле преступности и бессилии правоохранительных органов, о невозможности на основе действующего закона доказать вину преступника. Такое же влияние оказывают публикации, осуждающие независимо от фактических обстоятельств законное применение силы и оружия для пресечения групповых и других тяжких преступлений.

Заметную криминогенную роль в современных условиях играет слабость инстиггутов социального воспитания,особенно учебных заведений, в сфере формирования уважения к подлинным базовым ценностям, гуманистическим и демократическим идеалам, принципам справедливости и законности. Столь же негативное воздействие оказывает и социальная демагогия, разрушающая, независимо от намерений ее носителей, нравственные основы и социальные сдержки, жизненную перспективу у значительной части членов общества, особенно имеющих низкий интеллектуальный и культурный уровень или находящихся в стадии интенсивного развития личности. Непосредственно криминогенный характер носят, в частности, пропаганда экстремизма, межнациональной вражды, нарушения национального или религиозного равноправия.

Интенсивное криминогенное воздействие на уровне детерминант конкретных преступлений оказывают резко обозначившееся аутсайдер-ствозначительной части членов общества и демонстративно вызывающий образ жизни «скоробогачей», формирующий у молодых членов общества мотивацию обогащения любой ценой.

Возникновению и развитию личностных деформаций как детерминант криминогенной мотивации способствуют недостатки социального контроля(общественного, контрольно-ревизионных и правоохранительных органов):

а) его недостаточность или несвоевременность осуществления в переходных си
туациях развития личности, когда резко меняется характер жизнедеятельности,
система связей и отношений (окончание образовательного учреждения, миг
рация, призыв в армию и т.д.);

б) недостаточная интенсивность контроля и воздействия в отношении лиц, по
ведение, связи, прошлое которых свидетельствуют о вероятности оказания кри
миногенного влияния на окружающих;

в) отсутствие координации и преемственности в воспитательном, профилакти
ческом, уголовно-правовом воздействии;

г) перенос центра тяжести на то, чтобы «отвлечь» лицо, находящееся в негатив
ной микросреде, от контактов с ней и игнорирование при этом задачи пресечь
функционирование этой микросреды, оздоровить ее1;

д) фактическое противодействие со стороны администрации предприятий, обра
зовательных учреждений и т.д. своевременному принятию достаточных мер
профилактики и воздействия.

Все более увеличивается роль средств массовой информациив структуре детерминант криминогенной мотивации, как в непосредственном ее развитии, так и в превращении в побуждение к конкретному

1 В каждом втором случае совершения преступления несовершеннолетним формирование его мотивации происходило в результате оценки лицом негативной среды и ее лидеров как безнаказанных и более сильных, чем правоохранительные органы.

преступлению. Усложнение условий формирования личности, возрастание в этой связи возможностей продуцирования отрицательных влияний связано с некоторыми побочными следствиями такого положительного явления в жизни нашего общества, как развитие свободы информации. Непрофессионализм, пристрастия, недостаток социальной ориентации, погоня за сенсациями в этой сфере могут повлечь распространение в обществе социально безответственной информации со всеми вытекающими из этого последствиями для воспитания и жизнедеятельности его членов.

Эта опасность реальна уже на уровне распространения политико-идеологической информации. Полуправда или открытая ложь, однобокость, призывы к действиям, нарушающим закон и порядок, демонстрация стереотипов неуважения к личности и ее достоинству -- все это не только негативно сказывается на позиции населения, особенно подростков и молодых людей, дезориентирует их, подрывает уважение к обществу, но и непосредственно создает криминогенно-провоциру-ющие ситуации.

Следующий блок влияния средств массовой информации на поведение связан с эстетическим (художественным) уровнем. Во взаимодействии с содержанием публикации, передачи, фильма и т.д. этот блок воздействия незаменим при формировании гуманистических ценностей, уважения к человеку как важнейшего контрмотива против криминогенных воздействий. Заведомо же неприемлемая для читателей, зрителей, слушателей информация (например, демонстрация по ТВ откровенно тенденциозных материалов, несущих функцию приукрашивания или маскировки действительной ситуации, неумеренное восхваление отдельных лиц) может иметь своим результатом создание позиции цинизма, отчуждения от официальных структур, неверия им. К такому же результату приводит и распространение через средства массовой информации так называемой чернухи, т.е. информации, обливающей грязью все и вся, в том числе в отечественной истории послереволюционного периода.

Существенное влияние на мотивацию поведения в современных условиях оказывают фильмы, видеопрограммы, ТВ и радиопередачи, публикации, содержащие демонстрацию или описание сцен жестокости, насилия, сексуальных сцен. При рассмотрении этого вопроса надо учитывать и такие специфические источники массовой информации, как тиражирование звукозаписей песен с блатной романтикой, пропагандой применения в ссорах оружия и т.п.; показ состязаний в силовых видах спорта с отталкивающими подробностями и т.п.

Традиционным для криминологической литературы является трактовка этой информации как криминогенной. Фактически ее воздействие

носит более сложный характер и определяется не только формой и содержанием, но и условиями воспитания (например, присутствием в массовой аудитории, объединяемой едиными ожиданиями, когда возможен эффект «заражения»), а также уровнем культуры лица, его ценностных ориентации и индивидуальных свойств. Можно выделить четыре типичных варианта таких влияний:

а) канализация агрессии через сопереживание, символические действия вместо
ее осуществления в общественно опасных формах;

б) постепенное привыкание к воспринимаемым образцам поведения как к доз
воленным, возникновение соответствующих стереотипов собственного пове
дения1 ;

в) провоцирование немедленного совершения актов насилия, вандализма и т.п. в ре
зультате подражания или групповой реакции разрядки;

г) возникновение чувства отвращения к демонстрируемому поведению, причем
в этих случаях нередко возникают длящаяся тревожность, чувство страха и дру
гие подобные состояния личности2.

Существенные особенности имеет мотивация конкретного преступного поведения лиц с расстройствами психики,не исключающими вменяемости. Обычно речь идет об умственной отсталости в степени де-бильности, алкоголизме, наркомании, психопатии соответствующих лиц3. Этот перечень не исчерпывающий: рассматриваемой категории преступников могут в некоторых случаях принадлежать также лица с органическими поражениями мозга (как правило, врожденными, например при болезни Дауна), лица с последствиями черепно-мозговых травм, лица со старческими изменениями психики. В этих случаях мотивация преступного поведения также основана на взаимодействии личности, условий ее формирования и жизнедеятельности, ситуации. Но особенности психической деятельности, в том числе взаимодействия между социальными и биологическими свойствами таких лиц, играют специфическую роль. Отмечается, в частности, снижение в ряде ситуаций уровня самоконтроля, приоритет в определении поведения эмоциональных состояний, импульсивности, преобладание возбуждения над торможением, дефекты воли. Эти лица труднее адаптируются в сложных ситуациях, особенно неожиданно

1 Существенное значение здесь имеет симпатия и антипатия, которую вызывает у
зрителя, слушателя лицо, демонстрирующее соответствующее поведение. Например,
если подросток солидаризуется с героем фильма, он стремится ему подражать, в том
числе в противоправных действиях.

2 Это в свою очередь может обусловить виктимное поведение (см. § 4).

3 В теории юридической психологии и уголовного права, законодательстве выра
ботана концепция учета этих состояний при назначении и исполнении наказания. Для
криминолога эта проблема значима в связи с анализом механизма конкретного пре
ступного поведения.

возникших; их восприятие и реакции в этих ситуациях часто бывают неадекватными (см. гл. V).

В возникновении, развитии и реализации в конкретных деяниях криминогенной мотивации значимы и стрессовые состояния, сформированные постоянным ожиданием враждебности от окружающих. В частности, у этих лиц в большинстве случаев снижен порог чувствительности к действительным и мнимым обидам и оскорблениям, связанным с указанием на их неполноценность.

На мотивацию поведения влияют также привычные стандарты и стереотипы в относительно замкнутой среде обитания лиц с аномалиями психики1.

Эти аномалии могут не проявиться непосредственно в качестве самостоятельного элемента мотивации. Но в конечном счете мотивация выражает личность как целостность, является психическим состоянием, определяемым комплексом свойств личности. А в этом плане аномалии психики не могут не сказаться на ее жизненной позиции, условиях жизнедеятельности, критериях избирательности поведения.



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.