Сделай Сам Свою Работу на 5

ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ, МЕТОД И СИСТЕМА КРИМИНОЛОГИИ





Варчук Т. В.

В18 Криминология: Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 2002. -

298 с. — (Серия «Высшее образование»).

ISBN 5-16-001171-4

 

В учебном пособии в соответствии с государственным образовательным стандартом по дисциплине 021100 «Юриспруденция» рассматривается современный комплекс теоретических проблем криминологии как научной основы деятельности по предупреждению преступности.

 

Книга позволяет в сжатые сроки получить знания по криминологии, систематизировать и закрепить их. Предназначена для студентов, слушателей, аспирантов и адъюнктов юридических вузов, преподавателей, научных и практических работников правоохранительных органов.

УДК 343(075.8) ББКб7.51я73

ISBN 5-16-001171-4

Барчук Т.В.,2002

ВВЕДЕНИЕ

 

История развития государства и общества убедительно свидетельствует о том, что уровень преступности возрастает тогда, когда государство находится в кризисной ситуации. Сегодня наша страна переживает затяжной социально-экономический кризис, который непосредственно влияет на криминогенную ситуацию в обществе. Годы реформ в России, когда происходило разрушение сложившихся в СССР институтов, ценностей, норм и начинало создаваться новое общество, ориентированное на рынок и всемерную инициативу, свободу личности, привели к существенному изменению характеристик преступности, разрушили «иллюзии части политиков, будто экономические и другие преступники могут обеспечить экономическое возрождение отечества, в его интересах начнут использовать преступные капиталы. Эти годы оказались временем активного наступления преступности на общество, государство», они с очевидностью показали, что «преступность — это не только результат общественных процессов, она способна и определять направление, интенсивность этих процессов»1. Поэтому без уяснения того, что представляет собой преступность во всех проявлениях в современных условиях, нельзя не только эффективно бороться с ней, но и успешно преобразовывать общественные отношения, гарантировать эффективную защиту жизни, имущества, прав и свобод каждого члена общества.



Уголовно-правовая борьба с преступностью в современных социально-экономических условиях имеет особую актуальность. В период расцвета криминала многократно возрастает также социальная значимость теории права, исследования самой преступности, совокупности ее причин и условий, личности преступника и разработки мер предупреждения преступлений.



 

ТЕМА 1

ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ, МЕТОД И СИСТЕМА КРИМИНОЛОГИИ

 

Термин «криминология» происходит от латинского слова «crimen» — преступление и греческого «logos» — учение и означает «наука (учение) о преступлении». Но в отличие от науки уголовного права, изучающей преступления, ответственность и наказания за них в законодательной характеристике и правоприменительной практике, криминология исследует преступность, причины и условия ее возникновения и распространения, личность преступника и предупреждение преступлений как массовых социальных явлений.

Криминология как самостоятельная отрасль знаний и совокупность концепций борьбы с преступностью существует менее двух веков. Хотя некоторые суждения о причинах преступности и методах борьбы с ней встречаются уже в (античных) трудах римских и греческих мыслителей и в философских трактатах XVI—XIX вв. Но до второй половины XIX в. они не представляли еще самостоятельной системы научных положений.

Криминология-- это социолого-правовая наука, изучающая преступность, личность преступника, причины и условия преступности, методы и средства ее предупреждения. Как общественная наука криминология вырабатывает и систематизирует объективные знания об изучаемой области социальной жизни, описывает, объясняет и прогнозирует явления и процессы в ней на основе устанавливаемых закономерностей возникновения, существования, изменения этих явлений и процессов.



Отечественная криминология выделяет и изучает четыре группы социальных явлений.

Преступность— исторически изменчивое социальное и уголовно-правовое явление в обществе. Она представляет собой совокупность (целостность) всех преступлений, совершенных в данном государстве за определенный период времени. Преступность измеряется такими качественно-количественными показателями, как: состояние (уровень), структура и динамика. Правонарушения, необразующие преступлений, но тесно связанные с ними («фоновые»), например пьянство, проституция, наркомания и т. п., рассматриваются криминологией при анализе причин и условий ряда видов преступлений и при разработке мер их предупреждения. Исследование же этих явлений и методов борьбы с ними в полном объеме не входит в предмет криминологии.

1 Преступность и реформа в России / Под ред. А.И. Долговой. М., 1 998. С. 3.

Личность преступникаизучается как система социально-демографических, социально-ролевых, социально-психологических свойств субъектов преступлений. Применительно к личности преступника криминология рассматривает соотношение биологических и социальных факторов. Данные о личностных свойствах применительно к субъектам преступлений в целом и по видам преступлений содержат существенную информацию о причинах преступлений. Личность преступника исследуется так же, как непосредственный адресат предупреждения новых преступлений (рецидива).

Причины и условия преступностиобъединены родовым понятием «криминогенные детерминанты» (от лат. determinate — обусловливать существование и развитие другого явления). Это совокупность социально-негативных экономических, демографических, идеологических, социально-психологических,- политических, организационно-управленческих явлений, которые порождают и обусловливают (детерминируют) преступность как свое следствие. Причины и условия преступности в многообразии их содержания, природы, механизма действия изучаются на разных уровнях: причины и условия преступности в целом, отдельных групп преступлений, конкретного преступления.

Предупреждение (профилактика) преступностикак система государственных и общественных мер, направленных на устранение или нейтрализацию причин и условий преступности, удержание от преступлений и коррекцию поведения правонарушителей. Профилактическая система анализируется: по направленности, механизму действия, этапам, масштабу, содержанию, субъектам и другим параметрам.

Все четыре основных предмета изучения криминологии органично взаимосвязаны. Конечная цель изучения первых трех частей (преступности, личности преступника, причин и условий преступности и преступлений) — разработка эффективной системы предупреждения преступности.

В системе общественных наук криминология располагается на стыке социологии и правоведения.

К правоведению криминология имеет непосредственное отношение, поскольку изучает явления, характеризующиеся уголовно-правовыми понятиями «преступление», «преступник». Кроме того, причины и условия преступности, личность преступника во многом связаны с дефектами правосознания, правовой психологии и т. п, Система профилактики преступлений также имеет правовой характер. Вместе с тем изучение преступности как явления в целом, причин и условий, личности преступника, мер предупреждения преступности выходит за рамки правоведения. Криминология тесно связана с социологией - наукой об обществе, и более всего -с социологией права. Особенно велика роль социологии в изучении причин и условий преступности, а также личности преступника. Поэтому криминология прежде всего социолого-правовая наука и учебная дисциплина.

Специфика познания предмета заключается в следующем: криминология изучает преступность и связанные с ней явления как социально-правовую реальность. Для этой науки характерен глобальный и последовательный социологический подход к анализу и оценке преступности, личности преступника. В этом отношении криминология отличается, например, от науки уголовного права, которая имеет «свою» социологию, но в основном сосредоточивает внимание на анализе юридических норм., положений уголовного права о преступлении, наказании. В то же время криминология как наука социально-правовая рассматривает юридические характеристики преступности, преступления и преступника. Однако она отличается, например, от тех разделов социологии, которые изучают социальные отклонения, в том числе — преступность.

Специфика криминологического познания заключается еще и в том, что делается выраженный акцент на объяснении причин изучаемых социально-правовых явлений и процессов. Приоритет криминологии — общая теория и концепция предупреждения преступности. Помимо этого криминология принимает участие в разработке как правовых, так и иных по содержанию мер предупреждения преступности: социально-экономических, культурно-воспитательных и др.

Криминология взаимодействует не только с правовыми и социологическими науками, но и со смежными отраслями права. Особенно с уголовно-правовой теорией и уголовным законодательством, которые дают юридическую характеристику преступлениям и преступникам. Эти определения обязательны для отечественной криминологии. В отличие от западной она отвергает использование неопределенного по границам понятия «отклоняющееся поведение» взамен «преступность», понятия «криминологический» рецидив взамен уголовно-правовой характеристики этого явления; не относит к числу преступников лиц, возраст которых не соответствует уголовно-правовым признакам.

В свою очередь, криминология предоставляет науке уголовного права, законодателю и правоприменительной практике информацию об уровне преступности, ее структуре, динамике, эффективности профилактики преступлений, а также делает прогнозы относительно изменений в социально-негативных явлениях. Это позволяет своевременно проводить нормотворческую деятельность, связанную, во-первых, с криминализацией либо декриминализацией деяний, т. е. признания деяний преступными либо перевода преступлений в ранг иных правонарушений. А во-вторых, с дифференциацией санкций, включая регламентацию случаев замены уголовных наказаний иными мерами воздействия. Таким образом, криминологическое знание не только составляет основу системы предупреждения преступности, но и играет существенную роль в развитии системы уголовно-правовой борьбы с преступностью во взаимодействии с профилактикой. Криминологическое знание используется при определении уголовной политики в стране.

Криминология тесно связана с уголовным процессом и прокурорским надзором. Сфера общих интересов — правоотношения, связанные с процессуальным нормотворчеством и правоприменительной деятельностью органов дознания, следствия, суда, прокуратуры по выявлению и устранению причин и условий преступности.

Взаимодействие уголовно-исполнительного права и криминологии наиболее активно осуществляется применительно к борьбе с рецидивом преступлений, к результативности исполнения наказаний, а также в ресоциализации и адаптации лиц, отбывших заключение. При этом уголовно-исполнительное право изучает порядок, процесс и проблемы, связанные с отбыванием наказания, а криминология — причины и условия рецидива и меры по их устранению. Уголовно-исполнительное право и криминология совместно разрабатывают рекомендации по предупреждению рецидива, по повышению эффективности исправления осужденных лиц.

Поскольку криминология изучает массовые явления: причины и условия множества преступлений, личности преступников и разветвленную систему мер профилактики преступлений, то одним из основных способов сбора и анализа информации является статистический метод. Данные уголовной статистики органов внутренних дел, прокуратуры и суда, а также результаты конкретных криминологических исследований дают обобщенную картину преступности.

Данные общесоциальной статистики (демографической, экономической и др.) используются при исследовании причин и условий преступности и тенденций ее развития.

Криминология тесно связана с деликтологией. Это междисциплинарная комплексная наука и направление в законодательстве о непреступных правонарушениях, их причинах и условиях, личности правонарушителей и предупреждении правонарушений. Она включает в себя административную, дисциплинарную, гражданскую и семейную деликтологию. '

Криминологический анализ причин и условий преступности, как и специальное изучение экономических или должностных преступлений, невозможен без знания экономической статистики, политической и.прикладной экономики.

Для познания причин и условий преступности и преступлений криминология активно использует данные общей, социальной и юридической психологии, демографии, обшей концепции и отдельных отраслей социологии и политологии. Такие сведения особо значимы, в частности, при прогнозировании и программировании борьбы с преступностью, а также при специальном изучении профилактики преступлений несовершеннолетних, рецидива, бытовых преступлений, преступлений, совершаемых лицами без постоянного источника доходов, в том числе безработными.

Криминология связана и с педагогикой. Взаимодействие этих наук особенно важно при исследованиях преступлений несовершеннолетних, рецидива, бытовых преступлений. Данные педагогики необходимы и при разработке и анализе эффективности индивидуальных мер предупреждения преступлений. Обоснованно предложение о выделении такого направления на стыке криминологии и педагогики, как криминологическая педагогика или педагогическая криминология.

Криминология взаимодействует также с новой научной дисциплиной — юридической конфликтологией.

Таким образом, социолого-правовая природа криминологии предполагает ее уникальную для права комплексность, тесное взаимодействие со многими научными и нормативными направлениями. Однако это ни в коей мере не сказывается на определенности предмета криминологии, четкости ее границ при размежевании с родственными отраслями знаний и права.

Рассмотрим основные функции криминологии.

Описательная— отражает явления и процессы, входящие в предмет криминологии, на основе собранного практического материала.

Объяснительная— позволяет выяснить характер изучаемого процесса, его особенности.

Прогностическая— определяет возможное развитие явления или процесса.

Программно-преобразующая— позволяет реализовывать программу результатов криминологического познания, полученных с помощью первых трех функций, в реальной действительности.

В основе системы криминологии две главные составляющие: предмет и уровень обобщения научно-практической информации. Предмет криминологии, ее положения систематизируются по четырем основным проблемам: преступность; личность преступника; причины и условия преступности и конкретных преступлений; предупреждение преступности и конкретных преступлений.

По уровню обобщения в криминологии выделяются две части -Общая и Специальная (или Особенная). В Общей части криминологические явления и понятия анализируются в целом, обобщенно, без выделения специфики видов преступлений. В Особенной части криминологическая характеристика дается по определенным группам (видам) преступных деяний (корыстные, насильственные и т.д.) либо по особенностям контингента преступников (преступления несовершеннолетних, рецидивные преступления и т. д.).

Общая часть криминологии рассматривает преступность, причины преступности в целом и конкретного преступления, личность преступника, борьбу с преступностью, а также изучает развитие самой криминологии.

Все преступления классифицируются по юридическому составу, времени и месту совершения и т. д. Преступность проявляется внешне в виде совокупности преступлений, что обычно отождествлялось с ее сущностью. Однако наметился новый (для нашей страны, но не для мировой криминологии) подход, когда под преступностью понимают негативное свойство общества воспроизводить массу опасных деяний, обусловливающее введение уголовно-правовых запретов, поддающееся количественной интерпретации и внешне выражающееся в потоке преступлений. Таким образом, совокупность преступлений, совершенных на определенной территории за тот или иной период времени, <— это еще только симптом преступности, указывающий (подобно повышенной температуре или сыпи на теле больного) на более глубокие криминогенные процессы.

Криминология выделяет причины преступности в отдельный блок как объект специального исследования. Криминологи выявляют, систематизируют и описывают экономические, культурологи-

ческие, этнические, психологические и другие социальные процессы, способствующие воспроизводству преступности как массового явления.

Под причинами преступности понимают социальные явления, которые ее порождают. Отечественная криминология склоняется к тому, что их сущность состоит в проявляющихся противоречиях на том или ином этапе развития общества. Криминология изучает причины возникновения и роста преступности, классифицирует их по различным признакам.

Надо отметить, что на смену в известном смысле ограниченному причинно-следственному анализу в криминологию постепенно приходит системный анализ. Последний переносит акцент с установления перечня причин (факторов) преступности на раскрытие их взаимодействия в рамках единого процесса воспроизводства обществом опасного для него преступного поведения. Однако и при системном подходе, позволяющем в полной мере отразить современную преступность и тенденции ее развития, наиболее важной задачей остается определение основных причин их изменения и смены.

Причины конкретного преступления, совершенного в условиях определенного времени и места, не повторяют идентично схему причин преступности. Конкретный вор, насильник или убийца далеко не всегда осознает связь совершаемого им преступления с крупномасштабными противоречиями нашей действительности. Соблазн переступить закон появляется из индивидуальных условий существования конкретного лица, к которым относятся:

- микросреда, где формируется личность;

— особенности потока массовой информации, потребляемой человеком;

- его личностные особенности;

- ситуация, располагающая к конкретному преступлению. Криминология исследует эти четыре основные группы причин конкретного преступления, а также процесс их взаимодействия, именуемый механизмом формирования конкретного преступления.

При изучении личности преступника выявляют демографические, правовые, социально-ролевые и иные особенности людей, совершающих преступления. Интерес представляют количественные отличия социологического портрета преступников (и отдельных их категорий) от массы населения в целом. Профессиональные, половозрастные, семейные и другие характеристики выявляют некоторые истоки преступности.

Наблюдение и изучение преступников должно вестись непрерывно, поскольку их количественно-качественный состав на протяжении времени меняется. Например, за последние десятилетия вырос образовательный уровень преступников, увеличилось число молодежи и женщин. Благодаря гласности стали известны преступники из высших эшелонов власти.

Для выработки политики борьбы с преступностью необходима научная фиксация соответствующих изменений в предмете криминологии. В задачи криминологии входит также определение сравнительной криминальной пораженности различных слоев общества, т. е. определение того, в каких социальных группах преобладающее число преступников, какие преступления характерны для каждого общественного слоя.

Криминология изучает мотивы преступлений, т. е. побуждающие факторы к совершению преступления и объяснения их самими преступниками. Однако криминология пока еще не в должной степени учитывает «философию преступления», или систему мировоззренческих взглядов, оправдывающих нарушение закона. Борьба с преступностью как постоянный и целенаправленный процесс критически осмысливается криминологией.

Эта наука разрабатывает концептуальные основы для программ борьбы, сдерживания и профилактики преступности с учетом регионального масштаба и местных особенностей. Сейчас существует потребность в альтернативных и многовариантных программах, которые предусматривают выбор тех или иных мер для борьбы с преступностью в зависимости от возможных поворотов в развитии криминогенной обстановки (инфляция, углубление межнациональных конфликтов, рост организованной преступности, коррупция, появление значительного числа безработных и т. п.).

Криминологическая наука ищет способы усовершенствования механизма борьбы с преступностью, разрабатывает модели нормативных актов по предупреждению преступлений, дает оценку уже действующим мерам, а также обосновывает введение новых, теоретически определяет оптимальное соотношение между карательным воздействием на преступников и некарательным предупреждением преступлений.

Особенная часть криминологии складывается из блоков более или менее узких проблем преступности. Это так называемые частные криминологические теории, описывающие и объясняющие закономерности отдельных видов преступности и способов противодействия им: корыстная, насильственная, молодежная, женская, рецидивная, организованная, профессиональная, экономическая преступность, а также преступность, обусловленная алкоголизмом и наркоманией, и т. д. Особенная часть криминологии включает теории, освещающие влияние на преступность каких-либо конкретных факторов (круга факторов): поведения потерпевшего (виктимология), семьи (семейная криминология), экономики (экономическая криминология).

Криминология исследует личность потерпевшего сточки зрения его предрасположенности стать жертвой преступного посягательства. Криминология выясняет психологические, социальные, профессиональные и другие особенности потерпевших от различных видов преступлений. Изучаются также жизненные ситуации, повышающие опасность стать жертвой преступления. Полученные результаты используются для выработки рекомендаций, направленных на предупреждение преступлений, а также на оказание социальной помощи потерпевшим.

Семья с криминологических позиций изучается в рамках семейной криминологии. При этом исследуется специфика преступлений, совершаемых на почве бытовых отношений, а также семейные факторы, способствующие различным видам преступности: насильственной, корыстной, рецидивной, преступности несовершеннолетних. Криминология вырабатывает методы предупреждения преступности посредством воздействия на семью.

В последнее время предметом изучения криминологии стала экономика: анализируются криминологическая характеристика преступлений, совершаемых в экономической сфере, различные стороны экономики (противоречия, кризисные явления), которые обусловливают массовое воспроизводство широкого круга преступлений.

Так называемые фоновые или сопутствующие преступности негативные общественные явления (алкоголизм, наркомания, проституция, самоубийства и т. д.) изучаются социальной патологией. Криминология же затрагивает их в той мере, в какой эти явления взаимосвязаны с процессом воспроизводства обществом преступлений, поскольку причины, тенденции и профилактика всех социальных отклонений как преступного, так и непреступного характера имеют много общего.

Основная проблема криминологии на этапе перехода общества к демократическим ценностям состоит в научном объяснении и прогнозировании криминологических явлений для эффективной профилактики преступности.

 

ТЕМА 2

ИСТОРИЯ КРИМИНОЛОГИИ

 

Еще с глубокой древности проблемы преступности, ее детерминации, личности преступников, эффективности защиты от преступности привлекали внимание философов, юристов и представителей других отраслей знания. Первоначально эти идеи излагались в контексте более общих суждений о норме и патологии поведения, о личности и ее формировании, о способах регулирования жизнедеятельности людей. Постепенно в процессе развития науки преступность выделялась в качестве предмета анализа. Это обязывает хотя бы кратко рассмотреть взгляды мыслителей, которые прямо или опосредованно сформулировали краеугольную идею криминологии -о социальной природе преступности. Ведущая роль концепции социальной обусловленности преступности и ее причин предполагает рассмотрение и личностного подхода, связанного с так называемыми внутренними причинами преступлений (мотивация деяний, механизм влияния на них особенностей личности — приобретенных и врожденных и т. д.). Но этот аспект характеристики преступности неразрывно связан с социальной детерминацией.

Возникновение криминологии как науки формально связано с публикацией в 1885 г. книги итальянского исследователя Р. Гарофало «Криминология». Однако криминологические идеи, суждения о сущности преступности, ее причинах, методах противодействия уходят корнями в глубь веков. Первые попытки выявить связь преступности с социальными условиями общества можно найти в работах мыслителей античности. Уже Демокрит (V—IV вв. до н. э.) проводит параллели между причинами преступлений и отсутствием побуждений кдоб-родетели в силу нравственных и умственных пороков; указывает на роль воспитания для предупреждения противоправных деяний, так как неправильное поведение — результат незнания более правильного. Угроза наказания хотя и оказывает на человека сдерживающее воздействие, но не всегда удерживает его от соблазна грешить втайне.

Протагор (V в. до н. э.), который близко подошел к идее специальной и общей превенции, существенную роль отводил предупредительному воздействию наказания. По его мнению, наказание осуществляется во имя будущего, чтобы не совершал преступлений ни наказываемый, ни другой человек, которому становится известно о примененном наказании. Сходные взгляды на роль наказания в сдерживании преступности высказывали Платон (V—IV вв. до н. э.), а позднее Эпикур (IV—III вв. до н. э.). Платон сформулировал и ряд положений о способах охраны общества от опасных и неисправимых преступников путем их изоляции. Заслуживает внимания и анализ мотивов человеческого поведения, приводящих к преступлениям. По мнению Платона, это прежде всего страсть к наслаждениям, ревность и др. Кроме прочих мотивов он выделял и совершение деяний по неведению. В модели идеального государства Платон не допускает частной собственности, порождающей корысть и конфликты в высших слоях, управляющих обществом.

Антисфен, Диоген и другие представители философской школы киников (V—IV вв. до н. э.) связывали совершение преступлений с неумеренными или искаженными потребностями. А именно: алчность, разврат, эгоистическое честолюбие как следствие пороков воспитания.

Мысль о социальной, а не только о личностно-мотивационной природе преступлений обосновывал Аристотель (IV в. до н. э.). Основной причиной он назвал отсутствие в обществе равенства и справедливости. Все это порождает испорченность нравов, проявляющуюся в социальных отклонениях.

В дальнейшем римские мыслители и юристы учли основные положения древнегреческой философии. Речь идет о возможности регулирования поведения людей разумом и чувством справедливости. Вместе с тем Цицерон и другие римские авторы с развитием юриспруденции в Риме значительно продвинулись в разработке роли нормативного регулирования поведения людей. При этом был сделан серьезный шаг в направлении комплексной оценки социальной, нравственной и правовой природы преступления.

Период раннего средневековья был далеко не лучшим временем для развития научных идей. Господствовала теологическая модель личности преступника, связанная со злой волей или завладением душой человека дьяволом. Вместе с тем нельзя не отметить своеобразие взглядов Ф. Ливийского (1225—1274). По его мнению, добродетельные люди в состоянии регулировать свое поведение без угроз со стороны человеческого закона, ориентируясь на закон естественный. Угроза же и реализация наказания необходимы для людей порочных и не поддающихся убеждению.

Значительный прорыв в данной сфере сделали ранние буржуазные идеологи. Так, Т. Мор (1478—1539) в «Утопии» связывает существование преступности с нищетой и бедностью широких слоев населения, с паразитическим образом жизни дворян. Ключ к успешной борьбе с преступностью, по его мнению, не жестокие наказания, а установление справедливых порядков в обществе.

Проблема, связанная с возможностью криминогенного влияния самих законов и практики их применения, нашла выражение в идеях Ф. Бэкона (1561 — 1626). Он рассматривал справедливость как одно из основных качеств правового регулирования. Нарушение этого требования неизбежно провоцирует преступления. В этой связи он классифицировал виды насилия на открытое; злонамеренность, прикрывающуюся законом, и жестокость самого закона.

Т. Гоббс (1588—1679) считал, что «война всех против всех» как результат природного состояния людей, связанного с тремя основными человеческими качествами — соперничеством, недоверием, любовью к славе, — может быть прекращена только страхом перед сильной властью. В этом случае законы направляют людей к благу; гарантируют безопасность и спокойствие. Т. Гоббс дал своему главному труду название «Левиафан» (1651), сравнивая государство и его законы с вызывающим всеобщий страх библейским чудовищем.

Д. Локк(1632—1704) считал, что решающее влияние на формирование личности и поведения оказывает среда обитания. Поэтому обосновывал необходимость установить постоянные для всех правила жизнедеятельности и обеспечить при помощи правосудия пресечение посягательств на общественную и личную безопасность людей.

В процессе становления и развития криминологических исследований сложилось множество теорий и школ, по-разному объяснявших природу и истоки преступности, предлагавших различные способы и средства ее предупреждения.

В развитии криминологии можно выделить три периода: первый (классический) длился со второй половины XVIII в. до последней трети XIX в.; второй (позитивистский) — с последней трети XIX в. по 20-е годы XX в.; третий (современный или плюралистический) -с 30-х годов XX в. по настоящее время.

Классический период криминологии непосредственно вытекает из эпохи просвещения перехода от феодализма к капитализму (XVII—XVIII вв.). Он предшествует и сопутствует государственным, общественным и духовным преобразованиям, происходившим в Европе после буржуазно-демократических революций. В это время наука отходит от господствующей прежде теологической трактовки преступления как «духовного падения», рассматривавшегося исключительно в качестве результата действия сверхъестественных сил. Предпринимаются попытки рационального, сугубо теоретического объяснения того, почему человек совершает преступление. Разрабатываются более гуманные меры уголовного наказания.

Ш. Монтескье (1689—1755) в своих работах «Персидские письма» (1721) и «О духе законов» (1748) исходил из социальной обусловленности нравов и поведения. По его мнению, человек подвержен заблуждениям и страстям, а значит, способен нарушить законы природы и общества. Но справедливый законодатель может противодействовать социальным отклонениям.

В широком контексте рассматривал причины преступности и возможности борьбы с ней Ж.-Ж. Руссо (1712—1778). Он утверждал, например, в работе «Рассуждение о начале и основаниях неравенства...» (1755), что причиной любых социальных отклонений, в том числе преступных злодеяний, является возникновение частнособственнического общества. Разорение бедных, политическое неравенство, скученность в городах, вредные для здоровья работы, роскошь и злоупотребления власть имущих — все это неизбежно вызывает рост преступности. В этой ситуации ответственность за преступления, подчеркивал Ж.-Ж. Руссо, несет общество. Эффективное противодействие преступности невозможно без преобразования общественных отношений, гуманизации государства и права; в основе воспитания - дух подлинной нравственности. Превентивная сила законов, по мнению Руссо, связана с выражением в них общей воли, с их справедливостью и полезностью, в которой надо убеждать людей, а вовсе не с суровостью.

Для французских просветителей-энциклопедистов Вольтера (1694-1778), Д. Дидро (1713-1784), К. Гельвеция (1715—1771), П. Гольбаха (1723—1789) основной причиной социального зла, включая преступность, было невежество людей. Они признавали решающую роль среды в формировании личности и поведения. Поэтому сводили механизм воздействия на нее к просветительным мероприятиям, в том числе среди бедных слоев общества.

Правда, определенное внимание обращалось (особенно Гольбахом) и на влияние имущественного неравенства. Но этот аспект социальной обусловленности поведения оставался у просветителей XVIII в. все-таки на втором плане по сравнению с состоянием общественных нравов.

Известный деятель Великой французской революции Ж.-П. Марат также отдавал предпочтение в анализе причин преступности' влиянию процессов в нравственной сфере общества. Но в работе «План уголовного законодательства» (1790), подготовленной на конкурс Экономического общества в- Берне, он показал связь преступности с условиями жизни общества, состоящего из «презренных рабов и повелевающих господ», с угнетением, жестокостями со стороны господствующих слоев. Именно отсутствие у бедняков средств к существованию и утрата веры в справедливость являются, по мнению Марата, основными причинами преступности. Поэтому закон должен предупреждать слишком большое неравенство, устанавливая какой-то разумный предел. Общество обязано помогать своим гражданам, лишенным самого необходимого. Индивидуальные и коллективные деяния для захвата того, в чем общество отказало беднякам, Марат считает «мнимыми преступлениями».

При упоминании классической школы криминологии имеется в виду система идей о преступлениях и борьбы с ними, сформировавшаяся в рамках так называемой классической школы уголовного права.

Основываясь на идеях Монтескье и других великих просветителей XVII—XVIII вв., Беккариа создал принципиально новую для своего времени теорию. Огромное значение имел его знаменитый труд «О преступлениях и наказаниях» (1764), в котором автор всесторонне излагает идею предупредительного воздействия наказания. Это способно выработать внутренние побуждения, удерживающие от проявления «страстей», мотивирующих преступления. Беккариа разделял популярные тогда позиции «общественного договора». Он считал, что «существуют три источника нравственных и политических начал, управляющих людьми: божественное откровение, естественные законы и добровольные общественные отношения». Беккариа усматривает источник преступлений во «всеобщей борьбе человеческих страстей», в столкновении частных интересов. По его мнению, «с расширением границ государства растет и его неустройство, в такой же степени ослабляется национальное чувство, побуждения к преступлениям увеличиваются соразмерно выгодам, которые каждый извлекает для себя из общественного неустройства».

По мнению Беккариа, преступная активность человека напрямую связана с двумя основными движущими началами — наслаждением и страданием. Именно эти чувства побуждают людей как к вредным, так и полезным действиям. Таким образом, в классическом труде Беккариа имеется не только диалектическое осмысление воспроизводства преступности под воздействием общественных противоречий, но и психологическая трактовка механизма индивидуального преступного поведения.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.