Сделай Сам Свою Работу на 5

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ





Общее (общесоциальное) предупреждение преступности реализует антикриминогенный потенциал общества в целом, всех его институтов.

Специфика переходного периода такова, что в различных сферах социальной жизни более заметны кризисы, дис­пропорции, другие негативные явления, детерминирующие преступность, нежели факторы, изначально противостоящие ей. Тем более невозможна в нынешних условиях трактовка общесоциального предупреждения преступности в прежних понятиях и измерениях.

Из этого, конечно, не следует, что общесоциальное предупреждение преступности стало невозможным, бес­смысленным или бесполезным. Скорее наоборот: признание того, что преступность является уже прямой и очень серьезной угрозой национальной безопасности, актуализирует значение и роль данного вида предупредительной деятельности. В этом одно из существенных проявлений саморегулирующего начала в жизни общества. В нынешней российской действительности, несмотря на сложности и трудности переходного периода, появляются дополнительные (в принципе не новые, но основательно забытые) возможности противостояния прес­тупности на общесоциальном уровне, например связанные с позитивными сторонами рыночных преобразований или нравственными ценностями религиозных конфессий.



Остается незыблемым тезис об определяющем, базисном характере подсистемы общесоциального предупреждения в ряду всех мер упреждающего противодействия преступности.

Сохраняются, во многом проявляясь по-новому, следующие признаки мер общего предупреждения: масш­табность, всеохватывающий и разносторонний характер, комплексность и взаимозависимость, непрерывность, ради­кальность. Благодаря этим характеристикам общее пре-

дупреждение представляет собой основу, фундамент специального предупреждения — упреждающего противостоя­ния преступности.

Так, целенаправленные усилия сотрудников правоох­ранительных органов и специализированных общественных формирований по организации в каникулярное время досуга трудных подростков, состоящих на учете в милиции, могут рассчитывать на успех лишь в условиях, когда общество, государство, его образовательно-воспитательные структуры уделяют необходимое внимание вопросам жизнеобеспечения, развития и социализации подрастающего поколения (на это выделяются необходимые средства, проводится продуманная социальная политика по охране интересов и улучшению положения детей и т.д.). Точно так же специальные меры предупреждения имущественных преступлений могут быть результативными в том случае, если они осуществляются в условиях нормальной работы экономических, финансовых, контрольных механизмов.



Общее (общесоциальное) предупреждение охватывает крупные, имеющие долговременный характер виды соци­альной практики в самом широком смысле этого слова. Например, в сфере экономики — это развитие производства на основе современных технологий, продуманная структурная и инвестиционная стратегия, справедливое перераспределение собственности, укрепление национальной валюты и всей фи­нансовой системы, снижение инфляции и многие другие аспекты совершенствования экономических, а также тесно связанных с ними распределительных отношений.

В сфере политической — это становление и развитие новой российской государственности, упрочение демократии и начал федерализма; укрепление всех ветвей власти, реализация политической воли противостояния социально негативным явлениям и процессам в условиях многопартийности.

В сфере социальной (в узком смысле этого слова) большое антикриминологическое значение имеют меры, направленные на усиление социальной ориентации преобразований; устра­нение резкого социального расслоения общества; поддержки малоимущих граждан; укрепление семейных устоев; обес-печение надлежащих условий для социализации личности, преодоление ее социального отчуждения; ограничение нега­тивных последствий безработицы, вынужденной миграции людей и т.п.



Что касается духовной сферы жизни, то нравственность всегда противостоит преступности, а безнравственность ин­тенсивно продуцирует ее. Если общество в целом, государство, его структуры, а также отдельные люди руководствуются идеями добра и справедливости, живут по законам нравст­венности, то они могут успешно противостоять кримино­генному прессу экономической разрухи, социальных бедствий, других криминогенных факторов базисного, глубинного характера.

Общесоциальное предупреждение действует и в правовой сфере. Это, например, совершенствование законодательства, прямо не нацеленного на предупреждение преступности, а имеющего предметом правовое регулирование разнообразных общественных отношений иного характера (трудовых, се­мейных и т.д.), которые, будучи нормативно неупорядо­ченными, могут играть криминогенную роль.

Таким образом, меры общесоциального предупреждения имеют исключительно широкий диапазон, они воздействуют практически на все виды, группы, разновидности причин, условий и других детерминант преступности. Мно­гоаспектный, комплексный характер предупреждения преступности наиболее ярко проявляется именно на общесоциальном уровне. При этом сильной стороной общесоциального предупреждения является взаимосвязь различных по содержанию мер (экономических, социальных, культурно-воспитательных, правовых и др.), а также спо­собность на основе взаимного дополнения (поддержки, обогащения) не просто суммировать эффект антикри­миногенного воздействия, а придавать ему новое, несравненно более высокое в смысле результативности качество.

Основная ударная сила общесоциального предупреждения направлена на причины, условия, иные детерминанты прес­тупности, во всем их многообразии, включая "причины причин".

Издержки, теневые стороны крупномасштабных общесо­циальных мер проявляются в одних случаях как возможность (абстрактная или реальная), в других — как состоявшаяся наличность, факт социального бытия или общественного сознания. Здесь очень важно не упустить время: чем раньше начнется предупредительное воздействие на криминогенные факторы, тем больше у него шансов на успех.

Следует подчеркнуть особую роль и значимость криминологического сопровождения крупномасштабных со­циальных явлений и процессов. Этим целям служит прежде всего криминологическая экспертиза, которая представляет собой изучение, анализ, оценку ее предмета — экономических, социальных, культурно-воспитательных и иных мероприятий с целью определения их возможного или существующего влияния на преступность, ее причинный комплекс, тенденции, качественно-количественные характеристики, последствия, другие криминологически значимые показатели. Чаще всего понятие "криминологическая экспертиза" употребляется при­менительно к законотворческой работе. В действительности же наряду с законопроектами криминологической экспертизе могут подвергаться проекты концепций, федеральных и региональных целевых программ, различного рода основных положений, основных направлений и других документов. Предпочтительнее проводить экспертизу на стадии разработки и обсуждения проектов, когда в них легче внести необходимые с криминологических позиций коррективы, изменения и дополнения. Однако возможна экспертиза уже состоявшихся (принятых, утвержденных) решений. Нельзя отрицать возможности и целесообразности экспертизы криминальной ситуации в целом, а также отдельных ее параметров.

Если в процессе проведения криминологической экспертизы появится необходимость участия в ней не только криминологов, но и экономистов, политологов, демографов, психологов, педагогов, других специалистов, может быть принято решение о междисциплинарной или комплексной экспертизе.

По результатам экспертного исследования составляется заключение, представляющее собой научно обоснованные криминологические рекомендации и предложения, реализация которых призвана способствовать предупреждению прес­тупности. В частности, эксперты могут рекомендовать развить, дополнить, конкретизировать позитивные стороны плани­руемых или уже проводимых мероприятий с целью усиления их антикриминогенного потенциала или, наоборот, снять, устранить какие-то положения, которые открывают простор для действия криминогенных факторов, и тем самым способствовать совершению преступлений.

Назначение и проведение криминологических экспертиз должны иметь правовую основу, законодательное закрепление. Наряду с криминологическими экспертизами криминологи включаются в общесоциальное предупреждение преступности в иных формах. В частности, они принимают участие в качестве консультантов в планировании социального развития регионов, отраслей, отдельных объектов, в разработке и реализации федеральных и региональных целевых программ, участвуют в разработке проектов законов, направленных на борьбу не только с преступностью, но и такими фоновыми явлениями, как пьянство, алкоголизм, проституция, наркотизм, и др.

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте характеристику общесоциального предупреждения

преступности.

2. Что такое криминологическая экспертиза, как она

проводится?

Лекция 15. СПЕЦИАЛЬНОЕ (СПЕЦИАЛЬНО-КРИМИНО­ЛОГИЧЕСКОЕ) ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ

Специальное предупреждение преступности, в отличие от общего, имеет целенаправленный на недопущение прес­туплений характер. Специальная предназначенность для выявления и устранения (блокирования, нейтрализации) при­чин, условий, иных детерминант преступности — его про­филирующий, конституирующий признак, главная осо­бенность. Наряду с этим специально-криминологическое предупреждение включает: предотвращение замышляемых и подготавливаемых, пресечение начатых преступлений1.

Специально-криминологические мероприятия должны разрабатываться и осуществляться применительно к разным видам преступлений и типам преступного поведения, к различным сферам общественной жизни, социальным группам, отраслям хозяйства, ибо они характеризуются особенностями процессов детерминации2.

Специальное предупреждение органично дополняет и конкретизирует общее, но меры специального предупреждения принимаются в разрезе отдельных его составляющих и имеют временные границы. Они строго целенаправлены, специа­лизированы и так или иначе локализованы во времени и пространстве применительно к определенным срокам про­ведения, к различным отраслям хозяйства и т.д.

В сущности, лишь один этот признак (целенап­равленность) имеет в известном смысле абсолютное значение, играет роль качественного критерия для разграничения рассматриваемых видов предупреждения преступности. Остальные различия между ними являются не столько

Названные виды (точнее, подвиды) предупредительной деятельности рассматриваются только в связи с другими элементами предупреждения преступности. Подробнее связанные с ними вопросы излагаются в рамках других учебных дисциплин (например, оперативно-розыскной, иной деятельности органов внутренних дел).

См.: Сахаров А. Б. Социальная система предупреждения преступлений//Советское государство и право. 1972. N° 11. С. 70.

 

сущностными, сколько количественными. Так, обще­социальные меры, хотя и могут в принципе осуществляться на уровне особенного (применительно к отдельным отраслям хозяйства, социальным группам населения) и даже единичного (индивидуального) предупреждения, в основном своем объеме являются всеобщими, т. е. действующими в масштабе всего общества, государства. Эффект предупреждения преступности мерами экономического, социального, политического, культурно-воспитательного характера достигается главным образом в результате общесоциального предупреждения, но аналогичные по содержанию предупредительные мероприятия могут осуществляться (по крайней мере, активно ини­циироваться) и в рамках специально-криминологической деятельности. Правовые меры могут входить в состав общесоциального предупреждения, но они в несравненно большей степени характерны для специально-кримино­логического предупреждения. Примеры подобного взаимо­проникновения, своеобразного переплетения общих и специально-предупредительных мер можно было бы привести исходя не только из этих оснований (масштаб, содержание), но и других.

Наряду с прямыми связями между общими мерами предупреждения и специальными существует и своеобразная обратная связь: последние не только базируются на первых, не только используют предупредительный потенциал об­щественного развития в целом, но и способствуют ему, устраняя довольно значительные преграды на его пути.

В этом смысле можно говорить о возрастании роли, социальной ценности специального предупреждения в условиях переходного периода, когда рост преступности не просто притормаживает, затрудняет экономические, соци­альные и иные преобразования, а уже таит в себе угрозу их срыва, обращения вспять.

Меры специального предупреждения преступности разнообразны и классифицируются по разным основаниям. Используются и рассмотренные классификационные крите­рии, т.е. специально-криминологические меры различаются по содержанию (экономические, политические, культурно-

воспитательные и др.), по масштабам действия (обще­государственные, региональные и др.). Дифференциация мер специального предупреждения осуществляется и по иным основаниям.

В зависимости от момента применения (начала реализации) различается раннее и непосредственное предупреждение первичных и предупреждение рецидивных преступлений.

В первом случае речь идет о выявлении и устранении возможных и наличных неблагоприятных условий формирования личности, оздоровлении микросреды, кор­рекции поведения, а также потребностей, интересов, взглядов лиц, могущих встать на преступный путь. Во втором предупредительное воздействие оказывается на лиц, уже совершивших преступления и подвергавшихся уголовному наказанию (мерам, его заменяющим), с целью недопущения их возврата на преступный путь.

По степени радикальности можно выделить специально-криминологические меры: а) предупреждающие возможность возникновения криминогенных явлений и ситуаций; б) ней­трализующие (блокирующие, минимизирующие) такие явления и ситуации; в) полностью устраняющие их.

По правовой характеристике различаются специально криминологические меры: базирующиеся на нормах права, но ими не регламентированные (например, правовое про­свещение и воспитание), и детально урегулированные юри­дическими нормами (например, административный надзор милиции за лицами, освобожденными из мест лишения свободы).

В свою очередь меры второго вида подразделяются на регламентированные нормами административного, уголовного, гражданского, трудового, процессуального и других отраслей права.

По механизму действия в специальном предупреждении выделяются меры-сигналы (внесение следователем представ­ления об устранении причин и условий, способствующих совершению преступления) и меры прямого действия (на­пример, совершенствование на предприятии бухгалтерской

отчетности в целях недопущения экономических прес­туплений).

Специальное предупреждение, за вычетом предотвращения замышляемых, подготавливаемых и пресечения начатых прес­туплений, представляет собой криминологическую профилак­тику, объектом которой являются причины, условия и иные детерминанты преступности. Поскольку в рамках кримино­логии изучается именно эта сторона предупредительной деятельности, есть необходимость остановиться на ней подробнее. Большое практическое значение имеет деление криминологической профилактики на общую и индиви­дуальную. Оно проводится в некоторых нормативных актах, например МВД РФ, и служит основой для решения таких немаловажных вопросов, как разграничение компетенции структурных подразделений — субъектов специально-кри­минологического предупреждения, специализация сотруд­ников, анализ результатов и оценка эффективности пре­дупредительных мероприятий и т.д. И что существенно — это деление базируется на некоторых общепризнанных поло­жениях, касающихся природы преступности, особенностях ее

детерминации.

Причины и условия, иные детерминанты преступлений могут проявляться в индивидуальной жизни конкретных лиц, допускающих отклонения от норм поведения, антиоб­щественные действия, правонарушения непреступного ха­рактера и способных в силу этого встать на путь совершения преступлений. Индивидуальная профилактика направлена на выявление и устранение (блокирование, нейтрализацию) кри­миногенных факторов, непосредственно связанных с пове­дением, образом жизни, микросредой таких лиц. Индиви­дуально-профилактические меры осуществляются в отно­шении освобожденных из исправительных учреждений, осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, совершающих административные правонарушения и других категорий лиц, чье поведение, антиобщественные связи, неблагоприятные условия нравственного формиро­вания и развития личности, криминогенные жизненные ситуации и другие обстоятельства индивидуальной жизни

свидетельствуют о возможности становления или возврата на преступный путь. Такие лица ставятся на профилак­тический учет милиции. С ними проводятся воспитательно-профилактические беседы о недопустимости противоправного поведения, в необходимых случаях им оказывается помощь в трудовом и бытовом устройстве, восстановлении и под­держании социально полезных связей, лечении от ал­коголизма и наркотизма, проводятся другие индивидуально-профилактические мероприятия.

Установление специальных правил поведения, огра­ничение прав лиц, подвергающихся индивидуально-профи­лактическому воздействию, возможны строго на основа­ниях и в порядке, предусмотренных законом, например в случаях установления административного надзора за опреде­ленными категориями лиц, освобожденных из мест лишения свободы.

Причины, условия и иные детерминанты преступного поведения нередко проявляются безотносительно к анти­общественному поведению конкретных лиц, которые могут совершить уголовно наказуемые деяния, а именно в различных сферах социальной жизни: семейно-бытовой, досуговой, про­изводственно-трудовой, в сфере частного предпринима­тельства, приватизации, кредитно-финансовых отношений, внешнеэкономической деятельности и т.д. В целях выявления и устранения (блокирования, нейтрализации) криминогенных факторов в названных и других сферах осуществляются меры общей пофилактики. Для решения задач общей про­филактики преступлений анализируются качественно-ко­личественные показатели преступности и других правона­рушений, сведения об их причинах и условиях, проводятся прикладные криминологические исследования на отдельных объектах (в регионах, отраслях хозяйства), целевые профи­лактические операции; о криминогенных факторах, путях и средствах их устранения (нейтрализации, блокирования) информируются органы власти, местного самоуправления, управления коммерческими и некоммерческими организа­циями и другие субъекты, обладающие возможностями и полномочиями по практической реализации соответствующих

предложений антикриминогенного характера; разрабатываются и осуществляются финансово-экономические, организацион­ные, технические и иные меры предупреждения преступ­лений; проводится работа по повышению юридической культуры граждан, их правовому просвещению и воспитанию, оказывается населению консультационная помощь по воп­росам защиты от противоправных посягательств.

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте характеристику специально-криминологического
предупреждения преступности.

2. Как соотносятся общесоциальное и специально-кри­
минологическое предупреждение преступности?

3. Чем различаются индивидуальная и общая профи­
лактика преступлений?

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.