Сделай Сам Свою Работу на 5

Задача № 4

Изучите материалы на несовершеннолетнего У. и выполните следующие задания.

1) Используя признаки, значимые для определения вероятности совершения преступле­ния, сделайте прогноз о будущем поведении У.

2) Составьте план профилактических мероприятий в отношении несовершеннолетнего У.

В процессе индивидуальной работы с несовершеннолетним У. были получены материалы, характеризующие его образ жизни, поведение, отношение к труду

Из характеристики с места работы У. стало известно, что он работает на заводе железобетонных изделий в качестве разнорабочего. К труду относится удовлетворительно, в общественной жизни участия не принимает, пассивен, имели место опоздания на работу без уважительных причин. На воспитательные меры реагирует болезненно, считает, что к нему проявляют излишнее внимание, как к ранее судимому.

Из характеристики по месту жительства У. известно лишь то, чтоон часто бывает в нетрезвом виде, поддерживает связь с ребятами сомнительного поведения, на замечания взрослых обычно не реагирует,сквернословит. Из бесед участкового инспектора с его родителями можно сделать следующий вывод: взаимоотношения родителей с сыном не налажены, взаимопонимание отсутствует, после работы он надолго уходит из дома, приходит поздно, к просьбам матери оставить компанию ребят, заняться делом, учебой относится безразлично. Но явной грубости по отношению к ней не проявляет. Из источников оперуполномоченного уголовного розыска стало известно, что У. является лидером нефор­маль­ной группы, состоящей из несовершеннолетних, в прошлом судимых, вернувшихся из спецшколы и состоящих на учете милиции. Объединение группы состоялось на почве нездоровых интересов, в частности выпивок. Есть непроверенные данные, указывающие на совершение этой группой мелких краж и других правонарушений.

При проверке по ЗИЦ ГУВД г. Москвы было установлено, что У. ранее привлекался к административной ответственности за распитие спиртных напитков. Штраф был наложен начальником отдела внутренних дел. После этого подобных проступков У. не совершал.

 

Решение:

Прогноз о будущем поведении У. (итог расчета +34) – следует ожидать совершения преступления, требуется активная профилактика.

 

План профилактической работы


Предупреждение преступности несовершеннолетних

Современная концепция предупреждения преступности несовершеннолетних закреплена в документах международного сообщества. Основополагающее значение имеют, в частности, Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила, 1985), Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эль - Риядские принципы, 1990). Ряд важных положений, имеющих профилактическое значение, содержится и в ратифицированной Российской Федерацией Конвенции ООН о правах ребенка 1990 г. Задачей российского государства является скорейшая полная имплементация и реализация положений указанных документов.

Важнейшим принципом профилактики, закрепленным в международных актах, является приоритет мер предупреждения перед уголовной репрессией. В отношении несовершеннолетних особое значение получают закрепленные в уголовном и уголовно - исполнительном законодательстве задачи предупреждения преступлений, принципы гуманизма и экономии репрессии. Несомненным достоинством нового УК РФ является закрепление особых правил уголовной ответственности несовершеннолетних в отдельной главе Кодекса (гл. 14). Положения главы уже дважды (в 2001 и 2003 гг.) претерпели существенные изменения в направлении дальнейшей гуманизации и дифференциации ответственности несовершеннолетних. Следует признать справедливым тезис о необходимости приоритетного применения к несовершеннолетним альтернатив уголовному преследованию (наказанию) - мер воспитательного воздействия, примирительных процедур, во всех возможных случаях, что имеет важное профилактическое значение. Российское законодательство движется именно в этом направлении.

Ряд гуманных положений, направленных на обеспеченье приоритета защиты прав несовершеннолетних в ходе уголовного процесса и исполнения наказания, содержатся в УПК РФ и УИК РФ. В то же время крайне медленно создается система ювенальной юстиции, центральным институтом которой являются любые суды для несовершеннолетних. Такая система действует во многих зарубежных странах. Существовали суды для несовершеннолетних и в дореволюционной России. Ювенальные суды функционируют в Ростове-на-Дону и ряде других регионов России. Создание ювенальной юстиции отвечает закрепленной в Конвенции ООН о правах ребенка рекомендации «в случае необходимости и желательности принимать меры по обращению с детьми-правонарушителями без использования судебного разбирательства, при условии полного соблюдения прав человека и правовых гарантий».



Главным направлением противодействия преступности несовершеннолетних, безусловно, является ее предупреждение. Выделяются общее и специальное предупреждение, включающее раннюю, непосредственную и профилактику рецидива.

Меры общесоциального предупреждения направлены главным образом на создание благоприятных условий для социализации детей и подростков, реализация их прав и законных интересов, коррекции негативных социальных процессов - детерминант преступности несовершеннолетних. Одним из руководящих принципов ООН для предупреждения преступности несовершеннолетних является «обеспечение уровня жизни, гарантирующего физическое, умственное, духовное, нравственное, социальное развитие». К другим элементам общесоциальной профилактики Эль - Риядские принципы относят доступ несовершеннолетних к общеобразовательной системе и культурным ценностям, обеспеченье содержательного досуга и отдыха.

Приоритетными задачами общего предупреждения преступности несовершеннолетних на современном этапе являются:

- поддержка материнства и детства, усиление социальной защиты малозащищенных слоев населения;

- борьба с безнадзорностью, беспризорностью, маргинализацией детей и подростков;

- сокращение молодежной и подростковой безработицы;

- нравственное воспитание молодежи;

- противодействие алкоголизации и наркотизации подростков, пропаганда здорового образа жизни;

- усиление медико-психологической работы с подростками, имеющими психические и физиологические отклонения;

- улучшение дошкольного и школьного образования;

- организация детского и подросткового досуга, усиление его культурной составляющей, поддержка массовой физкультуры и спорта.

Субъектами общесоциального предупреждения являются все государственные и негосударственные структуры общества. В первую очередь к таким структурам относятся учреждения образования, органы опеки и попечительства, органы здравоохранения, занятности, учреждения культуры, СМИ.

Специальное предупреждение преступности несовершеннолетних во многом конкретизирует задачи общесоциального предупреждения с учетом специфики его объектов, субъектов и этапов.

Нормативная основа комплекса специального предупреждения заложена Федеральным законом от 21 мая 1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Закон регламентирует деятельность основных субъектов предупреждения правонарушений несовершеннолетних; категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, и основания ее проведения; определяются понятия беспризорности, безнадзорности несовершеннолетнего и семьи в социально опасном положении. Отдельные меры специального предупреждения регулируются также многочисленными подзаконными актами.

Основными субъектами специальной профилактики являются прежде всего комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые органами местного самоуправления, а также соответствующие подразделения органов внутренних дел. Ряд профилактических функций, особенно на этапе ранней профилактики, выполняют также образовательные учреждения, органы опеки и попечительства, специальные органы по делам молодежи, органы социальной защиты и иные учреждения.

В противодействии преступности несовершеннолетних решающее значение имеет ранняя профилактика. Ее задачами является оздоровление среды и оказание помощи несовершеннолетним, оказавшимся в неблагоприятных условиях жизни и воспитания. Мерами ранней профилактики являются, например, выявление неблагополучных семей, «групп риска», принятие мер к родителям и иным лицам, пренебрегающим обязанностями по воспитанию детей, обеспеченье содержательного досуга, помощь при трудоустройстве. Раннее предупреждение является наиболее гуманным, эффективным и требующим наименьших затрат специально - профилактическим направлением.

Ранняя профилактика включает в себя комплекс мер по коррекции поведения подростков, ведущих антиобщественный образ жизни, систематически допускающих правонарушения, совершивших общественно опасные деяния до достижения возраста уголовной ответственности. В ряде случаев закон предусматривает возможность применения на рассматриваемом этапе профилактики ряда принудительно-воспитательных мер (учет в подразделениях по делам несовершеннолетних ОВД; помещение в центр временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей; направление в специальное учебно-воспитательное учреждение открытого и закрытого типа; другие принудительные меры воспитательного воздействия, применяемые судами и комиссиями по делам несовершеннолетних).

Важное значение имеет пресечение преступности несовершеннолетних и профилактика преступных посягательств на несовершеннолетних (гл. 20 УК РФ), в том числе криминальной деятельности, связанной с вовлечением несовершеннолетних в совершение преступлений и иную антиобщественную деятельность, а также жестокого обращения с несовершеннолетними, часто являющимися поводом для совершения последними преступлений.

Профилактика повторности преступлений осуществляется в процессе исполнения наказания, а также в период после его отбытия. Профилактические меры включают контроль и социальную помощь подросткам, совершившим преступления, а также деятельность сотрудников милиции, прокуратуры, судей по выявлению и устранению причин и условий конкретных преступлений.

Меры предупреждения преступности несовершеннолетних возможно также классифицировать по масштабу: меры федерального уровня, регионального уровня (уровня субъектов Федерации) местного уровня, групповые (континентальные) и индивидуальные. Следует отметить, что перспективным направлением, успешно реализуемым во многих регионах России, является разработка региональных и местных программ предупреждения преступности несовершеннолетних. Общие задачи могут быть конкретизированы с учетом специфики местных условий (национально-религиозного состава населения, социально-экономического положения и пр.).

Важным и перспективным направлением профилактики является привлечение к выполнению ряда задач общественных организаций, церквей различных конфессий, иных институтов гражданского общества. Так, положительные результаты дает участие церкви и иных организаций гуманитарного характера в работе воспитательных колоний.

Дальнейшее развитие и совершенствование системы предупреждения преступности несовершеннолетних, ее эффективность во многом зависит от комплектности принимаемых мер, поддержки государства и общества в целом.

Борьба с преступностью несовершеннолетних всегда должна быть одним из важнейших приоритетных направлений государственной политики и стратегии борьбы с преступностью в целом.

Задача 1.

Ранжируйте по степени криминогенности следующие группы несовершеннолетних:

учащиеся (лицеев, гимназий, общеобразовательных школ и т.п.);

работающие на производстве;

неработающие и неучащиеся.

 

Структурная характеристика несовершеннолетних по социальной принадлежности по итогам 2001 г. выглядит следующим образом1: рабочих — 5,3%; учащихся — 46; студентов — 3,1%.

Вместе с тем увеличилось в 1,6 раза количество учащихся и студентов, доставленных в органы внутренних дел за правонарушения.

Высок удельный вес неработающих и неучащихся несовершеннолетних, совершающих преступления, — в 1997 г. он составлял 44,4% в общем числе выявленных несовершеннолетних преступников, что, в частности, отражает и высокую численность данной возрастной группы в демографической структуре общества.

В 2001 г. этот показатель снизился до 35,7%, однако абсолютное количество лиц, образующих эту группу, выросло на 20,5%.

Росло число несовершеннолетних, совершивших преступления, официально зарегистрированных безработными (наиболее значимым прирост был в 1999 г. и составил +12%)2.

Тема № 7

Задача № 1

Ранжируйте по степени криминогенности следующие группы несовершеннолетних:

- учащиеся (лицеев, гимназий, общеобразовательных школ и т.п.);

- работающие на производстве;

- неработающие и неучащиеся.

 

Решение:

- учащиеся (лицеев, гимназий, общеобразовательных школ и т.п.); 1

- неработающие и неучащиеся. 2

- работающие на производстве; 3

 

Задача № 2

Какие из названных преступлений наиболее часто совершаются несовершеннолетними преступниками (укажите 3 наиболее и 3 наименее характерных преступления):

- хулиганство;

- изнасилование;

- карманная кража;

- убийство;

- квартирная кража;

- неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (угон);

- применение насилия в отношении представителя власти;

- мошенничество;

дача взятки.

 

Решение:

- хулиганство; - наиболее характерное

- изнасилование;

- карманная кража; - наиболее характерное

- убийство; - наименее характерное

- квартирная кража;

- неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (угон); - наиболее характерное

- применение насилия в отношении представителя власти;

- мошенничество; - наименее характерное

- дача взятки. - наименее характерное

 

Задача № 3

Ознакомьтесь с нижеперечисленными данными о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, и оцените состояние и динамику отдельных видов преступлений.

 

Доля преступлений несовершеннолетних по отдельным видам преступности (в %)

Все преступления 16,4

Тяжкие 17,0

Грабежи и разбои 29,0

Кражи 56,2

из складов, баз, магазинов 31,5

из ларьков, палаток 47,6

из квартир 25,9

из транспортных средств 54,2

Хулиганство 13,0

Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (угон) 30,5

Решение:

Динамика отдельных видов преступлений, совершенных подростками и при их участии

Виды преступлений 1994 г. 1995 г. 1996 г. 1997 г.  
Умышленные убийства  
Тяжкие телесные повреждения  
Изнасилования  
Грабежи и разбойные нападения  
Кражи  
Хищения оружия и боеприпасов  
Хулиганство  
Угоны транспортных средств  
 
             
           
               
             
               
               
             
               
               
               
               
               
             
               
               
               
             
             
             
               
             
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
                         

Динамика преступности – это движение преступности или её структурных частей в сторону роста или снижения.

Динамика рассчитывается в условиях определённого места и времени. Представляет собой динамический ряд. Уровень ряда – абсолютная величина.

Абсолютный прирост – разность между уровнем ряда последующего и предыдущего периода.

Темп роста (снижения) – отношение уровня последующего и предыдущего периода.

Темп прироста – разность между темпом роста и 100%-ным показателем преступности.

Все расчёты динамики выполняются:

- базисным способом. База – определённый год, с ним сравниваются все последующие показатели.

- цепным способом – последующий показатель сравнивается с предыдущим.

 

№ п/п Мероприятия работы Кто проводит Примечание
1. Профилактическая беседа с целью выяснить: интересы, увлечения, хобби; отношение к родным; отношение к работе; предпочтения; желание и возможность учиться; интересы группы, лидером которой является; в чем видит смысл своей жизни; какое место в общественной жизни отводит для себя; каким представляет свое будущее; отношение к семье (будущей). Психолог органа опеки и попечительства или комиссии по делам несовершеннолетних  
2. Предложить пойти учиться, получить специальное образование, профессию — || —  
3. Привлечь к участию в спортивных секциях, творческих объединениях, туристических клубах и т.д. (по интересам) — || —  
4. Беседа с матерью с целью выяснить: её отношение к делам и проблемам сына; были ли травмы в детстве; интересы и увлечения сына. — || —  

 

Задача № 6.

Прочтите описание преступления. Проанализируйте причины совершения преступления несовершеннолетними. Проведите виктимологический анализ:

- совершил ли потерпевший какие-либо ошибки, которые повысили его виктимность?

- какие меры виктимологической профилактики могли бы быть эффективны в данном случае?

Крыловы установили железную дверь с двумя сейфовыми замками. Каково же было их удивление и горе, когда уже через два месяца квартиру обокрали. Милиционеры провели осмотр, сняли отпечатки пальцев, где могли. Однако следствие затянулось.

Лишь через два года из милиции пришла повестка. Теперь были удивление и радость - жулика поймали. Им оказался некто Сайрулин. В какой-то квартире его задержали на месте преступления. Проверили отпечатки пальцев, и сразу нашли виновника сорока семи нераскрытых краж.

На допросе Сайрулин рассказал, что он работал с малолетками. Поговорит с ними по-мужски, даст закурить, а иной раз и выпить. Что еще пацану надо? Он уже готов на все. Задание было несложным. Высмотреть одноклассника побогаче, узнать его адрес, выкрасть у него ключи от дома и вынести их Сайрулину. Прямо возле школы он делал с них слепок, и через 15 минут ключи вновь возвращались к однокласснику. Через несколько дней Сайрулин изготавливал ключи и по установленному адресу совершал кражу.

 

Решение:

Потерпевший совершил ошибки, которые повысили его виктимность: потерпевший разговаривал с незнакомым Сайрулиным, брал закурить и иной раз выпить, приглашал в дом непроверенных знакомых, давал возможность выкрасть ключи.

Меры виктимологической профилактики, которые могли бы быть эффективны: направленные на устранение ситуаций, чреватых возможностью причинение вреда (изготовление и распространение специальных памяток-предостережений; извещение граждан через средства массовой информации об имеющихся на данной территории фактах совершения преступлений; проведение целенаправленных бесед о том, как себя вести и что делать в случае встречи с преступником). Позволяющие обеспечить личную безопасность возможной жертвы преступления. Это могут быть разъяснительные меры, обучение приемам самообороны, установление личной охраны, оповещение о предстоящих ситуациях, контроль за поведением потенциальной жертвы.

 

 



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.