Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 5. Личность преступника как объект криминологического анализа

Вопросы к занятию:

1. Понятие личности преступника (лица, совершившего преступление). Соотношение субъекта преступления и личности преступника. Значение изучения личности в криминологии.

2. Криминологическая характеристика личности преступника (социально-демографические, социально-ролевые, нравственно-психологические и уголовно-правовые признаки).

3. Понятие и сущность антиобщественного образа жизни. Антисоциальная направленность и общественная опасность личности преступника.

4. Соотношение социального и биологического в личности преступника. Роль психопатических изменений личности в механизме преступного поведения.

5. Типология личности преступника.

Контрольные вопросы по теме:

1. Общественная опасность личности преступника.

2. Возрастные категории преступников.

3. Деформация правового сознания преступников.

4. Антиобщественная установка личности преступника.

5. Что первично в преступнике социальное или биологического.

6. Соотношение классификации и типологии при изучении личности преступника.

Контрольные задания по теме:

Задание № 1

Определите, какие из перечисленных психофизиологических особенностей преступников служат благоприятным фоном антиобщественного поведения, а какие являются криминологически нейтральными:

а) унаследованные или приобретенные, физические или психические дефекты;

б) физические травмы, полученные в результате несчастного случая или заболевания;

в) нарушения психики (слабоумие, психопатия) врожденные или приобретенные;

г) умственные и психосоматические расстройства (психозы, психоневрозы);

д) социальные отклонения, связанные с сексуальной извращенностью, алкоголизмом, токсикоманией, наркоманией;

е) низкое интеллектуальное развитие, ограниченность мировоззрения, невежество, наивно - легкомысленное отношение к окружающей действительности;

ж) гормональные аномалии, связанные с повышенной сексуальностью, импотенцией.

 

Задание № 2

Ознакомьтесь с нижеприведенной информацией о жизни Р. и ответьте на указанные в конце текста вопросы.



Р.,38 лет. Родителей потерял в 10-летнем возрасте, воспитывался в детском доме. По специальности - квалифицированный столяр с 15 - летним стажем работы, образование - 6 классов общеобразовательной школы, женат, имеет 8-летнего сына. Проживал с семьей в отдельной трехкомнатной квартире. Заработок - средний. Ранее был условно осужден за подделку больничных листов, затем за хулиганство - к лишению свободы на 1 год. Хулиганство совершил при следующих обстоятельствах. Во время выпивки на квартире своего друга Р. допустил непристойное высказывание в отношении жены последнего. В ответ на замечание приятеля Р. неожиданно ударил его бутылкой по голове, нанес побои его жене и сыну, разбил стулом окно в их квартире, нарушил покой соседей, одного из них беспричинно ударил, «чтобы сорвать злость», как впоследствии пояснил сам Р. на суде. После отбытия наказания возвратился к семье, был трудоустроен на ту же мебельную фабрику, где работал до осуждения. По работе характеризуется в целом положительно, однако отмечены выпивки в рабочее время, факты использования оборудования предприятия в корыстных целях. По истечении десяти месяцев со времени освобождения из колонии совершил кражу, один раз привлекался к ответственности за мелкое хулиганство. Кражу совершил при следующих обстоятельствах.

Около 22 часов, находясь в нетрезвом состоянии, Р. возвращался домой. Проходя мимо соседнего дома, заметил на подоконнике дамскую сумочку, ударом кулака разбил окно и украл находившийся в сумочке кошелек. Преступление совершил без какой - либо подготовки. В частности, находился ли кто-нибудь в доме в момент кражи, не интересовался. Похищенные деньги израсходовал с приятелями на выпивку. Виновным себя признал и неоднократно выражал сожаление о случившемся. Добровольно возместил ущерб.

По отзывам сотрудников учреждения исполнения наказаний (по месту отбывания последнего наказания). Р. встал на путь исправления, добросовестно трудился, освоил профессию пилорамщика, сторонился осужденных, которые характеризуются отрицательно. С момента прибытия в колонию имел одно нарушение, выразившееся в том, что затеял ссору и драку с другим осужденным, который насмешливо отозвался об обстоятельствах, повлекших осуждение Р.

В культурно-воспитательных мероприятиях участвует неохотно. Пассивен во всем, кроме работы на производстве. Книг не читает. Изредка просматривает газеты, интересуется главным образом спортивными новостями.

При опросе научным сотрудником лаборатории изучения и анализа преступности выяснилось, что Р. школу бросил потому, что «не давалось учение и хотелось скорее зарабатывать себе на жизнь». Оставался на второй год в 5-м классе. Объясняя свое нежелание продолжать учебу в настоящее время, Р. заявил, что, конечно, неплохо было бы получить хотя бы неполное среднее образование, но «уже поздно, да и забыл все». В беседе не мог назвать ни одного произведения А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, В.В. Набокова, не знает, кто такие И.Е Репин, П.И. Чайковский. В театре был один раз в жизни в школьные годы, какой смотрел спектакль и в каком театре, не помнит. В возрасте 16-18 лет занимался в волейбольной секции, имеет второй спортивный разряд. Других выраженных увлечений позитивного характера не выявлено. Социальной активностью не отличался.

Планы на будущее сводятся к тому, чтобы «освободиться и жить с семьей». Когда в ходе беседы разговор зашел о семье, Р. заметно волновался, на глазах у него появились слезы.

На вопрос о том, что привело его к неоднократному совершению преступлений, Р. ответил: «Сам виноват. Дурной когда много выпью».

Ответьте на следующие вопросы:

1. Укажите основные социальные роли Р.

2. Дайте обобщенную оценку социально-ролевому признаку структуры личности Р.

3. Опишите раздельно интеллектуальные, эмоциональные и волевые свойства личности Р.

4. Охарактеризуйте культурный уровень Р.

5. Дайте общую нравственно-психологическую характеристику личности Р.

6. Можно ли, судя по приведенным данным, говорить о том, что личности Р. присуще устойчивая антисоциальная ориентация корыстного характера (корыстная мотивация)?

7. Можно ли отнести Р. к числу опасных преступников, в поведении которых наблюдаются элементы преступного профессионализма?

 

Задание № 3

Ознакомьтесь с приведенной информацией из жизни Б. и дайте аргументированные ответы на следующие вопросы:

а) Какие обстоятельства жизни Б. могли оказать неблагоприятное влияние на его нравственное формирование?

б) Роль в совершении (первой кражи, разбойного нападения, применения насилия в отношении представителя власти) каждого из этих преступлений личностных свойств Б. и жизненных ситуаций, в которых были совершены преступления?

в) На какие положительные черты личности Б. и особенности его биографии можно обратить внимание в индивидуальной профилактической работе с ним?

Б., находясь в нетрезвом состоянии, направлялся на стадион. Около кассы стадиона он увидел, как сотрудник полиции пытается задержать А., совершившего хулиганские действия. Б., подойдя к группе граждан, наблюдавших за происходящим, услышал, как кто-то из них произнес: «Надо бы помочь». С криком «А что! Попробуем!» Б. набросился на полицейского, сбил его с ног, нанес несколько ударов, причинив ему средней тяжести вред здоровью. Вместе с А. они бросились бежать, но были задержаны нарядом полиции. При задержании оказали сопротивление. Среди участников и очевидцев происшествия, знакомых Б. не было. Гражданин, который сказал: «Надо бы помочь», был установлен и пояснил, что он имел в виду необходимость оказания помощи сотруднику полиции в задержании хулигана. Эти объяснения признаны убедительными, и уголовное преследование в отношении данного гражданина прекращено.

Б. 36 лет, образование 8 классов, специальности нет, работал грузчиком транспортного цеха машиностроительного завода, холост. Ранее дважды судим: за квартирную кражу и разбой. Первое преступление совершил в 18-летнем возрасте, после того, как ушел из дома, где происходили постоянные ссоры и драки между родителями. После ухода из дома Б. попал в компанию опытных воров. По его собственному признанию, участвовал в совершении не менее 10 краж, однако, был осужден только за одну из них. В колонии дал откровенные показания об остальных совершенных им преступлениях. Объясняя свой поступок, заявил: «Начальник отряда душевный и справедливый человек был. Такому лгать нельзя».

Характеристика из колонии положительная. После отбытия наказания «хотел жить честно», возвратился домой, но там было все «по-старому», даже еще хуже. Поселился у приятеля, потом у сожительницы. Поступил на работу в транспортный цех грузчиком. Перед этим, имея навыки радиолюбителя, пытался устроиться в радиомастерскую, однако не был принят ввиду отсутствия документов, подтверждающих наличие этой специальности. На работе за уголовное прошлое никто Б. не упрекал. В свободное время Б. как «болельщик» посещал стадион, ипподром, играл в домино, смотрел телевизионные передачи (в основном спортивные и развлекательные). Спиртными напитками не злоупотреблял, лиц с антиобщественной направленностью поведения сторонился.

Случай свел Б. с соучастником по делу о кражах, который приобщил его к потреблению наркотиков. Вскоре они вместе в уединенной части парка совершили разбойное нападение на пьяного прохожего. Угрожая, отобрали у него кошелек и убили. Отбывая наказание, за это преступление, Б. проявил себя как злостный нарушитель режима: отказывался работать, потреблял наркотики и их суррогаты, играл в карты, не подчинялся требованиям представителей администрации учреждения исполнения наказаний, проявляя по отношению к ним озлобленность.

Освободившись из мест лишения свободы, Б. после соответствующего лечения перестал употреблять наркотики. Пытался возобновить совместную жизнь с прежней сожительницей, однако получил отказ. Проживал с матерью, отец к этому времени умер. Свободное время проводил в основном в компании ранее судимых и других лиц, ведущих антиобщественный образ жизни, страдающих злоупотреблением спиртными напитками. Привлекался к ответственности за мелкое хулиганство. За время, прошедшее после освобождения Б. из колонии до совершения им последнего преступления (8 месяцев), участковым инспектором полиции были проведены две беседы с Б. (одна – при решении вопроса о его регистрации, вторая – после отбытия административного ареста за мелкое хулиганство). Других профилактических мероприятий в отношении него не проводилось.

В беседе с научным сотрудником Б. заявил, что считает себя «пропащим человеком», никаких перспектив в жизни не видит, озлоблен на мать, сожительницу, сотрудников полиции.

По последнему делу была проведена судебно-психиатрическая экспертиза. В заключении экспертизы отмечены наличие у Б. признаков психических отклонений от нормального поведения личности (повышенная реактивность, недостаток самообладания, плохая приспосабливаемость к условиям среды), а также констатированы черепно-мозговая травма, полученная им в 17-летнем возрасте.

 

Задание № 4

М., находясь в состоянии наркотического опьянения, совершила кражу вещей из магазина. После этого была замечена на улице и задержана дежурившим нарядом полиции.

Она нигде не работает, ей всего 19 лет. Образование среднее. Не замужем. Воспитывалась в детском доме. Родителей не знает. Имеет старших брата и сестру. Брат отбывает наказание в виде лишения свободы за убийство в колонии общего режима. С сестрой практически не общается, так как сестра «ее презирает». Со слов сестры известно, что мать лишена родительских прав из-за злоупотребления алкоголем. В школе М. часто сбегала с уроков. С 13-летнего возраста убегала из детдома, уезжала в другие города, бродяжничала. Половая жизнь с 13-летнего возраста. С 11-летнего возраста периодически употребляет алкоголь. С 14-лет наркотики. Эффект алкоголя нравится больше, но уже прослеживается наркотическая зависимость. Любит находится в состоянии опьянения. В таком состоянии «весело и радостно». Любит шумные компании незнакомых людей. Выпивает только, когда угощают, за чужой счет. До достижения 14-летнего возраста, совершала в компании себе подобных кражи и хулиганские действия и состояла на учете в подразделении по делам несовершеннолетних. Плохо переносит одиночество, все быстро надоедает. Стремится командовать среди сверстниц. У М. отчетливо выражено стремление к эмоциональному признанию у подруг. Увлекается роковой музыкой и развлекательными журналами. Не испытывает сочувствие к окружающим, живет «сегодняшним днем». Главным в жизни считает получение удовольствия.

Ответьте на следующие вопросы:

1. Имеются ли в приведенных данных сведения об условиях неблагоприятного формирования личности М.? Достаточно ли этих данных для того, чтобы сделать вывод о наличии неблагоприятных условиях нравственного формирования личности М., об условиях ее жизнедеятельности.

2. Какие обстоятельства характеризуют ситуацию и негативные свойства личности М., повлиявшие на совершение ей преступления.

3. Оцените роль в совершенном М. преступлении ее личностных свойств и ситуации.

Задание № 5

Н., 15 лет. Привлекалась к административной ответственности за мелкое хулиганство (учинили в общественном месте в пьяном виде скандал с пожилой женщиной).

Семья у Н. неполная. Живет с матерью. Отец ушел из семьи, когда ей было 4 года. Воспитание в раннем детстве по типу гиперопеки. Мать старалась «быть не хуже других», старалась удовлетворять желание девочки, не заставляя чего-либо делать. В дальнейшем требовала отличной успеваемости в школе. Большое внимание уделяло тому, чтобы «девочка прилично выглядела», хорошо одевалась. Не интересовалась ее внутренней жизнью, всегда избегала откровенных разговоров, в особенности об уходе отца из семьи. Мать по профессии инженер, занимается общественной работой. Семья живет в материальном достатке, имеет трехкомнатную квартиру. В доме бывают гости – сотрудники по работе матери. Всегда подчеркивается социальный статус приглашенных («у нас бывают только уважаемые, приличные люди»). Разговоры в основном связаны с производственными отношениями и осуждением людей, которые не вписываются в систему принятых ценностей, очень большое значение придается материальному достатку, обеспеченности дачами, машинами, дефицитными товарами. Когда речь заходит об интимных сторонах жизни, девочку обычно прогоняют из общества, но, по словам матери, наверное, не всегда делали это вовремя. Поведение Н. изменилось с 12 лет. Она стала хуже учиться, вечерами долго не возвращалась домой. В 14-летнем возрасте несколько раз не возвращалась на ночь, объясняя это тем, что ночевала у подруги. В это же время мать обнаружила, что девочка курит, иногда после возвращения домой, чувствовался запах алкоголя. В дальнейшем выясняется, что Н. проводит время в компании подростков с асоциальным поведением. Пропускает школу, обманывая учителей («болела», нужно было остаться дома»). Мать обнаружила дневник, в котором Н. описывала свою «дружбу» с мальчиками, эффект употребления различных токсических и химических веществ. После скандала с матерью угрожала «покончить с собой».

Ответьте на следующие вопросы:

1. Раскройте нравственно-психологическую характеристику личности Н.. Укажите условия неблагоприятного нравственного и ее психологического формирования личности Н.

2. Что послужило вовлечению Н. в антисоциальную форму жизнедеятельности? Роль семьи, школы, улицы и окружения в формировании ценностных ориентаций несовершеннолетней Н..

3. Каким образом можно повысить уровень правосознания Н. и предотвратить в дальнейшем совершения ей действий неправомерного характера?

Задание № 6

Ознакомьтесь с приведенными ниже характеристиками. Используя имеющиеся в криминологии типологии, обоснуйте, какой тип личности описан в каждой из них.

I. Н. с 11 лет стал убегать из дома со своим другом. Родители не принимали никаких мер по его поиску. Безнадзорные Н. и его друг совершали кражи вещей и продуктов на рынках и в магазинах. В результате они были поставлены на профилактический учет, с ними была проведена профилактическая беседа. В 14 лет Н. был привлечен к уголовной ответственности за кражу имущества из квартиры. Во время отбывания лишения свободы в воспитательной колонии общего режима Н. познакомился с Р., с которым в первый месяц после освобождения совершил несколько квартирных краж и грабежей. На очередном преступлении Н. был задержан работниками органов внутренних дел. Н. повторно был осужден к лишению свободы. После освобождения Н. устроился работать слесарем на ремонтный завод. Н. часто бывал на рабочем месте в пьяном виде. В один из таких рабочих дней Н. жестоко избил начальника цеха за то, что тот назвал его уркой. За причинения умышленного тяжкого вреда здоровью Н. был приговорен судом к 6 годам лишения свободы. Во время отбывания наказания Н. неоднократно нарушал правила режима учреждения исполнения наказания, уклонялся от трудовых обязанностей, препятствовал воспитательной работе, участвовал в избиениях осужденных, ставших на путь исправления.

II. М., работая на станции технического обслуживания, был задержан сторожем, при попытке унести с территории станции дорогостоящие запасные части автомобиля. С ним была проведена беседа заместителя директора станции, после которой он обещал больше никогда не совершать подобного. Но в последствии был вновь пойман на этом же, после чего был уволен. В целом характеризовался положительно, порученную ему работу выполнял хорошо.

III. Л., мать двоих детей, которых она воспитывает без мужа. Постоянного заработка долгое время Л. не имела, зарабатывала тем, что хорошо умела шить вещи. Знакомая пригласила ее работать в салон по пошиву одежды. Работой Л. все были довольны, и она пользовалась уважением своих коллег. Во время одной из примерок клиенткой сшитого ей по заказу платья, Л. воспользовалась забытым заказчицей кошельком. Свои действия она не считает общественно опасными, так как на эти деньги, она хотела купить дорогой материал и сшить своей старшей дочери красивый костюм, а собственных денежных средств для этого было недостаточно.

IV. Н. возвращаясь с соревнований по рукопашному бою, стал свидетелем насилия, применяемого по отношению к девушке группой пьяной молодежи. Будучи воспитанным уважительно по отношению к женщине, Н. попробовал словесно обезопасить ее дальнейшее существование, но его действия были встречены нецензурными выражениями и попыткой завязать драку, которая им мгновенно была пресечена, но Н. не рассчитал силу своих ударов, в результате чего, один из них оказался смертельным для одного из пьяных молодых людей. Н. возглавлял спортивный клуб, по месту работы характеризовался только положительно, был активным участником, проводимых им спортивных состязаний. Ранее Н. никаких правонарушений не совершал, к административной ответственности не привлекался.

Задание № 7

Какие из приведенных ниже классификационных групп могут быть отнесены к криминологическим типам личности, а какие – к уголовно-правовым.

1. воры, грабители, мошенники, расхитители, клеветники, хулиганы, насильники, убийцы, и т.д.;

2. случайные преступники, ситуационные, неустойчивые, злостные, особо опасные;

3. лица, совершившие преступления впервые, лица, ранее судимые, лица, допустившие рецидив, опасный рецидив, особо опасный рецидив преступлений.

4. лица, характеризующиеся негативно-пренебрежительным отношением к человеческой личности и ее важнейшим благам; лица с корыстными тенденциями, связанными с незаконным обогащением; лица с индивидуалистическим отношением к социальным установлениям и предписаниям и лица, с легкомысленно-безответственным отношением к установленным социальным ценностям.

Выделив среди перечисленных криминологические типологии личности, охарактеризуйте каждую из них в отдельности, показав при этом, что взято за основу типологии (содержание целей и мотивов преступного поведения, место, которое занимают эти мотивы и цели в структуре личности преступника и т.д.).

Задания для самоконтроля:

Соотнесите личность преступника и субъекта преступления, личность виновную и невиновную при причинении вреда здоровью?

Какая категория преступников наиболее активна по возрасту?

Почему мужчины в шесть раз чаще совершают преступления, чем женщины?

В каком возрасте формируется большинство преступников?

Укажите параметры антиобщественной установки личности преступника?

 

Практическое занятие № 6 (2 часа)



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.