Сделай Сам Свою Работу на 5

Совершенно новый вид общения

Наш любимый Учитель,

 

Монах Риюсен, ученик Киосана, отвечал в монастыре за съестные припасы. Однажды в монастырь зашел странствующий монах и попросил поесть. Риюсен отдал ему часть своего обеда.

Киосан знал об этом, но пригласил Риюсена к себе и спросил:

- Этот просветленный монах, что приходил сейчас... дал ли он тебе какую-нибудь пищу?

Риюсен ответил:

- Он разделил со мной свой дар.

Киосан подытожил:

- Ты многое приобрел, Риюсен.

 

Маниша, понимать дзэн не так-то просто, потому что дзэн равнодушен к языку, дзэн равнодушен к обычным средствам общения. Он развивался своим собственным, уникальным путем. Поэтому те, кто просто смотрит со стороны и боится войти в реку, почувствуют лишь дуновение прохладного ветерка, но не поймут сердце дзэн. Одним словом, дзэн способствовал появлению в мире совершенно нового языка, совершенно нового вида общения.

 

Когда утром раскрывается лотос,
Рождается новый день дзэн.
Встает солнце, расцветает лотос,
И капли росы на его лепестках
Горят ярче драгоценного жемчуга.

 

Это очень тонкий вопрос, и не нужно пытаться втиснуть дзэн в рамки какой-нибудь категории... Религия слишком требовательна, слишком сурова, и в этой суровости гибнет сердце. Философия расплывчата, она строит воздушные замки, прекрасные замки, но она не наполняет мир новым ароматом, не предлагает миру новый путь к трансформации.

Дзэн каким-то образом аккумулирует все, что было создано человеком, но подход дзэн более эстетичен. Все религии твердят об истине, о красоте.

Действительно, истину, красоту и Бога - сатьям, шивам и сундарам - искали с древних времен. Они символизируют собой три двери.

Сатьям, истину, найти довольно трудно, поиск ее требует от человека немало усилий; поэтому многие даже не задаются вопросом, что это такое.

Бог кажется нам слишком далеким, нас разделяют заоблачные дали; расстояние настолько велико, что это удручает путника.

Красота же очень близко, она повсюду: в цветах, в пении птиц; слышишь любовную песнь одинокой кукушки в далеком лесу?

Задача дзэн - поиск истины, но методы дзэн не такие жесткие, как у философов, а более мягкие, более утонченные. Вот почему за всю историю человечества ни один философ не поднялся до уровня будды. Философ говорит о заумных вещах, но если посмотришь, как он ведет себя в повседневной жизни, то увидишь, что он ничем от тебя не отличается. Полет мысли, грезы философа - словно надписи на воде. Единственная разница заключается в том, что на воде ничего не напишешь, в то время как книги, святые писания остаются надолго.

Метод дзэн очень мелодичен, очень поэтичен; это метод танца, метод любви.

Нужно обнимать действительность любящими руками.

Ты вышел из нее, и однажды растворишься в ней.

Это твоя жизнь, это твоя смерть.

Не важно, в жизни или в смерти, но ты останешься частью Космоса.

Дзэн не говорит о Боге по той простой причине, что нет такого человека, как Бог. А что же есть? Удивительная бесконечная жизнь. Ничто не умирает; на смену старой волне приходит новая. Исчезнувшая волна лишь уходит просто поспать, отдохнуть, чтобы вскоре вернуться назад.

Вот почему я ничего не говорю о Боге. Дзэн не говорит о Нем, но, безусловно, подразумевает божественную природу всего, что нас окружает.

Тогда Бог становится растаявшим льдом.

Тогда сущность Бога проникает во все живое.

Тогда Бог уже не человек, а сама действительность.

Религии всегда говорили о Боге и добродетели - и создали окаменевшие догмы. Они не допускают ни малейших изменений, хотя их абсурдность очевидна. Эта глупость не имеет отношения к Богу. Бедняга страдает по нашей вине.

Кто-то сделал бога из слона. Кто-то превратил в бога обезьяну, даже не спросив у нее разрешения. Есть люди, обожествляющие деревья. Деревья, должно быть, хихикают: "Зачем эти идиоты зря тратят свое время на подношения цветов и кокосовых орехов?"

Наш собственный кокос отбыл в миссионерскую поездку. Хорошо, что его не было, когда здесь появился наш мастер Стоунхэд Нискрия, первый немецкий Мастер дзэн. Один удар по бедному кокосу, который часто ездит в Гоа и обратно...

Знаешь ли ты, почему люди предлагают кокосы? Было время - пять тысяч лет назад, - когда в дар Богу предлагались головы реальных людей - людей живых, молодых, здоровых; такова была традиция. Это был священный ритуал, и каждый, кто предлагал свою голову, удостаивался огромной любви соплеменников. Ведь счастливчики удостоятся лицезреть Бога...

Но постепенно люди поняли, что все это очень глупо: никто из них не вернулся, никто не прислал даже почтовой открытки со словами: "Мы добрались хорошо" или с какими-нибудь другими новостями. Приносить в жертву людские головы кажется таким бесчеловечным. Кокос - это удачная замена, у него есть борода, два глаза, волосы.

Если попытаться разобраться в религиозных ритуалах, то можно обнаружить в них немало странностей. Можно найти статуи Ганеши, бога-слона. Можно любой камень превратить в статую, просто выкрасив его в красный цвет, и вскоре люди начнут поклоняться ему.

 

Когда британские колонисты впервые начали прокладывать железнодорожные пути, они столкнулись с большими проблемами: они не могли использовать камни для отсчета количества миль. Установив камень, они раскрашивали его в ярко-красный цвет, ведь среди других цветов ярко-красный лучше всех виден издалека. В этом-то и заключалась проблема. К камням приходили местные крестьяне и заваливали их сладостями и цветами: к ним в селение явился бог.

Британские офицеры недоумевали: "Что вы делаете? Это же всего лишь камень!"

Но крестьяне только смеялись в ответ. Они говорили: "Вы ничего не понимаете. Это не камень, это символ бога Ганеша".

 

Почему красный цвет стал таким важным? Он символизировал кровь. На бога вылить кровь нельзя, а выкрасить можно. Никто не вспоминает о том, что вначале проливалась настоящая кровь, и лишь позднее... На протяжении тысяч лет людям рубили головы и подносили эти кровоточащие человеческие головы в дар богам. Немного поумнев, люди стали заменять головы кокосовыми орехами, а кровь - красной краской.

Но если ты скажешь им об этом, то накличешь на себя беду: ты оскорбишь их религиозные чувства. Я слышу фразу "религиозные чувства" только тогда, когда их оскорбляют; при других обстоятельствах никто и не знает, что представляют собой эти религиозные чувства.

Дзэн - это самая последовательная религия, без всяких перегибов. Перед тем как обратиться к сутрам, приведу небольшую биографическую справку:

 

Риюсен был учеником Киосана. Он стал монахом в семилетнем возрасте, изучал дзэн у Дайджи, ученика Хьякуджо, и затем пришел к Киосану, под руководством которого обрел просветление.

Накануне своей смерти, в полночь, Риюсен сказал своим монахам: "Если вы используете разум Трех Миров, то войдете в нирвану". Сказав это, он принял нужную позу и покинул их.

 

Тот, кому удается глубоко погрузиться в медитацию, многократно проходит через двери смерти. Когда бы он ни погружался в медитацию, он всегда проходит через них, когда бы он ни возвращался обратно...

Легко понять, что смерть никакого отношения к жизни не имеет. Смерть - это дверь. Войдя в дверь, ты попадаешь в Космос. Выйдя из нее, ты входишь в смертную жизнь. А поскольку мы живем всю жизнь снаружи, отсюда и появляется страх смерти.

Из страха - а это одна цепочка - появляются другие фобии: из страха ты начинаешь верить в Бога, из страха ты начинаешь верить священнику, из страха ты начинаешь ходить в храм, мечеть или церковь. Из страха ты начинаешь поститься, из страха начинаешь поклоняться Богу, из страха ты будешь заниматься чем угодно.

Но действие, порожденное страхом, не будет религиозным. В этом я абсолютно убежден. То, что ты совершаешь из страха, никогда не приведет тебя к истине.

Чтобы познать истину, нужно обладать смелостью, бесстрашием. Истину может найти лишь тот, кто ищет с любовью. Искатель - это любящий, он пытается найти высшую любовь. Даже любовные романы служат бродом через речку.

Я не против любовных связей хотя бы потому, что это способ научиться чему-то, хотя бы частично. Каждое любовное приключение сделает тебя более зрелым, более целостным.

Но любовь стала неволей. Общество наложило на нее свою печать. Все, что становится законом, становится безжизненным. Когда любящие связывают себя брачными узами, они совершают самоубийство. Если сохранить любовь свободной, то шаг за шагом можно прийти к постижению своей истинной сущности. Ты рассмеешься, обнаружив, что искал самого себя; любящий и объект его любви едины. Все предыдущие любовные связи распадались, потому что вы зависели друг от друга. И так будет продолжаться до тех пор, пока ты не найдешь внутри себя и любящего, и любимого...

У нас в Индии есть одна очень ценная статуя. Ей много веков - подобные статуи были обнаружены при раскопках Харрапы и Мохенджо-Даро. Это статуя Ардханаришвар, одна половина которой - мужчина, а другая половина - женщина. Какое глубокое понимание!

Лишь Карл Густав Юнг в этом веке вновь попытался раскрыть тайну статуи. Как психолог, он догадывался о ее скрытом значении, но его догадки оказались очень поверхностными. Юнг полагал, что статуя символизирует присутствие в каждом человеке мужского и женского начала. Это верно, ведь каждый из нас рожден от отца и матери, от мужчины и женщины. Как можно быть только мужчиной? Или как можно быть только женщиной? Но Юнг на этом и остановился, а статуя требует более глубокого изучения.

Говорят, что, когда глубоко погружаешься в медитацию, наступает определенный момент, когда любящий находит свою любовь, и не отдельно от себя, а в единстве с самим собой. Ты и то, и другое; ты и любящий, и любимый. Это единство, это единение приводит тебя к высшей точке сознания, когда все кругом начинает расцветать.

 

Риюсен переходил от одного мастера к другому с открытым сердцем, с открытым умом и в конце концов остановил свой выбор на Киосане. Когда находишь своего мастера, испытываешь неповторимые ощущения: твое сердце отзывается стозвучным звоном колокольчиков, оно танцует, танцует каждая клеточка твоего естества... Жизнь превращается в празднование: ты нашел своего мастера.

Найдя Киосана, Риюсен дошел до конца пути. Он остался у Киосана и стал просветленным. Позже он построил в горах свой собственный монастырь. В ту ночь, когда смерть должна была прийти за ним, он попросил своих учеников остаться: "В полночь я покину свое тело".

 

Согласно традиции дзэн, в последний момент жизни мастера ученики задают ему самый важный вопрос, ибо это последняя возможность спросить учителя.

 

Риюсен сказал: "Если вы используете разум Трех Миров, то войдете в нирвану". Сказав это, он принял нужную позу - позу лотоса - и покинул этот мир.

 

Что значат его слова?

Гаутама Будда говорил - и это было подтверждено всеми просветленными, - что человек состоит из трех частей: тела, ума и души. И у каждой части есть свой разум.

Даже у тела есть свой разум. Если бы у тела не было своего разума, то человек не смог бы прожить и секунды: внутри нас кипит работа. Циркулирует кровь, пища расщепляется на основные элементы, ведь различные части тела нуждаются в разных питательных веществах. Например, кровь постоянно движется, распределяет... если мозг лишится кислорода на шесть минут, то он погибнет, а вместе с ним погибнешь и ты.

Тело функционирует независимо от тебя, ведь во время сна ты забываешь обо всем. Во сне ты не помнишь о том, что нужно дышать. В сущности, даже бодрствуя, ты не задумываешься о своем дыхании. Но если ты можешь наблюдать за своим вдохом-выдохом хотя бы одну минуту, тогда ты на верном пути.

Попробуй, и ты удивишься тому, что сосредоточиться на дыхании даже на одну минуту очень непросто: слишком много отвлекающих моментов.

Положи перед собой наручные часы. Начни наблюдать за стрелками, и вскоре ты обнаружишь, что уже отвлекся. Ты вдруг вспоминаешь, что Каменная Голова отправляется куда-то с посохом, и забываешь о своем занятии. Но затем ты вспоминаешь о нем и начинаешь злиться на себя. Далее начинается все сначала: ты снова впустую тратишь время, отвлекаешься и опять вспоминаешь.

Умение концентрировать свое внимание, не отвлекаясь хотя бы на одну минуту, требует длительных тренировок. Тебя будут постоянно отвлекать какие-то мысли: вдруг захочется съесть банан... ты не сможешь не думать.

У ума тоже есть свой разум. Вот почему он не нужен телу. Во время операции твой мозг могут просто вынуть и поместить вне тела, создав все условия для его жизнедеятельности, обеспечив его необходимым питанием. Удивительно, но ты даже не догадаешься, что твой мозг изъяли, ты не почувствуешь никакой разницы. Ты будешь по-прежнему думать о своей лотерее: "Может, на этот раз мне повезет. Завтра объявят выигрышные номера". В мозгу будут происходить все те же процессы.

Я слышал историю об одном политике.

 

Врачи должны были вынуть его мозг, чтобы очистить от огромного количества пыли и всякого хлама. Вынув мозг, они унесли его в другую комнату, а политик остался в операционной.

Вдруг в палату врывается какой-то человек и будит политика: "Что ты здесь делаешь? Тебя выбрали президентом страны!"

Ситуация изменилась. Естественно, когда человека избирают президентом, все выглядит иначе. Врачи столкнулись с ним в двери, когда он выходил с другом из операционной.

- Куда же вы? Ваш мозг все еще находится в лаборатории!

- По крайней мере на ближайшие пять лет он мне не понадобится.

 

Вышесказанное будет вполне осуществимо в будущем - мы потратили столько умственной энергии впустую - по крайней мере мозг Эйнштейна или Бертрана Рассела мы могли бы сохранить. Если они захотели покинуть этот мир, пусть уходят. Но их мозг можно поддерживать искусственно, обеспечивая должное питание и используя столько, сколько нужно для работы. Мы потеряли очень много умов, но недалек тот день, когда великие умы будут сохраняться для прогресса науки, для прогресса сознания.

 

Умирающий мастер сказал: "Если вы используете разум Трех Миров, то войдете в нирвану...

 

Добившись синхронности ума, тела и души, человек обретает просветление. Больше ничего нет. Я покину тело в полночь, ибо утром, когда известие о кончине облетит всю округу, сюда нахлынут толпы, чтобы выразить свою любовь и уважение, и это помешает мне. Поэтому мне придется покинуть тело как вору. Запомните мои слова как последние слова того, кто знает".

 

А сейчас сутра:

 

Монах Риюсен, ученик Киосана, отвечал в монастыре за съестные припасы. Однажды в монастырь зашел странствующий монах и попросил поесть. Риюсен отдал ему часть своего обеда.

Киосан знал об этом, но пригласил Риюсена к себе и спросил:

- Этот просветленный монах, что приходил сейчас... дал ли он тебе какую-нибудь пищу?

Риюсен ответил:

- Он разделил со мной свой дар.

Киосан подытожил:

- Ты многое приобрел, Риюсен.

 

Есть нечто видимое глазу, но существует и нечто высшее, более ценное - то, что увидеть нельзя.

Странствующий монах попросил у Риюсена поесть; Риюсен отвечал за съестные запасы в монастыре, но поскольку запасы еды были очень скудны, он разделил с незнакомцем свой обед. Это видимая часть; кто угодно может увидеть это. Киосан, учитель, видит, что происходит. Но он также видит и то, что скрыто от обычного глаза. Он позвал Риюсена и спросил: "Этот просветленный монах, что приходил сейчас... дал ли он тебе какую-нибудь пищу?" Другими словами, он хочет спросить: "Дал ли монах тебе что-либо взамен?"

 

Риюсен ответил: "Он разделил со мной свой дар".

Киосан подытожил: "Ты многое приобрел, Риюсен".

 

Риюсен отдал незнакомцу лишь часть своего обеда, а монах одарил его всей своей радостью и блаженством, всем своим светом и любовью, - тем, что не видно обычному человеку, но что может увидеть лишь тот, кто находится на таком же уровне развития сознания. Киосан видел все, но ему хотелось узнать, понял ли это Риюсен и принял ли он с благодарностью дар странствующего монаха.

Киосан не называет монаха "странствующим", как об этом говорится в начале рассказа. Киосан называет его просветленным. Мастер просто наблюдал за происходящим, за обменом дарами.

Дар Риюсена материален, его можно увидеть. Взамен же он получил от монаха нечто нематериальное, духовное. Это можно увидеть лишь при условии, если у тебя развито внутреннее видение. Слушая ответ Риюсена, Киосан прокомментировал его так: "Ты совершил отличную сделку. Ты дал монаху простую еду, а он одарил тебя духовной пищей, о чем ты и не просил. Ты многое приобрел, Риюсен".

Будда создал учение, которое во всем отличалось от положений индуизма, даже в мелочах. Например, индийского санньясина веками называли свами, учитель. На это есть свои причины. Это служит ему напоминанием, что он мастер, что он не должен подчиняться ни своему уму, ни кому бы то ни было.

Но здесь также кроется и опасность. Опасность заключается в том, что если кого-то называть "свами", то он может подумать, что он и есть свами. Это может лишь усилить его эго, дать ему подпитку; стрела не попала в цель.

Будда внес здесь изменения. Он не называл своих санньясинов свами, наоборот, он называл их бхикшу, нищими. Зачем он это сделал? На то были свои причины.

Нужно быть смиренным, как нищий. Нужно быть смиренным, чтобы увидеть, как много возможностей дарит тебе жизнь для духовного развития. Нужно быть смиренным, чтобы найти своего мастера. Свами и бхикшу представляют собой полную противоположность.

Но Будда придавал бхикшу огромное значение. Он сделал его золотым. Есть пальцы, превращающие в золото все, к чему прикасаются. Есть люди, чьи слова передают миру то, что невозможно выразить словами.

Исса писал:

 

Кукушка кукует -
ни о чем не думая,
так же как и сорняк-репейник.

 

Согласно дзэн, все в мире занимает свою нишу. Нужно просто расслабиться. Не нужно заботиться об улучшении мира, наоборот, своими усилиями ты лишь ухудшаешь его день ото дня. У ленивых людей есть одно бесспорно достойное качество: они никогда не мешают другим.

Ленивый не смог бы быть Чингисханом, уничтожившим тридцать миллионов человек.

Он не смог бы быть Тамерланом, уничтожившим сорок миллионов человек.

Он не смог бы быть Надир-шахом, Александром Македонским, Наполеоном; не смог бы быть Иваном Грозным, Сталиным, Муссолини, Адольфом Гитлером.

У ленивых есть одно достоинство: им ни до чего нет дела, поэтому у них нет проблем.

Возможно, ты никогда не видел настоящего лентяя, но он сидит перед тобой. Я - человек, который никогда ничего не делал, и вопрос о том, хорошо это или плохо, у меня не возникает.

 

Маниша спросила:

 

Наш любимый Учитель,

Может ли стремление к пониманию стать помехой на пути к разгадке тайны жизни?

 

Маниша, ничто не может помешать разгадке тайны жизни просто потому, что разгадать ее нельзя. Ты можешь сколь угодно заниматься тем, что люди называют гимнастикой для ума, но тайна останется такой же недоступной.

 

А сейчас пришло время Сардара Гурудаяла Сингха.

 

Джордж смотрел телешоу, когда передача была прервана срочным сообщением.

"Добрый вечер, - сказал диктор. - Министр здравоохранения сообщает, что с сегодняшнего дня лабораторные эксперименты над крысами прекращаются. Вместо них будут использоваться юристы. Это будет сделано по трем причинам:

Первая - юристов развелось больше, чем крыс.

Вторая - сотрудники лаборатории испытывают больше симпатии к крысам, чем к адвокатам.

И третья - они делают такие вещи, на какие крысы просто неспособны!"

 

Мэри вернулась домой в Америку после свадьбы с поляком. На улице она повстречала свою подругу Сьюзи.

- Слышала, ты вышла замуж за поляка! - воскликнула Сьюзи.

- Вышла, - отвечает Мэри, - и знаешь, я еще не встречала такого длинного и крутого...

- Чего? - взвизгнула Сьюзи. - Чего же?!

- Имени!

 

Фрэд и Билл, два историка, проводят сравнительный анализ древнего и современного мира.

- Помнишь военный девиз Юлия Цезаря? - спрашивает Билл.

- Да, - отвечает Фрэд. - На латыни это звучит так: "Veni, Vidi, Vici", что означает "Пришел, увидел, победил".

- Верно, - отвечает Билл. - А сегодня юные "цезари" используют другой девиз: "Увидел, победил, кончил!"

 

Ниведано...

Ниведано...

Погрузись в тишину. Закрой глаза. Почувствуй, как замерло твое тело.

А теперь обрати свой взгляд вовнутрь с полным осознанием, немедля, будто это последний миг твоей жизни.

Тебе нужно проникнуть в самый центр своей души.

Именно через этот центр ты связан со Вселенной.

Достигшие этого центра называются буддами, пробужденными, ведь они знают, что в действительности они не такие, какими кажутся, а то, что спрятано внутри, известно только им. Их внешняя оболочка начинает таять, как лед.

В этот момент вы все становитесь буддами. Аудитория Гаутамы Будды превратилась в озеро лотосов, озеро, наполненное тишиной.

Просто наблюдай все это, ведь в наблюдении проявляется твоя истинная сущность. Все остальное привнесено извне; в наблюдении - твоя вечность.

 

Чтобы было более понятно,

 

Ниведано...

Расслабься и оставайся наблюдателем.

Есть тело, есть ум, но ты - ни то, ни другое.

Ты просто наблюдатель.

Чистое наблюдение и никаких помех - вот цель всех будд.

Растай, как тает лед. Познай впервые свою природу.

Вечер был хорош сам по себе, но никогда еще на протяжении столетий он не был свидетелем десяти тысяч будд. Это - праздник...

Небо осыпает тебя цветами.

Собери побольше цветов и убеди будду выйти из глубины на поверхность.

В течение дня постоянно помни о том, что ты всегда остаешься буддой.

 

Ниведано...

Возвращайся назад, но возвращайся буддой. В этом твое достоинство и твое право.

Посиди несколько минут спокойно, в тишине и осознай ту глубину, которой ты достиг, ведь каждый день тебе предстоит погружаться все глубже.

Чем глубже ты погружаешься, тем ближе становится будда.

Сделай один шаг навстречу будде, и он сделает тысячу шагов навстречу тебе.

Пусть блаженство, спокойствие, безмятежность наполнят твои действия, поступки, жесты, слова, безмолвие.

Пусть твоя жизнь расцветет розами.

 

Хорошо, Маниша?

Да, любимый Учитель.

Камень, сбивающий бамбук

Наш любимый Учитель,

 

Киосан был не совсем уверен, обрел ли Киоген просветление. Чтобы проверить это, мастер сказал Киогену:

- Я слышал, ты сочинил стихотворение о своем просветлении. Позволь мне услышать его, и я его выучу.

Закончив читать стихотворение, Киоген сказал:

- Оставим его на другой раз. - И он начал читать другое стихотворение:

"В прошлом году я не был по-настоящему беден;
в этом году моя бедность стала реальной.

В прошлом году мне некуда было воткнуть шило;
в этом году у меня нет даже шила".

 

Выслушав это стихотворение, Киосан произнес: "Я услышал только Ниорай-дзэн, это не патриархальный дзэн".

Тогда Киоген прочел еще одно стихотворение:

"У меня была возможность,
которую я показал ему.
Если он не понял,
Пусть позовет на помощь слугу!"

 

Киосан заметил:

"А вот это, к счастью, патриархальный дзэн".

 

Маниша, мне тяжело нарушать твою тишину словами, но я надеюсь, что наступит день, когда мы будем сидеть рядом и тишина станет еще глубже, ибо все, что выражается словами, всегда остается на поверхности, не выходит за границы ума. Еще ни одно слово не достигло глубины души.

 

Эта мысль очень четко отражена в дзэн. Ни одна религия не уделяла этому вопросу столько внимания. Со словами можно покончить с помощью тех же слов, подобно тому, как один яд можно уничтожить более мощным ядом.

Сутры дзэн полны скрытого смысла. Ты не только слышишь мои слова, ты также слышишь меня, мое сердцебиение, а это и есть истинное слушание. Когда все присутствующие будды дышат в унисон, в едином ритме, то даже невозможное становится возможным.

Я назвал эту серию бесед "Киосан: Истинный мастер дзэн". Я не наделяю мастера какими-нибудь особенными чертами по той простой причине, что он сам не хотел выделяться среди других, не хотел быть уникальным, не хотел быть выдающимся. Киосан перебрался в глубокий лес, чтобы его не донимали почитатели. Но если ты нашел истину, если твой внутренний лотос расцвел, то, куда бы ты ни спрятался, к тебе потянутся искатели истины. Вероятно, их приведет к тебе некий внутренний компас.

Искатель может даже не знать, куда держит путь. Он может не догадываться о своей жажде, может не догадываться о существовании истины, но он начинает сближаться с мастером.

В большинстве случаев мастер ничем особенным не занимается. Он просто по-своему учит тебя гармонии. Он так отражает твою красоту, что с ним не сравнится ни одно зеркало. Мастер пробуждает в тебе чувство собственного достоинства. Он пробуждает в тебе внутреннего будду; и, пока это не случится, ты даже не догадаешься, что на самом деле ты и есть будда. Учитель использует различные методы, но его цель остается всегда одной и той же.

Дзэн - это и религия, и не религия. Его можно назвать религией в том смысле, что он обнаруживает в каждом из нас божественное происхождение, а это чуждо всем другим религиям. Остальные религии живут с образом Бога, царствующим высоко за облаками. Дзэн же заявляет, что Бог - это твоя внутренняя сущность, и в тот момент, когда ты проникаешь в самую глубину своей сущности, твоя личность исчезает, как исчезает сон после пробуждения.

Задумывался ли ты когда-нибудь, что происходит со сном, который ты видел всю ночь? Странно, что так много времени уходит на сновидения. Из восьми часов шесть ты видишь сны, и только два часа сон длится без сновидений. Проснувшись утром, ты вдруг осознаешь, что просто спал, что это был всего лишь сон. Пробуждение возвращает тебя из мира, в котором ты пребывал шесть часов.

Дзэн можно назвать религией в том смысле, что он помогает человеку покончить с лицемерием, со сновидениями, с фальшью, которые до сегодняшнего дня он ошибочно принимал за свою личность.

 

Однажды великий король Прасенджита пришел к Будде. Он принес с собой прекрасный цветок лотоса. В эту пору лотосы не цвели; этот случай имел целую предысторию.

Позади дома одного сапожника находился пруд. И вдруг самым неожиданным образом на нем появился прекрасный синий лотос. Такого раньше никогда не случалось. Выйдя из дома и увидев лотос, сапожник подумал:

"Мимо моего дома часто идут люди, чтобы послушать Будду, выразить ему благодарность. Может, кто-нибудь захочет купить этот цветок. Может, кто-то даст мне за него одну рупию?" Бедняк не мог предположить, что кто-то может дать больше.

В это время мимо дома сапожника проходил богач, направляясь на встречу с Буддой. Он приказал остановить карету и обратился к Судасу - так звали сапожника:

"Сколько ты хочешь за цветок?"

Судас смутился:

"Я никогда не продавал и не покупал цветы. Лучше сами предложите мне цену. В это время года лотосы не цветут".

Богач, показывая свою широкую натуру, предложил:

"Я дам тебе за него сто рупий".

О такой сумме Судас не мог даже и мечтать.

Но тут остановилась еще одна карета. Это была карета короля, направлявшегося к Будде. Король сказал Судасу:

"Этот цветок мой. Я дам тебе в десять раз больше, чем предлагает этот богач".

В это было невозможно поверить: тысячу рупий за цветок! Судас был просто потрясен. Он подумал:

"Я очень беден и не могу позволить себе отказаться от денег, но все мое нутро протестует, оно говорит: "Откажись от предложения. Лучше пойди к Будде и сам вручи ему этот цветок". Но я так беден... я не могу отказаться от денег".

Король подумал:

"Наверное, его не устраивает цена".

Он сказал Судасу:

"Не думай долго. Я дам тебе любую цену. Я предложил тебе тысячу рупий. Может ты хочешь десять тысяч рупий? Сто тысяч рупий?"

Судас уже просто сходил с ума. Он не смог бы даже пересчитать сто тысяч рупий!

Прасенджита приказал своим людям принести бедняку сто тысяч рупий.

Конечно, богач не стал соревноваться с королем, это было бессмысленно. Король ни за что не стерпел бы своего поражения. Ради своей победы он пошел бы даже на кровопролитие.

Когда Прасенджита протянул цветок Будде, тот сказал ему:

"Брось это".

Король уронил цветок. А что ему оставалось делать, если об этом просил сам Будда?

У короля в руках больше ничего не было, но Будда снова сказал:

"Брось и это тоже!"

Тут король уж совсем ничего не понял.

Шарипутра растолковал Прасенджите:

"Будда говорит не о цветке; он имеет в виду эго. Ты полон эгоизма. Ни твой подарок, ни прикосновение к стопам Будды не уменьшили твое эго ни на йоту. Чтобы быть с Буддой, необходимо отбросить свое эго, свою личность".

 

Этот маленький рассказ вместил в себя весь дзэн. Нужно отбросить все, что не принадлежит тебе от природы. Проникни в свою душу, с которой ты не расстаешься из вечности в вечность. Тогда жизнь наполнится счастьем, тогда жизнь наполнится любовью, тогда жизнь будет полна экстаза.

Дзэн нельзя назвать религией, ибо дзэн не говорит о Боге, о душе, о рае и преисподней, о ритуалах. Это направленное усилие проникнуть в твою сердцевину, в твою душу. Отбрось и постоянно отбрасывай все, что только можешь. Когда останется только наблюдатель, которого отбросить нельзя, ты придешь домой.

Дзэн привел религию к пику ее научного развития.

Прежде чем перейти к сутрам...

 

Киоген был соучеником Киосана. Некоторое время Киоген провел у Исана, но, не достигнув просветления, ушел от него и поселился в Нанянге, где жил в одиночестве в лесной хижине.

Однажды, услышав как камень ударился о бамбук, он осознал, что достиг просветления.

 

Кто-то, должно быть, швырнул камень, который с треском ударился о бамбук. Но как странно: человек обрел просветление только потому, что услышал, как камень ударился о бамбук. Что же произошло на самом деле?

Киоген жил у Исана, учителя Киосана. Под руководством Исана многие ученики обрели просветление, но Киоген так и не смог попасть в их число.

Иногда, думая о своей неудаче, ты отбрасываешь ум, который вечно к чему-то стремится. Ум все превращает в объект для достижения: "Достигни этого, добейся этого!" Ум все превращает в цель.

 

Отчаявшись, что не удается достичь просветления, Киоген ушел от Исана и стал жить в одиночестве в лесной хижине.

Однажды, услышав, как камень ударился о бамбук, он осознал, что достиг просветления.

 

Бывает, что человек достигает чего-то, даже не осознавая этого: но если отказаться от стремления достичь цели, добиться чего-нибудь, то ум постепенно успокаивается. Если идти некуда, то зачем предпринимать что-либо? Если добиваться нечего, то зачем зря беспокоиться?

Дело вовсе не в ударе камня о бамбук; просто так совпало, наступило должное время для этого. Звук пустого бамбука отозвался в абсолютно пустом уме, отбросившем даже саму идею просветления. То, что оказалось не под силу Исану, что оказалось бы не под силу любому другому мастеру, стало возможным благодаря камню, попавшему в бамбук.

 

После этого Киоген покинул свое уединенное жилище и вернулся к Исану. Мастер подтвердил, что он действительно стал просветленным.

 

Киоген вернулся к Исану по двум причинам: во-первых, убедиться, подтвердит ли Исан его просветление, а во-вторых, выразить учителю свою благодарность, сказать, что без его уроков медитации, которые Киоген практиковал на протяжении пятнадцати лет, он не смог бы очистить свой ум. Без этих пятнадцати лет упорного труда он не смог бы обрести просветление от свиста камня, сбившего бамбук.

Он по-прежнему считал Исана своим учителем, ведь именно Исан подготовил его. И хотя просветление не наступило в монастыре Исана, учитель сделал все, чтобы это могло случиться в любой момент. Итак, именно эти две причины побудили Киосана вернуться к Исану: отдать должное мастеру, низко склонив перед ним голову, и узнать его реакцию на произошедшее.

Признать кого-нибудь просветленным не значит выдать ему некий сертификат. Просто просветленный способен сразу определить перемены в человеке. Для Киогена это было совершенно новое ощущение. Он никогда ранее не испытывал подобного; как это назвать? Просветление ли это? Ему очень хотелось узнать.

 

После этого Киоген покинул свое уединенное жилище и вернулся к Исану. Мастер подтвердил, что он действительно стал просветленным.

 

Просветление - это очень тонкий аромат, это невидимый цветок, и только просветленный мастер способен определить его. Все остальные просто слепы. Спроси у них: "Встало ли солнце?" Вот что они ответят: "Оно никогда не садилось. Как можно говорить о восходе солнца? Я слеп, не мне судить о свете. Для меня это окно закрыто".

Поэтому люди ходят от одного учителя к другому - в поисках своего мастера. Но, даже найдя мастера, они не могут быть уверены, что получают гарантию просветления. Стать просветленными им мешают собственные алчность и амбиции.

Возможно, обучение у мастера утомляет их, возможно, им становится скучно и они принимают решение уйти от него. Вдали от мастера они обретают большую свободу, глубокое озарение, находят больше пространства для самовыражения. Если они действительно отбросили свой амбициозный ум, тогда что угодно - пение кукушки, шум бамбука на ветру, волны океана - не имеет значения, что именно...

Дело в том, что если ты внутренне готов, если ты ничего не просишь, ни к чему не стремишься - даже к просветлению, то для тебя наступает нужный момент. Тогда где бы ты ни находился, жизнь наполняет тебя светом, дарит тебе озарение, гармонию, которой тебе недоставало, несмотря на все твои старания.

Ты не получал желаемого из-за того, что прилагал усилия. Не прилагай усилия! Пусть все идет своим чередом. Оставайся лишь наблюдателем.

Погружаясь по вечерам в медитацию, наблюдай, как расслабляется твое тело. Не нужно прилагать усилий. Расслабиться с помощью усилий невозможно - добиваться релаксации невозможно - ну конечно, если ты не живешь в Америке!

Некоторые книги продаются миллионными тиражами. Однажды я листал такую книгу, и вот что в ней говорилось:

"Ты должен расслабиться!"

Это "должен" как раз и не позволит тебе расслабиться; в этом "должен" и заключаются все твои проблемы, это "должен" держит тебя в стрессе, в напряжении.

Тебя просто нет, и тогда неожиданно наступает расслабление. Когда нет тебя, приходит расслабление.

 

Сутра:

 

Киосан был не совсем уверен, обрел ли Киоген просветление. Чтобы проверить его, мастер сказал Киогену:

- Я слышал, ты сочинил стихотворение о своем просветлении. Позволь мне услышать его, и я его выучу.

Закончив читать стихотворение, Киоген сказал:

- Оставим его на другой раз, - и он начал читать другое стихотворение:

"В прошлом году я не был по-настоящему беден;
в этом году моя бедность стала реальной.

В прошлом году мне некуда было воткнуть шило;
в эт



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.