Сделай Сам Свою Работу на 5

Прочтите описание преступления. Исследуйте механизм преступленного поведения. Проведите виктимологический анализ. Продумайте схему оптимального поведения в аналогичной ситуации.





ВАРИАНТ 1

Задание 1

В области А. за год зарегистрировано 20 тыс. преступлений и 14 тыс. преступников. Ее население 1200 тыс. человек, из них 250 тыс. – дети до 14-летнего возраста. В области Б. за тот же период зарегистрировано 18 тыс. преступлений и 15 тыс. преступников. Ее население составляет 1100 тыс. человек, из них 150 тыс. – дети, не достигшие 14-летнего возраста.

1. Вычислите коэффициент преступной пораженности и преступной зараженности в расчете на 100 тыс. населения и прокомментируйте полученные результаты.

2. Изложите криминологическое понятие преступности.

Задание 2

Некто И., 23 года, являясь курсантом военной академии, самовольно покидал академию и обращался к жиль­цам наугад выбранных квартир якобы с целью поиска сво­его знакомого. Пользуясь доверчивостью женщин и де­тей, проникал в квартиры и, убедившись, что открывшая ему дверь женщина одна, совершал изнасилование, за­бирал ценности и скрывался.

В конце мая 2011 г. под предлогом поиска вымышлен­ного человека он проник в квартиру Щ., 22 лет, где, угрожая убийством, заставил ее раздеться и предложил совершить половой акт, после отказа жестоко ее избил (у по­терпевшей было сотрясение головного мозга и перелом че­люсти), забрал 80 000 рублей и ушел. Следующие три нападе­ния он произвел в течение 5 дней. После первого нападе­ния, совершенного аналогичным образом в отношении 12-летней девочки, обвиняемый, выйдя из квартиры по­страдавшей, рассказал о содеянном приятелю, также кур­санту военной академии, который был «поражен услышанным», но не поверил. В тот же день И. проник в квартиру О., избил ее, причинив легкие телесные повреждения, заставил раздеться, предложил совершить половой акт, но, узнав, что она беременна, забрал 1800 000 рублей и ушел. Через пять дней проник в квартиру, где находился малолетний маль­чик, но вскоре в квартиру вошла его бабушка, поэтому И. из квартиры ушел.



В тот же день И. был задержан и водворен в СИЗО. Через несколько дней предпринял попытку суицида.

На следствии содеянное не отрицал, объясняя тем, что искал «новые приключения, острые ощущения. Изнасиловать девочку решил, когда узнал, что она в квар­тире одна».



В ходе исследования собранных на обвиняемого ма­териалов установлено, что двоюродный брат отца был болен шизофренией, два других покончили жизнь само­убийством. В раннем детстве И. был необщительным и молчаливым ребенком, никогда не плакал. По ночам во сне «дико ревел», в связи с чем родители обращались к невропатологу. В школе был дисциплинированным, актив­ным, общительным, хорошо учился, помогал родителям. В 17 лет резко изменился: появились беспричинные ко­лебания настроения, неуравновешенность, стал замкнут, молчалив, перестал общаться с друзьями, потерял интеpec к прежним увлечениям, в отношениях с родителями проявлял агрессивность. Стал бродяжничать, писать сти­хи непонятного содержания, в школе отмечались случаи необъяснимой жестокости в отношении одноклассников, желание их унизить. Окончив школу, поступил в военную академию, где вполне успешно учился. Со слов родителей, с этого времени каж­дой весной поведение резко менялось, отмечались вы­раженные колебания настроения, повышенная возбуди­мость, агрессивность, склонность к бродяжничеству. Сам объяснить свое поведение не мог, жаловался, что его «тол­кала внутренняя сила, действовал как будто под гипно­зом». По просьбе родителей консультировался у психи­атра, патологии не выявлено. На втором курсе был от­числен из военной академии в связи с недисциплинированным поведением: имел 10 взысканий, был замечен в употреб­лении спиртных напитков, неуравновешен, вспыльчив, до­пускал самовольные отлучки. Направлен для прохожде­ния службы в воинскую часть. Через полтора года вос­становился в военной академии. Сослуживцы характеризуют его как вспыльчивого, высокомерного, хвастливого, изворотливо­го, скрытного, замкнутого человека. В разговорах допус­кал циничные высказывания в отношении женщин, был уличен в краже порнографических открыток.



В ходе беседы с психологом заметил, что психически больным себя не считает. В училище почувствовал, что «все отвернулись от него, смеялись над ним». Помнит все детали содеянного, без смущения говорит о них, причин объяснить не может: «Я все хорошо помню, но не могу понять, почему я все совершил, о последствиях не задумывался».

1.Укажите объективно-субъективные и субъективные причины и условия, способствующие совершению конкретного преступления.

2.Какое практическое значение в деятельности правоохранительных органов имеет установление причин и условий совершения конкретного преступления.

 

Задание 3

Ниже приведены некоторые особенности поведения человека, которые характеризуют его либо как индивида, либо как личность:

общительность, низкая адаптация к темноте, трудолюбие, хорошая координация обеих рук, старательность, аккуратность, медленная скорость узнавания, большая эмоциональная возбудимость, быстрый темп деятельности, добросовестность, подвижность, робость, малая чувствительность к общественной оценке, высокая скорость двигательных реакций, высокая скорость усвоения навыков, упрямство, пластичность, скромность, правдивость.

1.Определите особенности, которые отражают поведение личности.

2.Как следует рассматривать соотношение биологического и социального в формировании личности преступника.

 

Задание 4

Александр Л., инженер одного из минских предприятий, давно мечтал о личной автомашине «Волга» последней марки. Однако существующий порядок приобретения машин в личное пользование граждан его не устраивал. Чтобы ускорить осуществление своей мечты, Александр решил отправиться в г. Тольятти, поближе к автозаводу. Уж тут-то, рассуждал он, наверняка можно купить «Волгу» без лишних хлопот.

В Тольятти у магазина «Автомобиль» он познакомился с молодым человеком в кожаной куртке, который представился шофером- испытателем с автозавода. Договорились быстро. За небольшую мзду «шофер-испытатель» пообещал познакомить Л. с «нужными людьми». Знакомство состоялось в ресторане и продолжилось целый день. Минский инженер щедро угощал «нужных людей», а те наперебой рисовали ему захватывающие картины путешествия из Тольятти в Минск на личной машине ГАЗ-24 небесно-голубого цвета.

На следующий день новые знакомые вновь встретились с Александром Л. и радостно сообщили:

- Все в порядке, старик. Считай, что машина у тебя есть. Нужно только дать на лапу одному продавцу магазина…

По этому поводу инженер устроил еще один банкет. А когда он утром проснулся в номере гостиницы, то обнаружил в своем кармане… восемь рублей и записку следующего содержания: «Не будь дураком больше и ходи всегда на своих двоих».

1.К какому виду виктимности следует отнести жертвы преступления. Обоснуйте ответ.

2.Что является предметом криминологической виктимологии.

 

ВАРИАНТ 2

 

Задание 1

 

В области Н. за последние 3 года несовершеннолетними совершен ряд преступлений:

 

№ п/п Вид преступления 2009 г. 2010 г. 2011 г.
1. 2. 3. 4. 5. 6. Кража Хулиганство Грабеж Разбой Изнасилование Иные преступления
  Всего:

1. Определите структуру преступности несовершеннолетних и дайте оценку изменениям в этой структуре за 3 года.

2. Какова криминологическая сущность таких признаков преступности как историческая изменчивость и массовость.

 

Задание 2

Некто К., 17 года, являясь курсантом военного учили­ща, самовольно покидал училище и обращался к жиль­цам наугад выбранных квартир якобы с целью поиска сво­его знакомого. Пользуясь доверчивостью женщин и де­тей, проникал в квартиры и, убедившись, что открывшая ему дверь женщина одна, совершал изнасилование, за­бирал ценности и скрывался.

В конце мая 2011 г. под предлогом поиска вымышлен­ного человека он проник в квартиру Щ., 19 лет, где, угрожая расправой, потребовал ценные вещи и деньги, после отказа жестоко ее избил (у по­терпевшей было сотрясение головного мозга и перелом че­люсти), забрал 8 000 рублей и ушел. Следующие три нападе­ния он произвел в течение 6 дней. После первого нападе­ния, совершенного аналогичным образом в отношении 15-летней девочки, обвиняемый, выйдя из квартиры по­страдавшей, рассказал о содеянном приятелю, также кур­санту училища, который был «поражен услышанным», но не поверил. В тот же день К. проник в квартиру Е., избил ее, причинив легкие телесные повреждения, заставил раздеться, предложил совершить половой акт, но, узнав, что она беременна, забрал 1800 000 рублей и ушел. Через пять дней проник в квартиру, где находился малолетний маль­чик, но вскоре в квартиру вошла его бабушка, поэтому К. из квартиры ушел.

В тот же день К. был задержан и водворен в СИЗО. Через несколько дней предпринял попытку суицида.

На следствии содеянное не отрицал, объясняя тем, что искал «новые приключения, острые ощущения. Изнасиловать девочку решил, когда узнал, что она в квар­тире одна».

В ходе исследования собранных на обвиняемого ма­териалов установлено, что двоюродный брат отца был болен шизофренией, два других покончили жизнь само­убийством. В раннем детстве И. был необщительным и молчаливым ребенком, никогда не плакал. По ночам во сне «дико ревел», в связи с чем родители обращались к невропатологу. В школе был дисциплинированным, актив­ным, общительным, хорошо учился, помогал родителям. В 15 лет резко изменился: появились беспричинные ко­лебания настроения, неуравновешенность, стал замкнут, молчалив, перестал общаться с друзьями, потерял интеpec к прежним увлечениям, в отношениях с родителями проявлял агрессивность. Стал бродяжничать, писать сти­хи непонятного содержания, в школе отмечались случаи необъяснимой жестокости в отношении одноклассников, желание их унизить. Окончив школу, поступил в военное училище, где вполне успешно учился. Со слов родителей, с этого времени каж­дой весной поведение резко менялось, отмечались вы­раженные колебания настроения, повышенная возбуди­мость, агрессивность, склонность к бродяжничеству. Сам объяснить свое поведение не мог, жаловался, что его «тол­кала внутренняя сила, действовал как будто под гипно­зом». По просьбе родителей консультировался у психи­атра, патологии не выявлено. На первом курсе был от­числен из училища в связи с недисциплинированным поведением: имел 10 взысканий, был замечен в употреб­лении спиртных напитков, неуравновешен, вспыльчив, до­пускал самовольные отлучки. Через полтора года вос­становился в училище. Сослуживцы характеризуют его как вспыльчивого, высокомерного, хвастливого, изворотливо­го, скрытного, замкнутого человека. В разговорах допус­кал циничные высказывания в отношении женщин, был уличен в краже порнографических открыток.

В ходе беседы с психологом заметил, что психически больным себя не считает. В училище почувствовал, что «все отвернулись от него, смеялись над ним». Помнит все детали содеянного, без смущения говорит о них, причин объяснить не может: «Я все хорошо помню, но не могу понять, почему я все совершил, о последствиях не задумывался».

1. Дайте классификационную характеристику причинам и условиям преступности по природе: а) объективно-субъективные; б) субъективные. Обоснуйте ответ.

2. Каковы основные факторы, оказывающие существенное влияние на формирование криминогенных свойств личности, склонных к правонарушению.

 

Задание 3

1. Известно, что противоправное поведение может преследовать следующие основные цели:

− непосредственное удовлетворение какой-либо потребности;

− реализацию более отдаленных жизненных планов, лишь в конечном счете направленных на удовлетворение какой-либо потребности;

− разрешение личных конфликтов и устранение препятствий на пути к удовлетворению актуальных или потенциальных потребностей;

− уход от социально активного поведения, связанного с использованием своих юридических обязанностей.

Приведите конкретные примеры этих форм противоправного поведения и проанализируйте их с позиции типичных характеристик лиц, совершающих указанные преступления.

2. Назовите содержательные признаки структуры личности преступника и покажите, в чем заключается их практическое значение.

 

Задание 4

У. был осужден судом за умышленное менее тяжкое телесное повреждение, причиненное своему соседу В. Произошло это при следующих обстоятельствах. В., находясь в нетрезвом состоянии, пришел во двор к У. и затеял с ним ссору. Хозяин, не желая ввязываться в ссору с пьяным соседом, предложил В. уйти домой и проспаться. Однако тот не внял доброму совету, начал оскорблять У. и его жену, а затем вступил в драку с женщиной. Жена У., обороняясь, ударила В. тазом. В свою очередь В. нанес ей удар по животу. Защищая жену, У. оттолкнул драчливого соседа и тот упал с крыльца, повредив себе плечевой сустав.

1. Дайте классификационную характеристику потерпевшему В. в зависимости от его роли в генезисе преступления, определите тип личности потерпевшего.

2. На решение каких задач направлена криминологическая виктимология.

 

 


ВАРИАНТ 3

Задание 1

 

В городе А. в течение года зарегистрировано 1080 преступлений. Его население – 410 тыс. человек. В городе Б. за этот же период зарегистрировано 900 преступлений. Население здесь составляет 395 тыс. человек.

1. Вычислите коэффициент преступности для каждого города в расчете на 10 тыс. населения и определите, в каком из них он выше.

2. Раскройте социальный и уголовно-правовой признаки преступности.

 

Задание 2

Ознакомьтесь с нижеприведенной справкой по делу гр-на М. и ответьте на поставленные в конце текста вопросы.

М., 35 лет, родителей потерял в малолетнем возрасте, воспитывался в детском доме. По специальности – квалифицированный столяр с 10-летним стажем работы, образование – 6 классов общеобразовательной школы, женат, имеет 8-летнего сына. Проживал с семьей в отдельной двухкомнатной квартире. Заработок – средний. Ранее был условно осужден за подделку больничных листов, затем за хулиганство – к лишению свободы.

Хулиганство совершил при следующих обстоятельствах. Во время распития спиртных напитков на квартире своего приятеля М. допустил непристойное высказывание в отношении жены последнего. В ответ на замечания приятеля М. неожиданно ударил его бутылкой по голове, избил его жену и сына, разбил окно в их квартире, нарушил покой соседей, одного из них ударил, "чтобы сорвать злость", как впоследствии пояснил сам М. на суде. После отбытия наказания возвратился к семье, был трудоустроен на ту же мебельную фабрику, где работал до осуждения. По работе характеризуется в целом положительно, однако отмечены выпивки в рабочее время, факты использования оборудования предприятия в корыстных целях. По истечении 10 месяцев со времени освобождения из колонии совершил кражу, один раз привлекался к ответственности за мелкое хулиганство.

Кражу совершил при следующих обстоятельствах. Около 22 часов, находясь в нетрезвом состоянии, М. возвращался домой. Проходя мимо соседнего дома, заметил на подоконнике дамскую сумочку, ударом кулака разбил окно и украл находившийся в сумочке кошелек. Преступление совершил без какой-либо подготовки. В частности, находился ли кто-нибудь в доме в момент кражи, не интересовался. Похищенные деньги израсходовал с приятелем на выпивки. Виновным себя признал и неоднократно выражал сожаление о случившемся. Добровольно возместил ущерб.

По отзывам сотрудников колонии (по месту отбывания последнего наказания), М. встал на путь исправления, добросовестно трудится, освоил профессию пилорамщика, сторонится осужденных, которые характеризуются отрицательно. С момента прибытия в колонию имел одно нарушение, выразившееся в том, что затеял ссору и драку с другим осужденным, который насмешливо отозвался об обстоятельствах, повлекших осуждение М.

В культурно-воспитательных мероприятиях участвует неохотно. Пассивен во всем, кроме работы на производстве. Книг не читает. Изредка просматривает газеты, интересуется главным образом спортивными новостями.

При опросе научным сотрудником выяснилось, что М. школу бросил потому, что "не давалось учение и хотелось скорее начать зарабатывать себе на жизнь". Оставался на второй год в 5-м классе. Объясняя свое нежелание продолжать учебу в настоящее время, М. заявил, что, конечно, неплохо было бы получить хотя бы неполное среднее образование, но "уже поздно, да и забыл все". В беседе не мог назвать ни одного произведения А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, не знает, кто такие И.Е. Репин, П.И. Чайковский. В театре был один раз в жизни в школьные годы, какой смотрел спектакль и в каком театре не помнит. В возрасте 16–18 лет занимался в волейбольной секции, имел второй спортивный разряд. Других выраженных увлечений позитивного характера не выявлено. Социальной активностью не отличается.

Планы на будущее сводятся к тому, чтобы "освободиться и жить с семьей". Когда в ходе беседы разговор зашел о семье, М. заметно заволновался, на глазах у него появились слезы.

На вопрос о том, что привело его к неоднократному совершению преступлений, М. ответил: "Сам виноват. Дурость своя да водка".

1. Разграничьте и перечислите причины и условия конкретного преступления. Обоснуйте ответ.

2. Какова научная и практическая значимость установления причин и условий преступности

Задание 3

Какие из приведенных ниже возможных типологических групп могут быть отнесены к криминологическим типологиям личности, а какие – к иным (уголовно-правовым и др.):

− хулиганы, воры, убийцы, мошенники, вымогатели, насильники и т.д.;

− совершившие преступления с корыстной, агрессивно-насильственной мотивацией и т.д.;

− лица, совершившие преступления впервые, повторно; лица, допустившие особо опасный рецидив;

− неосторожные преступники, ситуационные, случайные и т.д.,

− криминогенная личность, личность преступника, преступная личность.

1. В чем заключается практическое назначение типологии личности преступника?

Задание 4

Нине С. вдруг стало казаться, что ее молодой человек Юрий С. охладел к ней, не столь пылко, как раньше, оказывает ей знаки внимания, перестал говорить «красивые» слова. Значит нашел себе другую, решила молодая женщина. Она переживала. И тут на ее жизненном пути встретилась цыганка Р. Она покорила Нину уже первыми словами: «Вижу, красавица. Камень у тебя на сердце, печаль на душе, чужая измена в голове. Но горю твоему могу помочь». И Нина поведала вещунье, поделилась с ней своими сомнениями, Р. пообещала вернуть любовь Юрия и наслать разные беды на голову сопернице-разлучнице. Но для начала потребовала у Нины один волос с головы, эмалированную кастрюлю и 300 тыс. руб. Потом попросила принести не стиранную блузку и шерстяную юбку. И, наконец, выманив у наивной женщины золотое кольцо, как и следовало, ожидать, скрылась.

1. Дайте классификационную характеристику потерпевшей в зависимости от ее роли в генезисе преступления.

2. К какому виду виктимности следует отнести жертву преступления.

 

ВАРИАНТ 4

Задание 1

 

В области А. за год зарегистрировано 2 тыс. лиц, совершивших преступления. Ее население – 850 тыс. человек, из них 200 тыс. – дети, не достигшие 14-летнего возраста. В области Б. в течении того же периода зарегистрировано 1 тыс. лиц, совершивших преступления. Население этой области составляет 1790 тыс. человек, из них 800 тыс. – дети, не достигшие 14-летнего возраста. В области В. в течении того же периода зарегистрировано 4 тыс. лиц, совершивших преступления. Население этой области составляет 2790 тыс. человек, из них 600 тыс. – дети, не достигшие 14-летнего возраста.

 

1. Вычислите индекс преступной активности для каждой из областей в расчете на 100 тыс. населения и определите, в какой из них он выше.

2. Каково назначение показателей преступности.

 

Задание 2

Р., 48 лет, по специальности шофер, образование среднее, имеет двоих детей, ранее судим за нарушение Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, приговорен к пяти годам лишения свободы. Преступление совершил в результате грубого нарушения Правил дорожного движения (наезд со смертельным исходом при обгоне транспортного средства на участке автомобильной трассы, где обгон запрещен). Потерпевшему оказал первую доврачебную помощь, а затем доставил его в больницу. На следствии и в суде чистосердечно раскаялся в совершенном преступлении. Во время отбывания наказания в колонии оказывал материальную помощь сыну погибшего, обучавшемуся в институте. Характеристика из колонии положительная. После отбытия наказания (освобожден условно-досрочно как доказавший свое исправление примерным поведением и честным отношением к труду) возвратился в семью на прежнее место жительства и работы. Характеризуется по работе положительно.

Во второй раз привлечен к уголовной ответственности за причинение смерти по неосторожности, которое совершил при следующих обстоятельствах: домой возвратился раньше обычного и застал в квартире жену с ее сослуживцем Ф. за распитием спиртных напитков. Снял со стены заряженное охотничье ружье, взвел курок и, держа ружье в руках, предложил последнему уйти. Открывая дверь, ударил ее прикладом, в результате чего произошел выстрел и Ф. получил смертельное ранение.

1. Назовите причины и условия конкретного преступления.

2. Дайте определение понятиям причины и условия преступности.

 

Задание 3

 

Некто И., 23 года, являясь курсантом военного учили­ща, он самовольно покидал училище и обращался к жиль­цам наугад выбранных квартир якобы с целью поиска сво­его знакомого. Пользуясь доверчивостью женщин и де­тей, проникал в квартиры и, убедившись, что открывшая ему дверь женщина одна, совершал изнасилование, за­бирал ценности и скрывался.

В конце мая 2009 г. под предлогом поиска вымышлен­ного человека он проник в квартиру Щ., 22 лет, где, угрожая убийством, заставил ее раздеться и предложил совершить половой акт, после отказа жестоко ее избил (у по­терпевшей было сотрясение головного мозга и перелом че­люсти), забрал 8 000 рублей и ушел. Следующие три нападе­ния он произвел в течение 5 дней. После первого нападе­ния, совершенного аналогичным образом в отношении 12-летней девочки, обвиняемый, выйдя из квартиры по­страдавшей, рассказал о содеянном приятелю, также кур­санту училища, который был «поражен услышанным», но не поверил. В тот же день И. проник в квартиру О., избил ее, причинив легкие телесные повреждения, заставил раздеться, предложил совершить половой акт, но, узнав, что она беременна, забрал 180 000 рублей и ушел. Через пять дней проник в квартиру, где находился малолетний маль­чик, но вскоре в квартиру вошла его бабушка, поэтому И. из квартиры ушел.

В тот же день И. был задержан и водворен в СИЗО. Через несколько дней предпринял попытку суицида.

На следствии содеянное не отрицал, объясняя тем, что искал «новые приключения, острые ощущения. Изнасиловать девочку решил, когда узнал, что она в квар­тире одна». Пояснил, что после того как не смог совер­шить половой акт, сидя рядом с обнаженной девочкой, ма­стурбировал до эякуляции.

В ходе исследования собранных на обвиняемого ма­териалов установлено, что двоюродный брат отца был болен шизофренией, два других покончили жизнь само­убийством. В раннем детстве И. был необщительным и молчаливым ребенком, никогда не плакал. По ночам во сне «дико ревел», в связи с чем родители обращались к невропатологу. В школе был дисциплинированным, актив­ным, общительным, хорошо учился, помогал родителям. В 17 лет резко изменился: появились беспричинные ко­лебания настроения, неуравновешенность, стал замкнут, молчалив, перестал общаться с друзьями, потерял интеpec к прежним увлечениям, в отношениях с родителями проявлял агрессивность. Стал бродяжничать, писать сти­хи непонятного содержания, в школе отмечались случаи необъяснимой жестокости в отношении одноклассников, желание их унизить. Окончив школу, поступил в высшее военное строительное командное училище, где вполне успешно учился. Со слов родителей, с этого времени каж­дой весной поведение резко менялось, отмечались вы­раженные колебания настроения, повышенная возбуди­мость, агрессивность, склонность к бродяжничеству. Сам объяснить свое поведение не мог, жаловался, что его «тол­кала внутренняя сила, действовал как будто под гипно­зом». По просьбе родителей консультировался у психи­атра, патологии не выявлено. На втором курсе был от­числен из училища в связи с недисциплинированным поведением: имел 10 взысканий, был замечен в употреб­лении спиртных напитков, неуравновешен, вспыльчив, до­пускал самовольные отлучки. Направлен для прохожде­ния службы в воинскую часть. Через полтора года вос­становился в училище. Сослуживцы характеризуют его как вспыльчивого, высокомерного, хвастливого, изворотливо­го, скрытного, замкнутого человека. В разговорах допус­кал циничные высказывания в отношении женщин, был уличен в краже порнографических открыток.

В ходе беседы с психологом заметил, что психически больным себя не считает. В училище почувствовал, что «все отвернулись от него, смеялись над ним». Помнит все детали содеянного, без смущения говорит о них, причин объяснить не может: «Я все хорошо помню, но не могу понять, почему я все совершил, о последствиях не задумывался».

1. По степени, глубине и стойкости антисоциальной направленности к какому типу личности относится И.

2. Раскройте соотношение биологического и социального формирования личности преступника.

 

 

Задание 4

Молодой человек К. в троллейбусе попытался завязать разговор с незнакомой девушкой. Однако последняя, не удостоив его вниманием, продолжала читать книгу. Почувствовав себя уязвленным таким отношением незнакомки, К. начал отпускать в ее адрес разные плоские шутки. Стоящий рядом гр. В. попытался пристыдить молодого человека и потребовал прекратить хулиганские выходки. Вошедший в раж К. переключил свое «красноречие» на В. и предложил ему выйти на остановке «поговорить». Когда троллейбус подъехал к ближайшей остановке, К., дернул В. за рукав И., бросив: «Ну, давай, пижон, выйдем», направился к выходу. Оскорбленный В. сильным ударом в спину вытолкнул забияку из троллейбуса на тротуар. Тот не смог удержаться на ногах и со всего размаха ударился головой об асфальт и попал в больницу.

1. Определите тип личности потерпевшего К. в зависимости от его поведенческой характеристики.

2. Что такое виктимность и виктимизация?

ВАРИАНТ 5

 

Задание 1

 

Укажите, какие из приведенных ниже преступлений обладают латентностью (высокой, средней или низкой), и объясните почему: дача взятки, получение взятки, побег из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи, незаконная порубка деревьев или кустарников, убийство, изнасилование, нарушение правил пожарной безопасности, кража, грабеж, присвоение или растрата, причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием, нарушение правил охраны рыбных запасов, незаконная охота, хулиганство, вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления, вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий, самовольное оставление части или места службы, дезертирство, похищение человека, подмена ребенка, злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей.

 

Задание 2

В области А. за последние 3 года несовершеннолетними совершен ряд преступлений:

 

№ п/п Вид преступления 2009 г. 2010 г. 2011 г.
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Убийство Тяжкие телесные повреждения Хулиганство Кража Вымогательство Грабеж Разбой Изнасилование Угон автотранспорта Иные преступления
  Всего:

1. Определите структуру преступности несовершеннолетних и дайте оценку изменениям в этой структуре за 3 года.

2. Какова криминологическая сущность таких признаков преступности как историческая изменчивость и массовость.

 

Задание 3

 

Ознакомьтесь с нижеприведенной справкой по делу гр-на Т. и ответьте на поставленные в конце текста вопросы.

Т., 37 лет. Родителей не помнит, воспитывался в детском доме. По специальности – квалифицированный столяр с 15-летним стажем работы, образование – 6 классов общеобразовательной школы, женат, имеет 11-летнего сына. Проживал с семьей в отдельной двухкомнатной квартире. Заработок – средний. Ранее был условно осужден за подделку больничных листов, затем за хулиганство – к лишению свободы.

Хулиганство совершил при следующих обстоятельствах. Во время распития спиртных напитков на квартире своего приятеля Т. допустил непристойное высказывание в отношении жены последнего. В ответ на замечания приятеля Т. неожиданно ударил его бутылкой по голове, избил его жену и сына, разбил окно в их квартире, нарушил покой соседей, одного из них ударил, "чтобы сорвать злость", как впоследствии пояснил сам Т.. на суде. После отбытия наказания возвратился к семье, был трудоустроен на ту же мебельную фабрику, где работал до осуждения. По работе характеризуется в целом положительно, однако отмечены выпивки в рабочее время, факты использования оборудования предприятия в корыстных целях. По истечении 10 месяцев со времени освобождения из колонии совершил кражу, один раз привлекался к ответственности за мелкое хулиганство.

Кражу совершил при следующих обстоятельствах. Около 24 часов, находясь в нетрезвом состоянии, Т. возвращался домой. Проходя мимо соседнего дома, заметил на подоконнике кошелек, ударом кулака разбил окно и кошелек. Преступление совершил без какой-либо подготовки. В частности, находился ли кто-нибудь в доме в момент кражи, не интересовался. Похищенные деньги израсходовал с приятелем на выпивки. Виновным себя признал и неоднократно выражал сожаление о случившемся. Добровольно возместил ущерб.

По отзывам сотрудников колонии (по месту отбывания последнего наказания), Т. встал на путь исправления, добросовестно трудится, освоил профессию пилорамщика, сторонится осужденных, которые характеризуются отрицательно. С момента прибытия в колонию имел одно нарушение, выразившееся в том, что затеял ссору и драку с другим осужденным, который насмешливо отозвался об обстоятельствах, повлекших осуждение Т.

В культурно-воспитательных мероприятиях участвует неохотно. Пассивен во всем, кроме работы на производстве. Книг не читает. Изредка просматривает газеты, интересуется главным образом спортивными новостями.

При опросе научным сотрудником выяснилось, что Т. Строит планы на будущее, которые сводятся к тому, чтобы "освободиться и жить с семьей". Когда в ходе беседы разговор зашел о семье, Т. заметно заволновался, на глазах у него появились слезы.

1. Дайте оценку такого элемента структуры личности Т., как социально-ролевые свойства.

2. Опишите раздельно интеллектуальные, эмоциональные и волевые свойства личности Т.

3. Можно ли, судя по приведенным данным, говорить о том, что личности Т.. присуща устойчивая антисоциальная ориентация корыстного характера (корыстная установка)?

4. Можно ли отнести Т. к числу опасных преступников, в поведении которых наблюдаются элементы преступного профессионализма?

 

Задание 4

Р., 48 лет, по специальности шофер, образование среднее, имеет двоих детей, ранее судим за нарушение Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, приговорен к лишению свободы. Преступление совершил в результате наезда на ребенка внезапно выскочившего на проезжую часть дороги. Потерпевшему оказал первую доврачебную помощь, а затем доставил его в больницу. На следствии и в суде чистосердечно раскаялся в совершенном преступлении. Во время отбывания наказания в колонии оказывал материальную помощь в лечении ребенка. Характеристика из колонии положительная. После отбытия наказания (освобожден условно-досрочно как доказавший свое исправление примерным поведением и честным отношением к труду) возвратился в семью на прежнее место жительства и работы. Характеризуется по работе положительно.

Во второй раз привлечен к уголовной ответственности за причинение смерти по неосторожности, которое совершил при следующих обстоятельствах: домой возвратился раньше обычного и застал в квартире жену с ее сослуживцем Ф. за распитием спиртных напитков. Снял со стены заряженное охотничье ружье, взвел курок и, держа ружье в руках, предложил последнему уйти. Открывая дверь, ударил ее прикладом, в результате чего произошел выстрел и Ф. получил смертельное ранение.

1. Дайте классификационную характеристику потерпевшему в зависимости от их взаимоотношений с преступником и от их роли в генезисе преступления.

2. Каковы особенности виктимологической профилактики. Раскройте меры общей и индивидуальной профилактики.

ВАРИАНТ 6

Задание 1

В области К. за год зарегистрировано 12 тыс. преступлений и 7 тыс. преступников. Ее население 1200 тыс. человек, из них 150 тыс. – дети до 14-летнего возраста. В области Л. за тот же период зарегистрировано 18 тыс. преступлений и 5 тыс. преступников. Ее население составляет 1100 тыс. человек, из них 170 тыс. – дети, не достигшие 14-летнего возраста. В области М. за тот же период зарегистрировано 28 тыс. преступлений и 15 тыс. преступников. Ее население составляет 1800 тыс. человек, из них 350 тыс. – дети, не достигшие 14-летнего возраста.

 

1. Вычислите коэффициент преступной пораженности и преступной зараженности в расчете на 100 тыс. населения и прокомментируйте полученные результаты.

2. Изложите криминологическое понятие преступности.

Задание 2

Некто Д., 22 года, являясь студентом ВУЗа, самовольно покидал учебное заведение в дневное время и обращался к жиль­цам наугад выбранных квартир якобы с целью поиска сво­его знакомого. Пользуясь доверчивостью женщин и де­тей, проникал в квартиры и, убедившись, что открывшая ему дверь женщина одна, совершал разбойные нападение угрожая расправой и ножом, за­бирал ценности и скрывался.

В конце мая 2010 г. под предлогом поиска вымышлен­ного человека он проник в квартиру Щ., 22 лет, где, угрожая убийством, потребовал ценности, после отказа жестоко ее избил (у по­терпевшей было сотрясение головного мозга и перелом че­люсти), забрал 18 000 рублей и ушел. Следующие три нападе­ния он произвел в течение 5 дней. После первого нападе­ния, совершенного аналогичным образом в отношении 12-летней девочки, обвиняемый, выйдя из квартиры по­страдавшей, рассказал о содеянном приятелю, также студенту ВУЗа, который был «поражен услышанным», но не поверил. В тот же день Д. проник в квартиру О., избил ее, причинив легкие телесные повреждения, , забрал 180 000 рублей и ушел. Через пять дней проник в квартиру, где находился малолетний маль­чик, но вскоре в квартиру вошла его бабушка, поэтому Д. из квартиры ушел. Но вскоре был задержан работниками милиции.

На следствии содеянное не отрицал, объясняя тем, что искал «новы

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.