Сделай Сам Свою Работу на 5

КАФЕДРА МИКРОБИОЛОГИИ, ВИРУСОЛОГИИ И ИММУНОЛОГИИ.





ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КАФЕДРА МИКРОБИОЛОГИИ, ВИРУСОЛОГИИ И ИММУНОЛОГИИ.

Утверждаю

Зав. кафедрой,

д.м.н., проф. М.М.Туйгунов

« 31 » 08 2015г.

 

 

Методические указания для студентов

по самостоятельной внеаудиторной работе

по дисциплине: микробиология, вирусология

Тема: Морфология грибов

 

 

Факультет лечебный

Дисциплина: микробиология, вирусология

специальность 060101, «лечебное дело» (очно-заочная)

курс 3- 4

семестр 6-7

 

 

Уфа- 2015 г.

Тема:Морфология грибов.

.

На основании рабочей программы учебной дисциплины: микробиология, вирусология и иммунология, утвержденной

« 31 » 08 2015 г.

Рецензенты:

1. Проф. Мавзютов А.Р.

2. Проф. Мурзабаева Р. Т.

Автор: проф. Ахтариева А.А.

 

Утверждение на заседание № 33 кафедры микробиологии, вирусологии и иммунологии от 31.08 2015 г.

 

 

Тема: Морфология грибов.

Цель изучения темы: состоит в овладении знаниями морфологии и структуры грибов.



Задачи: изучить таксономию и морфологию грибов.

Вид занятия: - самостоятельная внеаудиторная работа (подготовка к текущему контролю).

Продолжительность:- 2 часа.

Студент должен знать до изучения темы:

1.Классификацию, таксономию, морфологию, особенности строения, культивирование и физиологию

Студент должен уметь:

1. Пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью интернета.

2. Проводить взятие материала для микробиологического исследования.

3. Приготовить микропрепараты, окрашивать по Граму, Цилю-Нильсону.

4. Выделить и идентифицировать грибы по биохимическим, антигенным признакам, по вирулентности и генетической структуре.

 

Студент должен владеть:

 

Методы микробиологической диагностики грибковых заболеваний:

- микроскопическим

- бактериологическим

- иммунологическим

- аллергологическим

-молекулярно-биологическим .

Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по указанной теме:



 

1. Ознакомится с теоретическим материалом по теме занятия с использованием рекомендуемой учебной литературы.

2. Ответить на вопросы для самоконтроля

- морфология и химический состав грибов.

- биохимические свойства.

- антигенная структура.

- восприимчивость лабораторных животных.

 

 

3. Проверить свои знания с использованием тестового контроля:

А. Сколько фаз онтогенетического развития грибов:

1. 1 фаза

2. 2 фазы

3. 3 фазы

4. 4 фазы ответ: 2

 

 

Б. Что такое таллом?

1. тело гриба

2. головка гриба

3. шейка гриба ответ: 1

 

В. Клетки грибов могут иметь самый различный облик, но все они сходны между собой набором основных структур, особенно на уровне клеточных органелл. К этим органеллам относятся все, кроме:

1. клеточное ядро,

2. митохондрии,

3. рибосомы,

4. элемен­тарные мембраны,

5. клеточная стенка,

6. микросомы

7. плазмиды ответ: 7

 

 

Г. Что такое клеточное ядро у грибов?

1. предназначена для хранения генетической информации

2. содержит ферменты дыхательной цепи

3. проявление адаптивных и ферментативных возможностей гриба

ответ: 1.

 

 

Д. Какие бывают способы размножения грибов:

1. деление

2. прорастание

3. почкование клеток

4. спорообразование.

ответ:1,2,3,4.

 

Е. Какой тип питания у грибов?

1. Аутотрофный

2. Гетеротрофный

ответ: 2.

 

Ж. Царство Mycota разделяют на:

1. грибы-слизевеки

2. истинные грибы.

3. белые грибы

ответ: 1,2.

 

З. Какие бывают грибы?

1. дрожжевые

2. палочковидные

3. извитые формы ответ: 1,4

4. гифальные

 

И. Какие патогенные грибы вызывают микозы кожи и ее придатков?



1. Trichophitum

2. Candida

3. Microsporum

4. Epidermophyton ответ: 4.

 

Выполнить задания:

Задание №1.

Цель: Как происходит размножение грбов?

Ответ:

Размножение грибов происходит половым (совершенные грибы) и неполовым (несовершенные грибы) путем. Оно может быть вегетативным и репродуктивным. Вегетативное размножение происходит без специальных или с помощью малоспециализированных органов. Репродуктивное размно­жение осуществляется при помощи специальных органов воспроизведения. Механизмы размножения грибов весьма разнообразны: деление, прорастание, почкование клеток и спорообразование. Для вегетативной фазы развития грибов характерно бес­полое размножение и образование особых органов, обеспечивающих рост таллома. В этот период увеличение биомассы гриба происходите основном за счет деления, прорастания и почкования. Образуются особые органы, обеспечивающие прорастание гриба, поселение на хозяине, заражение и раз­растание, увеличение биомассы. Деление происходит за счет удлинения тела клетки и об­разования ниточки мицелия, которая делится поперечно, на оболочке появляются перетяжки и молодые клетки отделя­ются одна от другой. Прорастание является частой формой размножения. Оно обеспечивает развитие мицелиальной основы гриба (гриб­ницы) и проявляется в виде выпячивания (росток) стенки протопласта соответствующих клеток по ходу или по бокам мицелия. Достигнув соответствующих размеров, росток от­граничивается перегородкой от материнской клетки и про­должает развиваться, обеспечивая формирование грибницы. Почкование осуществляется за счет образования на по­верхности клетки небольшого выпячивания, в которое посту­пает часть протоплазмы и ядро материнской клетки — обра­зуется почка, которая затем отделяется и превращается в самостоятельную клетку. В результате почкования образу­ются скопления округлых, дрожжеподобных клеток, которые при малом увеличении микроскопа напоминают шары или гранулы. Этот вид размножения характерен для дрожжепо­добных грибов рода Candida. Для поселения на хозяине грибы образуют особые орга­ны прикрепления (апрессории, гифоподии и т. п.). У дерматофитов образуются перфорирующие органы, представляю­щие собой многоклеточные образования, выполняющие не­сколько функций: прикрепление к субстрату, внедрение в него (в кожу, волосы, ногти) и поглощение питательных веществ. При внедрении в клетки эпидермиса и прорастании через внутренние клеточные стенки хозяина паразитические грибы, как правило, образуют специфические, чаще всего очень тонкие, инфекционные и перфорационные гифы

 

Задание № 2.

Цель: какие различают виды конидий?

Ответ:

Различают два вида конидий: таллические, или артрити­ческие, и бластические.

1. Таллические (артритические) конидии (таллоконидии, артроконидии, ранее называвшиеся также таллоспорами, оидиями, а у дерматофитов – алевриоспорами) формируются путем последовательного септирования и расчленения уже существующих гиф. Конидии представляют собой зрелые наружные споры, образую­щиеся на концевых ветвях или по бокам мицелия; они имеют вид гомогенных, круглых, овальных, реже с за­остренными концами небольших клеток. Форма и рас­положение их весьма характерны для различных гри­бов и используются в качестве признака их определе­ния (микро- и макроконидии, оидии, гемиспоры, алейрии и т. д.). Наиболее частая форма спорообразования, наблюдаемая у дерматофитов в культуре и пато­логическом материале (коже, волосах, ногтях), - артроспоры. Полагают, что обнаружение артроспор в пораженной коже, волосах и ногтях является диагности­ческим признаком дерматофитов.

2. Бластические конидии (бластоконидии) образуются почкованием зрелой нити. Путем почкования могут возникать простые, причудливые, септированные или темноокрашенные бластоконидии. Путем почкования образуются хламидоспоры у Candida albicans.

Задание № 3.

Цель: Что такое телеморфы?

Это половые спороношения которые способствуютполовому размно­жению и служат для распространения индивидуального штам­ма и переживания неблагоприятных условий, оно также спо­собствует генетической стабилизации видов. Примерно у 70% грибов в цикле развития есть половая фаза, которая предусматривает плазмогамию, половую копуляцию, кариога­мию, мейоз и, как правило, образование мейоспор. Между этими кардинальными пунктами гриб может расти вегета­тивно, увеличивать свою биомассу, накапливать энергию и обычно размножаться бесполовым путем. Циклы развития — отличительный признак таксонов грибов.

Формы контроля:освоения заданий по самостоятельной внеаудиторной работе по данной теме: тестовые задания, контрольные вопросы, ситуационные задачи.

Основная и дополнительная литература

ОСНОВНАЯ

1. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология : учебник для студентов мед. вузов / под ред. А. А. Воробьева. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : МИА, 2012. - 702 с.

2. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология: учебник для студентов мед. вузов / А. А. Воробьев [и др.] ; под ред. А. А. Воробьева. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : МИА, 2006. - 702 с.

3. Коротяев, А. И. Медицинская микробиология, иммунология и вирусология: учебник для мед. вузов / под ред. А. И. Коротяева. - 2-е изд., испр. - СПб. : СпецЛит, 2000. - 591 с. - (Учебная литература для студентов).

4. Коротяев, А. И. Медицинская микробиология, иммунология и вирусология [Электронный ресурс]: учебник для мед. вузов / А. И. Коротяев, С. А. Бабичев. - СПб.: СпецЛит, 2010. - 760 с. - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785299004250.html

5. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология [Электронный ресурс] : учебник: в 2 т. / ред.: В. В. Зверев, М. Н. Бойченко. - М. : Гэотар Медиа, 2010. - Т. 1. - 448 с. - Режим доступа :

6. http://www.studmedlib.ru/book/ISBN97859704142241.html Медицинская микробиология, вирусология и иммунология [Электронный ресурс] : учебник : в 2 т. / ред.: В. В. Зверев, М. Н. Бойченко. - М. : Гэотар Медиа, 2010.- Т. 2. - 480 с. Режим доступа :

7. http://www.studmedlib.ru/book/ISBN97859704142242.html

8. Микробиология и иммунология [Электронный ресурс] : учебник / под ред. А. А. Воробьева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Медицина, 2005. - 496 с. - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN5225042716.html

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

1. Санитарно-микробиологические исследования объектов окружающей среды [Электронный ресурс]: метод. рек. для проведения практ. занятий по микробиологии для студентов медико-проф., леч., педиатр., стомат. фак. / ГОУ ВПО "Башкирский государственный медицинский университет"; сост.: Р. Ф. Хуснаризанова, Р. Ф. Насырова; под ред. З. Г. Габидуллина. - Уфа: БГМУ, 2010. - 24 с. // Электронная учебная библиотека: полнотекстовая база данных / ГОУ ВПО Башкирский государственный медицинский университет; авт.: А.Г. Хасанов, Н.Р. Кобзева, И.Ю. Гончарова. – Электрон. дан. – Уфа: БГМУ, 2009-2013. – Режим доступа: http://92.50.144.106/jirbis/.

2. Поздеев, О. К. Медицинская микробиология: учебное пособие для вузов / О. К. Поздеев ; ред. В. И. Покровский. - 3-е изд., стер. - М. : ГЭОТАР-МЕДИА, 2006. - 765 с.

3. Медицинская микробиология [Электронный ресурс] : учебное пособие / ред. В. И. Покровский. - 4-е изд., стереотип. - Электрон. текстовые дан. - М. : ГЭОТАР-МЕДИА, 2010. - 768 с.- Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970415306.html

3.

4. Медицинская микробиология, вирусология, иммунология: учебник / Л. Б. Борисов, А. М. Смирнова, И. С. Фрейдлин [и др.]; под ред.: Л. Б. Борисова, А. М. Смирновой. - М. : Медицина, 1994. - 527,[1] c.

Подпись автора ” ” 20 г.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.