Сделай Сам Свою Работу на 5

Классификация экологических факторов

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА

(РОСЛЕСХОЗ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»

 

ДЕНДРОЛОГИЯ

Методические указания и контрольное задание

для студентов-заочников образовательных учреждений

среднего профессионального образования по специальности

2604 Лесное и лесопарковое хозяйство

 

п. Правдинский 2005


 

ВВЕДЕНИЕ

Целью изучения дисциплины «Дендрология» являетсяподготовка сту­дентов к самостоятельной работе по обеспечению многоцелевого, непрерывного, неистощительного пользования лесным фондом, увеличению произво­дительности и качественного состава лесов на основе знаний древесных и кус­тарниковых пород, их биологии, образуемых ими сообществ и ареалов.

Являясь обязательной дисциплиной в цикле общепрофессиональных дисциплин, «Дендрология» базируется на знании таких дисциплин как «Ботаника», «Почвоведение», тесно связана с «Лесоведением», «Экологическими основами природопользования», а также создаёт условия для успешного изучения специ­альных дисциплин - «Лесоводства», «Лесных культур», «Лесопаркового хозяй­ства», «Лесозащиты», «Лесной таксации и лесоустройства».

В результате изучения дисциплины студент должен

иметь представление:

- о перспективных хвойных и лиственных интродуцентах;

знать:

­ основные хвойные и лиственные породы, их лесоводственные свойства и народно-хозяйственное значение;

- методику фенологических наблюдений;

уметь:

- определять основные виды кустарниковых и древесных растений.

Изучение основных пород необходимо проводить по следующему плану: - название вида (русское и латинское);

- систематическое положение вида (принадлежность к семейству, порядку, классу, отделу); - - ареал;

- морфологические признаки;

- биологические особенности;

- экологические свойства;

- лесообразующая роль;

- основные формы, разновидности и культивары;

- народнохозяйственное значение.

В процессе преподавания дисциплины «Дендрология» предусматривается подготовка выпускников к самостоятельной работе в вопросах познавания при­роды хвойных и лиственных пород, жизни леса, увеличения продуктивности и качественного состава лесов.



Чтобы биологически грамотно и эффективно проводить те или иные ле­сохозяйственные мероприятия, обеспечивающие выращивание леса, содействие его естественному возобновлению, выращивание искусственно созданных ле­сов нужного породного состава и высокого качества, получать в кратчайшие сроки древесину и другие ценные продукты леса; лесоводу требуются глубокие знания морфологических признаков различия древесных растений, их система­тического положения и географического распространения, биологических осо­бенностей (долговечности, быстроты роста, сезонного развития, биологии цве­тения и плодоношения, особенностей семенного и вегетативного возобновления И размножения), их экологических свойств, хозяйственного значения.

Дисциплина «Дендрология», в соответствии с примерным тематическим планом очной формы обучения изучается в объеме 76 часов, в т.ч. лаборатор­ных - 32 часа.

Внимательно изучите рекомендуемый перечень лабораторных и практи­ческих работ. За разъяснениями по непонятным вопросам следует обращаться к специалистам лесохозяйственных предприятий или письменно в техникум.

Дисциплина «Дендрология» при заочной форме обучения изучается на 3 курсе, выполняется 1 домашняя контрольная работа, 4 часа обзорных занятий и 32 часа лабораторных и практических занятий, после чего сдаётся экзамен.

УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ

Введение

Тема 1. Общие вопросы дендрологии

Тема 2. Голосеменные растения

Тема 3. Покрытосеменные растения

Тема 4. Основы декоративной дендрологии

Самостоятельная работа студента-заочника по теоретическому изучению курса дендрологии заключается в последовательной проработке учебной лите­ратуры, которая указана в списке основной и дополнительной литературы.

Основная литература:

1.Булыгин Н.Е., Ярмишко В. Т. Дендрология. СПб.: Наука, 2000

2.Булыгин Н.Е. Дендрология. М.: Агропромиздат, 1991

3.Колесников А.И. Декоративная дендрология. М.: Лесная промышленность, 1974

4.Чепик Ф.А. Определитель деревьев и кустарников. М.: Агропромиздат, 1985

5.Аношин Р.М. и др. Практикум по лесоводству и дендрологии. М.: Агропромиздат, 1986

6.Лесная энциклопедия (т. 1,2). М.: Советская энциклопедия, 1986

Дополнительная литература:

7.Атрохин В.Г., Солодухин Е.Д. Лесная хрестоматия. М.: Лесная npoмышлен­ность,1988

8.Ванин А.И. Дендрология. Определитель деревьев и кустарников. М.: Лесная прoмышленность,1967

9.Качалов А.А. Деревья и кустарники. М.: Лесная промышленность, 1970

10.исаев А.И. Рассказы о деревьях России. ИПФ Воронеж, 2001

11. Справочник Деревья и кустарники СССР (под ред. Качалова А.И.). М.: Мысль, 1966

12.Соколов С.Я. и др. Ареалы деревьев и кустарников СССР. Л.: Наука, 1977­1986 (т. 1 -1997; т. 2 - 1983; т. 3 -1986)

13. Красная книга РСФСР. Растения. М.: Росагропромиздат, 1983

14.Мурахтанов Е.С., Никончук ВВ., Новосад С.В. Целебные и противорадиа­ционные растения. Брянск, 2001

15. Рубцов Л.И. Деревья и кустарники в ландшафтной архитектуре. Киев.: Научкова думка, 1977.

16. Александрова М.С. Хвойные растения в вашем саду. М.: ЗАО «Фитон+», 2000.

17. Александрова М.С. Аристократы сада. Красивоцветущие кустарники. М.: ЗАО «Фитон+», 2000.

ВВЕДЕНИЕ

Дендрология как наука и учебная дисциплина, краткая история ее развития. Значение дендрологии для практики лесного и лесопаркового хозяйства, степного и полезащитного лесоразведения, озеленения и охраны природы. Роль выдающихся отечественных ученых в развитии дендрологии.

Литература

Основная: (1);(2);(3); с. 3-7

Дополнительная: (8), с.5-10

 

Методические указания

Дендрология (от греч.слова «дендрон» –дерево и «логос» –наука) – раздел ботаники, изучающий древесные растения, их географическое распространение, внешние признаки, биологические и экологические свойства, лесоводственное и народнохозяйственное значение.

Как сказал Л.Н. Толстой: «Дерево – вечная красота». Дерево – древний тип, возникший около 400 млн. лет назад.

Специалист лесного хозяйства должен знать древесные растения – объект своей основной деятельности и эти знания дает дендрология.

Предметом изучения современной дендрологии являются все жизненные формы древесных растений. Знание биологии и экологии лесообразующих пород служит основой для проведения научно-обоснованных мероприятий по улучшению качества лесов, повышению их продуктивности и водо-охранных свойств, созданию новых лесов из хозяйственно-ценных пород, устойчивых к болезням и резким воздействиям неблагоприятных факторов.

Изучение деревьев и кустарников, их декоративных свойств и защитной роли необходимо для проведения работ по озеленению городов и населенных пунктов, очистке атмосферы от загрязнений, защите от шума, облесению эродированных площадей и осушенных болот и т.д.

Дендрология связана с ботаникой, лесоводством, лесными культурами, садово-парковым строительством, почвоведением, географией, организацией и планированием лесного хозяйства.

Как самостоятельная отрасль ботанической науки дендрология начала развиваться только с середины второй половины 18 века. Первые дендрологи России – П.С. Паллас, В.Ф. Зуев, А.Т. Болотов, С.Г. Гмелин, И.П. Бородин, Я.С. Медведев, Т.Н. Потанин, К.И. Максимович и другие.

Накоплению знаний о лесных древесных породах способствовали работы основателя учения о лесе профессора Г.Ф. Морозова.

Вопросы для самоконтроля

1.Что изучает дисциплина «Дендрология» и с какими дисциплинами имеет связь?

2.Охарактеризуйте значение дисциплины в подготовке специалистов лесно­го и лесопаркового хозяйства.

3.Назовите первых дендрологов России.

Тема 1. Общие вопросы дендрологии

Студент должен

иметь представление:

- об интродукции, акклиматизации и натурализации древесных пород;

- о роли акклиматизации, селекции и гибридизации при интродукции пород;

знать:

- жизненные формы древесных растений;

- виды ареалов и возможности их расширения.

Основные жизненные формы древесных растений, их классификация и характеристика. Группы древесных растений по форме и быстроте роста, дол­говечности.

Понятие об ареале. Ареалы сплошные, разорванные и ленточные.

Интродукция, акклиматизация и натурализация древесных растений как процесс микроэволюции за пределами естественного ареала. Возможности расширения ареалов путем интродукции. Роль акклиматизации, селекции и гибридизации при интродукции пород.

Литература

Основная: (1), с. 3-1 О, (2), с.8-16; (4), с. 7-14; 18-23.

Дополнительная: (8), с.6-10; 32-35.

Методические указания

Жизненные формы древесных растений классифицируют на следующие группы: деревья, кустарники, кустарнички, полукустарнички и лианы.

Деревья бывают: первой величины высотой 25 м и более; второй величи­ны 15-25 м; третьей величины менее 15м.

Кустарники, высота их не превышает 4-5 м, у них не выделяется главный ствол. Кустарнички имеют высоту до 60 см, жизненный цикл 5-10 лет, они очень низкорослы.

Полукустарнички - годичные побеги не полностью одревесневают и зимой отмерзают.

Лианы - растения с гибкими, неустойчивыми стеблями. Древесные растения приурочены к определенным территориям.

Ареал - область распространения той или иной породы. Они классифици­руются на: прогрессивные, регрессивные и разорванные.

Сопоставление всех факторов внешней среды имеет огромное значение в практической деятельности лесовода по возможности перемещения вида в дру­гие районы. Развитие дендрологии проходило в тесной СВJIЗИ с накоплением бо­танических знаний. Классифицировал растения еще IV в. древнегреческий естествоиспытатель, первый ботаник - Теофраст. Древнеримский писатель и агроном Луций Колумелла в своем труде «О сельском хозяйстве» посвятил особое приложение к дендрологии.

Работникам лесохозяйственных предприятий в своей практической дея­тельности приходится часто распознавать древесные растения по листьям, поч­кам, плодам, семенам и всходам, поэтому детально изучаются их морфологиче­ские признаки, биологические свойства: способ опыления, плодоношения, рас­селения, быстрота роста и развития, долговечность.

Необходимо знать, в каких условиях могут расти деревья и кустарники, как относятся они к факторам внешней среды Т.е. к экологическим. Существует целая наука, изучающая закономерности взаимодействия между растениями и средой, которая называется экологией растений.

Классификация экологических факторов

Группы экологических факторов Экологические факторы
1. Климатические Свет, состав воздуха, тепло, осадки, ветер, влажность воздуха
2. Эдафические (почвенно-грунтовые) Механический состав почвы, химический состав и реакция почвы (рН), режимы влажности, температуры и кислорода
3. Орографические (факторы рельефа) Высота над уровнем моря, экспозиция, крутизна склона
4. Биотические Биоценозы. Растения, животные, микро- организмы
5. Антропогенные Изменение окружающей среды на растительность под влиянием человеческой деятельности

Вопросы для самоконтроля

1.Что изучает дендрология и каково ее значение в лесном хозяйстве?

2.Дайте определение понятий: ареал, интродукция, натурализация, акклимати­зация, селекция древесных растений.

3.Дайте классификацию экологических факторов.

4.Какие растения-интродуценты растут в Вашей местности?



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.