Сделай Сам Свою Работу на 5

Фенологические наблюдения

Б2.Б6 Дендрология

 

Методические указания

к выполнению контрольной работы

 

Направление бакалавриата 250100 Лесное дело

 

Уфа - 2012


 

Рекомендованы к изданию методической комиссией факультета «Землеустройства и лесного хозяйства» для студентов очной и заочной форм обучения (протокол № 1 от

8 сентября 2012 г.).

 

 

Составитель: д.б.н.,проф.Янбаев Ю.А., к.с.х.н. Сабирзянов И.Г.,к.б.н. Исяньюлова Р.Р.

Рецензент: профессор кафедры кадастра недвижимости и геодезии

Хисамов Р.Р

 

 

Ответственный за выпуск: зав. кафедрой лесоводства и ландшафтного дизайна к.с.х.н., И.Г. Сабирзянов.

 

 

 

 

г. Уфа, БГАУ, кафедра лесоводства и ландшафтного дизайна
ВВЕДЕНИЕ

 

Дендрология - раздел ботаники, изучающий древесно-кустарниковые растения, их эволюцию, распространение, формовое разнообразие и использование в хозяйстве.

В результате изучения дендрологии студенты должны знать:

- биологические, экологические свойства и фенологическое развитие древесных растений;

- основные лесообразующие виды древесных растений, произрастающие на

территории страны и в республике Башкортостан:

- хозяйственно-ценные и перспективные для выращивания виды интроду-

центов;

-особо декоративные, а также плодов ягодные и технически ценные древесные растения.

На основе дендрологических знаний студенты должны уметь:

- давать характеристику видового состава;

- производить оценку биоэкологического соответствия видового состава насаждений конкретным условиям произрастания;

- обоснованно осуществлять подбор древесных растений для создания насаждений разного функционального назначения;

- прогнозировать сроки созревания и урожайность семян основных лесообразующих пород;

- определять биологически оптимальные сроки посадки, вегетативного размножения и возобновления древесных растений.

Студенты должны уметь пользоваться учебниками и определителями, знать морфологию, биологию и систематику древесных растений, определять их в разном фенологическом состоянии по общему габитусу кроны, коре, почкам, листьям, цветкам, плодам, шишкам и семенам.

Дендрология базируется на различных разделах ботаники, тесно связана с экологией, физиологией растений, почвоведением. Знание дендрологии необходимо для освоения таких профилирующих дисциплин как лесоводство, лесные культуры, лесная таксация и лесоустройство» защитное лесоразведение, лесная селекция, декоративное Древоводство и др. В учебном процессе широко используется гербарные коллекции древесных побегов (лиственные и безлистные), а также наборы плодов, шишек, семян.

Понятие о дендрологии как науке и учебной дисциплине, связь ее с другими предметами. Значение дендрологии для практики лесного и лесопаркового хозяйства, защитного лесоразведения, озеленения и охраны природы.

История дендрологии, основные этапы ее развития, вклад отечественных и зарубежных ученых в развитии дендрологии.

 


БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДРЕВЕСНЫХ РАСТЕНИЙ

 

Жизненные формы древесных растений, их характеристика и классификация. Группы роста древесных и кустарниковых растений. Понятие о финоритме, биологии цветения, плодоношении и семеношения, особенностях семенного и вегетативного возобновления и размножения растений.

 

ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ ДРЕВЕСНЫХ РАСТЕНИЙ

 

Понятие об экологии как науке. Экологические факторы и экологические свойства древесных растений. Среда обитания и условия существования. Основные группы экологических факторов: абиотические, биотические и антропогенные.

Климатические экологические факторы: свет, тепло вода, газовый состав атмосферы. Группы растений по реакции на воздействие факторов климатической группы.

Эдафические (почвенно - грунтовые экологические факторы); механические и химические свойства почвы, их влияние на рост древесных растений, формирование корневых систем, ветроустойчивость и т.д. Группы растений по их отношению к плодородию почвы, реакции почвенного раствора, засоленности.

Орографические экологические факторы: высота над уровнем моря, экспозиция, крутизна склонов. Вертикальная зональность и горные леса страны.

Биотические экологические факторы: растения, животные и микроорганизмы. Формы взаимоотношений растений в фитоценозах и биоценозах.

Антропогенные экологические факторы, их прямое и косвенное влияние на растений. Проблема урбанизации окружающей среды и воздействия техногенных факторов на растительность.

Дендромелиорация окружающей среды.

Экологические факторы, обуславливающие горизонтальную и вертикальную зональность растительного покрова, формирование интрозональной растительности.

 

ОСНОВНЫЕ УЧЕНИЯ О РАСТИТЕЛЬНОМ ПОКРОВЕ

Понятие о виде. Внутривидовые систематические единицы; подвид, разновидность, подразновидность, форма подформа. Теоретическое и прикладное значение изучения внутривидовой изменчивости древесных растений.

Ареалы видов: сплошные, разорванные, ленточные. Растения космополиты, эндемики и реликты. Растения, имеющие широкий и узкий ареал. Связь экологической пластичности вида с его ареалом.

Индукция древесных растений и ее значение для лесного хозяйства, степного и полезащитного лесоразведения, озеленения.

 

ФИЛОГЕНЕТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА И ХАРАКТЕРИСТИКА ДРЕВЕСНЫХ РАСТЕНИЙ

 

Основные таксационные единицы и номенклатура в систематике растений: вид, род, семейство, порядок, класс, отдел, царство.

При описании древесных растений дается характеристика их ареала морфологических признаков, биологических и экологических свойств. фитоценотических особенностей, укрывается хозяйственное значение.

 

Отдел голосеменные

 

Общая характеристика отдела в систематическом порядке с описанием всех таксономических категорий: классов, подклассов, семейств, подсемейств, триб, родов, подродов.

Класс Саговниковые. Сем. саговниковые (саговник поникающий).

Класс Гнетовые, Сем. эфедровые (эфедра двухколосковая).

Класс Гинкговые. Сем. гиикговые (гинкго двулопастной).

Класс Хвойные. Подкласс Хвойные. Пор. сосновые: сем. сосновые -триба пихтовые (пихта, псевдотсуга, тсуга, ель), триба лиственничные (лиственница, кедр), триба сосновые (сосна). Пор. кипарисовые: сем, так-содиевые (секвойя, секвойядендрон. метасеквойя. таксодиум» криптомерия); сем. кипарисовые (кипарис,кипарисовик, туя, туевик, микробиота, можжевельник). Пор. тисовые: сем. тисовые (тис).

Сем. сосновые. Род сосна, Пятихвойные сосны: с.сибирская, с.корейская, с.европейская, с.стлпнникова, с.веймутова. Двухвойные сосны: с.обыкновенная, с.крымская, с.горная, с.пицундская, с.черная, с.Банкса, с.Коха.

Род ель: е.обыкновенная. е.сибирская, е.колючая, е.восточная, е.канадская, е.аянская.

Род пихта: п.сибирская, п.кавказская, п.белокорая, п.цельнолистная, п.бальзамическая, п.одноцветная.

Род псевдотсуга - псевдотсуга Мензиса.

Род лиственница; л.сибирская, л.Сукачева, л.Гмелина (даурская), л.Чекановского, л.камчатская.

Род кедр - кедр гималайский.

Пор. кипарисовые. Сем. Таксодиевые. Род и вид секвойядендрон гигантский, секвойя вечнозеленая, метасеквойя глибтостробовидная, крипто- мерия японская. Сем. кипарисовые. Род кипарис - кипарис вечнозеленый. Род туя (туя западная), подрод биота - (биота восточная).

Род можжевельник: м.обыкновенный, м.казацкий. м.сибирский, м.туркестанский.

Сем. тисовые. Род тис: т.ягодный и т.остроконечный.

 


Отдел покрытосеменные

 

Приводится общая характеристика отдела с указанием наиболее характерных отличительных признаков древесных покрытосеменных от голосеменных. Филогенетическая схема покрытосеменных по А.Л. Тахтаджану.

 

Класс двудольные

 

Сем. магнолиевые. Род магнолия (магнолия крупноцветковая).

Сем. лимонниковые. Род лимонник (лимонник китайский).

Сем. лавровые. Род лавр (лавр благородный).

Сем. барбарисовые. Род барбарис (барбарис обыкновенный).

Сем. платановые. Род платан. Виды: п.восточный и п.западный.

Сем. ильмовые. Род вяз: в.гладкий, в.шершавый, в.мелколистный (приземистый).

Сем. буковые. Род. бук: блесной, б.восточный. Род дуб: д.черешчатый. д.монгольский, д.скальный.. Род каштан (каштан посевной).

Сем. березовые. Род береза: б.повислая, б.пушистая, б.даурская, б.карликовая. Род ольха: о.серая, о.черная. Род лещина (лещина обыкновенная).

Сем. ореховые. Род орех: о.грецкий, о.манчжурский.

Сем. ивовые. Род ива: и.белая, и.ломкая, и.остролистная, и.волчниковая, и.пепельная, и.козья, и.прутовидная, и.трехтычинковая, и.нятитычинковая. Род тополь: т.дрожащий, т.белый, т.черный, т.пирамидальный, т.бальзамический.

Сем. липовые, Род липа: л.мелколистная, л.крупнолистная, л.маньчжурская, л.амурская.

Сем. гортензиевые. Род чубушник (чубушник венечный).

Сем. Крыжовниковые. Род крыжовник (крыжовник европейский). Род смородина: сжрасная, с.черная, с золотистая.

Сем. розоцветные. Род спирея: с.средняя, с.дубравколистная. Род пу-зыреплодник калинолистный. Род роза: р.майская, р.иглистая. р.собачья. Род малина: м.обыкновенная, м.сизая (ежевика). Род яблоня: я.лесная, я.ягодная, я.домашняя. Род груша (груша обыкновенная). Род боярышник: б.кроваво- красный, б.сибирскнй. 6.гладкий. Род рябина: р.обыкновенная, р.сибирская. Род Арония (арония черноплодная). Род ирга (ирга круглолистная). Род слива: с.растопыренная (алыча), с.колючая (терн), с домашняя. Род вишня: в.кустарниковая, в.обыкновенная. Род черемуха: ч.обыкновенная. Род миндаль (миндаль низкий). Род абрикос: а.обыкновенный, а.сибирский.

Сем. бобовые. Род карагана: к.кустарниковая (дереза), к.древовидная.

Сем. рутовые. Род фелодендрон (фелодендрон амурский или бархат амурский).

Сем. кленовые. Род клен: к. остролистный, к. татарский, к.ясенолистный, к. полевой, к.мелколистный.

Сем. бересклетовые. Род бересклет: б.европейский, б.бородавчатый.

Сем. крушиновые. Род крушина (крушина ломкая).

Сем. лоховые. Род лох: л.узколистный, л.серебристый. Род облепиха (облепиха крушиновая).

Сем. маслиновые. Род ясень (ясень обыкновенный). Род сирень (сирень обыкновенная).

Сем. жимолостные. Род калина: к.обыкновенная, к.черная. Род жимолость: ж.обыкновенная, ж.татарская. Род бузина (бузина красная) Род снежноягодник (снежноягодник белый).

При изучении древесных растений особое внимание уделяется породам лесообразователям.

 

5 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ И ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ

 

Курс дендрологии для студентов заочного обучения включено 8 часов лекционных и 12 часов лабораторных занятий (для студентов сокращенного цикла обучения на лабораторные занятия отводится 10 часов). Самостоятельное изучение дисциплины базируются на выполнении контрольной работы, проведению фенологических наблюдений, сборе и оформления гербария.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

Гербарий

 

Студент должен собрать, оформить, систематизировать и сдать гербарий древесно-кустарных растений в количестве не менее 80 видов. Гербарий может включать не только местные, но и инорайонные виды.

Материалом для гербария служат побеги с листьями, при возможности с цветами или плодами. Можно представить всходы древесных растений.

Побеги для гербария следует брать по средней части кроны с освещенной стороны с нормально развитыми и здоровыми листьями (хвоей) длиной 20-25 см. Побеги срезают острым ножом или сектором. Собранный материал сразу закладывают в газетную бумагу или папку соответствующих размеров. В этот же день срезанные побеги необходимо переложить в сухую газетную бумагу, сложенную в несколько слоев. Все образцы следует заложить в гербарную сетку или жесткую папку и поместить на сутки под пресс. В последующие дни гербарные образцы перекладывают в сухую бумагу, выдерживают 1-2 часа в тени для проветривания и снова помещают под пресс, эти операции продолжают до полного высыхания растений.

Высохшие растения монтируют на отдельных листах плотной бумаги размером 30х40 см. В правом нижнем углу прикрепляется этикетка, оформленная по следующему образцу:

1. Сем. Ивовые Salicaceae

2. Род Тополь Populus

1. Вид дрожащий tremula

4. Парк лесоводов Башкирии 25 июля 1997 года

5. Ива нов С.И. л/ф

Названия растений (видовое и родовое) на русском и латинском языках, а также морфологические признаки растений необходимо выучить наизусть.

 

Фенологические наблюдения

 

Проводят за полным годичным циклом сезонного развития выбранных древесных растений: один вид хвойных, два вида лиственных деревьев и один вид кустарника. Все растения должны вступить в репродуктивный возраст. Оформленный по форме дневник фенологических наблюдений (приложение 1) представляют во время экзаменационной сессии вместе с гербарием.

 

Контрольная работа

 

Выполняется студентом самостоятельно и высылается в университет согласно установленному графику до экзаменационной сессии.

Контрольная работа пишется чернилами разборчивым почерком в тетради, с интервалом между строчками. По краю листа оставляются поля 3 см.

Контрольную работу необходимо иллюстрировать рисунками, схемами и другими наглядными материалами. Желательно представление фотографий описываемых растений, особенно тех, которые чем-либо отличаются от собратьев.

При изучении зональной растительности, закономерностей фитоценозов, ареалов видов, необходимо пользоваться географической картой при вычерчивании зон и ареалов. При окраске ареалов следует придерживаться принятых тонов: сосна, лиственница - оранжевый, ель, пихта - малиновый. Дуб, клен - черный, береза, ольха - синий, осина - зеленый, липа - коричневый, (в лесхозах имеются планы лесонасаждений, раскрашенные по стандарту).

Номера вопросов контрольной работы устанавливаются по двум последним цифрам студенческого билета (приложение 2). Содержание вопросов пометено в прилагающемся списке. В конце контрольном работы следует указать, какая литература использовалась.

Общим для всех студентов являются следующие вопросы:

1) каким условиям местопроизрастания примочены лучшие и худшие древостои в Вашем лесхоза, лесничестве и т.п..? Дайте их описание и укажите типы леса (задание выполняется на базе таксационного описания).

2) перечислите деревья и кустарники, произрастающие в Вашем лесхозе, лесничестве и т.п. Какие из них представляют наибольший интерес для хозяйства? Какие интродуценты (деревья, кустарники, лианы) Вы можете рекомендовать для озеленения, создания лесных культур или насаждений целевого назначения?




©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.