Сделай Сам Свою Работу на 5

Словарь терминов и персоналий (глоссарий)

Акклиматизация — это процесс приспособления растения к новым условиям среды, которые более чем их исходные формы приспособлены к новым условиям обитания, за счет изменения исходного генотипа в соответствии с экологическими параметрам района.
Ареал - область распространения вида.
Бамбуки – растения с многолетней, укороченно-плагиотропной, осевой основой (корневищем), обычно подземной и сильно разветвленной, и сменяемыми, одревесневающими стеблями-соломинами.
Вид – совокупность особей свободно скрещивающихся между собой, образующих плодовитое потомство, обладающих рядом общих морфофизиологических признаков и типом взаимоотношений со средой, населяющих определенный ареал, обособленных от других особей отсутствием гибридных форм.
Вторичный ареал – ареал, измененный в связи с деятельностью человека.
Дендроиндикациия (от лат. Indicate — указывать) – комплекс методов оценки абиотических и биотических факторов местообитания при помощи биологических систем с использованием древесных растений.
Дендрология (от греч. dendron — дерево и logos — учение) — наука о древесных растениях, т. е. дословно — учение о дереве.
Деревья – растения с многолетней, удлиненно-ортотропной осевой основой (стволом) и несменяемыми ветвями.
Дизъюнктивные ареалы – разорванные ареалы, состоящие из участков с соизмеримыми площадями.
Жизненная форма (биоморфа) – своеобразный облик (габитус) растения, возникающий в процессе приспособления к условиям существования.
Интродукционный культигенный ареал – область переселения вида, в культуру открытого грунта.
Интродукция растений – целенаправленная деятельность человека по введению в культуру новых систематических таксонов (видов – форм) путем разведения их за пределами естественного ареала (виды, подвиды, разновидности) или продвижения культиваров в новые районы, ранее в них не произраставших, а также перенос растений в культуру из местной природы.
Корневищные кустарники – растения с многолетней, укороченно-плагиотропной, чаще подземной, осевой основой (корневищем) и сменяемыми ветвями
Культигенный ареал (Б.Н. Головкин, 1988) – ареал, возникший в результате культивирования вида, прямой пересадкой.
Кустарники – растения с многолетней, укороченно-ортотропной осевой основой (ксилем) и сменяемыми ветвями
Кустовидные деревья – растения с многолетней, удлиненно-ортотропной осевой основой (стволом) и несменяемыми ветвями, зона активного ветвления которых смещена к основанию ствола.
Лианоиды – растения с многолетней, укороченно-ортотропной осевой основой (ксилем) и несменяемыми ветвями, которые, при наличии опоры, способны превращаться в удлиненно-плагиотропную осевую основу (основной побег).
Лианы – растения с многолетней, удлиненно-плагиотропной осевой основой (основным побегом) и несменяемыми ветвями.  
Межфазный период - промежуток времени между двумя соседними фазами.
Натурализационный культигенный ареал – территория распространения вида, перенесенного из другой географической точки, на которой происходит его внедрение в местные ценозы.
Неспецифическая дендроиндикация - комплекс мер оценки изменения различных факторов по определенному показателю биологической системы. В природных условиях обычно применение неспецифической дендроиндикации.
Онтогенез — индивидуальное развитие растения от его возникновения из оплодотворенной яйцеклетки или вегетативной почки до естественной смерти
Пальмы – растения с многолетней, удлиненно-ортотропной неветвящейся осевой основой (стволом), заканчивающейся кроной из крупных листьев.
Полукустарники – полудревесные растения, у которых удлиненные побеги на значительной части их длины ежегодно остаются травянистыми и отмирают.
Розеточные растения – растения с многолетней, удлиненно-ортотропной или укороченно-ортотропной осевой основой (стволом), который иногда слабо ветвится, заканчивающейся кроной из крупных листьев.
Специфическая дендроиндикация – комплекс мер оценки изменения одного фактора по определенному показателю биологической системы.
Фенологический индикатор - сезонное явление, которое используется в качестве указания вероятного срока другого явления.
Фенологический интервал - время между двумя любыми сезонными явлениями. Например, цветение и опыление, опыление и плодоношение.
Фенофаза - этап развития объекта, в котором он находится в какой-либо момент времени.

 


 

2 блок УМКД

1. Материалы для тестовой проверки знаний студентов(прилагаются).

2. Методические пособия по изучаемой дисциплине(электронный оптический диск с фотографиями деревьев и кустарников (350 МВ), электронный оптический диск с фотографиями шишек Pinus, Презентации Power Point по темам: «Отдел Голосеменные», «Отдел Покрытосеменные», «Декоративные формы древесных растений»).

3. Методические модели процесса обучения –при сдаче гербрия используется метод опроса студентов.

4. Перечень материально-технического оборудования:

· Гербарий основных видов деревьев и кустарников.

· Коллекция плодов и семя основных видов деревьев и кустарников.

· Коллекция шишек.

· Влажные препараты цветков, плодов.

· Бинокулярные микроскопы МБС-10.

· Препаровальные иглы.

 

 

1.1. Цель преподавания дисциплины

 

Цель летней учебной практики – закрепление знаний по пройденному теоретическому курсу, знакомство с основными лесообразующими породами, видами древесных и полудревесных растений, используемых в городском озеленении, выявление взаимосвязи внешнего облика растения с факторами окружающей среды и агротехникой выращивания, приобретение навыков применения дендрологических знаний в практической деятельности.

 

1.2. Задачи изучения дисциплины

 

Задачи практики: выявление экологических факторов, влияющих на габтиус растения, первичное знакомство с патологиями древесных растений, распространенными в зеленых насаждениях, изучение различных приемов выращивания древесных растений, знакомство с элементами садово-паркового устройства, изучение основного, дополнительного ассортимента и ассортимента, ограниченного пользования, сбор и гербаризация древесных растений, определение неизвестных видов, выполнение индивидуального задания по морфологии.

 

1.3. Перечень сопутствующих дисциплин с указанием разделов, усвоение которых необходимо для изучения данной дисциплины

 

Сопутствующие дисциплины: ботаника, экология, лесоведение, фитопатология. Для освоения практики необходимы знания по морфологии растений, систематике, географии, экологии растений.

 

1.4. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

 

В результате освоения дисциплины студенты должны:

знать:

® основные таксоны древесных растений, использующихся в озеленении,

® виды основного, дополнительного ассортимента и ассортимента ограниченного пользования,

® морфологические, экологические, хорологические, биологические особенности основных видов древесных растений и их использование при культивировании растений;

уметь:

® пользоваться определительными ключами,

® по морфологическим признакам определять экологические факторы, влияющие на габитус древесного растения и прогнозировать внешние особенности растения по экологическим условиям в месте посадки;

иметь навыки:

® морфологического описания древесных растений;

владеть:

® методикой фенологических наблюдений.

 

2. Содержание дисциплины

Место проведения практики г. Пермь.

 

Порядок проведения практики

Работа проводится как индивидуально, так и звеньями по несколько человек. Звено получает инвентарь: секатор, бумагу для закладки растений и этикетки.

 

Первый день.(6 часов)

1. Вводный инструктаж по технике безопасности.

2. Экскурсия по городу «Театральный сад», сквер Решетникова, альпийская горка, набережная.

 

Задание: Начать составление списка видов древесных растений, используемых в озеленении улиц и бульваров, солитерных, групповых, аллейных и рядовых посадок, список видов для устройства скверов, список видов для организации живых изгородей. Изучить свойства растений, позволяющие использовать их в том или ином случае. Изучить взаимное влияние быстро- и медленнорастущих разных растений жизненных форм в групповых посадках. Познакомиться с типами обрезки древесных растений.

Второй день.(6 часов)

1. Экскурсия по городу. Улицы Крупской, Дружбы, бульвар Гагарина, площадь Дружбы.

 

Задание: Продолжить составление списков видов древесных растений используемых в озеленении улиц и бульваров солитерных, групповых, аллейных и рядовых посадок, список видов для организации живых изгородей. Продолжить изучение свойств растений, позволяющие использовать их в том или ином случае и изучение взаимного влияния быстро- и медленнорастущих разных растений жизненных форм в групповых посадках. Познакомиться с устройством массива на ул. Крупской.

 

Третий день(6 часов).

1. Экскурсия по городу. Особо охраняемая природная территория городской парк поселения «Черняевский лес».

 

Задание: Продолжить составление списка видов древесных растений используемых в озеленении улиц и бульваров солитерных, групповых, аллейных и рядовых посадок, список видов для организации живых изгородей. Продолжить изучение свойств растений, позволяющие использовать их в том или ином случае и изучение взаимного влияния быстро- и медленнорастущих разных растений жизненных форм в групповых посадках. Познакомиться с устройством массива Черняевского леса. Изучить значение бокового подгона при выращивании древесных растений. Познакомится видами древесных растений, требующих дополнительной защиты от ветра и способами их выращивания.

Четвертый день.(6 часов)

1. Экскурсия по городу. Улицы Ленина, Коммунистическая.

 

Задание: Продолжить составление списка видов древесных растений используемых в озеленении улиц и бульваров солитерных, групповых, аллейных и рядовых посадок, список видов для организации живых изгородей. Продолжить изучение свойств растений, позволяющие использовать их в том или ином случае и изучение взаимного влияния быстро- и медленнорастущих разных растений жизненных форм в групповых посадках. Познакомится с типами обрезки и с естественными и искусственными формами крон растений.

Пятый день(6 часов).

1. Экскурсия в ботанический сад ПГУ.

 

Задание: Познакомиться с ассортиментом ограниченного пользования. Арборифлорой альпийских горок. С устройством водоемов, болот и с их ассортиментом.

 

Шестой день.(6 часов)

1. Экскурсия по городу. Улицы Сибирская, 25-го октября.

 

Задание: Познакомится с основными патологиями, наиболее широко распространенными в зеленых насаждениях. С причинами и методами борьбы с образованием пневой, корневой и стволовой поросли. Составить морфологическое описание древесного растения. Продолжить изучение свойств растений, позволяющие использовать их в том или ином случае и изучение взаимного влияния быстро- и медленнорастущих разных растений жизненных форм в групповых посадках.

 

Седьмой день. (6 часов)

1. Экскурсия в естественные древесные насаждения.

2. Зачет «в поле».

3. Зачет по гербарию.

Итого: 42 часа.

Промежуточный контроль знаний

1. Сдать на проверку бланки морфологического описания древесного растения.

2. Сдать на проверку флористические списки изученных растений.

 

Итоговый контроль

Прием гербария, контрольное определение растений «в поле», проверка знания русских и латинских названий загербаризированных растений

 

Перечень основной и дополнительной литературы

Основная литература

1. Аношин Р.М., Каупуш Р.Д. Практикум по лесоводству и дендрологии. – М.: Агропромиздат, 1986. – 152 с.

2. Булыгин Н.Е., Ярмишко В.Т. Дендрология. – М.: МГУЛ, 2001. – 528 с.

3. Богданов П.Л. Дендрология. – М.: Лесн. пром., 1974. – 240 с.

4. Колесников А.И. Декоративная Дендрология. – М.: Лесная промышленность, 1974.

5. Никитинский Ю.И., Соколова Т.А. Декоративное древоводство. –М.: Агропромиздат, 1990. 225 с.

6. Холявко В.С. Дендрология и основы зеленого строительства. – М .: Высш. школа, 1980. – 248 с.

7. Шиманюк А.П. Дендрология. – М.: Лесная промышленность, 1967.– 330 с.

 

Дополнительная литература:

1. Александрова М.С. Рододендроны природной флоры СССР. М.: «Наука», 1975. – 238 с.

2. Антропов В.Г. Устойчивость растений к промышленным газам. – Минск: Наука и техника, 1979 – 215 с.

3. Ареалы деревьев и кустарников СССР: в 3-х томах. – Л.: Наука, 1980. – 144 с.

4. Валягина-Малютина Е.Т. Деревья и кустарник Средней полосы Европейской части России: Определитель. – СПб: “Специальная литература”, 1998. – 112с.

5. Ванин А.И. Определитель деревьев и кустарников. – М.: Гослесбумиздат. –1956. – 236 с.

6. Деревья и кустарники. Голосеменные. Справочник.- Киев: Наукова думка, 1971. – 156 с.

7. Деревья и кустарники. Покрытосеменные. Справочник / под ред. Л.И. Рубцов. – Киев: Наукова думка, 1974. – 156 с.

8. Кабаева И.А. Крушина. – М.: Лесная промышленность, 1990. – 53 с.

9. Качалов А.А. Деревья и кустраники. Справочник / под ред. А.И. Колесникова. – М: Лесн. пром, 1970. – 406 с.

10. Культурная флора СССР / под ред. Д.Д. Баженова. – М.: Колос.

11. Лукиша В.В. Жимолость. – М.: Лесн. пром., 1990 – 62 с.

12. Лунева З.С. Сирень. – М.: Агропромиздат, 1989 – 253 с.

13. Миндовский В.Л. Озеленение северных городов. Пермь: Кн.изд-во, 1972. – 373 с.

14. Мисник Г.Е. Семена декоративных пород. М. - Л.: Изд-во М-ва Коммунального хозяйства РСФСР, 1947. – 201 с.

15. Никитинский Ю.И., Соколова Т.А. Декоративное Древоводство: Учебн. пособие для ВУЗов. – М.: «Выс. школа», 1976. – 238 с.

16. Новиков А.Л. Определитель хвойных деревьев и кустарников. – Минкс: Высшая школа, 1967. – 254 с.

17. Смоляк Л.П. Дендрология: Учеб. Пособие для ВУЗов. – Минск: Выс. Школа, 1990. – 160 с.

 

Методические пособия и указания, разработанные на кафедре
по данной дисциплине

 

1. Таблицы по семействам растений

2. Лупы

3. Определители

4. Контрольный гербарий

Бинокулярные микроскопы МБС-1



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.