Сделай Сам Свою Работу на 5

Транспортные обязательства и их правовое регулирование

В транспортную систему России входят железнодорожный, речной (внутренний водный), морской, автомобильный и воздушный транспорт. ГК РФ определяет лишь наиболее общие правила, касающиеся перевозок груза, пассажира и багажа, а также иных транспортных обязательств (гл. 40 и 41 ГК РФ). В соответствии с абз. 1 п. 2 ст. 784 ГК РФ детализированные условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми на их основе правилами. Таким образом, регулирование основной части транспортных отношений должно осуществляться на уровне специальных федеральных законов.

В настоящее время приняты и действуют пять общих транспортных закона:

а) Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997 г. (далее – ВК);

б) Кодекс торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г. (далее – КТМ);

в) Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 года (далее – КВВТ)

г) Федеральный закон от 10.01.2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»[5];

д)Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»[6]. Кроме кодексов, уставов и иных названных актов для правового регулирования перевозок большое значение имеют правила, издаваемые Правительством России, а также соответствующими транспортными ведомствами. В них закреплены не только правовые нормы, но и технические нормативы деятельности транспорта.

Важным элементом транспортного законодательства являются правила перевозок и тарифы. Правила перевозок утверждаются транспортными министерствами на основании и в развитие соответствующих транспортных уставов и кодексов и подробно определяют порядок выполнения основных транспортных операций (оформление перевозочных документов, принятие и выдача грузов, составление актов при перевозках и т.д.), а также особенности перевозок отдельных видов (скоропортящихся, опасных, в контейнерах и др.) и в смешанном железнодорожно-водном сообщении.

Правила перевозок грузов издаются в виде сборнике, которые на железнодорожном, морском и речном транспорте именуются тарифными руководствами и имеют сложившуюся нумерацию. В специальном тарифном руководстве изложены ставки провозных платежей и порядок их исчисления. На железнодорожном транспорте имеется отдельное тарифное руководство об условиях перевозок пассажиров и багажа, на других видах транспорта условия пассажирских перевозок определяются в специальных правилах. Согласно новому ВК РФ воздушные перевозчики вправе устанавливать свои правила воздушных перевозок, которые не должны противоречить общим правилам воздушных перевозок.



Действующие в РФ транспортные уставы и кодексы отражают выработанный в течение многолетнего развития механизм правового регулирования транспортных операций, его особенности на отдельных видах транспорта и учитывают зарубежный и международный опыт в этой области, особенно при морских и воздушных перевозках. В силу этих факторов, а также сложности транспортного законодательства оно в отличие от других сфер российской экономики не претерпело в условиях перехода России к рыночным отношениям существенных обновлений.

В п. 2 ст. 784 ГК РФ предусмотрено, что условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по таким перевозкам определяются соглашением сторон, если законодательством не установлено иное. Эта формула, отражающая общие идеи ГК о свободе договора (ст.421 ГК РФ) в условиях рыночных отношений, практически применяется на транспорте с большими ограничениями.

Дело в том, что транспортное законодательство ввиду наличия жестких транспортно-технологических требований к выполнению основных перевозочных операций и массовости таких операций содержит преимущественно императивные нормы, которые не могут быть изменены сторонами при заключении договора перевозки. Поэтому сфер соглашения сторон как источника взаимных прав и обязанностей на транспорте существенно ограничена. В ином положении находится морской транспорт – в особенности при перевозках на основании чартера, когда многие условия перевозок грузов определяются по соглашению сторон.

Договор перевозки грузов

По договору перевозки грузов транспортная организация перевозчик обязуется доставить вверенный ей отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу получателю, а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (ст. 779 ГК РФ).

Договор перевозки грузов является реальным, так как он считается заключенным с момента сдачи груза транспортной организации и отметки на перевозочном документе, сделанной перевозчиком. Также договор является возмездным и взаимным. Договор перевозки грузов один из важнейших хозяйственных договоров, благодаря которому осуществляется связь между промышленностью и сельским хозяйством, промышленностью и торговлей.

Сторонами по договору перевозки груза являются перевозчик и грузоотправитель. Отправителями грузов могут быть любые субъекты гражданского права, перевозчиком может быть лишь коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, наделенные правом осуществлять грузовые перевозки по закону или на основании лицензии. Виды договора перевозки зависят от вида транспорта, осуществляющего перевозки. Различают железнодорожные, морские, речные, воздушные и автомобильные перевозки.

Предмет договора – услуги перевозчика по доставке груза управомоченному на его получение лицу. Данные услуги могут включать не только собственно транспортировку грузов, но и иные действия, в частности, хранение, выдачу груза получателю, нередко погрузку и выгрузку.

Форма договора. Договор перевозки груза заключается в простой письменной форме. Формой договора может выступать транспортная накладная (коносамент или иной документ на груз, предусмотренный соответствующим транспортным уставом или кодексом (например, квитанция, дорожная ведомость, чартер и др.)). Так, при железнодорожных и внутренних водных перевозках предусматривается составление дорожной ведомости, повторяющей в основном сведения накладной. Кроме того, при этих перевозках отправителю в удостоверении приема груза выдается грузовая квитанция. В случае утраты накладной перевозчиком он обязан на основании дорожной ведомости составить копию накладной и выдать ее грузоотправителю.

Порядок оформления транспортных документов подробно определен в правилах перевозок для соответствующего вида транспорта, причем на железнодорожном, воздушном и автомобильном транспорте применяется единая для данного транспорта форма основных транспортных документов. На водном транспорте пароходства используют и собственные проформы коносаментов.

Формы транспортной накладной для отдельных видов перевозки определяются соответствующими уставами и кодексами или в установленном ими порядке.

Ценой договора является размер провозной платы. В обычном договоре перевозки груза размер провозной платы, по общему правилу, устанавливается соглашением сторон, а провозная плата за перевозку транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами. В целях обеспечения причитающихся перевозчику провозной платы и других платежей Перевозчик наделен правом удержания груза (ст. 359, 360 ГК РФ, ст. 95 УВВТ, ст. 160 КТМ и др.).

Срок перевозки грузов по общему правилу не является существенным условием. В соответствии со ст. 792 ГК РФ перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, определенные транспортным законодательством, а при отсутствии таких сроков – в разумный срок. В ряде случаев в автомобильных и морских перевозках сроки доставки определяются соглашением сторон, а при его отсутствии – обычно принятыми сроками (сроками, которые разумно требовать от заботливого перевозчика с учетом конкретных обстоятельств – ст. 152 КТМ). При прямых смешанных перевозках сроки доставки определяются по совокупности сроков, исчисляемых на основании правил, действующих на соответствующих видах транспорта. При этом не считается, например, просрочкой в доставке задержка грузов, следовавших в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении и оставшихся в портах или на пристанях после закрытия навигации.



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.