Сделай Сам Свою Работу на 5

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ





Рассмотрение вопроса о роли криминалистической методики расследования преступлений в подготовке кадров правоохранитель­ных органов должно основываться на исходных положениях реше­ния более общей проблемы — соотношения науки и образования в обществе в целом.

Во многих работах, посвященных теории развития науки (логи­ке и методологии науки), подчеркивается, что научные знания яв­ляются важнейшим фактором образования и соединяют обществен­ное познание и преобразование мира со всеобщим развитием общества и человека, так как новый тип науки несет с собой универ­сальное приложение науки в качестве опосредующей силы всеобще­го общественного развития человека. Так, из работы «Социологиче­ские проблемы науки» следует, что в организме общества наука является лишь одной среди многих других подсистем, каждая из ко­торых оказывает на нее свое влияние. «Особенно тесно и интенсив­но, — отмечают В. Л. Басанец и М. М. Гуренко, — взаимодействует наука с такими сферами деятельности, как производство и образова-

1 Подсчет проведен аналогично предыдущему.

Теоретическое и практическое значение криминалистической...



ние, которые составляют вместе с ней органическое триединство: образование — наука — производство»19.

В педагогической литературе, посвященной вузовскому обуче­нию, указывается, что содержание и методы обучения высшей шко­лы развиваются в соответствии с достижениями науки, поэтому в содержание обучения следует вводить все то новое, что получило со­ответствующую научную и жизненную проверку. Развивая эту мысль, С. И. Архангельский пишет, что важнейшим и принципи­альным положением для определения содержания обучения является соединение двух начал — учебного и научного.

К учебному началу он относит все то, что формирует систему знаний, а к научному— отражение процесса развития науки и ее приложимость20. С. И. Зиновьев называет науку источником препо­давания, фундаментом подготовки специалистов .

В ст. 14 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. «Об образовании» с внесенными в него дополнениями и изменениями указывается:

1. Содержание образования является одним из факторов эконо­мического и социального прогресса общества и должно быть ориен­тировано:



— на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;

— развитие общества;

— укрепление и совершенствование правового государства.

2. Содержание образования должно обеспечивать:

— адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;

— формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (степени обу­чения) картины мира;

19 Басанец В. Л., Гуренко М. М. Современная наука и проблемы совершенствова­ния высшего технического образования //Социологические проблемы науки. М., 1974. С. 293.

20 Архангельский С. И. Лекции по теории обучения в высшей школе. М., 1974. С. 190-193.

21 Зиновьев С. И. Учебный процесс в советской высшей школе. М., 1968. С. 80.

Глава 10

— интеграцию личности в национальную и мировую культуру;

— формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование это­го общества;

— воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

Одной из областей вузовской подготовки кадров является юри­дическое образование. Его цель заключается в подготовке высоко­квалифицированных специалистов в области правоведения — судей, прокуроров, следователей, сотрудников различных юридических служб правоохранительных и правоприменительных органов и структур.

Высшее юридическое образование в нашей стране осуществля­ется на юридических факультетах университетов, в юридических академиях и институтах, а также в высших специальных учебных заведениях МВД, ФСБ, ТК и других федеральных ведомств.



Во всех этих вузах в соответствии с действующими учебными планами, наряду с другими юридическими дисциплинами, препода­ется курс криминалистики с его заключительной частью — методи­кой расследования отдельных видов преступлений (криминалисти­ческой методикой расследования преступлений).

В высших и средних специальных учебных заведениях, зани­мающихся подготовкой сотрудников правоохранительных органов и особенно подготовкой следователей, экспертов-криминалистов и других должностных лиц, участвующих в предотвращении, раскры­тии и расследовании преступлений, курс криминалистики, отра­жающий современный уровень развития науки криминалистики, да­ет обучаемым профессиональные знания, умения и навыки, необходимые им для будущей практической деятельности.

В связи с этим на курс криминалистики во всех высших юриди­ческих учебных заведениях отводится довольно значительное коли­чество учебного времени. Например, в высших специальных учеб­ных заведениях МВД России, в зависимости от профиля подготовки специалистов, для изучения этой дисциплины отводится от 120-150 до более 500 учебных часов, что составляет значительную долю общего объема учебных занятий вузов.

Теоретическое и практическое значение криминалистической...

Криминалистическая методика расследования преступлений как раздел учебной дисциплины «Криминалистика» имеет очень важное значение для подготовки высококвалифицированных специалистов правоохранительных органов, так как позволяет обучаемым овла­деть знаниями о закономерностях организации и осуществления раскрытия, расследования и предотвращения различных видов пре­ступлений, приобрести необходимые умения и навыки по использо­ванию научно обоснованных криминалистических методических ре­комендаций в следственной и судебной практике. Из 1014 опрошенных следственных работников 76,1% ответили, что основ­ные знания о криминалистической методике расследования преступ­лений они получили в процессе обучения в высших юридических учебных заведениях.

Велико значение преподавания криминалистической методики и для выработки у обучаемых ответственности, нетерпимости к лю­бым преступным проявлениям, а также других высоких морально-волевых качеств.

В целях совершенствования преподавания криминалистической методики расследования преступлений в последние годы проделана большая работа не только по организации учебного процесса, но и по его обеспечению научно-педагогическими кадрами, монографи­ческой, учебной и учебно-методической литературой, наглядными пособиями, по развитию материальной базы кафедр криминалисти­ки и других сторон процесса обучения в высших юридических учеб­ных заведениях России.

Вместе с тем необходимо отметить, что в преподавании крими­налистической методики имеется и ряд серьезных проблем, требую­щих дальнейшего разрешения. К их числу, прежде всего, относится необходимость повышения роли криминалистического научного знания в преподавании методики расследования преступлений. В этом отношении следует отметить, что между криминалистической методикой расследования преступлений как частью учебного курса «Криминалистика» и криминалистической методикой расследования преступлений как одного из самостоятельных разделов науки кри­миналистики существуют различия в объеме, форме, целях и ряде других аспектов их содержания.

Глава 10

Наука, являясь системой исторически сложившихся и разви­вающихся знаний, сближаясь с производством, становится непо­средственной производительной силой общества, а учебные кур­сы — это системы знания, предназначенные только для обучения соответствующих специалистов. «В учебный процесс, — подчерки­вает С. И. Архангельский, — переходит не вся наука, а только та ее часть, которая обеспечивает необходимые параметры познания той или иной научной области, в зависимости от целей и задач подго­тавливаемого специалиста»22.

Поскольку наука является источником, фундаментом учебных курсов, криминалистическая методика расследования преступлений как часть учебного курса «Криминалистика» должна основываться на объективных результатах развития одноименного раздела крими­налистического научного знания и следовать за ним.

Учебные курсы не могут не пополняться новыми достижениями соответствующих наук, получивших необходимую проверку и под­тверждение общественной практикой, так как в противном случае остановится развитие общества. Поэтому криминалистическая мето­дика расследования преступлений как часть учебного курса «Кри­миналистика» должна систематически совершенствоваться за счет включения в нее наиболее важных достижений криминалистическо­го научного знания, апробированных и принятых оперативно-следственной и судебной практикой. В частности, современное со­стояние учебного курса «Криминалистика» требует включения в не­го последних достижений теории криминалистической методики расследования преступлений и положений ряда новых частных ме­тодик расследования преступлений.

Однако такое пополнение никогда не бывает окончательным, так как оно не может исчерпывать всех достижений науки. Научные знания более мобильная система, чем учебные курсы, и постоянно опережают их в своем развитии. Как следствие этого обстоятельства, содержание обучения постоянно отстает от прогресса науки.

Для того чтобы предотвратить возможность отрицательного влияния отставания криминалистической методики расследования

Архангельский С. И. Лекции по теории обучения в высшей школе. М., 1974. С. 42.

Теоретическое и практическое значение криминалистической...

преступлений как части учебного курса «Криминалистика» от соот­ветствующего раздела криминалистического научного знания, в программах, учебниках, учебных пособиях и других важнейших ор­ганизационно-методических документах необходимо учитывать ве­роятные направления дальнейшего развития науки и тем самым до­биваться определенного предвидения ее будущего.

Наиболее эффективным этот путь становится в том случае, если предвидением и разработкой определяющих учебных и учебно-методических материалов занимаются ведущие ученые, обладающие огромным творческим потенциалом, глубокими на­учными знаниями и высоко развитым умением видеть проблему, ее фон, устанавливать связи с другими проблемами, формулиро­вать гипотезы, находить критерии измерения изучаемых явлений, описывать, интерпретировать и систематизировать научные фак­ты, находить им место в теории.

Как справедливо отмечает 3. Ф. Есарева, предвидение и предва­рительная оценка результатов исследования требуют от преподава­теля умения мыслить широко, охватывать явления во взаимосвязи, объективно соотносить предполагаемые результаты своего исследо­вания с тем, что сделано в этой области науки другими учеными23.

Внесение дополнений и изменений в содержание учебно-методических документов курса «Криминалистика», вытекающих из результатов развития криминалистического методического научного знания, должно производиться на всех уровнях организации процес­са обучения — от рабочего плана преподавателя, предназначенного для проведения отдельного занятия, и до типовой программы и учебника. При этом наибольшее значение имеет своевременное уточнение учебно-методических материалов, определяющих органи­зацию преподавания криминалистической методики расследования преступлений не только у конкретного преподавателя, на конкретной кафедре, в конкретном учебном заведении, но и во всей системе учебных заведений, для которых они разработаны и изданы.

23 Есарева 3. Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы. П., 1974. С. 33.

 

Глава 10

Исходя из изложенного, представляется целесообразным, чтобы в подготовке каждой новой типовой программы и учебника по кри­миналистике сочетались индивидуальная направляющая работа ве­дущих ученых с коллективным трудом широкой научной общест­венности. За конечный результат этой работы должен отвечать один исследователь, но опираться в своей деятельности ему следует на мнение многих специалистов в области криминалистической мето­дики расследования преступлений. Такое мнение может быть выска­зано специалистами в их работах, в том числе в качестве соавторов программ и учебников, в рецензиях, выступлениях на читательских, научных и иных конференциях, служебных совещаниях и других различных формах. Только такая система сочетания индивидуально­го и коллективного творческого труда способна содействовать раз­работке наиболее эффективных организационно-методических мате­риалов по криминалистической методике расследования преступ­лений и тем самым обеспечить оптимальное использование достижений криминалистического научного знания в подготовке юридических кадров.

Развитие криминалистического методического научного знания приводит к постоянному увеличению объема научной информации. Кроме того, разработка новых технических средств и приемов соби­рания и исследования судебных доказательств, а также выработка отдельных тактических приемов и их систем, которые находят свое применение при расследовании преступлений, в свою очередь уве­личивают объем информации. Но рамки учебного процесса по кри­миналистике остаются в целом без особых изменений. В результате этого при том же самом времени, которое отводилось изучению криминалистической методике расследования преступлений 15-20 лет тому назад, ныне нужно передать обучаемым значительно боль­шую по объему и сложную по содержанию сумму знаний.

В целях успешного решения данной трудной проблемы пред­ставляется целесообразным систематически совершенствовать орга­низацию преподавания криминалистической методики расследова­ния преступлений. В частности, необходимо в содержании учебного процесса решительно избавляться от ненужного, устаревшего, мел­кого, разрозненного материала. Обучение криминалистической ме-

Теоретическое и практическое значение криминалистической ...

тодике расследования преступлений не должно превращаться в раз­бор отдельных малосвязанных между собой положений и схем. Это означает, что при определении предмета изучения криминалистиче­ской методики расследования преступлений из огромной массы фак­тического материала надлежит выбирать главное, определяющее, отбросив в сторону все лишнее, что обременяет память, является не только ненужным, но и мешающим переработке в сознании всех по­лученных знаний.

Таким основным в криминалистической методике расследова­ния преступлений являются общие положения данного раздела нау­ки криминалистики. С известной долей условности общие положе­ния криминалистической методики могут быть названы фундамен­тальными знаниями по отношению к знаниям о методиках расследования отдельных видов преступлений. Специалист, овла­девший общими положениями криминалистической методики, смо­жет скорее и более эффективно расследовать каждый новый для него вид преступления, чем следователь, подготовленный к расследова­нию только конкретных видов преступлений. Именно поэтому целе­сообразно включение во все программы курса «Криминалистика» тем, посвященных общим положениям криминалистической методи­ки расследования преступлений, и выделение для их изучения дос­таточного учебного времени.

Исходя из изложенного, представляется, что «Криминалистиче­ская методика расследования преступлений» как часть учебного кур­са «Криминалистика» должна иметь следующее содержание:

Криминалистическая методика расследования преступлений

1. Общие положения криминалистической методики

Тема: Введение в теорию криминалистической методики. Поня­тие и сущность криминалистической методики расследования от­дельных видов преступлений. История возникновения и развития криминалистической методики. Конституционные нормы, УК и УПК РФ, а также другие законы Российской Федерации, регламен-

Глава 10

тирующие проблемы охраны общественного порядка и борьбы с пре­ступностью в стране, — принципиальная основа разработки криминалистической методики расследования преступлений. Связи криминалистической методики расследования преступлений с ины­ми научными знаниями.

Общие положения криминалистической методики расследова­ния преступлений. Их структура, форма и содержание. Понятие принципов криминалистической методики расследования преступ­лений.

Криминалистическое учение о содержании частных методик расследования преступлений. Криминалистическая характеристика преступлений, ее понятие, содержание и значение. Элементы кри­миналистической характеристики. Программы (алгоритмы) рассле­дования преступлений. Тактические основы подготовки и проведе­ния следственных действий в частных методиках расследования преступлений. Организация предупредительной деятельности следо­вателя при расследовании преступлений.

2. Методики расследования отдельных видов преступлений

Количество и содержание частных методик расследования пре­ступлений, подлежащих включению в типовую и рабочие програм­мы курса «Криминалистика», должно определяться с учетом целей и особенностей обучения. По мере развития криминалистических на­учных знаний система частных методик расследования преступле­ний постоянно расширяется. В результате этого к настоящему вре­мени научная криминалистическая методическая информация выросла до такого объема, который уже невозможно полностью изу­чать в рамках учебного процесса юридических вузов.

Для того чтобы разрешить это противоречие, представляется це­лесообразным в типовую программу включать только методики рас­следования наиболее опасных и часто встречающихся преступлений, а в рабочие программы кафедр криминалистики дополнительно — частные методики, соответствующие профилю подготовки специа­листов. Исходя из этого, типовые программы должны содержать от­дельные, наиболее актуальные методики расследования преступле-

Теоретическое и практическое значение криминалистической...

ний против личности, в сфере экономики и против общественной безопасности и общественного порядка.

В рабочие программы для подготовки сотрудников правоохра­нительных органов необходимо дополнительно включить методики расследования всех распространенных видов преступлений.

Эти предложения несколько отличаются от содержания дейст­вующих программ курса «Криминалистика», но они учитывают опыт преподавания данного предмета, опираются на последние дос­тижения криминалистического методического научного знания и более точно отражают специфику будущей деятельности выпускни­ков юридических высших учебных заведений.

Углубление теории криминалистической методики и расшире­ние системы частных методик расследования преступлений, наряду с совершенствованием организационно-методических документов, требует повышения эффективности процесса обучения, оптимизации каждого занятия по курсу «Криминалистика».

К основным направлениям оптимизации преподавания крими­налистической методики относятся: дальнейшее повышение содер­жательного уровня лекций и придание им проблемного характера; проведение семинаров, являющихся эффективной формой закрепле­ния знаний и проявления творческих способностей обучаемых; со­вершенствование практического обучения раскрытию, расследова­нию и предотвращению отдельных видов преступлений; прибли­жение его к реальным условиям деятельности правоохранительных органов; улучшение самостоятельной работы обучаемых по овладе­нию необходимыми знаниями, умениями, навыками и т. д. Заслу­живают более широкого использования такие активные формы обу­чения, как криминалистические учения, решение практических задач по организации раскрытия, расследования и предотвращения от­дельных видов преступлений, изучение архивных и учебных уго­ловных дел и др.

В заключение рассмотрения вопроса о роли криминалистиче­ской методики расследования преступлений в подготовке высоко­квалифицированных юристов следует отметить, что не только науч­ные знания воздействуют на обучение, но и учебный курс криминалистики влияет на развитие криминалистического методи-

Глава 10

ческого научного знания. От того, насколько подготовлены в об­ласти организации раскрытия, расследования и предотвращения преступлений выпускники высших юридических учебных заведе­ний, зависит их последующий вклад в развитие науки кримина­листики. В этом смысле криминалистическая методика расследо­вания преступлений как раздел науки криминалистики сама зависит от эффективности подготовки будущих научных работ­ников. Было бы совершенно неправильным считать, что учебный курс является только «тенью» науки. Наука, хотя и определяет содержание учебного курса, в то же время сама иногда становит­ся ведомой системой. Это относится к тем случаям, когда в ходе учебного процесса даются новые классификации и обосновыва­ются отдельные научные положения, которые затем находят раз­работку в соответствующих исследованиях. С такими классифи­кациями и научными положениями можно столкнуться в некоторых учебниках, учебных пособиях и других источниках, подготовленных для обучения по курсу «Криминалистика».

Учебные курсы выполняют по отношению к отраслям научного знания и некоторые кумулятивные функции. Поскольку в учебном курсе «Криминалистика» находят отражение наиболее проверенные и значительные достижения криминалистического научного знания, включение их в учебный процесс следует рассматривать как под­тверждение признания данных научных положений.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.