Сделай Сам Свою Работу на 5

Редакторские аспекты подготовки журналов в первой трети XIX века. Опыт журналов «Московский телеграф» и «Библиотека для чтения» с точки зрения развития редактирования.

Задачи и функции современного редактора. Содержание профессиональной деятельности современного редактора. Формула редакторской деятельности

Редактирование в переводе с латинского означает приведение в порядок. Это род профессиональной деятельности, связанной с подготовкой к выпуску печатных изданий, составная часть издательского процесса, в который входит работа над рукописью произведения, чаще всего совместно с авторами, в целях его улучшения с точки зрения научной, литературной. Это многообразная творческая литературная работа над текстом. Одна из важнейших задач редактирования – помочь автору в его творчестве.

В задачи редактора входит подготовка конкретного издания, формирование репертуара издательства, организация редакционно-издательского процесса. Можно сказать, что он является организатором, руководителем, менеджером книгоиздательского дела.

Круг его задач чрезвычайно широк. Редактор занимается литературной, методической, информационной, организационной, творческой деятельностью.

При подготовке конкретного издания главной задачей редактора является оценка представленной автором рукописи, определение задач и путей ее доработки и подготовка оригинала к изданию. Редактор собирает творческий коллектив, способный принять участие в подготовке к печати литературного произведения. В такой коллектив могут входить художник, который иллюстрирует и оформляет книгу, литературоведы, искусствоведы, библиографы, специалисты различных областей знания - они создают справочный аппарат издания, рецензенты и консультанты, художественный и технический редакторы. Редактор должен обеспечить слаженность работы творческого коллектива, "подключать" тех или иных специалистов к работе над изданием на различных этапах редакционно-издательского процесса.

Работа редактора над текстом литературного произведения включает критическое чтение рукописи, дающее возможность оценить тему и проблему. Эта оценка важна для определения значимости содержания литературного произведения. Кроме того, редактор оценивает форму подачи материала, анализируя композицию произведения и использованные автором языково-стилистические средства.

Но для подготовки издания этого недостаточно. Необходимо знать типологические признаки изданий, основные требования к ним. Типология позволяет определить тип и вид издания, опираясь на специфику предмета, читательского адреса и целевого назначения будущего издания.

Прежде всего эта группа вопросов важна при формировании издательского репертуара. Часто бывает так, что до того, как отобрать произведение для издания, редактор разрабатывает концепцию будущей книги. В основе такой концепции лежат маркетинговые исследования потребностей в тех или иных изданиях, возможностей читателей приобрести их, а также возможности предложить читателю отвечающий его запросам материал. Цель деятельности редактора всегда конкретна. Она заключается в создании, выпуске и распространении такой книги, которая соответствует читательским потребностям и спросу.

Работая над литературным произведением, редактор в качестве одного из основных методов использует редакторский анализ, который предполагает не только оценку рукописи, но и включает определение направлений доработки произведения.

При подготовке издания к выпуску редактирование является основной составляющей редакционно-издательского процесса.

Формула. Составляется по классификации Климова.

1. Типы (Природа, Художественный Образ, Техника, Человек, Хнак)

2. Классы (Гностические, Преображающие, Изыскательные)

3. Отделы (Профессии ручного труда, Машинный труд, Применение автоматизированных систем, Функциональные свойства)

4. Ярусы (по условиям: близкие к комнатным, на воздухе, в необычных условиях, повышенная моральная ответственность)

(Ч-ч+Ч-з)+(П)+(Р)+(Б)

 

Редакторские аспекты подготовки журналов в первой трети XIX века. Опыт журналов «Московский телеграф» и «Библиотека для чтения» с точки зрения развития редактирования.

В начале XIX века возникло 84 новых периодических издания в Санкт-Петербурге и Москве и три в других городах России – Астрахани, Казани, Одессе. Однако эти издания просуществовали недолго в связи со строгостью цензуры, небольшим числом подписчиков, отсутствием издательского опыта.

Занятие журналистикой и редактированием оставалось в то время делом любительским, понятие литературных гонораров пришло гораздо позже. Однако именно в первой трети XIX века определяется характер работы редактора и круг его обязанностей в современном понимании этого слова.

В начале XIX века редакторский труд стал оплачиваться: в 1802 году издатель журнала «Вестник Европы» И.В. Попов первому редактору журнала Н. М. Карамзину выплачивал гонорар – 3000 рублей в год. С этого времени редактирование можно рассматривать как сферу профессиональной деятельности. Популярность «Вестника Европы» определялась личностью редактора.

Журнал "Московский телеграф" существовал с 1825 по 1834 год. Редактор журнала Н.А. Полевой главной задачей издания считал задачу "в зеркале журнала отразить весь мир нравственный, политический и физический".

Журнал Н.А. Полевого завоевал новую аудиторию, обращаясь не к аристократическому читателю, а к публике "более народной или по крайней мере более буржуазной". Во-вторых, журнал имел наступательный характер, развенчивая авторитеты, вступая в полемику, не соглашаясь с неубедительными утверждениями.

Журнал включал следующие разделы: "Изящная словесность. Стихотворения", "Науки и искусства" (с 1826 года этот раздел открывает журнал), "Критика и библиография", "Известия и смесь". На страницах "Московского телеграфа" освещали важнейшие достижения науки, печатали обозрения открытий, материалы о путешествиях, статьи по истории, географии, археологии, статистике, эстетике, рецензии на научные издания.

Просветительская деятельность Полевого выходит за рамки собственно журнала. В 1829 году появляются "Прибавления" к журналу. Здесь помещают переводы фрагментов из сочинений по химии, механике, математике, имеющих практическое значение. Опыт выпуска приложений к журналу найдет позже свое развитие в журнальной деятельности при подготовке различного рода приложений.

Тираж первой книжки "Московского телеграфа" составил 100 экз., третьей - 1200 экз., а последние номера года были выпущены тиражом 1500 экз. Журнал сразу завоевал своего читателя, и его аудитория расширялась, так что тираж пришлось удваивать. В.Г. Белинский называл "Московский телеграф" "решительно лучшим журналом в России от начала журналистики" .

Читателя привлекали живость, свежесть, новизна, научность, вкус, хороший язык журнала. Кроме того, журнал следовал принятому направлению и развивал это направление целеустремленно и в прогрессивном аспекте. Редактор уловил потребность общества в знаниях, стремление активно усваивать их, критически осмысливать.

Отклик на актуальную потребность общества можно рассматривать как необходимое качество подобных изданий. Деятельность "Московского телеграфа" показывает, что требования, которые редакция предъявляла к материалам, способствовали его популярности, привлекали широкого читателя. Свое развитие эти требования найдут в работе журналов 40-х - 90-х годов столетия, обеспечивая интерес читающей публики и положительно влияя на ее вкус.

В 1834 году начал выходить наиболее известный толстый журнал того времени «Библиотека для чтения». Это был ежемесячный журнал «словесности, наук, художественной промышленности, новостей и мод». Первым издателем журнала был А. Ф. Смирдин, редактором – О. И. Сенковский.

Журнал имел универсальный характер, был энциклопедичен и выполнял популяризаторскую роль. Это был журнал словесности, наук, художеств, промышленности, новостей и мод. Читатель журнала был демократичен. Это отличало читательскую аудиторию журнала от читательской аудитории альманахов декабристов и альманаха "Современник" Пушкина, которые обращались к узкому кругу высокообразованного дворянства, к просвещенной публике.

В журнале было установлено жалованье редактору в размере 15 тыс. рублей в год и твердый авторский гонорар – от 200 до 1000 рублей за авторский лист в зависимости от ранга автора. Это давало автору возможность профессионально заниматься писательским трудом, но ставило его в зависимость от редактора и издателя.

Смирдин вел переговоры с авторами, заказывал статьи, договаривался об оплате, Сенковский занимался в основном литературным редактированием материалов.

Сенковский считал, что текст не только можно, но и нужно править. Свою задачу он выразил следующими словами: «Редакция значит редакция в полном смысле этого слова, то есть сообщение доставленному труду принятых в журнале форм, отделки слога и предмета, если они требуют отделки.» В соответствии с этим он переделывал некоторые тексты так, что авторы с трудом их узнавали. Так, в романе Бальзака «Отец Горио» Сенковский придумывает счастливый конец, в котором Растиньяк становится миллионером. Выпуская журнал для провинциального читателя, Сенковский ориентировался на самый непритязательный вкус. С его стороны была сделана первая в истории русской журналистики попытка изучения читательского спроса. Несмотря на недовольство отдельных авторов, журнал «Библиотека для чтения пользовался популярностью у читателя, т. к. был доступен по цене (подписка на год стоила всего 50 руб.), выходил регулярно первого числа каждого месяца большим – 25-30 печатных листов – объемом.

Белинский писал о журнале: «Нам не нравятся направления «Библиотеки для чтения», но нам нравится, что в ней есть направление… Об аккуратности этого журнала, равно как и о том, что он умеет угодить своим читателям, - нечего и говорить, а это – согласитесь, два важнейших качества журнала».

 



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.