Сделай Сам Свою Работу на 5

Раздел 1. Общие сведения об аэродромной сети





АЭРОДРОМЫ и АЭРОПОРТЫ

Методические указания

по изучению дисциплины и выполнению контрольной работы

для студентов ФЛЭ, ФАИТОП, ЗФ

 

 

Санкт-Петербург

Г


Одобрено и рекомендовано к изданию

Учебно-методическим советом Университета

 

АЭРОДРОМЫ и АЭРОПОРТЫ:Методические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольной работы / Университет ГА. С.-Петербург, 2014.

Издаются в соответствии с программой дисциплины «Аэродромы и аэропорты». Содержат программу, методические указания по изучению дисциплины, задание на контрольную работу.

Предназначены для студентов ФЛЭ, ФАИТО, ЗФ (всех специализаций и профилей, в учебных планах которых предусмотрено изучение данной дисциплины).

Ил. 6, табл. 8, библ. 27 назв.

 

Составители: Семенов Н.А., доцент каф. № 23

Погудалова Ю.Ю., старший преподаватель каф. № 23

 

Рецензент: Маслаков В.П. д.т.н., проф.

 

© Университет гражданской авиации, 2014.


Введение

Воздушный транспорт имеет особое значение для Российской Федерации как средство обеспечения дальних магистральных пассажирских сообщений. Воздушный транспорт безальтернативно развивается как средство сообщения в регионах, лишенных средств наземного транспорта, и конкурирует с железнодорожным транспортом на дальних и средних пассажирских перевозках.



В настоящее время в реестр аэродромов гражданской авиации включено 304 аэродромов.

117 из них образуют национальную опорную аэродромную сеть.

В 2012 году введены в эксплуатацию 4 аэровокзальных комплекса (Владивосток, Внуково, Якутск, Казань), построены два новых гражданских аэродрома Бованенково и Талакан, введены в эксплуатацию после реконструкции аэродромные комплексы аэропортов Анадырь, Богородское, Улан-Удэ, Сасово, Чумикан, завершено строительство и введен в эксплуатацию вертодром на острове Русский. В перспективе, планируется ввести в эксплуатацию 1 очередь нового аэропорта на острове Итуруп с ИВПП длиной 1450 м, начать реконструкцию взлетно-посадочных полос в аэропортах Махачкала и Владикавказ, строительство новой ИВПП взамен ИВПП-2 в аэропорту Домодедово, продолжить строительство новой ИВПП в аэропорту Шереметьево.



Аэропорт – комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенный для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимое оборудование, авиационный персонал и других работников (ст.40 ВК РФ, Прик. МТ № ДВ-121 ноябрь1995 г.) (рис.1).

Рис. 1 Генеральный план аэропорта

 

 

Аэропорт (рис.2) 1 состоит из аэродрома с летной полосой (ЛП) 2, служебно-технической территории (СТТ) 3 и объектов радионавигации, системы автоматической посадки и некоторых других сооружений, расположенных за границами территории аэропорта.

Аэродром – участок земли или акватории с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенный для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов (рис.3). В состав аэродрома входят одна или несколько летных полос 1 и 2, пути руления или рулежные дорожки (РД) 5, 6, 7 перрон 8, места стоянки самолетов (МС) 9 и площадки специального назначения.

 

       
   
  рис.3 Схема аэродрома  
 
  рис.2 Схема аэропорта

 


Летная полоса (ЛП) - часть летного поля аэродрома, включающая взлетно-посадочную полосу и концевые полосы торможения, если они предусмотрены, предназначенная для обеспечения взлета и посадки воздушных судов, уменьшения риска повреждения воздушных судов, выкатившихся за пределы ВПП и обеспечения безопасности воздушных судов, пролетающих над ней во время взлета и посадки. ЛП служит для взлета и посадки ВС, как правило, в двух взаимно противоположных направлениях и представляет собой в плане прямоугольник. На некоторых ЛП осуществляется безопасный взлет и посадка ВС в одном направлении с возможностью ухода на второй круг. ЛП состоит из взлетно-посадочной полосы (ВПП) 1, 2, концевых полос торможения (КПТ) и боковых грунтовых зон (БГЗ) 3 (рис.3).



Длина летной полосы (ЛП) - летная полоса должна простираться за каждым концом ИВПП или концевой полосы торможения (КПТ), если она предусмотрена, на расстояние не менее 150 м для ВПП классов А, Б, В, Г, Д и 120 м для ВПП класса Е.

Для аэродромов классов А, В и Г, при наличии возможности, длина КПТ может составлять 400м.

Примечание. В случае невозможности обеспечения этих расстояний из-за сложного рельефа местности или наличия препятствий, для выполнения указанного требования должны быть сокращены располагаемые дистанции.

Летная полоса, включающая оборудованную ВПП, должна простираться в поперечном направлении по обе стороны от оси ВПП (на всем протяжении ЛП) на расстояние не менее:

150 м - для ВПП классов А, Б, В, Г и 75 м - для ВПП классов Д, Е.

 

Взлетно-посадочная полоса(ВПП) - основная часть летной полосы аэродрома, предназначенная для обеспечения разбега при взлете и пробега после посадки воздушного судна. Она может быть грунтовой (ГВПП) 2 или иметь искусственное покрытие (ИВПП) 1. (рис.3).

На каждом аэродроме должен быть определен его класс, а на многополосном аэродроме – также класс каждой ИВПП.

Класс ИВПП определяется длиной взлетно-посадочной полосы в стандартных условиях по табл. 1

Таблица 1

Показатель Класс ИВПП
  А Б В Г Д Е
  Минимальная длина ИВПП в стандартных условиях, м            

 

Таблица 2

Класс ИВПП Ширина ИВПП, м
А
Б
В
Г
Д
Е

 

 

КПТ примыкают к концам ВПП и обеспечивают безопасность взлета и посадки воздушных судов, БГЗ располагаются по обе стороны ВПП и обеспечивают безопасность воздушных судов при возможных выкатываниях за пределы ВПП при взлете и посадке (рис.3).

Таблица 3

Индекс самолета Размах крыла, м Колея шасси по авиашинам, м*
до 24 до 4
от 24 до 32 от 4 до 6
от 24 до 32 от 6 до 9
от 32 до 42 от 9 до 10,5
от 32 до 42 от 10,5 до 12,5
от 42 до 65 от 10,5 до 14

 

*Расстояние между внешними кромками внешних колес основных опор шасси самолета.

Таблица 4

Индекс самолета Ширина РД, м
7,0
10,0
13,0
17,0
19,0
22,5

Таблица 5

Индекс самолета Общая ширина РД и двух укрепленных обочин, м
27,0
29,0
40,5

 

Примечания:

1. Для самолетов с индексом 6 при расстоянии между осями внешних двигателей до 27 м допускается общая ширина РД и двух укрепленных обочин, равная 31м.

2. Для самолетов с индексом 6 при колее шасси по внешним авиашинам до 12,5 м допускается общая шири на РД и двух укрепленных обочин, равная 39 м.

 

Таблица 6

 

Индекс самолета Расстояние между осевой линией РД и неподвижными препятствиями, м
25,0
2,3 29,5
4,5 38,0
47,5*

 

*55 м для самолетов с размахом крыла от 65 до 75 м и колеей шасси по внешним авиашинам до 10,5 м.

Рулежная дорожка (РД) - часть летного поля аэродрома, специально подготовленная для руления воздушных судов. РД подразделяются на магистральные (МРД) 5 - рулежная дорожка, располагающаяся как правило, вдоль ВПП и обеспечивающая руление воздушных судов от одного конца ВПП к другому; соединительные (СРД) 6 – связывают МРД с ВПП в местах предполагаемого окончания пробега ВС; скоростные – предназначены для обеспечения схода ВС с ВПП на более высоких скоростях, чем те скорости которые могут быть достигнуты на других выводных РД, что приводит к минимуму времени занятости ВПП, а, следовательно, увеличению ее пропускной способности; вспомогательные (ВРД) 7 – связывают места стоянки, перрон и отдельные площадки специального назначения с магистральной РД (рис.3).

Место стоянки (МС) - подготовленная площадка на аэродроме, предназначенная для размещения воздушного судна в целях его обслуживания (рис. 4 и 5).

 

Рис. 4 Перрон

 

Рис. 5 Разметка места стоянки ВС на перроне

 

 

 

Рис.6 Примерная схема генерального плана СТТ.


Служебно-техническая территория(СТТ) – участок, на котором размещаются основные аэропортовые комплексы, их здания и сооружения, службы и оборудование, необходимые для обслуживания пассажиров, багажа, почты, грузов, для технического обслуживания ВС и другой авиационной техники. СТТ также включает в себя внутриаэропортовые дороги, инженерные сети и коммуникации (рис. 6).

Пояснение к рис. 6.

1 - пассажирский перрон;

2 - грузовой перрон;

3 - предангарная площадь;

4 - МС;

5 - аванперрон;

6 - блок предполетной подготовки КДП;

7 - аэровокзал; 8-КПП; 9-ОПП;

10 - грузовой склад с грузовым двором;

11- цех бортового питания;

12 - ангар;

13 - корпус главного механика, горячих и вредных производств;

14 - база аэродромной службы;

15 - основная аварийно-спасательная станция;

16 - спецавтобаза;

17 - управление аэропорта;

18 - гостиница;

19 - профилакторий;

20 - учебно-технический блок;

21 - блок управления воздушным движением КДП;

22 - клуб аэропорта;

23 - РЭМ;

24 - служебная столовая;

25 - заготовочная предприятий общественного питания;

26 - прачечная с химчисткой;

27 - котельная;

28 - склад материально-технического имущества;

29 - подъездной железнодорожный путь;

30 - склад ГСМ;

31 - РСУ;

32 - спортивное ядро;

33 - участок водозаборных сооружений;

34 - стоянка личных автомобилей работников аэропорта;

35 - главная подъездная автомобильная дорога;

36 - антенное поле;

37 - метеоплощадка;

38 - привокзальная площадь.

 

Цели освоения дисциплины

 

Целью освоения дисциплины «Аэропорты и аэродромы» является формирование у обучающегося комплекса профессиональных знаний, умений и практических навыков в области эксплуатации объектов аэропортов (аэродромов).

Для достижения поставленных целей в рамках дисциплины решаются следующие задачи:

· изучение теоретических основ эксплуатации аэродромов (взлетно-посадочных полос (ВПП), рулежных дорожек (РД), перронов, мест стоянок (МС) воздушных судов (ВС), площадок специального назначения в соответствии с нормативными правовыми актами, устанавливающими правила эксплуатации и технического обслуживания аэродромов;

· освоение методов диагностики и оценки состояния сооружений аэродромов с использованием современных технических средств;

· освоение методов назначения и технико-экономического обоснования комплекса работ по ремонту сооружений аэродромов;

· изучение современных и перспективных технологий и способов организации ремонта сооружений аэродромов;

· привитие практических навыков в решении инженерно-технических задач летной и технической эксплуатации аэродромов;

· изучение основ эксплуатации зданий и сооружений аэропортов;

· изучение современных и перспективных технологий и способов организации работы аэропортов.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

· классификацию аэродромов и аэропортов;

· требования, предъявляемые к аэродромам и аэропортам;

· порядок государственной регистрации аэродромов и допуска аэродромов к эксплуатации;

· нормативную правовую базу по организации функционирования операторов аэропортов и предоставляемым услугам по видам аэропортовой деятельности;

· состав и назначение элементов аэропортовых комплексов;

· основы эксплуатационного содержания объектов инфраструктуры аэропортов;

· правила и процедуры эксплуатации аэродромов и организации аэропортовой деятельности;

· основные технологические процессы в аэропортах;

уметь:

· соблюдать правила и процедуры эксплуатации аэродромов и организации аэропортовой деятельности;

· применять нормативные правовые документы по организации функционирования операторов аэропортов и предоставляемым услугам по видам аэропортовой деятельности;

· соблюдать требования технологических карт по эксплуатационному содержанию элементов аэропортового комплекса;

· соблюдать требования, предъявляемые к аэродромам и аэропортам;

владеть:

- навыками применения нормативных правовых документов по эксплуатации объектов инфраструктуры аэродромов и аэропортов;

- навыками применения нормативных правовых документов по организации функционирования операторов аэропортов и предоставляемым услугам по видам аэропортовой деятельности;

- основами эксплуатационного содержания элементов аэропортовых комплексов;

- навыками выполнения правил и процедур эксплуатации аэродромов и организации аэропортовой деятельности.

По дисциплине проводится итоговый контроль (после выполнения КР), к которому допускаются студенты, выполнившие требования учебной программы.

Содержание разделов дисциплины

Введение

Цели и задачи дисциплины «Аэродромы и аэропорты».

Раздел 1. Общие сведения об аэродромной сети

История создания аэродромов. Перспективы развития системы воздушного транспорта и перспективы развития аэродромов и аэродромных сетей. Государственная политика в развитии аэродромов РФ.

Требования по охране окружающей среды при эксплуатации аэродромов. (Приложение 16 к Чикагской конвенции «Охрана окружающей среды»)

Классификация аэродромов по назначению и основным признакам.

Классификация аэропортов.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.