Сделай Сам Свою Работу на 5

Упражнение «Слышать и слушать»

Если вы часто ездите общественным транспортом, прислушай­ тесь к разговорам окружающих вас людей. Через некоторое время вы начнете слышать гораздо больше, начнете различать оттенки голоса, улавливать нюансы. Это упражнение помогает выработать привычку не только слышать, но и слушать.

Упражнение «Изучить голос»

Прислушайтесь к тембру голоса своих знакомых. Обратите вни­ мание на характерные обороты речи, особенности голоса, ударе­ ния на отдельные слова. Следите не только за смыслом рассказа, но и за голосом, которым этот рассказ излагается. Изучайте типы голосов, их особенности, сопоставляйте все это с образом челове­ ка, его духовным обликом. Ловите мелодию голоса. Начните слу­ шать, и вас удивят результаты. В практике много примеров, когда на выборах побеждали кандидаты только из-за своего голоса.

Упражнение «Сравнение»

Находясь на работе, в транспорте, в магазине или любом другом общественном месте, прислушивайтесь к голосам. Еще не видя го­ ворящего, представьте себе его лицо. Незаметно сравните ваш мыс­ ленный портрет с реальным. Со временем по голосу вы сможете до­ вольно точно определить человека.


Упражнение «Песня»

Включите запись вашей любимой песни. В середине песни вы­ ключите звук и продолжайте ее мысленно петь сами. Через минуту включите звук. Проверьте, насколько синхронны вы были с испол­ нителем. Учитесь в мысленном пении точно совпадать с записью.

 

В специальных учебных заведениях развитию слуховой памяти и наблюдательности способствует прием радиограмм с искусственно созданными помехами. У нас нет такой возможности, поэтому тре­ нировать память мы будем, выполняя следующие упражнения.

 

Упражнение «Радист»

Настройте приемник на любую радиостанцию. До предела умень­ шите громкость. Слушайте передачу, которая должна нести какую- нибудь информацию (не музыкальный канал). Сильно напрягайте слух, чтобы что-то понять. Такое напряжение — прекрасная трени­ ровка для слуха.

 

Упражнение «Удар»

Возьмите деревянную скалку и ударьте ею по разделочной доске. Через 20—30 минут представьте себе услышанный звук. Сначала это будет происходить не очень четко и не обязательно одновремен­ но возникнет картинка удара. Попробуйте, мысленно делая удар, ощутить его силу, услышать звук от удара и почувствовать вибра­ цию скалки. Если регулярно тренировать свою слуховую память, то через несколько дней вы будете улавливать мельчайшие нюансы.


Запоминание людей

 

Это самый сложный момент развития памяти — сложнее изуче­ ния иностранных языков, обработки текстов и запоминания рядов цифр. Если перед вами поставить двадцать человек и затем через

10 минут попросить их идентифицировать, то верно вы опознаете человека три-четыре. А если это будет группа людей другой расы, то результат будет еще меньше. Особых приемов для кодирования и разработки такой информации еще не придумано, но несколько пра­ вил все же имеется.

1. Заставьте свой мозг работать в полную силу.

2. Максимально сосредоточьтесь. Включите наблюдательность.

3. Настройтесь на запоминание человека.

4. Запомните необычную черту лица.

5. Расслабьтесь.

6. Прослушайте, как звучит имя человека. Произнесите его про себя по слогам.

7. Запоминайте всех людей, с которыми знакомитесь.

8. Свяжите имя человека с его образом.

9. Помните — мозг не терпит насилия. Тренировки памяти долж­ ны приносить удовольствие. Лучше это делать регулярно каждый день, чем раз в неделю, долго и нудно.

10. Через некоторое время вы почувствуете результаты.

На знакомство и запоминание людей нужна настройка. Вы долж­ ны мысленно отдавать самому себе команды: «Я буду предельно со­ средоточен. Я сконцентрирую все свое внимание и обязательно за­ помню всех представленных людей».

 

 

Техники запоминания людей

1. Убедитесь, что абсолютно одинаковых людей не бывает.

2. Сразу же ассоциируйте индивида с кем-нибудь, кто вам зна­ ком. Например, вам представят человека по имени Владимир Ильич. Сразу же возникает ассоциативный образ — Ленин сидит за столом, на котором светится настольная лампа с зеленым абажуром.


3. Представьте себе, что вы знакомите своего нового приятеля со своим старым другом.

4. Произнесите несколько раз про себя его имя, отчество, фамилию.

5. Пропойте про себя его имя, причем в разных вариантах (как ча­ стушку, как романс, как арию и как народную песню).

6. При знакомстве несколько раз повторите вслух его имя. Напри­ мер: «Очень приятно, Владимир Ильич», «Рад был знакомству, Вла­ димир Ильич», «Об этом случае мне только что рассказал Владимир Ильич». Больше трех раз произносить имя вслух не стоит.

7. По прошествии тридцати минут после знакомства обязательно вспомните тех, кому вы были представлены.

8. Попробуйте придумать созвучные с именем прозвища. Напри­ мер, Лисовская Корнелия Константиновна — Корлиско. Порядок слогов можно выбрать любой, например Лисконко, Конкорли и т. д.

9. Найдите параллели между фамилией и обликом, а также при­ вычками.

10. Перед тем как ложиться спать, еще раз вспомните всех, с кем познакомились.

11. Запишите всех новых знакомых в записную книжку и сделай­ те пометки, характеризующие нового знакомого (Володя — офсет- печать, Наташа — парикмахерская).

12. Представьте, что вы снимаете нового знакомого фотоаппаратом и что изображение проявляется постепенно. Повторите два-три раза.

13. Представьте человека с табличкой на груди, на которой написа­ но его имя. Через несколько секунд представьте этот образ еще раз.

14. Свяжите с именем человека прилагательные, которые начи­ наются на одну букву с именем. Катя — красивая, креативная; Ми­ хаил — милый, молодой и т. д. Старайтесь, чтобы прилагательные правильно характеризовали человека.

15. Найдите во внешности знакомого черты особенные, только ему одному присущие.

16. Мысленно подберите рифму к имени: Сергей — воробей, На­ таша — каша, Лена — полено и т. д. Представьте себе мысленный образ Сергея, наблюдающего за воробьями, Наташу, которая плачет над тарелкой с кашей. Через несколько секунд повторите эти дей­ ствия.

17.Попробуйте мысленно описать своего (своих) новых знакомых.

В конце XIX века служащий парижской полиции А. Бертийон разработал метод идентификации личности человека по словесно­ му описанию его внешнего вида (лица, одежды, социального поло­ жения, характерных особенностей — шрамов, родинок, татуировок).

И с тех пор метод словесного портрета широко используется в миро­ вой криминалистике.


Тест «Портрет»

1. Выберите человека, с которым вы встречаетесь каждый день (коллега по работе).

2. Постарайтесь составить его мысленный портрет.

3. Опишите форму лица (квадратное, прямоугольное, овальное, круглое, треугольное, длинное).

4. Определите цвет глаз.

5. Опишите форму лба (большой, маленький, выпуклый, плоский).

6. Опишите форму бровей (густые, тонкие, сросшиеся, «домиком», дугой).

7. Отметьте наличие морщин ( много и глубокие, маленькие и мало).

8. Опишите волосы (длинные, короткие, пышные, кудрявые, пря­ мые, отсутствуют)

9. Определите цвет волос.

10. Определите размер ушей.

11. Опишите форму губ (верхняя пухлая, нижняя выпяченная, бантиком.

12. Определите размер губ.

13. Отметьте наличие посторонних предметов на лице (пирсинг).

14. Опишите форму подбородка (выступающий, прямой, с ямоч­ кой или без, массивный, узкий).

15. На следующий день незаметно сравните свой портрет с ори­ гиналом.

16. Попробуйте дома опять составить словесный портрет.

Через 2—3 недели составлять словесные портреты людей по их су­ губо индивидуальным признакам для вас не составит особого труда.

 

 

Развитие воображения

Упражнение 1

1. Выберите какой-нибудь отрывок из любимого вами фильма.

2. Лучше, чтобы фильм был цветным.

3. Послушайте отрывок из фильма с включенным звуком, но вы­ ключенным изображением.

4. Посмотрите тот же отрывок с включенным звуком и включен­ ным изображением.


5. Выключите звук и смотрите только на изображение.

6. Повторите операции с одним и тем же отрывком в течение 9—12 дней.

7. В этой же последовательности просмотрите новый короткоме­ тражный фильм.

8. Продолжайте так в течение 9—12 дней.

9. Повторяйте упражнение раз в год.

 

Упражнение 2

1. Поднесите к своему лицу ладонь или другой любой предмет.

2. Смотрите на него до тех пор, пока не почувствуете, что ваше внимание рассеивается.

3. Закройте глаза. Вызовите изображение предмета на вашем

«внутреннем экране».

4. Откройте глаза и сравните воображаемый образ с реальным.

5. Несколько раз в день проделайте эту нехитрую операцию.

 

Упражнение 3

1. Возьмите любую художественную книгу.

2. Выберите абзац с описанием природы.

3. Внимательно прочитайте его и мысленно представьте описан­ ный пейзаж.

 

Упражнение 4

1. Выберите в книге абзац, где есть несколько существительных.

2. Сделайте два-три существительных героями своего рассказа.

3. Придумайте ассоциацию, в которых эти образы будут играть главные роли, двигаться и разговаривать.

 

 



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.