Сделай Сам Свою Работу на 5

Метод ключевых слов, или метод фонетических ассоциаций





Этот способ помогает легко запомнить иностранные имена и фа­ милии. Каждое иностранное слово по своему звучанию напоминает какое-то русское, пусть даже по значению эти слова совершенно разные. Самое главное для вас — связать возникший ассоциативно образ с исконным значением этого слова, создать яркую и эффект­ ную картинку, которая будет возникать в памяти, едва вы услышите это слово, то ли в иностранном, то ли в русском исполнении.

Человек лучше всего запоминает картинки:

1. Связанные с сильными эмоциональными переживаниями.

2. Связанные с жестокостью и насилием.

3. Событий, связанных с личными переживаниями.

4. Любые, касающиеся лично его.

Метод основан на подбирании созвучных слов. Например, к ан­ глийскому слову «ellefant» («слон») мы подбираем созвучные сло­ ва: «Элла» — знакомая девочка, «фант» — бутылка с фантой или фантик от конфет. Составляем сюжет картинки, которая поможет нам запомнить английское слово: девочка Элла сидит верхом на слоне с бутылкой фанты в руках и разглядывает яркие фантики от конфет.

При использовании такого метода звучание слова, его значение связываются в единое целое, и фонетическая форма английского слова в данном случае ассоциируется в памяти с фонетической фор­ мой слова в русском языке.



Оживите картинку, увидьте арену цирка, на которой тренируют­ ся воздушные гимнасты, акробаты, клоуны, и девочку, которая са­ дится на слона, согнувшего передние ноги, чтобы ей было удобнее.

«Войдите» в эту картинку, почувствуйте запахи и звуки, подойдите к слону и дотроньтесь до него.

Еще один пример. Нужно подобрать к английскому слову «look» («смотреть») созвучное слово. Это — «лук». Теперь необходимо со­ ставить небольшой сюжет из этого слова и его перевода. Надо так со­ ставлять слова, чтобы перевод и созвучное слово находились в одной связке, а не были оторваны друг от друга. Созвучное слово может не полностью совпадать с иностранным, достаточно его наиболее вы­ раженной части. Главное, чтобы созвучное слово стало тем ключом, с помощью которого вы в своей памяти сможете отыскать нужное слово. Но это произойдет только в том случае, если актуализация одного слова из составленного сюжета повлечет за собой воспоми­ нание другого.



«Aria» — «воздух». Песни группы «Ария» заставляют парить в воздухе.

«Fronte» — «лоб». Лоб на фронте выставлять под пули совсем ни к чему.

«Lаmро» — «молния». Шаровая молния была похожа на лампу.

«Panino» — «булочка». Булочка дразнила пианино, которое хоте­ ло кушать.

Берите слова из словаря, придумывайте с ними необычные и ори­ гинальные сюжеты, которые надолго будут оставаться в памяти.

Очень важно произносить про себя или вслух само слово и созвуч­ ное с ним. Важно, чтобы память запечатлела, чем слово-созвучие похоже на само слово и чем от него отличается. Обычно достаточно произнести эти слова несколько раз.

Метод фонетических ассоциаций помогает отлично запомнить значения иностранных слов. С его помощью можно отложить в па­ мяти до 30—50 слов в день. Он незаменим перед поездкой в сроч­ ную командировку, при подготовке к экзамену, то есть в то время, когда за короткий промежуток надо выучить большое количество слов.

Не надо огорчаться, если подобрать нужное слово у вас не полу­ чается, ведь это можно сделать далеко не всегда, да и не всегда это необходимо. Наш мозг самостоятельно покопается в ячейках памяти и выдаст из определенной ячейки необходимый ответ.


Русские слова запоминаются при помощи звуковых ассоциаций. Если брать в качестве примера фамилии людей, то это, скорее всего, будут смысловые ассоциации со словами, от которых они произош­ ли. При этом возникают некоторые трудности. Например, фамилии Мороз и Морозов произошли от одного и того же слова «мороз», то есть ассоциацией будет именно это слово и для одной и для другой фамилии. Но у второй фамилии есть суффикс -ов. Люди, носящие такие фамилии, уже давно привыкли, что их часто путают.



Для запоминания надо придумать какое-то слово, характеризу­ ющее суффикс -ов. Пусть это будет овца. Тогда фамилию Морозов можно представить, как овцу в красных сапогах, гуляющую в звезд­ ную зимнюю ночь по парку.

Много русских фамилий заканчиваются на -ин, -ко, -енко, -вич,

-ач, -цев, -цов, -ская, -ский, -кин, -мок и др. Можно для каждого из окончаний придумать свой символ и использовать его в своих ассоциациях и сюжетах. Можно привести аналогии с цветом и ис­ пользовать его при запоминании фамилий — у каждого окончания он будет свой.

С течением времени многие слова выходят из употребления, а фамилии, образованные от них, остаются, поэтому найти слова-

«прародители» достаточно трудно. Для таких фамилий легче при­ менить метод фонетических ассоциаций, как для иностранных слов. Например, к фамилии Ассанович очень легко подбирается сюжет и ассоциация: «Асса новая».

Наша память удивительна сама по себе, она без всяких техник запоминает ритмику слова, его размер, звучание и т. д. Если трени­ ровать память, то она сама начнет применять скрытые резервы, и вы начнете запоминать все нужное более легко и быстро, как будто не применяя никаких техник, но с той же эффективностью. На са­ мом же деле начнется применение методик и техник самой памятью, уже на неосознанном уровне. Мозг человека так устроен, что начи­ нает решать проблемы, которые возникают у нас. И если постоянно ставить задачи и тренировать свой мозг, можно достичь превосход­ ных результатов. Но для этого надо тренироваться, и не только ис­ пользуя упражнения из различных книг, но и применяя известные методы и техники в повседневной жизни.

 

Упражнение «Люди и профессии»

В этом упражнении приведены шестнадцать фамилий людей и шестнадцать профессий. Попробуйте запомнить фамилии людей вместе с профессиями так, чтобы, назвав фамилию, вы могли на­


звать соответствующую ей профессию, а назвав профессию, вы смогли бы назвать нужную фамилию.

Милашевский — закройщик Листьев — журналист Соболев — метролог Белявский — программист Кунцевич — химик Кравченко — конструктор Винченок — сталевар Иванов — повар

Бардаева — официант Булгаков — писатель Осипенко — учитель Борисевич — лаборант Коленко — слесарь Питкевич — контролер Мискина — логопед Пиута — технолог

А теперь, проверьте себя. Закройте первый список листом бума­ ги, а во втором напротив профессий запишите фамилии, а напротив фамилий — профессии.

Технолог Листьев Логопед Милашевский Слесарь Журналист Закройщик Соболев Мискина Повар Кунцевич Белявский Учитель Программист Осипенко Булгаков Винченок Лаборант Борисиевич Метролог Конструктор Химик


Официант Иванов Кравченко Писатель Сталевар Пиута Коленко Иванов Бардаева Контролер Официант Питкевич

 

Упражнение «По порядку»

Представьте, что вам необходимо запомнить фамилии в таком по­ рядке, в каком они составлены в предложенной вам таблице. Пусть это будет последовательность рассадки гостей за столом или теле­ фонных звонков, которые вы должны сделать, или поздравлений на торжественном мероприятии и т. д.

Для этого воспользуйтесь одним из способов запоминания после­ довательности, описанных ниже (способ карманов, матричное за­ поминание, запоминание по цепочке, прием ассоциаций, табличное запоминание).

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.